Новый Иерусалим на Рейне, ч. 1

Новый Иерусалим на Рейне - иудеохристианская ассимиляция германских племен, ч. 1

Введение

По обычаю, заложенному в античности, описание явлений прошлого (произведение) содержит историю факта и его интерпретацию - теоретическое обоснование, историческая работа – истолкование событий и явлений с точки зрения автора. Нас учат, что история, это ЭТНИЗМ (история народов), а её содержание – их судьбы и деяния; согласно современным представлениям истории, философии и языкознания – этнос, общность людей обладающих сознанием своего единства и отличия от других, единство сознания обеспечивается в первую очередь ЯЗЫКОМ. Однако в интерпретации социальных явлений мы не связываем состояние ЯЗЫКА с рассматриваемым историческим фактом, нельзя говорить о развитии какой-либо этнической группы в условиях примитивной племенной лексики и отсутствии образовательной системы. Философское осмысление действительности (начало развития) происходит лишь при наличии всеми принятой терминологии, которая формируется в определенной образовательной и идеологической среде, не обозначив рационально действительность, нельзя развернуть процесс познания; язык выступает как философская система осмысления окружающего мира  и программа развития. Если в племенном мире не сложилась своя система образования и не подготовлены свои "научные" кадры, то соответственно и не будет существовать специальной терминологии, объясняющей устройство мира, или она будет примитивна. В такой ситуации у племени остаётся один выход, чтобы не отстать в развитии от окружающих "продвинутых" народов, – заимствовать идеологические,  культурные и лексические модели соседей.

По мотивам националистическим и патриотическим, а также в условиях отсутствия логической связи между историей и языкознанием исследователями искажается картина прошлого, достижения этноса или деятеля преувеличиваются, а позорные факты замалчиваются. Создавая ура-патриотические исторические построения, чем страдают все исторические школы, мы (атеисты) не уделяем внимание РЕЛИГИОЗНОМУ МИРОВОЗРЕНИЮ (абсолютно господствующем в средневековье), что приводит к искаженным представлениям о процессе формирования европейских народов и их языков, а соответственно к кризисам в современной политике и экономике. Не избежала этого явления и германская историография в совокупности с философией и литературой, где рассуждения об особом "германском пути", идеи о расширении жизненного пространства и "арийском" прошлом германской нации неоднократно приводили Европу к континентальной катастрофе; все эти "мессианские" наклонности  были сформированы в немецкой среде в средневековую эпоху, когда разворачивался процесс ХРИСТИАНИЗАЦИИ германских племен, который затем был направлен в восточные области, сначала Саксонии, затем на территории славян на Эльбе, Одере и в Поморье.

Стремление к "богоизбранности" существует в немецком народе и сегодня, канцлер А. Меркель (18. 10. 2010) заявляет о крахе программы "мульткультурного"  германского общества; мусульмане и другие приглашенные этнические группы (дешевая рабочая сила) не хотят принимать культурные германские ценности и упорно сохраняют свой язык и культуру. Выход из ситуации исламизации Германии видят в ужесточении требований по знанию языка и культуры Германии для проживающих здесь трудовых мигрантов; очевидно, что во внутренней жизни страны возникли межнациональные проблемы, которых  раннее (в послевоенном прошлом) не было, и связаны они с недопониманием процессов религиозно-культурного развития стран.

Согласно Библии история начинается в Малой Азии у Вавилонской башни, где люди проявили богоборческие устремления, а Бог их за это разделил на народы и языки, в этой исходной точке разноплеменного мира видимо и надо, искать начало европейского "народного" самосознания и языков. Народы этого региона: ассирийцы, вавилоняне, финикийцы, евреи, египтяне – были семитами, им удалось создать культурные центры в Месопотамии, Финикии, Израиле и в Египте, а их материальная и духовная культура начала доминировать в регионе Средиземноморской цивилизации. В ходе греко-римской экспансии семитская культура на Ближнем Востоке претерпела изменения, ряд государственных образований исчез, и появились новые, с выходом на политическую сцену арабов (VII), большинство народов этого региона были ими ассимилированы; процесс исламизации проходит сегодня в странах Европы. Таким образом, очевидно, что сглаженное политиками и учеными  религиозное (идеологическое) противостояние (ВОЙНЫ БОГОВ) никогда не исчезали и не исчезнут, пока будут существовать различные идеологические доктрины в понимании Единого (еврейского) Бога Яхве.

Единственным этносом средиземноморского региона, сохранившим своё культурное духовное наследие,  материальное достояние неоднократно было разрушено завоевателями, остались – ЕВРЕИ. Социальные достижения семитской цивилизации были обобщены еврейскими духовными лидерами и представлены миру в виде религиозного   учения -  иудаизма, а позже (в связи с угрозой уничтожения еврейского народа во время Второго Храма) его сектантской группой – иудеохристианством; каждое учение в процессе развития раскалывается на группы и направления, в этом собственно и заключен процесс РАЗВИТИЯ (из семени (зерна) вырастает колос с множеством зерен, однако материя их – одинакова, условия «прорастания» зерен - различные). Бог Яхве в результате привлекательной социально-экономической теории и убедительной практики (образа жизни его почитателей-евреев в языческой среде),  приобрел абсолютный авторитет на территории племенной Европы.

Формирование единой немецкой общности началось в период поздней античности, когда  произошел культурно-исторический переворот в племенном сознании германцев, и возникло новое, ещё не обустроенное социальное пространство и время (феодальная общественная формация). Изменение миропонимания и языка как отмечают исследователи, началось под влиянием  ИУДЕОХРИСТИАНСКОГО учения, однако в историографии нет достаточно ясных и убедительных объяснений этого процесса, а успехи в развитии германцев обычно связывают с косвенным влиянием Римской империей. Каким "чудесным" образом идея еврейского Бога Яхве оказалась на берегах Рейна, кто принес идею единства, обучил и воспитал в понятиях иудеохристианства германский племенной мир, кто способствовал духовно и материально (в Европе этого периода драгоценные металлы не добывались) в организации христианских королевств, герцогств и княжеств? Рим не создал своей Сверхидеи, а присвоил иудейскую, которую начал насаждать на Рейне и Дунае, следовательно, причиной заимствования идеологии, повлекшей явление РАЗВИТИЯ на территории, является несостоятельность духовной и материальной культуры, как римлян, так и германцев.
Если мы обратим внимание на процесс образования старых немецких городов, то легко обнаружим, что на городской (рыночной) площади соседствуют ЦЕРКОВЬ, РАТУША, СИНАГОГА и ЕВРЕЙСКИЙ КВАРТАЛ; инфраструктура города направляет поиски основ германской культуры и экономики в совершенно определенном направлении, к "краеугольному камню" – ИУДЕЙСКОЙ ОБЩИНЕ немецкого города. Следовательно, состоятельность германской городской культуры мы можем связать с жизнью и деятельностью евреев, которые были как иудеями, так и христианами, христианская религия ведь еврейское вероучение, средневековые христиане лишь чуть трансформировали (недопоняли) его обрядность (форму), без изменения содержания.

Период с VI по XVI вв. в Европе был связан со  строительством нового социального пространства и осмысления взаимосвязи духовного и материального в общественном бытии, к XVI веку в практической христианской идеологии Германии, Англии и Юго-Западной Франции возникли реформационные движения. Реформирование церкви привело к созданию новой теологии, а в действительности – к ВОЗВРАЩЕНИЮ ЕВРЕЙСКОЙ ЭТИКИ в форме протестантизма, которая стала опорой возникших капиталистических отношений. Реформация началась (1517) и получила широкое развитие именно в Германии, где с римских времен вдоль Рейна и Дуная концентрировалось крупное ЕВРЕЙСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ, которое активно участвовало (несмотря на гонения) в формировании и развитии культуры и экономики страны.

Состояние архивного дела в Германии намного лучше, чем в соседних странах, здесь сохранились архивы немецких общин, начиная с XVI века, после 1806 г. был создан Общий архив евреев Германии, которому удалось накопить много ценной информации о жизни евреев в средние века. Большинство найденных документов относятся к периоду XVI-XVIII вв., документы более раннего времени единичны, т.к. много документов было уничтожено в ходе Реформации и Тридцатилетней войны (1648). Итак, опираясь на данные археологии и истории, мы сделаем основной акцент в исследовании на немецком языке и архивных данных сосредоточенных в Еврейской Энциклопедии (ЕЭ); попытаемся проследить процесс формирования германского народа и подключение его к идеологической и экономической системе Средиземноморской цивилизации через ассимилирующий элемент континента - ЕВРЕЯ.
               
1. Восприятие германцами иудейской социально-экономической Программы развития

Немецкий философ Мориц Лацарус (1824-1903), который занимался вопросами "психологии народов", считал, что иудаизм связывает все существующие рассеянные нравственные идеи, еврейская идея добра есть последняя и высшая цель, а еврейское учение о нравственности является универсальным, а не национальным.

Начало истории евреев в Германии окружено легендами, одна из которых гласит, что во времена Эзры еврейскую общину города Вормса пригласили посетить Храм в Иерусалиме, но те ответили, что устроили в Германии на Рейне НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ. Хотя эта легенда не имеет исторического подтверждения (разное время), тем не менее, она выражает существовавшее мнение в средневековом еврейском обществе об обретении новой Родины. Главный ДЕЯТЕЛЬ эпохи средневековья – еврей, там, где присутствовало значительное еврейское население, происходил процесс развития, в этом нас убеждает иудеохристианская ориентация племенного мира от Испании и до Волги. Еврей выступал в различных социальных образах: мелочным торговцем и министром короля; христианским священником, римским папой и жертвой инквизиции; средневековым королем и членом гонимой еврейской общины; иудейским ученым-ортодоксом и законодателем моды. Внедрением в обычный обиход духовных и материальных инноваций мы обязаны именно еврейскому народу, который до сих пор сохранил за собой право называться – НАРОДОМ БОГА, в отличие от других этносов стремившихся к «богоизбранности» через войны и претворения в жизнь языческих идей, но так и не получивших этого титула!      

а) Предистория
 
Территорию от Альп и Дуная к северу и восточнее Рейна римляне называли Германией, природа этой страны южанам казалась неприветливой: суровый климат, дремучие леса, горы, болота, отсутствие дорожной системы и городов делали страну малопригодной для жизни. Горная система Альп перекрывала междуречье, горы высотой до 1100 м простираются до середины региона, что замедляло развитие торгового и информационного обмена; Публий Корнелий Тацит (55-117), в 98 г. написал труд под заглавием "О происхождении германцев", где представлял территорию Германии как "страшный лес" и "отвратительное болото". Социальное пространство германцев не было обустроено, населявшие регион племена считали дикими, они вели малопонятный для "цивилизованного" римлянина образ жизни, их воспринимали, как и другие народы, жившие на периферии римского мира – варварами. В работах греческих историков и географов II-I вв. до н.э. содержатся сведения о вторжении бастарнов в Причерноморье, около 182 г. до н.э. они перешли Карпаты и осели в устье Дуная. В 114 до н.э. произошло нападение германских племен кимвров и тевтонов на Южную Галлию, которое поставило под угрозу существование империи, римский полководец Марий разгромил их в 102-101 годах.  Информация о германских племенах содержится в трудах римских историков Плиния Старшего (3-79 гг.) и Корнелия Тацита (55-120 гг.); Плиний служил в римской армии на границе с германцами (47-57 гг.) и принимал лично участие в походах против них; Тацит получал информацию от римских полководцев, легионеров и купцов. Историческая информация III-IV вв. о германцах (великое переселение народов) содержится в трудах Аммиана Марцелина (330-400 гг.), который был по происхождению "сирийским греком" и служил в римской армии; другой византийский историк Прокопий Кессарийский (VI в., Палестина) описал распад остготской державы в Италии  в 555 г.

Древние германцы не составляли этнического целого и не воспринимали себя как единый народ, считают, что этноним Germani (не истолкован до настоящего времени) возник как название одного племени, а кельты распространили его на всех своих восточных соседей и передали римлянам. Впервые  этноним "Германия" упоминается греческим торговцем и астрономом Пифеем (Pytheas, 330 г. до н.э.) из Массалии (Марселя), который обогнул Европу и прошел через пролив Ла-Манш возможно до Балтийского моря; сведения греческого (?) мореплавателя дошли до нас через работы Плутарха, Страбона и Плиния. Появление этнонима связано с восприятием мореплавателем людей живших на побережье Северного моря, вероятно, оно имело антропологический характер и выражалось понятием из финикийской (семитской) системы терминологии.

В лексике иврита мы можем найти подобное этнониму слово - ГАРАМ обгладывать, разгрызать кости, ГЭРЭМ кость, ширококостный, в переносном смысле – выносливый, костлявый, костистый. Этноним мог указывать на ритуальный каннибализм (у соседей кельтов засвидетельствован археологически) или сообщать об антропологическом виде древнего германца жившего в первобытных условиях, более поздняя экспансия германских племен на большие территории не могла осуществляться физически слабыми людьми. Заслуживает внимание стих Бытия 49:14, где Иаков в предсмертном благословлении («возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни»),  уподобил своего сына Иссахара костистому ослу: «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод»; он, подразумевая при этом терпение и выносливость человека; первоначально Германия формировалась как государство между Рейном и Эльбой. Если мы проанализируем этноним "немец", принятый в восточной части Европы, то получим варианты понятий – НЕМЕЦ = НАА соответствовать + АМИЦ крепкий, сильный; АМЦА сила, отвага (вариант – живущие посередине (континента)).

В римские времена территория вдоль бассейна Рейна была поделена на Верхнюю Германию со столицей в Майнце и Нижнюю Германию (Нидерланды, Бельгия) со столицей к Кёльне, в раннем средневековье слово Германия означало Восточнофранкское государство. Этноним сохранился как обозначение средневекового немецкого государства в итальянском, русском и чешском языках, однако многие романские народы по племени алеманов называют немцев - алеманами (Allemands). В Мишне (законодательство евреев) германец (германи), означал белокурого человека; в других талмудических источниках библейское понятие ТОГАРМА (Быт. 10:3, сын Гомера, внук Иафета, правнук  Ноя) переводят через "Германи"; таким образом, через талмудические понятия германские племенные группировки были внесены в "таблицу народов мира" и "привязаны" к терминологии Библии.

К середине I века до н.э. германцы вступили в прямой контакт с римлянами, Цезарь в "Записках о галльской войне" (52 г.) оценивал германцев как серьёзных противников, приводил сведения об их быте, верованиях и обычаях; от Цезаря этноним "Германия" приобрел в литературе устойчивый характер. Германские племена прочно обосновались на Рейне и верхнем Дунае, покорив местных галлов, однако дальнейшее продвижение на юг было остановлена римлянами, и экспансия германцев была направлена на верховья Эльбы, Одера и на Средний Дунай. Во время захвата плацдарма на правом берегу Рейна в Тевтобургском лесу  (9 г. н.э.), племя херусков под руководством Арминия нанесло римлянам сокрушительное поражение, и граница установилась по Рейну и Дунаю, последующие попытки Рима  завоевать земли к востоку от Рейна в 14-17 гг. оказались безрезультатными. В состав империи к началу II века были включены только территории по левому берегу Рейна, пограничный "Римский вал" по Рейну и Дунаю римляне прочно удерживали на западе до 406 г, на востоке до конца VI века. Здесь были поселены около 100 тыс. римских военных колонистов с семьями, по всей пограничной линии возникают военные и торговые колонии, из которых развились в последствии крупные немецкие города Кёльн, Кобленц, Майнц, Трир, Страсбург. Прочного мира на границе не было, в 165-180 гг. на дунайской границе происходили войны с маркоманами и квадами, которым империя была вынужденно выделить земли в верховьях Рейна и Дуная, где они осели как союзники Рима, в середине III в. Рейн перешли свевы и франки.

В социальном устройстве у германцев совокупность родов составляло племя, вожди и старейшины были выборными, верховная власть в этот период принадлежала народным собраниям, которые собирались нерегулярно, на них право голоса имели мужчины достигшие положения воина.  При военной ситуации племена объединялись в союзы и выбирали способного войскового вождя, который набирал дружину, после окончания войны дружина распускалась; однако войны были часты, система земледелия и скотоводства требовала захвата всё новых и новых земель в виду быстрого их истощения, что вызывало межплеменные столкновения.

 К концу I века германцы перешли к оседлому образу жизни, где скотоводство играло главную роль, временные хижины были заменены грубо построенными каменными домами, на смену родовым общинам пришли большесемейные, которые составляли отдельные поселения. Многие германские племена, жившие между Рейном и Эльбой, находились на положении клиентов Рима, формы зависимости от империи были разные, одни племена поставляли солдат для вспомогательных войск, другие, продукты ремесленного и с/х производства. Ремесленное производство было развито слабо, вооружения и орудий труда не хватало, и оно было несовершенным, однако постепенно территории втягиваются в транзитную торговлю, за развитием торговли последовал рост мореплавания, судостроения и ремесла; римская монета распространялась в пограничных областях, в отдаленных племенах господствовал прямой обмен товаров. Во II-III вв. римские купцы (?)  начали проникать на отдаленные территории, знать приобретает привозные вина, утварь и ювелирные изделия, в музее земли Рейланд города Трира есть рельеф из Неймегена изображающий торговый корабль на Мозеле груженный вином, его относят к III в. н.э.; ритор Либаний (314-393, Антиохия) сообщает о том, что император Юлиан Отступник (322-363) «завел на Рейне судоходство» (Ораторы Греции. М., 1985). 

 Постепенно совершенствуется ремесленно производство, мастера изготовляют сложные образцы вооружения (кольчуги) и другие товары, развивается сельское хозяйство, германские товары и продукты с/х начинают вывозить на соседние территории. В III в. германские племена готов появляются в Причерноморье и расселяются в степях между Днепром и Дунаем, в 250 г. они появляются в Крыму, где их центром стало укрепленное поселение на юге – Дорос. Под влиянием ИУДАИЗИРОВАННОГО населения Крыма готы принимают христианство (арианского толка), номинально они находились вначале под властью Византии, а позднее под властью иудейской Хазарии, язык крымских готов сохранился в Крыму до XVI века.

В IV в. племенные союзы германцев окрепли и расширились, росла социальная дифференциация и укреплялась власть вождей, некоторые поступали на римскую военную службу, другие вели свои дружины на империю ради захвата новых земель для поселений; многие мелкие племена исчезли, растворились в составе более крупных племенных союзов. Усиливается роль народных собраний, которые стали постоянным органом, на них решались вопросы войны и мира, разрешались различные судебные вопросы, руководили собраниями вожди и старейшины, войсковых вождей выбирали из среды знати.
Произошли изменения в языческих верованиях, скорее всего под влиянием иудаизма, что прослеживается по терминологии, древние германцы обожествляли солнце, луну, огонь, в позднее время их боги приобрели новые атрибуты. Водан приобрел черты верховного божества; В+ОДАН = АДОН, АДОНАИ господин, хозяин, Бог; Донар стал богом грома, а Циу – богом войны, очевидно, что бог войны должен носить "военное" имя = ивр. ЦАВА, ЦЕВАИУТ войско, армия, военный дух. Храмов и богослужений у германцев не было,  богам приносили жертвоприношения, в т. ч. и человеческие, огромным влиянием пользовались прорицатели, предсказаниям и гаданиям германцы доверяли.

Важным средством повышение авторитета вождей-конунгов являлось принятие христианства в форме арианства (культовая форма более близкая к иудаизму) в IV веке, которое стало распространяться первоначально в среде вестготов, живших за Дунаем и имевших более тесные отношения с империей. Его проповедником был Ульфила (341-383), который был возведен в Константинополе в сан "Епископ готов"; УЛЬФИЛА, Вульфила, гот. Wulfila, греч. Ulphilas = ивр. АЛЭФ первая буква алфавита, первый; АЛУФ глава; ОЛЕФ учиться, поучать + ЕЛ (ИЛ) Бог; поучающий Богу; а какое имя должен носить первый германский епископ, неужели готское языческое – Вольф (Wolf) волк? Ряд других германских племен также восприняли христианство в форме арианства, что вызывало осложнение между Римом и племенным миром Германии, Рим признал арианство – ересью, а ариан сторонниками ИУДАИЗМА, арианство было символом сопротивления - знаменем борьбы с империей.
 
В этот период гунны вытесняют вестготов к Дунаю, империя разрешает им поселение в придунайских провинциях, где в результате злоупотреблений чиновников в 376 году происходит восстание вестготских поселенцев. В 378 римская армия потерпела поражение от вестготов, на поле боя пал император и 40 тысяч солдат, в результате готы получили земли во Фракии, Фригии и Лидии; в 395 году вестготы вновь взбунтовались и под руководством своего короля Алариха двинулись на Константинополь; Alaricus, Alarich, 370-410; в имени видны библейские корни; ЕЛЬ Бог + РУАХ дух, душа. Императору Аркадию удалось подкупить Алариха и направить вестготов на запад, в Италию, где в 410 г. Аларихом был взят Рим; по одним источникам город был разграблен, по другим сведениям готы вели себя как добропорядочные христиане. В течение 30 последующих лет вестготы из Италии совершили переход в Галлию и распространили своё влияние на юго-западную часть Галлии и Пиренейский полуостров; у вестготов в V веке возникает КАЗНА – важный элемент зарождавшегося государства, конунги начали отличаться внешним видом: одеждой, прической и атрибутами власти.

Реальной политической единицей древнегерманского мира было племя, племенные объединения строились по территориальному принципу и включали в себя славян, кельтов и другие племена.  Родоплеменные подразделения германцев состояли из обособленных округов, римское название округов "pagus", германское Gau (округ, край); оба слова содержат ивритский корень – УГА  круг; прочитано наоборот. Это были крупные территории в 1000 кв. км, жители которых имели общее название, отличное от прочих территориальных этнонимов, например Брейсгау – округ бризов, в каждом округе были свои малые собрания, где избирался вождь и лагман – хранитель и знаток местной традиции; ивр. ЛА принадлежность + (х) ГАМОН толпа, масса; простонародный, вульгарный.

Округ дробился на сотни, которые  выставляли ополчение в 100 воинов - hunderet = ивр. ГУНДАР  командир эскадрона; ГУНДА эскадрон; подразделение войск в 100 человек; первоначально "сотня" – родовая группа в 100 семейств. В сотнях существовали свои собрания (malles, суд по Салической правде, или gemot по англо-саксонским документам), на которых заключались сделки и решались судебные дела, дела нескольких сотен рассматривались на окружном или племенном собрании. Во время царствования короля Хлодвига у франков в деревнях еще сохранялся народный суд "маллюс" = ивр. ПЕРИ МААЛАЛАИВ воздаяние, возмездие за поступки, результат поступков; МААЛАЛ поступок, действие. Скорее всего обратное чтение (как в иврите); malles = SELLAM = ШАЛОМ мир, спокойствие, благополучие; ШИЛУМ уплата, выплата, вознаграждение, репарации; термин malles говорит о присутствии еврейского лексикона и знакомстве германцев с библейской юриспруденцией, а соответственно и о существование в германской среде носителей терминологии – евреев.

Укрепление племенных союзов произошло в IV-V веках, они стали насчитывать несколько сотен тысяч человек и контролировать огромные территории (готы, алеманы, франки), сбор членов общего собрания в таких формированиях стал невозможен. Продолжали функционировать лишь окружные и сотенные собрания, совет родоплеменных старейшин уступил место совету служивой знати (дружинников) группировавшегося вокруг конунга, власть конунга, ещё не была наследственной, но уже выделились рода, из которых их избирали. Слово konung производят от  индоевропейского (?) понятия keni – род; в первоначальном значении конунг – родовитый знатный германец, но не господин и повелитель, термин "король" принадлежит к эпохе феодализма (IX) (Удальцова З.В. История средних веков. М., 1990).   
Конунг konung  – военный предводитель племени, представитель в международных делах, имел преимущество при разделе добычи и право на часть штрафов, однако судьёй и хранителем племенных обычаев не был; главная функция "конунга" – военно-дипломатическая = ГАНАН защищать, охранять; слово прочитано наоборот - gnun+ok (КЭ – слитная частица, в качестве, сравнение).

Выделились предводители племенных подразделений "Reguli" в отличие от остальной знати "optimates"; одно из значений понятия "Reguli" – ивр. РИГЕЛ водить, вести. Вожди располагали собственными дружинами и жили в укрепленных поселениях (бургах), которые обносились земляным валом с деревянным тыном, где во время нападения врагов находили защиту  окрестные жители; отсюда произошло не дешифрованное понятие "бург" = ивр. БАРАХ убегать, спасаться бегством, запирать на засов; БИРА замок (укрепленное место), если прочитать все буквы в слове, то получится – БИРАХ (БИРАГ, диалект), в поздние времена его стали понимать как – укрепленный город, убежище. К IV веку в результате смешения германских племен возникли новые племенные образования: алеманы, бавары, франки, саксы, тюринги, фризы, в конце V в. вся территория Западной Европы была занята германцами, завоевания сопровождались гибелью огромных масс людей, разрушениями культурных и материальных ценностей и образованием независимых германских королевств.

б) Франкское государство, династии Меровингов и Каролингов

В конце V в. самостоятельные племена франков, подчинились общему королю Хлодвигу (481-511), стремясь укрепить свою власть, король, ранее исповедовавший христианство-арианство, принял католицизм в 496 г., затем католиками стали все франки.  В результанте завоеваний франков образовалось обширное государство, его восточной границей был Рейн, западной - река Гаронна, при Хлодвиге оно носило черты конфедерации племен. Столь быстрый территориальный рост Франкского государства историки объясняют поддержкой оказанной королю классом землевладельцев и церковным аппаратом нуждавшихся в сильной королевской власти. После смерти Хлодвига Франкское государство раздробилось на уделы его четырех сыновей, потом они объединились и вновь раздробились на части, только при короле Дагоберте I (629-639), удалось добиться более длительного объединения, при этом короле была предпринята попытка НАСИЛЬСТВЕННОГО КРЕЩЕНИЯ ЕВРЕЕВ (жили там с римского времени), большая их часть их покинула Северную Францию.

Юг Франции (пограничные территории) плотно заселяло еврейское население, здесь правили вестготы, король Вамба (672-680), принял решение об изгнании евреев, чем вызвал возмущение жителей и всеобщее восстание на юге, знать и народ выступили в защиту евреев; однако восстание было подавлено, а евреи изгнаны (673). В Лангедоке по документам еврейское население фиксируется с V в., общины вели торговлю с Левантом и греками, они способствовали процветанию региона и давали занятие местному населению; после свержения Вамбы евреям было разрешено вернуться, уже в 681 году.

Короли династии Меровингов не смогли создать свою налоговую систему или восстановить римскую, что негативно отразилось на развитии государства; они оказались несостоятельными буквально во всех сферах деятельности: в экономике и торговле, в политике и военном деле, от римской империи германцы унаследовали лишь немногие элементы управления государством. Возникли проблемы с налогообложением, собирая налоги с галло-римского населения, знать, наткнулись на упорное сопротивление попыткам распространить налоги на свободных франков.

Власть в старых римских округах в течении V в. сосредотачивалась в руках ЕПИСКОПОВ, а сам город был резиденцией епископа, власть в других округах  осуществляли служилые люди – графы, которые следили за соблюдением порядка и исполнением судебных решений, собирали подати и решали военно-мобилизационные вопросы. Как считают историки, римское судопроизводство было вытеснено германским (?), и общественные отношения в предгосударственных формированиях в меровингский период опирались на юридический кодекс - "Салическую правду" (Lex Salica) - запись старинных (?) судебных обычаев франков. Закон есть система наказаний за нарушение общественных норм - ЛЕКС lex закон = иврит ЛАКА быть наказанным, наказать, в тоже время имеет смысл – повреждение, ущерб; в немецком языке понятие "закон" выражается словом Gesetz основной закон, закон, правило = ГЕ артикль + ШЕТ, ШАТОТ множ., ШТТ фундамент, основа, обосновывать. В результате непрерывных дарений земель династия Меровингов потеряла политическую силу, короли были оттеснены на задний план и получили прозвище "ленивых"; власть постепенно переходила к выходцам землевладельческой знати – майордомам, в 715 г. майордомом Франкского государства стал Карл Мартел, правивший до 741.

Майодром Карл Мартелл (715-741), в 732 г. отразил нападение арабов при Пуатье, ведя войну с маврами на юге, ОТКРЫЛ ДОСТУП ЕВРЕЯМ в свою армию, они имели право на владение аллодиальной землёй (полная собственность); в его правление усилилось влияние церкви, Майнцское архиепископство подчинило себе все духовенство. Заметим, что в это время на восточной окраине средиземноморской цивилизации арабов остановили хазары, которые вскоре приняли иудаизм, как государственную религию, соответственно иврит стал – государственным языком. Таким образом, образовалось новое социальное пространство и возникло новое иудеохристианское время (феодальная формация), идеологический и финансовый костяк этого образования составляли – ЕВРЕИ.

Король Пипин Короткий (741-768), майордом Пипин в 751 г. во главе группы богатых и влиятельных франков отстраняет Меровингов от власти и при поддержке папы Захария (741-752) восходит на престол, новая династия получила имя "Каролинги". В правление Каролингов политический центр Франкского государства переместился в Германию, за помощь церкви король расплачивается захваченной у лангобардов Равеннской областью, которую передаёт папе, так было положено начало светской власти папства.

Король и император Карл Великий (768-814), в результате военных походов (всего 50) превратил государство в обширную империю, на западе границей были Пиренеи, а на востоке среднее течение реки Эльба. Папа Лев III 25 декабря 799 г. во время богослужения на рождество возложил на голову Карла императорскую корону, а в 812 г. Византия признала Карла Великого императором и согласилась на равноценное существование двух империй. Основной хозяйственной ячейкой франкского общества в период царствования Карла было феодальное поместье, хозяйство носило натуральный характер, ремесло не было отделено от сельского хозяйства. Главной задачей светского или церковного поместья было удовлетворение собственных потребностей, а не производство на рынок; франкское государство представляло собой мир из маленьких мирков плохо связанных между собой экономически. Император провел судебную и военную реформы, была ликвидирована выборность судей (они стали государственными чиновниками) и отменена военная служба крестьян. Центром управления империей стал императорский двор, Карл Великий правил обширным государством с помощью королевских капитуляриев; capitularia – королевские указы, выпускались императором совместно с советом крупных землевладельцев, которые для этой цели два раза в год собирались в королевском дворце. Носителем феодальной культуры была церковь, однако раздробленность феодального общества служила одним из препятствий в развитии культуры и в первую очередь образования. Какое-либо широкое образование вплоть до X века отсутствовало, от своих служителей церковь требовала очень малого – знание молитв, умение читать по латыни Евангелие и порядок церковной службы;  в одном из своих капитуляриев император отмечал слабую образованность монахов - "не понимают смысла Священного Писания". Важнейший символ того времени - корона Карла Великого (считают, что изготовлена гораздо позже, в XI веке, византийскими художниками), корона украшена мелкими эмалированными щитками с изображением библейских лиц – Соломона, Давида, Иезекииля и Христа, с латинскими подписями, центральный предмет – крест, присоединен к короне гораздо позже.

В этот период церковные соборы не поднимали вопроса о еврейском населении, римские папы были в зависимости (надеялись получить территории) от короля. При Карле Великом число евреев живших во Франции было велико, их положение регулировалось законом, а еврейские купцы исполняли дипломатические и торговые поручения императора, например, еврей Исаак был послан Карлом Великим (797) к халифу Гарун аль-Рашиду, для заключения соглашения о торговле. Источники раннего средневековья сообщают, что священники часто обращались к евреям для разъяснения теологических вопросов Библии, а христиане ходили в синагоги на проповеди еврейских проповедников, существовало общее мнение, что те лучше объясняли вопросы веры. "Епископ из Фульде, заявлял, что при составлении своего сочинения, он совещался с евреями "знакомых с Библией" (ЕЭ), быстрый рост населения общин в это время историки отчасти объясняют переходом какой-то части галло-германского населения в иудаизм.

Людовик I Благочестивый (814-843), прозвище короля говорит о направленности образа жизни - приверженность христианству; в его правление произошло несколько переделов империи, а в 843 (после смерти) империя распалась на три королевства, во главе каждого стояли внуки Карла Великого. Карлу Лысому досталась Западно-Франкское королевство (Франция), а Лотарь получил "среднее" королевство – Бургундию и Италию, вместе с императорским титулом, который теперь не давал преимущества; таким образом, в 843 г. произошло обособление германских земель.

Людовик Немецкий (Ludwig) 804-874, король с 843 г., по Верденскому договору (843) получил германские области к востоку от Рейна; в эпоху Меровингов и Каролингов нельзя ещё говорить об образовании французской или немецкой народности, хотя в различных частях империи существовали отличия. Исторической вехой в процессе обособления населения историки считают передел империи между внуками Карла Великого по Верденскому договору 843 г., Людовик Немецкий и Карл Лысый заключили в Страсбурге союз против Лотаря, текст договора был уже написан двумя языками – немецким и французским.
в) Племенные герцогства и архиепископства, религиозно-политические и экономические узлы германского государства

Территория Германии не входила в состав Римской империи, и влияние римских порядков и культуры на организацию общественно-хозяйственной жизни здесь было незначительным, судебная и военная власть феодалов находилась на ранней стадии своего развития. Со временем получает развитие крупное землевладение в результате захвата земель и пожалованиям светским и церковным феодалам, большую часть крестьянских держаний составляли закрепощенные общинники, работавшие на феодала 6 недель в году, в некоторых общинах оставались свободные крестьяне. Неполнота закрепощения крестьянства влияла на организацию господствующего класса, к началу X века германские феодалы приобрели право суда лишь над лично несвободными крестьянами и при том по мелким проступкам, в связи с этим ещё не сложилась феодальная иерархия и не возникли наследственные должности (граф).

В хозяйственной жизни преобладало хлебопашество в сочетании с садоводством и огородничеством, виноделие было распространено главным образом в прирейнской области и на юго-западе (где были ранние еврейские поселения), в южной Германии и в горных районах получило распространение скотоводство. Дальнейшее развитие сельского хозяйства в течении X-XI вв. выражалось в освоении новых земель (колонизация), расчистке пустошей и корчевании леса, в одних местах под пашню, в других под виноградники и луга. В V веке в связи с потеплением европейского климата, виноградарство стало распространяться выше границ существовавших в античное время, в IX-X вв. виноградарство дошло до Одера. Культурное пчеловодство (пасеки) появилось в Европе позднее, в XIV веке, сыроварение и производство коровьего масла развилось в X-XI вв., коровье масло было дорогим продуктом и употреблялось только знатью. Продуктов у рядового населения не хватало, о вспышках голода сообщают документы королевских канцелярий VIII-IX вв., в XI веке в разных областях Германии было 62 голодных года, в долине Рейна богатой на пищевые ресурсы голод происходил каждые 3-4 года. Кроме известных причин возникновения голода – войн, засухи, холодов, повышенной влажности, существовали и чисто технические причины, связанные с неразвитой инфраструктурой: недостаточность и неэффективность земледелия, запасы пищевых продуктов было трудно создавать, хранить и транспортировать. В XI веке произошел скачек в развитии горнодобывающего и металлургического производства, а также в судостроении, однако до XIII века железные вещи были дороги, панцирь и шлем являлся редкостью до X века, а полное снаряжение рыцаря было доступно только высшему классу.

Первоначально территория Германии простиралась между Рейном и Эльбой, и Альпами и включала четыре племенных герцогства: Саксонию, Франконию, Аллеманию (Швабию) и Баварию, в 870-80 гг. была присоединена Лотарингия и Фризия (Фрисландия), германские герцогства составляли одно королевство, его называли Тевтонским. Тевтоны – малоизвестное германское племя II в. до н.э., от слова "тевтоны", как считают исследователи, произошло название немцев – Teutschen или  Deutschen (немец), отсюда выводят  и наименование современной Германии – Deutschland. Самоназвание немецкого народа имеет формы Teatsche и Deatsche, для обозначения тевтонов применяются также имена diutiscae  или deutsch. Понятие  diutisk (от thiuda – народ), к которому восходит современное самоназвание немцев – Deutsch, зарегистрировано в исторических источниках с конца VIII века, при этом оно сначала употреблялась в значении "ПРОСТОНАРОДНЫЙ" язык, в отличие от латыни, этнический характер приобрело к XI веку (Удальцова З.В. История средних веков. М., 1990).   Эта лингвистическая находка исследователей позволяет предположить факт распространения иврита (языка Бога), а соответственно и наличие больших групп его носителей (евреев) в бассейне рек Рейн и Дунай, а также начало формирования религиозно-торгового языка, который стал называться немецким; территория Германии занимает среднее положение между окружающими её странами:  ивр. НАА соответствовать + ЭМЦА, ЭМЦАИ середина, средний; МИЦА помещать в середине, находить среднюю величину, разделяться пополам.

Дешифровка понятия Deutsche (немец), не кажется убедительной, немцы-христиане VIII-IX веков имевшие иудеохристианскую традицию с V века не могли назваться именем малоизвестного языческого германского племени существовавшего во II веке до н.э., этого бы не допустила бы церковь и власть. Вероятно, надо рассмотреть имя с позиции иудеохристианства и процесса концентрации населения вокруг епископии, как не в одной стране в Германии очень часто епископ осуществлял одновременно светскую и духовную власть на территории.
 Deut+s+chen немец = ивр. ДАТ религия, закон; ДАТИ святой + Ш который + КОХАН, КОХАНИ  священнический, священник; т.е. закон, устанавливаемый священниками. Очевидно, что немецкий язык начал складываться на системе транслитерации - передаче знаков еврейской письменности знаками латинской письменности, Deus лат. – Бог; таким образом, имя первоначально обозначало систему идеологии и власти на территории - священник и религиозный закон.

Племенными территориями управляли герцоги - выборные вожди, племенные князья в период средневековья, а в позднее время правители территории в системе военно-ленной иерархии; в средневековой иерархии герцог занимал второе место после короля. Герцоги располагали высшей судебно-административной властью и самостоятельной военной силой состоящей из отрядов вассалов и ополчений племенных областей, они получали доходы за счет штрафов, налогов и пошлин,  в начале X века были фактически независимыми от короля.
Термин Herzeg герцог считают немецким по происхождению, в общем смысле это правитель отдельного,  крупного феодального владения с тенденцией превращения его в королевство, в основе понятия корень иврита – Г+ЕРЦ+ОГ = ЭРЭЦ земля, страна, государство.
В немецком языке понятие "властитель", "государь" выражают словом Herrscher; Her, или наоборот – REH = РУАХ дух; им объясняют эманацию, божественную благодать + rscher = РОШ  руководитель, глава; РОШ ХАИР – старейшина города; глава поселения (общины) на которого снизошел божественный Дух (христианство).
Термины иудаизма, указывает нам на сущность раннефеодальной организации немецкого общества: герцогства мы можем отнести к светско-теократической форме, с тенденцией к обособлению, архиепископства к теократической форме, с тенденцией к расширению. Несмотря на сепаратизм герцогов в Германии складываются условия для укрепления королевской власти, этому способствовала внешнеполитическая обстановка, с конца IX века страна становится ареной набегов норманнов, а с начала X в. – венгров, военные силы отдельных герцогств не смогли обеспечить надежную защиту территорий.

Австрия, Ost+erreich, считают, что термин произошел от древненемецкого понятия - восточная земля; Reich империя, государство = ивр. ЭРЭЦ земля, страна, государство; или РУАХ божественный дух; страна, образованная путем снисхождения Святого Духа Бога. Не здесь ли находятся разгадка особенностей психологии германского этноса (претензия на исключительность, работающая на подсознательном уровне), со средних веков ведущего деятельность по расширению своего "жизненного пространства" во всех направлениях?

 После разгрома венгров на реке Лех, германский император Оттон I в 955 г. образовал восточную Баварскую марку, за которой утвердилось название Австрия,  результате различных феодальных преобразований земель к XII веку выделилась герцогство Австрия, расположенное на главных речных и сухопутных торговых путях. В 1276-78 гг. Австрия была захвачена немецким королем Рудольфом I Габсбургом, в течении XII-XIV веков здесь оформилась сословная монархия с ландтагами по отдельным землям, до XV века конгломерат земель был связан через династические узы, император Максимилиан I (1493-1519) объединил все австрийские земли в своих руках. Габсбурги (Habsburger), правящая династия в Австрии с 1282 по 1918, в Чехии и Венгрии с 1526 по 1918; императоры Священной Римской империи с 1438 по 1806 год. Династическое имя исследователи производят от замка Habsburg, построен в 1020 г в Швейцарии; вероятно смысл имени – родовой (отцовский) замок = Х артикль + АБА  отец, глава семьи, основной, главный + Ш связка + бург (замок); т.е. отцовский замок.

Первое свидетельство о присутствии еврейского населения в Австрии относят к законам о налогах составленных в 899-911 гг.: "Признанные законом торговцы, т.е. евреи и другие купцы… должны уплачивать налог со своих рабов и других товаров" (ЕЭ); в XII в. герцог Леопольд имел при дворе еврея чеканщика монеты; в XIII веке венские евреи играли значительную роль в коммерческой и общественной жизни страны, в грамоте Фридриха II венским жителям содержится обещание отстранить евреев от государственных должностей (1237). В грамоте от 1238 г. император пожаловал венским евреям "хартию", в которой они названы "рабами двора", т.е. под защитой императора; было запрещено насильственное крещение еврейских детей, требовалось соблюдения равенства перед законом, евреев запрещалась пытать, в своих делах они пользовались полной автономией.

Любопытные документы, касающиеся отношений евреев и монархов, сохранились от Нового времени; император Св. Римской империи, он же эрцгерцог Австрии Леопольд I (1640-1705) изгнал евреев из Вены в 1670 г., однако был расположен к придворным евреям, находившимся у него на службе. Указом от 29. 8. 1703 г. он назначает Самсона Вертхеймера (1658-1724, раввин, ученый, придворный еврей) главным управляющим финансами Императорского двора. В документе в самых лестных выражениях описана деятельность С. Вертхеймера в пользу императора, которая охватывала финансовую, коммерческую отрасль, а также дипломатию:
- оказал финансовую помощь (под низкий процент) во время войны за испанское наследство;
- организовал расходы императора, членов его семьи и двора;
- удачно разместил субсидии, деньги и рабочую силу, в результате чего казна пополнилась деньгами;
- вел успешные переговоры по повышению суммы приданного для пфальцграфа Карла Филиппа (за что получил лично от императора в дар 1000 дукатов); за оказанные услуги получил право проживание с семьёй и слугами ещё на 20 лет, был освобожден от всех налогов, получил протекцию императора и личную безопасность, а также свободу передвижения, право финансовой деятельности, беспошлинной торговли и право свободно исполнять все религиозные обряды (Евреи в современном мире. М., - Иерусалим, 2003). 

Бавария (Bayern) - область южной Германии, территория по среднему течению Дуная и его притоков, к востоку от реки Лех; Баварское плоскогорье (789 м) примыкает к Альпам, реки рассекают плоскогорье на ряд частей, а дороги вдоль рек являлись торговыми путями, связывающими Германию с Италией и Швейцарией. Границы региона четко выделены в природном отношении; природа способствовала исторической обособленности региона, Бавария была королевством вплоть до 1918 г., большинство население всегда исповедовало католицизм, еврейское население документально зафиксировано с 906 года.
Происхождение имени  Bayern выводят от племени баваров "bayer" (генезис племени не установлен), которые в VI веке завоевали южные территории Германии и образовали герцогство, вероятно, этноним и название территории связано с природной зоной – границей цивилизованного пространства.
Река Дунай – граница лесной зоны, а бавары – жители лесов = ивр. БА приходить, происходить + ЙААР лес, ЙАРАН лесник; баварец – лесной человек; историки отмечают, что во время римского господства леса южнее Дуная были вырублены, севернее сплошные леса сохранились, средой обитания германских племен были – леса.  Основные центры внутри герцогства с VIII века формировались как епископства, наделенные светской властью, к ним относятся: Зальцбург, Пассау, Регенсбург, Фрейзинг, Эйхштетт, резиденцией баварских герцогов был до XIII века г. Регенсбург. В этот период была создана "Баварская правда" – запись обычного права, как и в других "Правдах" она содержала три раздела: первый был посвящен церкви, второй – правам герцога, третья – запись обычного права; очевидно, что процесс развития герцогства был связан с церковной организацией общества.

В 788 г. герцогство Бавария включено в состав Франкского королевства, но в X веке вновь возродилось как племенное, X-XIII века от Баварии отпало ряд территорий - Каринтия, Восточная марка, Тироль и Зальцбург, а само герцогство распалось на уделы, вновь объединилось при герцоге Альбрехте IV (1467-1508). Земля Каринтия (Австрия) находится в Альпах, горные хребты образуют угол (долину) в котором расположена область; Carenthia, Karinthen, Karnten = ивр. КЭРЭН угол + ТЕА устанавливать пограничную линию; в имени указаны границы племенной территории; евреи в Каринтии регистрируются с XII века, пользовались вольностями и правами свободных граждан, в 1496 изгнаны.

Бранденбург (Brandenburg), маркграф Альбрехт Медведь (1120-1170, у власти с 1150), в XII в. занял центр гаволян Бранибор (Бранденбург) на реке Хафель, в дальнейшем экспансия маркграфства шла на восток. Старая марка (Эльба) – Средняя марка (Бранденбург 1151) – Укрская марка (Берлин-Одер, 1230) – Фракфурт-Кюстрин (1250) – Новая марка (на восток от Одера, 1260); в дальнейшем  курфюршество Пруссия с 1417 г. Евреи появились на этих территориях в XII веке во время колонизации края, первые известия относят к г. Белитц; согласно первой грамоте г. Штендаля (1297) евреи пользовались равными правами с остальными горожанами, городской совет обязался их защищать от насилия; Людовик Баварский захвативший маркграфство в 1322 г. подтвердил права еврейского населения г. Гавельберга, Перлеберга, Прицвалка. В 1344 г. он выдал евреям Новой марки общую привилегию, согласно которой они имели право на домовладение,  ссудные занятия являлись главными в деятельности, им разрешался вывоз лошадей и хлеба поступившим к ним как уплата долга, евреи были уравнены с другими жителями в подсудности и присяге. Династия Гогенцоллернов (1415) продолжала политику своих предшественников Вительсбахов, Фридрих I подтвердил в 1420 г. привилегии 1344 г. евреям Новой Марки и распространил её на всё еврейское население курфюршества.

Фридрих II Железный в 1440 выразил в привилегии сожаление по поводу "слабости и бедности" евреев, однако в 1446 г. по призыву папы и императора отнял их имущество и выселил из страны; в результате изгнания город лишился доходов, и эдикт об изгнании вскоре был отменен. В 1510 г. против евреев возбудили процессы по стандартным обвинениям в осквернении святых даров, под пытками арестованные оговорили других и в результате "следствия" было казнено 42 человека, а остальное еврейское население было изгнано. Однако евреям удалось оправдаться и доказать, что обвинение было ложным, и им разрешили вернуться;  вторично евреи были изгнаны в 1573 г. по обвинению в отравлении курфюрста Иоахима II, в 1671 г.  было разрешено поселение 50 семействам, в 1779 г. в Бранденбурге проживало 5782 еврея, из них 3409 в Берлине.

В коренных бранденбургском регионе евреи жили в средние века, изгнаны в 1511, вторично изгнаны в 1570, однако Тридцатилетняя война (1618-1648) подорвала финансовое состояние Бранденбурга, в курфюршестве не было необходимых людей и связей для улучшения финансового положения, возникла необходимость привлечения еврейского населения для налаживания финансово-торговой системы. Первые группы евреев изгнанных из Вены прибыли в Бранденбург в 1671 г., эдиктом курфюрста города Бранденбурга объявлялись открытыми для еврейского населения и свободной торговли; позже появились жалобы населения на привилегии евреям, в 1680 г. еврейская торговля была ограничена, срок пребывания евреев сократили до  20 лет.
 
При королях Фридрихе-Вильгельме I и Фридрихе Великом был еврейский финансист Эфраим Файтель-Гейне (ум. 1775), ювелир и управляющий монетным двором; известны также, что члены семей Итцаг были управляющими монетного двора, а пять поколений семьи  Гумперц служили бранденбургским курфюрстам.

Большинство евреев проживало в крупных городах и местечках, в 1730 г. Гирш Давид Прегер получил разрешение на учреждение шелковой мануфактуры в Потсдаме, которая превратилась в большое производство, удачной была деятельность евреев по откупу государственной монеты; в течении XVIII века еврейское население продолжало расти: в 1728 – 1173 семьи, в 1749 – 2093 семьи. 

Войны с Наполеоном закончились поражением Пруссии под Иеной (1806), необходимость в финансах для войны с Францией побудило правительство расширить права евреев и призвать их для участия в войнах; в 1808 г. были запрещены презрительные клички, евреям представили права горожан, они были допущены к ответственным должностям. Сложное политическое и военное положение Пруссии вызвало новый эдикт о положении евреев в государстве, в нем евреи были приравнены к христианам полностью, лишь только государственная служба была для них закрыта. В войнах с Наполеоном принимало участие 1/5 еврейского мужского населения, многие были убиты, другие получили офицерские чины и награждены орденами, богатые евреи жертвовали значительные суммы на войну; однако после разгрома Наполеона еврейское население было возвращено в угнетенное положение, ограничения сохранились до революции 1830 г.

Королевство Пруссия выросло из Бранденбургского маркграфства, в 1415 г. здесь утвердились Гогенцоллерны; князь Альбрехт, бывший в 1525 г. магистром Тевтонского ордена, принял протестантство и объявил Орденскую область светской территорией под названием Пруссия. В 1618 г. Пруссия была присоединена к Бранденбургу, при курфюрсте Фридрихе-Вильгельме (1640-88) были сделаны новые территориальные приобретения, а его приемник Фридрих объявил в 1701 г. Пруссию – королевством, при Фридрихе II (1740-1786), территория королевства увеличилась за счет части Силезии и Польши. Фридрих II в 1750 г. издаёт «Хартию, дарованную евреям Пруссии», в которой признавал: «Однако, что касается внешней и внутренней еврейской торговли в нашем Королевстве Пруссия, то специальная конституция, которая была принята там, и в дальнейшем остаётся в силе, поскольку торговля с Польшей и Россией там всё ещё зависит как от христианской, так и от еврейской коммерции» (Евреи в современном мире, 2003).   

Король ввел в 1756 г. жесткий регламент местных евреев, согласно этому постановлению все евреи делились на 2 разряда – находящихся под покровительством власти и терпимых, в зависимости от принадлежности к разряду евреи пользовались привилегиями или подвергались различным ограничениям. В Силезии и Западной Пруссии евреям запрещалось жить в деревнях, с другой стороны поощрялась чулочное и шляпное производство, а также шелковая промышленность, где давались привилегии. Король сурово преследовал ссудную деятельность, ограничения были отменены в 1772 г., вероятно в связи с неудачами Пруссии в Семилетней войне, когда по итогам войны Пруссия выплатила России контрибуцию; часть контрибуции была взыскана с еврейских общин. Фридрих проявил изрядную изобретательность в деле создания все новых налогов для еврейского населения, евреи платили: рекрутскую подать, серебряную подать, брачный налог, фарфоровый налог и т.д.

Тевтонский орден (Немецкий орден, Орден крестоносцев), католический духовно-рыцарский орден, осуществлявший в XIII-XV веках колонизацию Восточной Европы; возник в XII веке в Палестине, в 1198 г. утвержден папой Иннокентием III, в 1226 г. перенес свою деятельность в Восточную Европу и начал покорение пруссов, его отделение в Прибалтике называлось Ливонским орденом. В короткое время орден завоевал территории от Вислы до Нарвы, отрезал путь к Балтийскому морю Польше, Литве и Руси, местное население уничтожалась или изгонялось, завоеванные земли заселялись немецкими колонистами; резиденцией гроссмейстера с 1309 г. был г. Мариенбург, с 1466 – Кенигсберг; в 1466 г. орден признал себя вассалом Польши, в 1525 г. – превратился в светское государство Пруссию, в 1618 – в составе Бранденбургско-Прусского государства. Главного врага орден видел в литовских племенах, сохранявших язычество до XIV века, против которых направлял походы почти ежегодно, в "литовских походах" Немецкого ордена принимали участие рыцари со всей Европы, от португальцев до поляков.

Орден, немец. Orden, от лат. ordo, ordines ряд, разряд – знак отличия за заслуги и организация; термин явно принадлежит ивриту (латинизирован) и говорит о том, что данный человек принадлежит к монашескому сословию (член организации) – он дал обет Богу; прочитано наоборот – orden = NEDRO = ивр. НАДАР, НЕДАР обет, давать обет. Крестоносцы, члены орденов, носили одежду, на которой нашивался специальный знак (обозначал людей давших обет) - крест определенного размера и цвета; понятие принадлежности к ордену сформировано в средние века и связано с военно-монашескими орденами, возникшими в Палестине во время крестовых походов.

Вюртемберг (Wurttemberg, до 1803 г. – Wirtemberg); королевство на ЮЗ  Германии; центр страны – хребет Швабский Альб, о чем и сообщает его еврейско-немецкое имя; Wirt –  хозяин + ивр. АМ народ; скорее всего, ЕМ основа + berg гора; народ – хозяин горы или (государство) хозяин основной части горного хребта. Иврит – ВИ + Р.Т. отступать + ЕМ основа + гора; отступать (вокруг) горной основы (термин описывает территорию); евреи  жили здесь в городах и местечках с XIII века, главное занятие – кредитные операции; император Карл IV отказался от налогов на евреев в пользу графов Вюртемберга. В 1495 евреев лишили прав на жительство,  только в 1707 г. им было разрешено посещать ярмарки и торговать; при Карле-Александре (1735-1737) Иосиф Зюсс Оппенгеймер стал придворным финансовым агентом и был инициатором широких политических и финансовых реформ, направленных на укрепления страны, однако был обвинен в отравлении герцога и казнен. После казни Оппенгеймера в 1738 евреи были высланы, в XIX веке здесь проживало 12 тысяч евреев или 1% населения.

Вюрцбург (Wurzburg, Herbipolessis, идиш Вирцбур (г)) Бавария, независимое епископство с еврейской общиной с XI века, первые достоверные документы о евреях относятся к 1119 г. (приобретение дома); до середины XII века евреи пользовались равными правами, затем началось ухудшение их положения. В 1147 г. крестоносцы убили здесь 22-х членов общины по ложному обвинению в убийстве христиан, первое в истории Германии обвинение евреев в ритуальном убийстве (КЕЭ), епископ похоронил убитых в своём саду, позже евреи выкупили этот участок под кладбище. В 1170 г. евреи вновь заселили город, известно, что здесь были евреи-врачи, а еврей Иехиль (монетный мастер) состоял при епископском дворе; епископ Герман пожаловал евреям привилегии, которые подтвердил папа Иннокентий IV (1253). В 1298 г. община была разгромлена бандой Риндфлеша, было убито несколько сот евреев, погромы и убийства повторились в 1349, когда еврейские дома и синагога были сожжены; через некоторое время община была восстановлена, изгнана вновь в 1565 г. на "вечные времена", новое поселение в XIX веке.

Гессен, Гессен-Дармштадт, герцогство, этноним Гессен (hessen) производят от наименования племени гессов, живших на этих землях при франках; вероятно, Г + ЙАШАН старый, старинный; аборигены, местные жители. Евреи проживают с XIII века, в 1298 г и 1349 гг. произошли преследования, первая охранная грамота (Schutzbrief) выдана в 1414; герцог  Филипп  Великодушный (1509-1567), поборник лютеранства, принял евреев под своё покровительство, в 1539 г. издал декрет, где была ограничена торговая деятельность евреев.
Гессен-Кассель (Hessen-Cassel, Пруссия), ландграфство с 1567, затем курфюрстшество, первый ландграф Вильгельм IV Мудрый (1567-92) покровительствовал евреям, аннулировал ограничения предшественников и установил принцип общей терпимости; Мориц Ученый (1593-1627) , защищал евреев в промышленной и торговой деятельности, в 1616 г. разрешил иметь им областного раввина. Регентша Амалия Елизавета, в 1616 издала  строгие законы против евреев, но отклонила прошения городов об их изгнании; Вильгельм VI (1650-1663) пожаловал особые привилегии, одновременно издавал указы, стесняющие проживание и владение собственностью; при короле Жероме (1807-1814), во времена Наполеона, евреи пользовались всеми правами.   
               
Липпе (Lippe-Detmold), княжество, первые документы о евреях относятся к концу XIV века, община образована в XVII веке; Еврейская энциклопедия отмечает, что  в 1810 г. евреи в княжестве приняли фамильные имена, что в любом случае свидетельствует о росте численности населения, здесь проживало 175 семей.

Лотарингия Lothringen, королевство (855-900) в бассейне нижнего и Среднего Рейна, возникшее в ходе распада Франкской империи при разделе территорий императором Лотарем I; термин связывают с первым королем Лотарем II, который правил в 855-869 гг. Lotharingia (лат.) =  Lothar + ивр. ngia отношение, связь; т.е. принадлежащее Лотарю; в раввинистической литературе- Эрэц Лотир - страна, государство Лотаря,(Малхут - царство Лотаря); указывается, что ЛОТИР является значительным еврейским центром.
Французский термин Lorraine, носит политическое содержание, в нём исключено имя Лотарь, а термин привязан к географической среде = L принадлежность, направление + ЙОР многоводная река + raine (Рейн); т.е. территория (полоса) вдоль реки Рейн. Евреи пришли сюда с римскими легионами, первыми еврейскими поселениями были Мец и Трир, занимались земледелием, владели землями и виноградниками и другой недвижимостью; в IX веке духовенство принимает репрессивные меры, в 888 совет провинции Трир, собравшись в Меце, издал запрещение о совместных трапезах христиан и евреев. Лотарингские религиозные ученые X-XI вв. служили связывающим звеном между культурными еврейскими центрами Франции и Германии; во время крестовых походов положение ухудшается, в конце XII века местный герцог изгнал еврейское население, однако во 2-й половине XIII века им было предоставлено право проживания в некоторых местах области. Герцог Антуан (1508-1544) приказал оказывать помощь евреям, и под угрозой заключения в тюрьму запретил насмехаться над ними; несмотря на ряд притеснений, количество евреев к концу XVII века возросло, что вызвало чуть позже частичное выселение еврейского населения.

Саксония (Sachsen, этноним не имеет толкования до сих пор), саксы – группа германских племен, объединившихся в III-IV вв., занимали лесные и заболоченные территории на севере Германии к востоку от Рейна и к западу от Эльбы; согласно источникам королевская власть у саксов отсутствовала, и они были язычниками.
Нем. sachsen, англ. soxons; ШЭ который + общий корень в понятиях – КЕС престол (царская власть, или престол Божий) + ЕЙН нет; безбожники; скорее всего, этноним выражал общее восприятие германцев и в частности саксов другими народностями, как необузданной и злобной  толпы = САХ (к) толпа + САНЕ ненавидеть, ненависть, вражда.
Первой войной начатой Карлом Великим, была война с саксами в 772 г., источники сообщают, что саксы "находились на последней ступени первобытнообщинного строя" (Всемирная история. М., 1957)   и оказывали ожесточенное сопротивление франкам. Тридцать три года император вел военные действия против саксов, огнем и мечем, насаждая христианство, считал, что завоевания должны быть закреплены путем христианизации саксов, войны были закончены в 804 г., когда знать саксов стала на сторону франков. В результате Саксонских войн область была разорена и покорена, в конце IX века образовано Саксонское герцогство, в дальнейшем королевство, ядро области – Мейссенская марка, образована в X веке на землях полабских славян.
 
Евреи известны на этой территории с 965 г., когда была образована община в Магдебурге, в 973 – в Мерзебурге; император Оттон II (973-983) пожаловал евреям, проживавшим в Саксонии привилегии,  известно, что в 1009 г. они занимались работорговлей. В 1205, 1213, 1215 гг. имели место преследования еврейского населения, связанные с желанием избавиться от долгов евреям, в них участвовали местные бюргеры и солдаты императорской армии. В это время появляется законодательный труд "Саксонское зерцало" (Заксеншпигель, 1220), согласно которому евреи были лишены права носить оружие, строить синагоги, свидетельствовать на суде; были введены ограничения торговой и финансовой деятельности. В 1265 г. герцог Генрих издаёт "Еврейский декрет", в котором отменяет часть установленных ограничений и закрепляет положение евреев (судебная автономия и земельная собственность); документы 1286-1287 и 1296 гг. упоминают евреев как владельцев земельных участков. В 1349 г. произошли массовые убийства евреев, в  1433 г. из ряда городов евреи были изгнаны; в 1682 г. Иоанн-Георг III Саксонский издал декрет, где ограничения на проживание и деятельность евреев были смягчены, так как ярмарка в Лейпциге стала терпеть убытки (ЕЭ).
Август II – курфюрст саксонский с 1694 и король польский в 1697-1733, царствовал во время упадка Польши, на престол взошел благодаря венским, берлинским и саксонским евреям-банкирам, ссудивших его значительной частью из 10 млн. злотых, которые он употребил на подкуп польской шляхты. Его саксонский придворный банкир Берман Леман, состоял финансовым агентом в Польше и носил официальное звание "резидента польского короля"; Август подтвердил старинные привилегии евреям, однако мало заботился об охране их прав, войны в период 1704-1709 гг. истощили его казну, и на евреев были возложены дополнительные налоги.

Силезия, польск. Slask, ческ. Slezsko, немец. Schltsien, Schleien, историческая область в среднем и верхнем течении реки Одер, в течение веков неоднократно переходила из рук  в руки: в X века находилась в составе Польши, в XIV веке попала под власть Люксембургов, в XV веке – под власть Габсбургов, позже захвачена Пруссией (1746-48). Силезская возвышенность находится на юге Польши, образует плато с высотами до 200-300 м, расчленена на отдельные гряды, значительная часть Верхней Силезии богата полезными ископаемыми: каменноугольный бассейн, железные руды, соль и сера. Первые сведения о живших здесь евреях относят к 1-й половине XII века (Бреславль – 1200 г.), население сформировалось из бежавших от гонений чешских евреев; до начала XIII века занимались земледелием, владели землёй, поздние источники говорят о еврейских купцах и кредиторах. В XIII веке еврейское население значительно выросло, страна заселялась немецкими колонистами и находилась в состоянии экономического преуспевания, ощущалась острая нужда в наличных деньгах, которые можно было получить только у евреев, привозивших с собой капиталы из стран эмиграции. Главным содержанием "дарованных" привилегий было обеспечение свободной торговли и выгодной цены в ссудных операциях,  исторические источники сообщают о важных клиентах и крупных займах, обычно под залог недвижимости, дворяне занимали деньги под залог главным образом скота.

В 1267 году Бреславский синод принял ряд ограничительных мер против евреев направленных на их изоляцию, так как привилегии герцогства шли вразрез с духовными постановлениями, однако наибольшую опасность представляли городские магистраты, которые часто отказывались платить по долгам. С XIV века евреи были подсудны магистратским судам - своим должникам, по мере роста долгов возрастала вражда между горожанами и евреями. В 1319 году еврейское население изгоняется из города Бреславля, позже из некоторых других городов, но по истечению некоторого времени общины приглашаются вновь на поселение, через несколько лет, когда магистрат успевал занять новые суммы –  снова изгонялись. В 1349 (вспышка эпидемии чумы в Европе) началась цепь гонений, которая закончилась в XV веке изгнанием евреев из большинства городов,  в XVI веке евреи в Силезии не проживали. В ходе Тридцатилетней войны (1618-1648) Силезия был истощена, экономическая жизнь в стране была в застое, магистраты забыли о добытых привилегиях – не иметь евреев, и приглашают их для организации экономической и финансовой деятельности. Несмотря на чрезмерные поборы с общин, наблюдался приток еврейского населения в Бреславль, в 1722 г. жило 755 евреев, новое поселение было запрещено в 1730 г.

Тироль (Tirol), в XIX веке королевская земля Австро-Венгрии, первые достоверные данные о присутствии еврейского населения относят к XIV в.; занимались торговлей, откупом податей и монетным делом; гонения произошли в 1349, в 1520 еврейское население было выселено из страны.

Швабия (Schwaben, Суевия в древних текстах), герцогство на Ю.З. Германии, первоначально область поселения алеманов (Alamanni), которые известны с кон. III века, римляне так называли германцев живущих в верховьях Дуная и Рейна, за римским лимесом (валом), справа по течению Рейна. Исследователи считают, что этноним передаёт значение схожее с "толпой", сами алеманы называли себя швабами, в позднем средневековье, по мнению лингвистов, понятие  Al+amannia  трансформировалось в "Германию" (фр. Allemagne).
Заглянем в словарь, действительно, есть подобное понятие в иврите ХАМОН (АМОН) толпа, масса, шум; слово могло быть прочитано как АМАН. Скорее всего, этноним указывал дислокацию племени на самом юге Германии, оно занимало область справа по течению Рейна (от истока) - западная граница, Альпы – южная граница, река Лех - восточная граница = АЛЬ верх, высота (Альпы) + ЙАМИН правая сторона (правый берег Рейн), юг. В X веке Швабия племенное герцогство в составе Германского королевства, в XIII веке распадается на ряд светских и духовных княжеств и вольные города; Швабский союз городов в 1376 г. объединял 14 городов основанный для защиты от налогового гнета, произвола князей и феодальной анархии (одна из целей – освобождение от долгов евреям). К 1381 г. Швабский союз объединился с Рейнским союзом городов и другими городами, включал 86 городов, стал мощной политической силой; против него выступили князья, феодалы, в битве 1388 г. при Дёффингене войска союза были разбиты, в 1389 г. Швабский союз распался.

Штирия, Штейермарк (Steirmark) историческая область в центре Европы, в бассейне реки Мур, ядро Штирии Каринтийская марка, выделившаяся в нач. XI века из Великой Каринтии; первые еврейские поселения появились в XI веке, ряд городов Юденбург, Юденангер, Юденграбен и многочисленные местечки Юдендорфы получили свои названия от проживавших здесь еврейских общин. По привилегии Оттокара II евреи имели право проводить кредитные операции на более выгодных условиях, чем прочие кредиторы, у еврейских общин в собственности были дома, поля и виноградники в Граце, Марбурге и др. городах, есть сведения о коммерческих отношениях с духовенством и монастырями; в начале XIV века  прошли погромы, против евреев были введены ограничения, в 1496 году  еврейские общины были изгнаны.

Эльзас (Alsace), имперская территория в бассейне р. Рейн, впервые упоминается с VII века, герцогство, затем графство; расположен на торговых путях из Италии в Германию и Францию, что способствовало его экономическому и политическому значению, большинство городов региона добились самоуправления, в XIII-XIV веках развивается сукноделие и виноделие.  Средневековый автор Годфрид Витербосский, описывая Эльзас, приводил данные о продуктивных землях, богатом местном населении, развитой торговле, он считал, что Господь создал этот район по причине своей особой любви к Эльзасу; мнение Годфрида согласуется с именем региона – Alsace = ЭЛЬ Бог + Ш который + АСА делать, создавать.

Евреи проживают здесь издавна, известный еврейский путешественник Вениамин из Туделы встречал в Страсбурге много богатых и ученых евреев в XII веке, самый древний надгробный памятник относится к этому периоду. Документы 1300 г. сообщают, что на территории евреев было мало, но зато повсюду были "еретики", однако к середине века население увеличилось, источники отмечают, что в Эльзасе к 1348 году было 49 населенных пунктов, где жили евреи, в 17 из них были синагоги. Евреи Эльзаса занимались представлением ссуд, торговлей и ремеслами, они были оружейниками, стекольщиками, ювелирами, красильщиками, также известны евреи-врачи; в XIV веке известны несколько состоятельных евреев-банкиров, которые вели дела с королевскими фамилиями Европы.

В XIV веке начались преследования и изгнания, общины сильно пострадали в 1308 и 1338 годах, в мае 1337 г. рыцарь Умбеховен и содержатель трактира дворянин Цымберлин организовали союз "Король Кожаная рука" (Konig Armleder) и, став во главе крестьян, перебили евреев в ряде городов Эльзаса. Около этого времени рабовальские евреи были объявлены отравителями и все истреблены, отдельные убийства были и в Страсбурге, несмотря на гонения и убийства этот город до середины XIV века оставался убежищем евреев и центром культурной  жизни, у местного раввина учились иногородние евреи.

В городе Бенфельдене у Страсбурга в 1348 г. во время эпидемии "черной смерти" состоялось собрание, на котором присутствовали епископ, бароны, рыцари и представители городов Эльзаса, на котором решался вопрос, как поступить с местными евреями. Епископ Бертольд выступил за уничтожение евреев, представители Страсбурга – против, совещание постановило изгнать всех евреев из городов Верхнего Рейна. В 1349 г. эльзасские общины были уничтожены, в 1356 г. евреи появляются в городах Эльзаса вновь, Карл IV даруя льготы г. Гагенау пожаловал ему право принимать евреев, однако к 1574 г. все евреи были изгнаны из Эльзаса. После Вестфальского мира (1648) число евреев увеличивается до 3655 чел. (1/7 населения) новое поселение произошло в 1691, в 1689 – 525 семейств, в 1785 г. – 19624 чел.; в ряде городов евреев не было, но в некоторых еврейское население превышало немецкое.

Итак, в 843 г. в состав Восточно-Франкского государства вошли четыре племенных герцогства – Швабия (Алемания), Бавария, Франкония и Саксония (включала часть Тюрингии), на рубеже X в. были присоединены Фризия (Фрисландия) и Лотарингия,  каждая область обладала местной политической самостоятельностью. Герцогства  представляли обособленное этническое целое со своим языковым диалектом, наряду с начавшейся формироваться немецкой нацией, целиком романской была Лотарингия, между Лабой и Салой проживало крупное славянское население. В отличие от Франции, где в IX веке восторжествовала государственная раздробленность, в Германии сохранялось государственное единство.
На основании фактов приведенных в исторических источниках (хроники, летописи) и пока незначительного анализа языка нам ясно, что развитие всех германских племенных областей связано с присутствием ЗНАЧИТЕЛЬНОГО еврейского населения, которое в бассейне Рейна проживало с римских времен, постепенно продвигаясь под давлением церкви и городских властей на восток. Собственно это и есть то КОРЕННОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ в европейских странах (никто его не хочет признавать таким, другие группы населения, как правило - мигранты), к которому присоединились в связи с успешными общественными и торгово-религиозными отношениями германские племенные группы, заимствовавшие абсолютное большинство инноваций евреев. Очевидна цивилизационная функция еврейских общин, приходя в колонизируемые области (как приглашенные или изгнанники), они фактически включали их в систему торгово-финансовых и культурных отношений, деятельность других этнических групп в этой области не отмечена, или она носит подражательный (евреям) характер.

Исследование терминологии и ономастики немецкого языка, сопоставление их с историческими фактами позволить нам подтвердить это гипотезу.


Рецензии