Школа

ШКОЛА

       «Школьные годы чудесные» – это только в песне, что была написана по канонам советского режима. На самом деле, кого ни спроси – большинство ненавидят школу и своих учителей. Почему? Потому, что с приходом в школу кончается детство и начинается прототип зоны с её культом страха и унижения, полной зависимостью от самодурства учителей.

       Оговорюсь сразу, что вопреки всему детишки стремятся в школу. И причина этого – в дружеском общении со сверстниками, в праздничных школьных мероприятиях, кружках и секциях, где они есть, – но никак не в учебном процессе.

       У меня внук учится в 3 классе. А в Канаде есть другой внук тех же лет (его отца пригласили работать в филиал «Майкрософт»), они бывают у нас. Я с изумлением узнала, с каким уважением там относятся к детям с самого малого возраста. Тот ребёнок и держится по-другому – «по-западному», как у нас говорят – спокойно, с достоинством и внутренним самоощущением своей правоты и безопасности. Например, дети едут на экскурсию, высовывают головы и руки из окна автобуса. Сопровождающий педагог с улыбкой говорит им: «Дети, пожалуйста, не высовывайте голову и руки», - и объясняет, почему этого не надо делать. И если кто-то не послушает, снова повторит это ещё и ещё раз – с улыбкой, с заботой и любовью к детям. А теперь угадайте с трёх раз: как бы повели себя в этой ситуации наши педагоги?

       Поэтому не в пример «западным» наши дети с малолетства смотрятся зашуганными и разнузданными одновременно. Да что дети –  «русского» везде узнаешь, в каком бы уголке мира не встретил. Узнаешь по особой смеси забитости, которая, кажется, отпечаталась в самих генах, и хамства, которое прёт из всех щелей в отместку за эту самую забитость.

       Господа депутаты выдумывают новые законы об образовании. Ах, ах, выйдет новая бумажка – и всё изменится! Как бы не так! Учителя-то остались прежними!

       …Первый класс. Прихожу в школу, чтобы забрать ребёнка. Дети возвращаются с берега Москва реки, где они проводили урок наблюдений в природе. Бабье лето, солнце, радость, всё в золоте. Дети идут молча, опустив головы, съёжившись, точно на похоронной процессии, под предводительством воспитателя продлённого дня Н.Н. Забираю ребёнка, отвожу в сторону, спрашиваю с тревогой: «У вас что-то случилось? Какое-то несчастье?» Он отвечает очень тихо, едва разжав щёлку губ: «Нет, ничего…» Краем уха слышу за спиной приглушённый рык Н.Н.: «Вот так и идите. И в классе чтобы ни шороха, ни звука!»

       Мне стоило усилий, чтобы растормошить, развеселить ребёнка, чтобы он из одеревенелого зомби снова превратился в любимого радостного малыша. Узнаю, что действительно ничего не произошло, просто Н.Н. именно так строит свои отношения с детьми.

       …Второй класс. День учителя. Неожиданный звонок из школы: срочно заберите ребёнка, он наложил в штаны! Дома спрашиваю: «Что же ты не попросился?» Он в ответ, что обе они (Т.В. и Н.Н.) в этот день так орали, принуждая детей сидеть неподвижно и молча, что он весь застыл и покрылся мурашками. Решил терпеть и не проситься. Дотерпел до обеда, когда их строем выводили в столовую. На обратном пути побежал в туалет, но не добежал…

       Ах, сколько было крика со стороны учителей, что ребёнок в их праздник сделал им такой «подарок»! Как они его позорили перед всем классом! И потом ещё весь год учительница принародно говорила мальчику: «Отойди, мне от тебя воняет!» А я успокоила внука: «Ты правильно поступил. Ты сделал своим учителям такой подарок, какой они заслуживают!» И мы вместе посмеялись.

       Кого-то возмутит: смеяться над учителем?! Снижать его авторитет в глазах ребёнка?! В данном случае – да! Если поддерживать авторитет таких учителей, то ребёнок начнёт очень сильно реагировать на их наказания и действительно будет сломлен. Я готова уважать человека за достоинства – но не за возраст, должность и тому подобное. В данном случае смех – защита ребёнка от психологического насилия.

       Может, это только наш ребёнок такой «чувствительный»? Вовсе нет! Я была свидетелем душераздирающей сцены. Ученик того же класса что-то недопонял и пришёл к первому уроку в спортивной форме – у них был первый выход на лыжах по свежевыпавшему снегу. Другие ребята пришли в школьной форме и собирались переодеться позже. Мальчик наотрез отказался идти в класс. Он рыдал, буквально бился в истерике, чуть не катался в ногах у матери, умоляя, чтобы она отвела его домой. Он кричал, что учительница его обругает, запозорит, что все будут смеяться над ним. Мать, однако, оказалась непреклонной. Более того, она сама орала на сына и обещала избить, если он тут же не отправится в класс. Эта сцена окончилась победой мамы, и мальчику пришлось-таки идти. А я подумала: хорошо, что на его пути не встретилось открытое окно. Страх мальчика перед учителем и перед матерью был столь велик, что ему легче было сигануть с этажа и таким простым способом избавиться от проблем. И ведь прыгают! Прыгают маленькие дети, загнанные страхом в тупик.

       Третий класс… Новая напасть: новый закон об образовании… учёт зарплаты учителей по «человекочасам». Что тут началось, какая ловля блох! Наша незабвенная Н.Н. смертным боем стала биться за эти самые «человекочасы», объявив непримиримую войну тем детям, которые уходили из группы продлённого дня на занятия в секции и в Центр детского творчества. Она изо дня в день неустанно корила детей за то, что своим уходом они её обкрадывают, лишают заработка. Она-таки добилась своего через дирекцию, чтобы отпускать детей не в 3 часа (сразу после полдника), как раньше, но задерживать их до 4-ёх, даже если будет предоставлена справка из кружка. Выторговала себе ещё «человекочас». За счёт чего? В нашем случае за счёт того, что ребёнок лишился занятий в шахматном клубе и фотостудии, которые начинаются в 3 часа. Теперь этот «человекочас» он высиживает подле Н.Н.

       Но это не всё: Н.Н. и после 4-ёх задерживает детей – никакие справки ей не указ. О том, что ребёнок опаздывает на развивающие занятия, она не беспокоится, у неё свои интересы. Нам потом приходится бежать всю дорогу от Исаковского до Строгинского, и всё равно мы опаздываем на кружки.

       И это ещё не всё. Одна молодая мамаша, чтобы угодить Н.Н., после кружка опять приводит ребёнка в школу! Для неё это не просто. Она приходит с коляской (у неё ещё маленький ребёнок), идёт с обоими детьми пешком наверх через дорогу и через дворы от Кадетской школы до ЦДТ (прямого транспорта здесь нет) – а это расстояние немалое. Через полтора часа она совершает с детьми обратный путь до школы, чтобы её сын досидел до конца продлёнки и добавил к доходу Н.Н. ещё немного. И вечером мамаша с коляской в третий раз приходит в школу, чтобы забрать сына домой. Ноу коммент, как говорится.

       Но и это ещё не всё! Н.Н. не раз и не два заявляла, что ребёнок должен заниматься только школьными предметами – по ним выставляются оценки, а затем и рейтинг школы. А прочие занятия, на её взгляд, только отвлекают ученика от основных предметов, поэтому кружки надо запретить, либо ограничить до 1-2 в неделю. И ещё: на кружки могут ходить только успевающие ученики, а у кого тройки – тем будет запрещено. По правде говоря, тут интересы школы и её личные, корыстные – сливаются в едином экстазе: под предлогом занятий Н.Н. может удерживать при себе учеников ежедневно до 6-ти (представляете, сколько ещё «человекочасов»!). Только вот незадача – в прошлом году мы оставляли ребёнка в школе на продлёнке. Он возвращался оттуда поздно, очень голодный, усталый и с невыполненным домашним заданием. Ещё мы рассчитывали, что мальчик будет посещать в школе кружок шашек – опять не вышло: Н.Н. просто не отпускала ребёнка. «Какие тебе шашки! Сиди! Пиши! Придёт проверка, что я скажу, где дети? Мне за детей платят, а не за пустое место!» Поэтому и с шашками не получилось…

       Так или иначе, я поняла: может оказаться так, что теперь учителя намеренно будут снижать ребёнку оценки, чтобы лишить его всех кружков и привязать к продлёнке. На собрании дочь спросила, можно ли вообще от этой продлёнки отказаться. Что тут поднялось! Такой ор, такой взрыв протеста со стороны учителей, будто она вынула фундамент из-под школы и стены её вот-вот рухнут. Да, за копейку загрызут, подумала дочь и смолкла.

       Когда я училась в школе, мы на большой перемене высыпали на улицу и играли в классики, скакалки, верёвочку, мяч. В плохую погоду играли в коридорах. У нас не было продлёнки, но после уроков никто не уходил домой – мы шли в спортзал или на школьный стадион. В разное время я занималась лёгкой и тяжёлой атлетикой, акробатикой и спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом и плаванием (с группой от школы ходили в бассейн). Участвовали в городских соревнованиях, брали призы. Много времени после уроков я проводила на улице со сверстниками, домашние задания удавалось сделать быстро. После окончания школы легко поступила в МФТИ (19 баллов из 20).

       В этой школе есть такой же спортзал и стадион, однако дети безвылазно сидят за партами. Почему? Что это за «продлёнка»? Состояние страха до оцепенения. Многочасовое высиживание за партой (у нашего мальчика уже наметился сколиоз). Либо полная бесконтрольность, когда учителям надоедает следить за порядком в классе. Например, на дневной прогулке Н.Н. даёт себе отдых, а детям полную свободу, проводя время в болтовне с другими воспитателями. Драчливые дети в это время могут где-то в стороне избивать более смирных ногами, возиться в грязи и прочее. Она обращает на них свой взор, только когда прибежит кто-то из записных ябед (ябедничество поощряется и процветает). Либо когда на самом деле случится ЧП (так один из ребят сломал пальцы).

       То же и при выходе строем в столовую. Обе учительницы гордо шествуют впереди колонны и мирно беседуют; за ними – пара пай-детишек, а ближе к концу те, кто хочет держаться подальше от учителей. Там задиры на ходу бьют ногой в пах, ставят подножки, наступают на задники башмаков – из раза в раз, изо дня в день. Учителям это не интересно. И тем более им в голову не придёт, что одна из них должна идти в конце колонны и следить за порядком.

       А это нововведение «пересчёт по головам» с вытекающими последствиями для столовой? Опять с перегибом, как всегда. …Ребёнок повредил ногу на самбо и так хромал, что один день пропустил школу, о чём мы сообщили учителю по телефону. На следующий день,  вместо того, чтобы заниматься учёбой, Т.В. пол-урока выговаривала ему, что его вчера не было, а был пересчёт по головам, а его не посчитали, и сегодня на него не сварили обед, а без обеда она оставить его не может, поэтому она отдала ему свой обед, а за свой обед она платит свои деньги, получается, что он пообедал за её деньги, а сама она осталась без обеда… и т.д. и т.п. по кругу, пока самой не надоело это повторять. Ну, скажите, зачем ребёнку всё это выслушивать? Он-то в чём виноват?

       Похоже, учебного времени в школе навалом, если оно так нерачительно расходуется. Как-то в начале года спрашиваю у внука: «Ну, какой материал вам сегодня объясняли?» Отвечает: «А никакой. Т.В. сегодня весь день обзванивала дошколят, собирает подготовительную группу».

       Вообще с учебным процессом своя проблема на проблеме.

       …На занятиях в подготовительной группе Т.В. была – сама доброта. Прелестная фея, вводящая детей в сказочный мир знаний. Поэтому мы и отдали ребёнка к ней в школу. Ах, как мы ошибались! Мы не подозревали, что ей просто надо было сформировать первый класс. Из феи она вдруг преобразилась в полную свою противоположность. Сразу скажу, что уже пятеро учеников покинули этот класс, трое из них перешли в соседнюю школу.

       Оказалось, Т.В. – просто карьеристка, которая особо не затрудняет себя обучением, но школьное время тратит на оформление своей «вывески» как образцового педагога. Результатов по успеваемости достигает тем, что задаёт детям невообразимого объёма задания и жестоко наказывает детей за невыполнение.

       Начнём с программы. Вместо одного курса она ввела параллельно 4. Например, по математике основной курс Моро, и в дополнение – Узорову с Нефёдовой, Шклярову и Петерсон. Всё одновременно. Домашние задания в учетверённом объёме. То же по русскому. По чтению – ведение тетради с отображением пройденного с раскрасками и наклейками. Со второго класса на каждый чих – сочинение с обложкой, рисунками и фотографиями. Каждый день – классная работа. Но это не то, что они успевают сделать в классе, а просто задаётся целая страница учебника под видом классной работы. Дети не успевают сделать её за урок, и классную работу приходится доделывать дома. А потом домашнюю работу в учетверённом объёме по русскому и математике. А потом чистописание, раскраски, дневники и тетради по прочим предметам. Да ещё рисунки и работы по труду, которые вместо выполнения в школе задаются на дом. Так изо дня в день, без перерыва на каникулы, потому что приходится доделывать то, что не успел в четверти. Каждый день в школу следует носить все книги: вместо 3-5 книг – свыше десятка – груз неподъёмный. Спрашивают очень строго. Не выполнил распоряжений учителя – гнобят перед всем классом и ставят плохие отметки, даже если это напрямую не связано с учёбой. Детям прививается не проходящее чувство вины, несостоятельности. Опоздал на уроки – позорят. Опоздал на линейку – вообще конец света.

       С моим внуком раз такое приключилось – дверь в зал на линейку закрыли буквально перед его  носом. Это был чёрный день для него. Учителя поиздевались над ним вволю. Его заставили собрать все учебники и выйти из класса, объявляя, что он исключён из 2-го «а» и переводится во 2-ой «б» – этот класс считался «плохим». Довели до дверей 2-го «б» и вернули назад. И так 4 раза в течение дня. Я спросила: «А ты что?» Он в ответ: «Я плакал…» Когда я стала выяснять этот инцидент с учителем, та спокойно сказала: «А что тут такого? Думаете, одного вашего водим? Мы всех водим!»

       Я помню, в детстве слышала рассказы родственника Зиновьева, расстрелянного при Сталине. Он был сослан в Киргизию, а до того в застенках ЧК его 3 раза водили на расстрел, ставили к выкопанной яме, звучал выстрел… С позиции маленького ребёнка вот эти экзекуции с исключением из класса, думаю, столь же трагичны. И я могу поставить господ учителей в один ряд с извергами из ЧК.

       Таким вот случаям нет числа, можно долго перечислять самые разнообразные издёвки, каким ребёнок практически каждодневно подвергается в школе – и непосредственно от учителей, и от детей, которых натравливают те же учителя. Это их педагогический стиль.

       Например, если ученик не ответил на вопрос, ему выставляют единицу, пишут её на бумажке с клейкой полоской и наклеивают на лоб - и так заставляют ходить весь день. Либо пишут эту единицу прямо на лбу фломастером и стирают в конце дня.

       Я не говорю, что надо вовсе отменить наказания. И есть примеры приемлемых методов в этой же школе. Например, есть правило, известное ученикам: опоздавшие на построение, штрафуются отжиманиями. Так и происходит: опоздавшие кадеты выстраиваются в штрафную шеренгу и дружно отжимаются от асфальта. Наказание произошло, однако оно не оскорбительно для ребят и полезно для здоровья. И действенно, потому что никому неохота с утра пораньше отжиматься на асфальте.

       Ещё один приемлемый метод – система соревнований между классами с оценкой в баллах хороших и плохих поступков. Кстати, та же система поощрений и наказаний описана в книгах о волшебной школе Гарри Поттера.

       Но это в старших классах. Здесь же, у малышей, порой складывается впечатление, что их больше не обучают, а муштруют самым суровым образом. Чем они там занимаются? Есть ли у них время учиться? Или большая часть работы перекладывается на семью? Да, семья задействована по полной программе – весь остаток дня допоздна приходиться поддерживать ребёнка, чтобы он не упал совсем. С одной стороны, расчёт верный: если заставить ребёнка заниматься круглосуточно, то успеваемость его непременно повысится. Помнится, так поступали с мальчиком музыкантом: он в закрытом чулане по 10 часов играл на своей скрипочке. Из него получился гений. Спасибо нашим учителям, они, видимо, тоже хотят сделать из наших детей гениев школьной программы. Вот только вопрос: насколько это законно? И как это соотносится с правами ребёнка? Вообще в школе я слов «права ребёнка» не слышала, но только «рейтинг», «человекочасы» и «пересчёт по головам».

       Родители терпят, они также запуганы, каждый трясётся за своего ребенка и боится испортить отношения с учителем, дабы это тут же не отразилось на их любимом чаде, ибо учителя деспотичны и мстительны. Родители правы – ради ребёнка можно стерпеть любой произвол. Не могу осуждать их. Но также не могу принять для себя такой тип поведения: мне это напоминает поведение собаки, которую хозяин бьёт плетью, а она всё равно ползёт к нему на брюхе, пытаясь лизнуть руку.

       Однако всему есть предел. Кто-то пожаловался в министерство – и из-за этого вынужден был уйти из школы (там на жалобы формально откликаются, но «своих» не дают в обиду!), кто-то ушёл по-тихому. Но ропот и недовольство всё же сыграли свою роль: дополнительные курсы теперь перешли на «нелегальное положение». Задания по ним записывают в дневник карандашом, а потом учитель заставляет стирать записи, и объём их стал поменьше.

       Вообще же попытка критики в адрес школы воспринимается педсоставом как нечто совершенно немыслимое. Дозволяются только бравурные речи и словохваления. Я как-то на школьном собрании спросила (как раз перед тем слышала выступление Президента о том, что дети в школу приходят здоровыми, а покидают её с массой патологий): о каком здоровье у детей может идти речь, если они в школе смирно сидят за партами в течение учебных часов и перемен, и такой же дисциплины требуют от них в часы продлённого дня. С 8-ми до 6-ти (10 часов) сидение за партой с получасовой прогулкой после обеда, если погода хорошая. Ну, и выходы строем в столовую и обратно, а по разрешению – в туалет. Их действительно не выпускали на переменах из класса, «чтобы не бегали», а велели доделывать классную работу и готовиться к следующему уроку.

       Бедный наш малыш… На следующий день учителя устроили для него судилище и позорище. Объявили, что он исключается из школы. Что всем детям раздадут учебники на следующий год, а ему нет. Что никто не хочет с ним знаться. Поднимали каждого ребёнка, и каждый говорил, что не будет дружить с ним. Даже закадычный (ещё с детсада) друг Лёша сказал ему это. Меня же вызвали на педсовет с завучем. Однако зря это сделали, потому что я наговорила ещё больше – много накипело. Завуч был очень удивлён судилищем над ребёнком, пошёл проверять в класс, расспрашивать детей. Расспросил, удостоверился, вернулся задумчивый, ушёл.

       Что за этим последовало? На перемене учительница подошла к нашему мальчику, который мирно сидел за партой (всё-таки двухлетняя привычка!), вытащила его оттуда и стала грубо выталкивать из класса; «Что сидишь! Твоя бабушка жаловалась, что я вас не выпускаю! Иди! Иди! Гуляй!» С тех пор у детей появились перемены, они смогли выходить из класса. Учительница разрешила им тихонько прогуливаться вдоль стенок коридора.

       Учителя принуждали нас забрать ребёнка и перейти в другую школу, они, якобы, не знают, как им теперь с ним общаться. Я им посоветовала общаться с мальчиком нормально.

       Тогда они стали внушать моему внуку, чтобы он никогда не рассказывал дома, что происходит в классе, как с ним обходятся (именно так ведут себя насильники – запугивают жертву, принуждают к молчанию). Мне объявили о том, чтобы я не смела приходить на собрания и вообще заходить на территорию школы, они, мол, будут общаться только с мамой. Мама на свою голову отпросилась с работы, пошла на собрание, но учителя вылили на неё такой ушат помоев (из-за моих выступлений), что она уж впредь туда не пойдёт.

       Вообще же, кроме собраний, которые служат в основном для сбора денег на нужды класса, школа максимально отгораживается от родителей. Ссылаются на приказ об охране от террористов. Только вот для подготовительных классов двери широко распахнуты, родители дошколят свободно проходят  в классы даже без бахил. Это понятно: надо же обеспечить школе набор первоклассников, теперь идёт борьба за «головы», ибо по ним выделяются средства для школы.

       Что касается внутренней жизни класса – для родителей это тайна, покрытая мраком. Мобильные телефоны приносить строго воспрещается из страха, что на них можно зафиксировать какие-то моменты школьной жизни. Как-то мой внук принёс мобильник – простенькая модель с минимумом функций, но с играми. Дети часто носят в класс игрушки, чтобы похвастаться перед сверстниками. Притащил и свой фотоаппарат, который едва работал (затвор открывался через раз) – тоже прихвастнуть. У учителей случилась паника: «Ты что – нас снимаешь, записываешь?!» Конечно, опять скандал с выговором. Они страшно боятся, что их педагогические методы зафиксируют, как это сейчас нередко происходит – с выкладкой в интернете.

       Кстати, сами педагоги тоже прибегают к методам скрытой съёмки, когда надо призвать к ответу некоторых учеников, которых иначе не разоблачишь. Так, однажды пришлось предъявить видеозапись родителям мальчика, которые с пеной у рта доказывали, что их сын – самый спокойный и воспитанный, и на него наговаривают.

       А я считаю, что нечего делать тайные записи – надо совершенно открыто установить в классах, раздевалке (где хулиганьё разбрасывает и портит чужую одежду), в других местах по усмотрению руководства школы – камеры видео наблюдения. Это одним разом решило бы многие проблемы. Во-первых, учителя начали бы заниматься учебным процессом вместо непонятно чего. Во-вторых, они бы более сдержано вели себя по отношению к ученикам. В-третьих, это бы дисциплинировало самих школьников, которые в отсутствие учителя начинают вести себя слишком буйно.

       У нашего ребёнка, например, просто пачками исчезают ручки и карандаши. Спрашиваем: «Где?». В ответ одно и то же: некто Л.  на продлёнке (когда Н.Н. уходит из класса по разным своим делам) развлекается тем, что хватает у него всё подряд и выбрасывает в помойку – канцелярию, дневник, тетради – а потом смеётся, когда ребёнку приходится всё это доставать. Тетради-то он достаёт, а вот все мелочи остаются в мусорнице. Когда это нас окончательно «достало», пришлось звонить родителям мальчика, разбираться. Такие дети с хулиганскими наклонностями обычно очень трусливы, в присутствии видеоглазка они перестали бы причинять столько неприятностей своим сотоварищам.

       Эта школа, этот класс, эта учительница считаются одними из лучших, образцово-показательных в Строгино. Когда приходит проверка, сияющая фея Т.В. развешивает красочные учебные пособия, вытаскивает фотоальбом с отображением праздников и экскурсий, папки с детскими сочинениями, подводит к стенду с творчеством (те самые работы, которые задаются на дом, и которые, как несложно догадаться, делаются при непосредственном участии взрослых). На показательный урок отбирается несколько успешных учеников, и проводится заранее отрепетированное действо. Само собой, ученики потрясают комиссию своими ответами. И, конечно, проверяющие каждый раз выносит самый благоприятный отзыв учителю. Увы, за рамками этого шоу остаются потухшие лица, слёзы и трагедии затравленных ребятишек, из которых впоследствии вырастает узнаваемая «русская порода».

       Впрочем, есть всё же в России одна зона душевного комфорта, где вас не обругают и не обхамят, где вам всегда широко улыбаются, и вы верите, что вам действительно рады. Увы, это «Макдоналдс». Там работают молодые наши сограждане, вышколенные по западному образцу. Значит, могут же!

       Сейчас много разговоров ведётся о причинах духовного обнищания в России. Однако для меня ответ очевиден. Все дети рождаются свободными, радостными и счастливыми. И всех детей лишают счастливого детства, радости и достоинства, душат зачатки их талантов в нашей российской школе, а зачастую – начиная с детского сада, где также достаточно оборотней (нам в саду пришлось встретиться с доброй В.П. и злобной Е.Н., от которой у детей кровь леденела). К сожалению, господа депутаты выпускают законы, где рейтинг школы определяется только по шкале успеваемости (этим показателем руководствуются при выделении денег для школы). И они совершенно упускают из вида нравственные критерии становления личности ребёнка, его всестороннее развитие. Тем самым они создают почву для школьной зубрёжки, ограничения во всестороннем развитии,  произвола в поведении со стороны учителей.

       Уже слышу гул протеста – не все, мол, учителя такие. И не только школа виновата – посмотрите на самих родителей. Посмотрите, чему учат детей компьютерные игры, как развращает детей ТВ и интернет при полном попустительстве властей. И вообще, многих детей воспитывает  улица… Согласна. Преклоняюсь перед хорошими учителями. Но это те исключения, которые только подтверждают правило.

       Есть ли альтернатива такой школе? Пожалуй, хороший экстернат. Старший мой внук уже перевёлся, ибо ходить в его школу (Южное Бутово) было просто опасно для жизни. Теперь спокойно учится, спокойно сдаёт экзамены. Сейчас отток детей в экстернаты столь значителен, что я слышала, будто министерство обеспокоено и собирается тормозить этот процесс.

       Ещё отличный вариант – именные школы, где весь образовательный и воспитательный процесс базируется на авторской системе талантливого педагога. Например,  школа Щетинина, там каждого ребёнка взращивают, как драгоценный сосуд, наполненный светом. Там дети приобретают прочные знания не по принуждению, а с охотой. А те, кто имеет склонность к каким-то занятиям, продвигаются в этой сфере много успешнее своих сверстников – каждый в своём деле, потому что все дети по-своему талантливы, и задача взрослых – развивать этот талант. К сожалению, в эту школу берут с 5-го класса. Так что пока приходится быть здесь.

       …Сейчас мы в третьем классе. Поскольку продлёнка не оправдала наших ожиданий, оказалась просто опасной и губительной, стараемся забирать оттуда ребёнка как можно раньше. Сразу после школы идём в Центр детского творчества или в спортивный центр. Там столько интересных увлекательных занятий, такая дружелюбная обстановка! Там наш ребёнок на хорошем счету, он спокоен и уверен, у него всё получается, ребята его уважают. Например, в кружке моделирования его сразу перевели в группу второго года обучения, и он успел сделать за эту осень около двадцати довольно сложных авто- и авиа-моделей. В кружке интеллектуальных игр он считается самым смышлёным. На городских соревнованиях «Самбо-70» получил серебряную медаль в своём весе. Имеет наградные дипломы за участие в крупных художественных выставках от ИЗО ЦДТ. И только в школе неизменно унижен и растоптан, как и другие дети – такова система воспитания в этом классе.

       В школе мальчик занимается на 4 и 5,  разве что по русскому неровно... Но в четверти ему наставили троек, Ребёнок удивлён и расстроен. Но я понимаю, в чём дело, сбываются мои опасения. Предполагаю, ему собираются запретить внешкольные занятия и таким образом заставить высиживать при Н.Н. до 6-ти вечера – ещё два «человекочаса» ежедневно – «солидный» прибыток к её кошельку.
      
       Я сказала внуку: «Эти тройки учителя поставили не тебе, а себе – и зря. У них же по новому закону рейтинг вычисляется по успеваемости. Получается, они на ровном месте снизили рейтинг своей школы, рейтинг своего класса, а значит – свой собственный рейтинг!»

       И мы вместе посмеялись

Ноябрь 2011 г.
о о о о о о о о о о о о о о о о о о

PS. Декабрь 2011 г.
       Мне поневоле пришлось заняться правдоискательством, ведь на подходе ещё три маленьких внука. Хочешь, не хочешь – от вопросов образования не уйти. Для начала заглянула в нормативы. Материал объёмный, но несколько выдержек хочется привести.

Устав школы
1.3. Кадетская школа – вид общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования, ориентированное на интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптацию к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще (п. 2 Типового положения).

Закон РФ «Об образовании»
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

СанПиН 2.4.2.2821-10.
10.12. …Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);
- организованных подвижных игр на переменах;
- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг; 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг.

Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Внеурочная деятельность.
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

       Даже из этого небольшого перечня видно, что в данном классе указанные нормативы явно нарушаются, а именно:
- психологическое насилие является основой воздействия на детей, а порой применяется рукоприкладство;
- формирование духовно-нравственной личности подменено выработкой привычки к униженности, покорности и проявлению стадного поведения;
- вместо всестороннего развития проводится курс на обучение только в рамках школьной программы, ограничение внешкольных занятий;
- вместо двигательной активности внедряется малоподвижный образ жизни;
- вместо ОРГАНИЗАЦИИ подвижных игр на переменах и прогулках – бесконтрольность и попустительство разнузданного поведения;
- вместо посильных нагрузок – изнуряющие.

       Создаётся впечатление, что учителя вообще не знакомы с нормативными документами, которые они должны соблюдать неукоснительно. Но незнание законов не освобождает от ответственности. А ответственность и санкции прописаны в том же «Законе об образовании»

       В связи с этим мне хотелось бы знать: проводится ли в школе работа с пед.составом по изучению законов и нормативов, организуется ли контроль за их выполнением и следуют ли санкции за их нарушение и невыполнение?

       Как призвать к ответу педагога, который намеренно занижает отметки ученика из соображений мести, вымогательства и других корыстных интересов?

       Имеет ли школа право контролировать внешкольное развитие ребёнка в ЦДТ и секциях? Почему школа требует предоставления подтверждающих справок?

       Вопросов много, только я не знаю, кому их можно задать. Учителям?  Опасно – обычно любые вопросы вызывают у них взрывную реакцию с печальными последствиями для ребёнка. Дирекции? Не уверена.

       На днях встретила в и-нете историю, как учитель и социальный педагог этой же школы в сговоре с сотрудником опеки выкрали ребёнка из дома, чтобы отдать его в детдом. Всё из-за того, что вступили в конфликт с мамой ребёнка и хотели её «проучить». См.:
       http://www.otkazniki.ru/forum/index.php?showtopic=16299
       http://forum.strogi.net/index.php?showtopic=49209

       А вот интересное видео об учениках, которых вела Т.В. до нашего класса. Наглядное пособие, что получается из детей, которых систематически унижают. Т.В. бросила этот класс, чтобы взять новых первоклашек, а с её повзрослевшими воспитанниками теперь мучаются другие:
       http://vkontakte.ru/video4848332_137145772?hd=-1&t=48s

       PS. Январь 2012 г.
       Окончание этой истории. Теперь, оглядываясь назад, с ужасом вспоминаю школу, которую мы покинули.

       После второй четверти мы перевели ребёнка в новую школу. Меня там удивило, что персонал школы обращается к ученикам "Вы" с первого класса. Там дети спокойны, вежливы и доброжелательны.

       В школе огромное число кружков и секций. Кроме общепринятых экскурсий проводится множество конкурсов, а также творческих, исследовательских, изобретательских проектов. Всего не расскажешь, лучше приведу ссылку http://www.the26.ru/?q=node/46

       Уже при входе в эту школу сердце наполняется радостью от обилия красочных детских работ, украшающих стены. Да, есть у нас великолепные школы! Конечно, всех своих подрастающих внуков (их родители того же мнения) отдадим сюда.


Рецензии
школа как и армия --это тюрьма--но её надо пройти..!!

Анатолий Бурматоф   07.05.2014 07:35     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, но согласиться с Вами не могу, я знаю много примеров, когда дети взрослели без этой напасти. Нынешнюю школу не надо проходить, её надо сломать и изменить, такое моё мнение.

Галина Ларина   07.02.2019 18:15   Заявить о нарушении
хаос интерпретаций,
затихает вдали,
скоро весна,
приготовимся к Подвигам,
времени нетъ,
как обычно.

Анатолий Бурматоф   08.02.2019 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.