Куобах-Бага, часть 6 заключительная

       Из цикла: на Севере Крайнем

                П Р О Щ А Н И Е

       Август на Севере – самый благодатный месяц. После наводнения и жаркого лета грибов и ягод в тайге было полным -  полно. Склоны сопок алели от брусники. В низинах росли маслята, подосиновики. По болотинам находились грузди.
       Я вместе с Саргыланой –женой Семена и его двумя  дочками, каждый день ходила с ведрами  за грибами и ягодами. Саргылана - маленькая, пухленькая, очень симпатичная якуточка  научила меня быстро собирать бруснику. У нее было такое приспособление, которое называется «комбайн». И она им снизу причесывает кустики брусники. Крупные ягоды остаются в лотке, а мелкие с листочками пролетают сквозь гребенку. Руки у нее так и мелькают, глядишь, ведро уже полное. Она звонко хохотала надо мной, когда вместо маслят, я набрала почти целое ведро «оленьего гриба». Она показала и рассказала, как выглядят съедобные грибы, научила меня  сушить, солить и мариновать их. Мы ходили на сопки и набрали много  шишек. Если их полущить, внутри мелкие вкусные орешки, очень маслянистые и сытные. Их заготавливают мешками, а зимой из них гонят масло и так едят.
       За всеми этими хлопотами, я не забывала своего Шантропанечку. Уж я всегда находила время, чтоб искупать его, почистить, приласкать, угостить. Он мне тоже оказывал знаки внимания. Когда я почесывала его гриву, он носом чесал мне голову у меня под косой. Он ходил за мной, как собака. Я могла его привести, куда нужно, просто придерживая за гриву.
       Поскольку я была занята на заготовках, Семен и Николай редко стали брать меня на маршруты. Три месяца каникул пролетели, как три дня. Мне очень не хотелось уезжать, но скоро в школу и я с тоской думала о длинной зиме и моей разлуке с самым лучшим другом на свете – конем по кличке Антроп. Я безмерно была благодарна людям, живущим вдали от цивилизации, но очень умным и благородным. Я многому научилась у них, и эти полученные знания еще не раз пригодились мне в жизни. В последних числах августа на пристань отправлялся большой караван, и с ним уезжала я. Саргылана дала мне сушеных грибов, вяленой рыбы. Геологи подарили кристаллы горного хрусталя. Семен и Николай красивые торбаза ( якутские валенки).
       Нагруженная подарками, последний раз верхом на Антропчике, я с Семеном сопровождала караван. Когда мы подъехали, катер уже стоял под парами, поэтому быстро стали разгружать груз и бегом все таскать на катер. Прощание с Семеном вышло скомканным. Он чмокнул меня в маковку и сказал: «Летом жду!».
       Антропчик,  привязанный за коновязь, видимо чувствуя мое волнение, тоже вдруг заволновался, стал нервно фыркать и топтаться. Я покрыла его голову быстрыми поцелуями и, сдерживая слезы, побежала на катер. Антроп замер, и долго глядел мне вслед. А когда  мы уже стали заворачивать за сопку, я услышали его отчаянное ржание. Сердце мое просто разрывалось от боли.
       Я тогда еще не знала, что вижу его в последний раз, и что поздней осенью Антроп погибнет. Как я потом узнала, он случайно  нализался  «технической соли», которую используют при бурении. На следующий год я уже не смогла поехать в урочище, да и не хотела. Там теперь не было Антропа.



                Октябрь-ноябрь 2011 года.


Рецензии
Хорошие рассказы -добрые и правдивые. Вспомнилось, что на якутском празднике было такое троеборье - прыжки "куобах", "кылы" и "истанга"...

Борис Колпаков   06.04.2019 12:26     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отклик. Куобах - заяц. Бага- голова. Отсюда заячья голова.

Валентина Симакова   06.04.2019 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.