Мне не страшно

      Сирена оглушающе била по барабанным перепонкам.
      - Минус две десятых миллиметра в секунду, - приговаривал я, затыкая дыры обрывками скафандра. Плотная, многослойная ткань не гнулась, не рвалась и все норовила выскочить из своей дыры, несмотря на то, что воздух рвался через пробоину наружу, к вакууму. Дыра с четыре пальца, а свисту стоит.
      От отсветов маяка аварийного освещения, мелькающих по когда-то белоснежным, а теперь совершенно черным стенам, казалось, что еще чуть-чуть - и со мной случится эпилептический припадок.
      - Еще двенадцать суток, всего двенадцать, - выдохнул я, бросаясь к следующей дырке. Об зашитую в рукав струну раскроил ладонь почти до сухожилий, но не время сейчас отвлекаться на подобные мелочи.
      Скорость. Главное, чтоб не упала скорость - на новый разгон может не хватить топлива. И чтоб с курса, с курса чтоб не сбился: одна ошибка здесь, всего на каких-нибудь несколько сотых секунды, дадут мне в итоге промах в десятки миллионов километров. А это торможение, корректировка, опять разгон. А топливо-то, топливо...
      Я поскользнулся в луже собственной крови, от руки обильно залившей бок и ручьем стекающей по штанине. Нельзя, нельзя останавливаться, еще пара минут - и мне тут станет нечем дышать.
      Пот застлал глаза.
      От сирены в глазах темнело. Я пересек кабину и, вытащив изодранный в клочья второй скафандр, с трудом натолкал ошметки в последнюю дыру.
      Пальцы порезанной руки начали неметь. Я повалился на пол, до упрятанной в боковой нише аптечки дополз, так как устоять на ногах в ставших скользкими тапочках было невозможно. Я рванул аптечку на себя, рывком раскрыл крышку, и содержимое разлетелось по полу. Бинт. Зубами надорвал обертку, размотал, забинтовал как придется обильно кровоточащую ладонь. От боли замутило. Воздух морозный, но я не мог надышаться - давление, черт подери, как мне теперь восстановить давление?
      Я дополз до кресла и плюхнулся в него, откинувшись на спинку. Одышка не проходила, сколько бы я не вентилировал легкие.
      На экране - повреждения. Тринадцать инородных объектов на встречном курсе, от половины до пяти сантиметров в диаметре, прошли сквозь мой корабль насквозь, прорезав железо как невесомую фольгу. Четыре задели мой мостик: три справа, один слева. И надо ж было так попасть, что они уничтожили оба скафандра, раздробили кислородный баллон и напрочь заклинили перебортку, которая вела в криоотсек!
      Впрочем, криоотсек разгерметизирован, как и моя кабина. Другое дело, что кислорода там больше, а значит, потеря давления не такая сильная, как у меня.
      Я отключил сирену, погасил маяк и включил штатное освещение. Белый свет резанул, мучительно долго зрение возвращалось ко мне сквозь черные и алые круги, плывущие перед глазами. Я прижал забинтованную руку к животу и клацнул по пульту.
      Ага, теперь, когда я с грехом пополам заткнул дырки рваными кусками скафандров, потеря давления снизилась до двух сотых в секунду. Голова отчаянно отказывалась соображать. Я медленно обернулся, и от увиденной картины живот вновь скрутило: небольшая кабина, выполненная в совершенно белой гамме, была безобразно мною измазана в крови. У правого борта, в небольшой нише, в которой располагался выход в миниатюрный переходный шлюз, а сверху была укладка скафандра, расплылась внушительная, совершенно пугающего вида лужа алой крови. От нее тянулась цепочка кровавых следов до такой же ниши левого борта, где сверху была укладка второго скафандра - там тоже была небольшая лужа. От этой лужи в сторону аптечки шел развазюканный след - это я полз на пузе, как боец, которому на поле боя оторвало ноги.
      И тут вдруг пелена прошла, мысли стабилизировались, нытье в руке мгновенно пропало - красным мигала индикация курса. Отклонение росло, причем росло быстро: уже две десятых секунды.
      Я вскочил, поскользнулся, упал на больную руку, инстинктивно выставив ее вперед - от боли потемнело в глазах. Стиснув зубы поднялся, снова поскользнулся и в полете припечатался щекой к стеклу шлюза. Рука нащупала кнопку, шлюз зажужжал и стал выдвигаться наружу. Кажется, сердце замерло у меня в груди, когда шлюз застыл в крайнем положении.
      Сверху, над гигантским щитом криогенного отсека, раньше стояла курсовая антенна. Антенна и сейчас там была, но тарелка ее безвольно опрокинулась назад, подняв вверх перебитую астероидом ажурную ногу.
      Я невидящим взглядом прошелся по звездному небу, в котором звезды растянулись в линии, так как корабль шел почти на световой скорости, и выкатился в кабину.
      Где корректировка?! Я клацал по кнопкам, пытаясь запустить обходную программу и переориентировать антенну связи на курс, но, так как корабль уже отклонился, она не видела провеску: угол был не тот, и луч провеса межпланетного курса остался где-то в стороне - нет, антенна связи не сойдет за курсовую. Отклонение достигло уже минуты и продолжало дальше стремительно увеличиваться. А скорость, скорость-то не детская!
      Скафандров нет, кислорода нет, курсовой антенны нет. Полагаться на самоориентацию компьютера бессмысленно: у меня нет ориентиров, а сбавить скорость, чтоб их увидеть, значит потерять топливо, а вслед за топливом - и весь корабль.
      Спина похолодела. А там, за спиной, за мощным противорадиационным щитом, мирно спал в криогенном статисе мой груз: сто тысяч человек. Хотя, из-за столкновения, число колонистов поубавилось, но это меня сейчас мало волновало: корабль необходимо спасти любой ценой!
      Любой ценой? Знать бы еще, какому богу эту цену заплатить, чтоб он сотворил чудо.
      Я не мог надышаться. Заметно похолодало. Воздух с легким шипением продолжал покидать мою маленькую, такую уютную на протяжении почти двух месяцев полета кабину, в которой я коротал свои дни за чтением книг и просмотром старых фильмов, благо база данных была завалена ими специально для меня. Ведь мне нельзя спать, я должен ежечасно следить за курсом и, в случае чего, вручную корректировать его. В случае чего... Вот он, тот самый случай чего. А второго пилота мне не дали, так как в последний момент у него нашли инфекцию, а обратный отсчет уже пошел. Тут дело такое: когда почти от облака Оорта возвращаешься на Землю, лучше лететь одному, чем терять драгоценные тонны горючего на холостом ходу.
      Год я летел! Целых два месяца внутреннего времени один в космической пустоте, в сводящей с ума скуке, развлекая себя тем, что мог подсчитать частоту вибрации с точностью до нескольких герц. И мне осталось всего двенадцать суток - четверть пути, и кончится моя почти трехлетняя ссылка на край системы, и я смогу обнять маму, обнять жену, вдохнуть полной грудью чистый, свежий воздух, не проходящий очистку и регенерацию раз в сутки. Двенадцать паршивых дней!
      Я помню, на флоте мы ползли месяц обратно на базу с раскуроченным двигателем, и выходя на свое место, чтобы часы напролет соединять между собой рвущиеся трубопроводы, латать заплатками дырявые перебортки и постоянно менять схему питания, каждый из нас молился: только не в мою вахту, только не в мою.
      А здесь мне не на что молиться.
      Минута тянулась за минутой, но в голову ничего не приходило. Повязка промокла, и кровь начала потихоньку капать на пол. Мне было все равно: я не протяну в кабине и нескольких часов, а нужно выдержать двенадцать дней. Я выдал сигнал помощи, но от него мало толку: он будет двигаться не намного быстрее корабля, а к поясу Койпера я еще даже не приблизился. Плутон с его мощной инфраструктурой, если не изменяет память, сейчас находился от меня по другую сторону Солнца. Лучше и не придумаешь...
      - Думай! - Рявкнул я, с силой ударяя себя по виску. Лучше думаться от этого не стало, но стало немного легче дышать.
      И тут меня внезапно пробрал страх: я не увижу Землю. Я не увижу небо. Я не увижу дорогих мне людей. Через пару часов я не увижу уже ничего.
      Я заметался по кабине как загнанный зверь. Может, где-то еще есть скафандр?! Может, кислородный баллон все-таки цел? Я прыгнул к пульту, дал команды открыть клапаны, и они засвистели, но воздух шел не из баллонов в кабину, а из кабины в разорванный баллон. Я нажал на кнопку закрытия клапанов, но отчаянный свист не прекратился: клапаны приварились в вакууме! Я сто раз так попадался на флоте: закрывал люк шлюза, а он приваривался от близкого взаимодействия, так как в вакууме нет защитной оксидной пленки металла, и дальше только резать автогеном. Да, точно, ведь клапаны не рассчитаны на работу в вакууме и сделаны из обычного металла!
      Меня облили кипятком, потом окунули в прорубь. Свист медленно, очень медленно сошел на нет, и зажглись индикаторы: клапаны закрылись.
      Я задышал. Промокшая от крови и холодного пота одежда прилипла к телу. Я сделал еще круг по кабине. Потом еще круг. Ужасно хотелось курить, но я бросил много лет назад и, разумеется, не взял с собой ненужный груз.
      Минус три угловые минуты. Я пытался вернуть корабль на курс вручную, но компьютер соскочил со старого курса, и куда я его поворачивал было непонятно: в какую бы сторону я не менял направление, отклонение только росло.
      Минус две сотых миллиметра воздуха в секунду. Семьдесят миллиметров ртутного столба в час плюс то, что я потерял с самого начала, плюс то, что я выпустил через клапаны. Сколько времени прошло? Около часа и прошло. В груди жгло, я задыхался, несмотря на ощутимый холод. Осталось только спокойно умереть.
      Нет, был еще один вариант. Я снова зашел в шлюз и, прильнув к стеклу, увидел край аварийного люка криогенного отсека. До него от кабины было метров пятьдесят: кабина крепилась к радиационного щиту длинной фермой, внутри которой хоть и был технологический проход, но он, увы, был поврежден при столкновении. А за аварийным люком был воздух. Учитывая объем помещений и такой же масштаб разгерметизации, я мог запросто протянуть там двенадцать дней. А ведь там были еще кислородные баллоны и, наверняка, еще пара скафандров.
      Но до люка - пятьдесят метров пустоты. Колючий вакуум. И почти световая скорость...
      Надо собраться с мыслями.
      Я уже труп! - пронеслось в голове, но я с силой отмахнулся как от назойливого собеседника.
      Я подошел к пульту и проверил статус криогенного отсека: давление в нем упало всего на несколько сотых миллиметра, в то время как у меня давления уже почти не было. Дистанционное управление аварийного люка было исправно, я дал команду, и люк открылся настежь. Наружное освещение включено. Теперь надо было решить, что делать с курсом.
      Времени осталось мало. Я уже задыхался. Силы покидали тело, мышцы отказывались двигаться без кислорода. Действовать необходимо быстро.
      Я выставил автопилот на поддержание курса и сделал уставку до орбиты Земли: попасть прямо в Землю не удастся, так хоть сокращу расстояние для спасательной команды и если повезет - окажусь где-то между орбитами Земли и Марса. Компьютер вроде как понял меня, начав придерживаться заданного угла, и я зашел в шлюз. По пути сгреб в охапку рваный скафандр. Разрезать? Не получится, у меня в распоряжении только кухонный нож, а им на скафандре не высечешь даже свои инициалы. Воздух радостно зашипел в пробоинах.
      Я еще раз присмотрелся к аварийному люку. Белая с красной окантовкой дверь откинулась, внутри уютно светился внушительный шлюз, а между нами была бесконечность безвоздушной смерти.
      Засосало под ложечкой. Я намотал ошметки скафандра на ладони, так как придется прикасаться к металлу, а он в космосе примораживает кожу только в путь. Я прикрыл глаза, сделал несколько последних, почти бесполезных вдохов.
      Взвыла сирена: давление упало ниже безопасного предела. Началось удушье. Захотелось жить - отчаянно жить, хватать ртом воздух, чувствовать кожей дуновение ветерка, видеть звезды - жить! Я осознал, в какой же ужасной я все-таки ситуации, и страх опутал мое сознание своей липкой паутиной.
      Мне не страшно, - подумал я, открывая глаза и глядя сквозь прозрачное стекло на гостеприимно распахнутую дверь шлюза. Кажется, я зарыдал, но хотелось верить, что глаза слезятся из-за низкого давления.
      Мне не страшно.
      Сейчас распахнуть дверь, удержаться в потоке воздуха так, чтоб меня швырнуло именно в люк. В открытом космосе человек остается в сознании с минуту, еще в течении нескольких минут он продолжает жить. Его еще можно спасти, откачать. Сзади воздух неистово шипел, покидая кабину.
      Мне не страшно.
      При подлете к шлюзу развернуться лицом вперед, руки вытянуть - пульт управления в дальнем конце, а кнопки, насколько я помнил, были довольно мелкими. Если я потеряю сознание, меня некому будет откачивать - на пробуждение экипажа требуется уйма времени: до трех недель, и еще два месяца реабилитации и восстановления мышц.
      Мне не страшно.
      Как только я окажусь в шлюзе, сразу закрыть внешнюю дверь. Выравнивание давления пройдет лавинообразно, нужно будет сделать глубокий вдох до того, как мои пустые легкие сплющит давлением воздуха. Ах, еще же декомпрессия! Но я с ней ничего поделать не смогу. Да, а еще боль. Боль, которую я еще никогда не испытывал.
      К черту, мне не страшно!
      Перед прыжком учесть искусственную гравитацию корабля: я полечу по дуге, сначала вверх, потом вниз, неплохо бы погасить скорость перед входом в шлюз, но у меня не было реактивного ранца. И еще я не помнил, что будет с глазами в глубоком вакууме. Сколько будет работать зрение? Будет ли оно работать после вакуума? А зрение мне нужно, вслепую лететь я не смогу.
      Мне не страшно. Мне не страшно. Мненестрашнонестрашнонестрашно.
      Через двенадцать суток внутреннего времени корабль автоматически остановится на орбите и подаст аварийный сигнал бедствия. Земля должна быть недалеко, ведь почти ровно три года назад я стартовал с этой же позиции. Меня найдут быстро, меня спасут.
      Если только я сейчас смогу спасти себя.
      Кругом звезды, растянутые из точек в линии из-за большой скорости. Есть еще мелкая пыль, активные частицы, солнечный ветер, на такой скорости становящиеся смертельными для человека.
      Я сделал вдох, но воздух пошел не в легкие, а наружу - космос высосал меня.
      Мне не страшно. Господи, мне никогда не было так не страшно, как сейчас!
      В кожу вонзились тысячи игл, глаза обильно заслезились, резкая, невыносимая боль рванулась в нос и уши. Я закричал, но без звука - звук в вакууме не распространяется, и нажал на кнопку моего шлюза, открывая дверь. И как только открыл, вдогонку мысль: даже если мне удастся мой отчаянный прыжок, вся пища осталась в кабине. Что я буду есть еще почти две недели?
      Космос понесся мне навстречу, когда мое тело выдернуло из маленькой шлюзовой камеры.
      Мне не страшно.


Рецензии
Динамично. Приятный язык. Грамотно.
Плюсую, однозначно.

Александр Лобынцев   10.07.2013 14:31     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.