Новый Иерусалим на Рейне, ч. 3

      



3. Еврейские общины – экономическое и культурное ядро средневекового немецкого города
а) Период раннего феодализма (IX-XI вв.)

Общеизвестно, что культурный обмен между отдаленными территориями происходит на пространстве торгового пути, где для интернационального торгового люда создаются условия передвижения людей, товаров и идей; в средневековье такая инфраструктура базировалась на монастырях (принимали на постой всех) и еврейских общинах. Связывающим звеном в торговых и культурных отношениях ещё не определившейся в границах Европы и Востока до конца XI века являлись еврейские общины Южной Италии, которые имели налаженные торговые пути как в Германии (с римских времен) так и на Востоке. Например, венецианский дож в 936 г. сообщает архиепископу майнцкому о непосредственных торговых отношениях между Иерусалимом и Германией, которые поддерживали евреи, вывозя в Германию МЕТАЛЛЫ, сукно и пряности (ЕЭ, Торговля).  Совершенно неизвестно как происходила транспортировка в Европу с Востока драгоценных металлов, в Европе добычей драгоценных металлов начали заниматься с возникновением городского строя (XI-XII вв.); для организации денежных (монетных) систем необходимы тонны серебра, а их было множество. Каждый суверенный владелец территории стремился к созданию своего монетного двора, где чеканкой монеты занимались, как правило, евреи, ряд монетных эмиссий имеют легенды на иврите в Польше, Венгрии и других странах; совершенно ясно только одно, без соучастия (были в доле) церкви (монастырей) в этом процессе не обошлось. Церковь отвела еврейским общинам экономическую нишу для существования – организацию финансовых систем и денежного обращения, торгового и ремесленного кредита; занятие ростовщичеством (кредитом) христианами в раннем и развитом  средневековье, хоть и не преследовалось строго, но не одобрялось. С развитием городов, еврейские общины постепенно теряют ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗУЮЩУЮ и РУКОВОДЯЩУЮ роль в торговле, но вытеснены из неё никогда не были, т.к. европейцы, не смотря на серию крестовых походов, целью которых было завоевания рынков и создание собственной инфраструктуры (тамплиеры) закрепиться на Востоке так, и не сумели.

Первые известные документы о евреях Германии касаются общины в городе Кёльне, это распоряжение римского императора Константина от 321 г., затем почти в течение шести веков источников не имеется, за исключением времени Карла Великого. В X-XI вв. еврейские общины регистрируются в религиозно-экономических центрах страны, где епископства выступали как объединительное ядро территорий, а епископы заботились о привлечении еврейского населения для развития городского образа жизни; "Роль евреев при возникновении немецких городов настолько очевидна, что некоторые историки (Nenman, Arnold) назвали их даже "необходимым краеугольным камнем" (ЕЭ, т. 6, с 348).

Наиболее характерным примером процесса развития территорий является шпейерский епископ Рюдигер Гуцман, который расширил Шпейер, присоединив к нему окружающие поселения, и пригласил на жительство в городе евреев, поселив их в отдельном квартале со стенами. В 1084 г. епископ даровал им привилегии, где было определено точное правовое положение евреев: им было разрешено заниматься разменом золота и серебра, продажей и покупкой товаров, как в городе, так и в порту. Предметом торговли евреев были вино, красители, лекарство, соль, мясо; евреи закупали меха на Руси, а также рабов на славянских территориях, германская знать также продавала своих крестьян, основными рынками работорговли была Прага и города Мерзебург и Магдебург. Именно в Магдебурге в XIII веке из разных источников сложилось "Магдебургское право", которое толковало разные виды правоотношений: городской власти, суда, собственности, торговли и устанавливало ответственность за правонарушения правил торговли и производства ремесленных изделий. "Магдебурское право" - юридическое закрепление условий торгово-ремесленной деятельности и судопроизводства, оформилось в результате борьбы городов с владельцами земель, города получили самоуправление и освободились от части феодальных повинностей сеньору; М. П. применялось в городах к востоку от Магдебурга, Польше, Чехии, Литве, Венгрии и др. странах.

В длительной борьбе германских императоров Генриха IV и Генриха V с папством, евреи наравне с прочими горожанами поддержали императоров, особо отличились евреи Вормса и Шпейера, которые получили от Генриха IV привилегии с широкими льготами. Содержание шпейерской привилегии (1090), послужило образцом для целого ряда других грамот относившихся к организации отношений между властью, населением и еврейскими общинами:
1) запрещалось всем подданным беспокоить евреев и притязать на их имущество; штраф составлял фунт золота и двойную стоимость отнятого имущества;
2) евреям разрешалось свободно торговать на пространстве всей империи, с правом передвижения без уплаты пошлин;
3) еврейские дома освобождались от любого постоя и поставки лошадей для императора;
4) запрещалось насильственное крещение еврейских детей; дети, добровольно перешедшие в христианство, лишались прав на имущество родителей;
5) в случае иска дела рассматривались по общим законам, обвиненных евреев запрещалось пытать и сажать в тюрьму;
 6) за нанесенные ранения еврею штраф составлял фунт золота, несостоятельным злоумышленникам наносили увечье, отрубали правую руку;
7) споры между евреями решались евреями, в случае отсутствия согласия – епископом;
8) евреям разрешалось продавать христианам вино, красители и лекарства.

Немецкие светские и духовные феодалы в X-XI вв. относилось к евреям доброжелательно, до 1096 г. не было погромов, за исключением  одного случая изгнания евреев из Майнца в 1012 году; вормский епископ Бурхард исключил из своего обширного собрания церковных постановления направленные против евреев; общины Майнца и Вормса были культурными центрами всех евреев Центральной Европы, здесь находились высшие по тому времени талмудические учебные заведения - иешивы. Широкие привилегии не спасли евреев от насилия, во время Крестовых походов, число погибших от рук крестоносцев составляло по разным сведениям от 4 до 12 тыс. человек; итогом резни устроенной крестоносцами стало ЖЕСТКОЕ ОБОСОБЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ ОТ ХРИСТИАН, евреи начали искать защиту в лице высшей власти.

б) Развитое феодальное общество в Герамании (XII-XIII вв.)

Императорам было выгодно иметь богатых слуг, завершил создание института Фридрих I, предоставив регенсбургским евреям в 1182 г. привилегию, где они были объявлены принадлежащими "императорской камере"; Фридрих II назвал их "рабами камеры", что не приравнивалось к рабству, а означало, что они должны были платить налоги в  императорскую казну (kammer). Позже выработался взгляд, что король может по своему усмотрению распоряжаться жизнью и имуществом "камеркнехтов", он опирался на легенду о том, что евреи были проданы в рабство во время разрушения Храма и стали собственностью римским императоров; так как императором Священной Римской империи стал Карл Великий, то и права на евреев перешли германским монархам. Таким образом, евреи были выведены из общего законодательства (в т.ч. и Магдебургского права), положение еврейских общин стало исключением, то, что давалась другим общинам по закону, им представляли по привилегиям; посягнувших на жизнь и имущество евреев юридически совершал преступление против императора и судился имперским судом.

В связи с этим изменились финансовые отношения еврейских общин с высшей властью, возник  повод к взиманию дополнительных денежных средств – за защиту (покровительство), например Фридрих I в период третьего крестового похода получил крупную сумму для нужд похода (за защиту), позже взимание денег происходило без повода. При Фридрихе II поборы приобрели вид ежегодной имперской подати (подать с 29 еврейских общин за 1241 г. составляла 6857 марок серебром), на тезисе "покровительства" сложилась финансовая система, к которой  стали проявлять интерес остальные немецкие князья и епископы, пытаясь овладеть "правом покровительства". В XIII веке императоры начали уступать право "владеть евреями" духовным и светским феодалам, раньше всех это право получил в 1212 г. майнцкий епископ; австрийский герцог, богемский король и мейссенский ландграф (вассалы империи), пожаловали проживавшим там евреям свои грамоты и этим поставили их под своё покровительство.
 
Крестовые походы способствовали дальнейшему развитию финансовых операций евреев, которые снабжали деньгами рыцарей, закладывавших недвижимое имущество для снаряжения в поход, удовлетворяли возросшее стремление дворов к роскоши и предоставляли кредиты на нужды торговли, которая быстро развивалась в связи с расширение международной политической и экономической деятельности. Немецкие города специально приглашали их, что бы удовлетворить свои потребности в кредите, а территориальные князья укрепляли благодаря еврейским кредитам своё политическое положение; евреи открывают кредит городам, епископам и монастырям, все классы населения от высшего дворянства и до крестьян являлись должниками евреев. Исследователи экономической истории утверждают, что евреи способствовали развитию денежного рынка (а соответственно развитию страны), оказывали неоценимые услуги своим кредитом государствам и содействовали консолидации автономных областей; они занимали пустое место в народном хозяйстве и сделали то, что должны были сделать и организовать другие.

С XIV века сеть ссудных операций ещё более разветвляется - "Жилища евреев в саксонских городах представляли собой в то время склады заложенных вещей. В Силезии, как и в других местностях, князья и дворяне нуждались в деньгах, отдавая еврейским ростовщикам в заклад города и деревни (ЕЭ, т. 14, с. 931). Размер взимаемых за ссуды процентов был разным: в Англии XIII века – 86,6; Франции 1206 г. (по распоряжению короля Филиппа II Августа) – 43, 34; в XIV веке – 86, 66; на Сицилии 1231 – 10%; в Кастилии – 25%; в других пиренейских странах – 33, 3; в Польше в 1347 г. – 54%. В Германии майнцкий съезд епископов установил в 1255 г. – 33,33%, это средний процент, взимавшийся во многих странах; высокий процент объясняется высоким спросом на наличные деньги и незначительным их объёмом, а также большими рисками, с которыми были сопряжены ссудные операции и несовершенной системой социальных отношений.
 
В первой половине XIII века положение еврейских общин ухудшается, раввинские съезды 1223 и 1245 гг. издали постановления о необходимости строго соблюдать честность в кредитных операциях, отказаться от применения фальшивых монет и не доносить друг на друга. В раздробленной стране еврейское население было не в состоянии создать общий орган для организации жизнедеятельности общин, с этой целью собирались съезды раввинов, где обсуждались проблемы связи библейских норм с новыми условиями.

Во время междуцарствования (1254-1273) короли и феодалы обложили еврейские общины налогами и ограничили их торговую деятельность, общины переходят из сферы торговли к кредитно-финансовым операциям. Когда на престол взошел Рудольф I Габсбурский (1273-1291), он наложил на еврейские общины новый налог и превратил  их и их имущество в собственность императора, ответом на это был массовый исход евреев из Германии. В Майнце, Вармсе и Шпейере (1275 г.) стали образовываться группы евреев желающих эмигрировать на восток; Рудольф конфисковал дома евреев покинувших Майнц, объясняя свои действия тем, что убежавшие без разрешения отчуждают себя от господина, а всё их имущество должно быть передано императору.

В 1298 г. на еврейские общины в Германии обрушились бандитские группы, организованные дворянином Риндфлейшом из Реттингена (R;ttingena) во Франконии, который распустил слух о надругательстве евреев над просфорой. Собрав религиозных фанатиков в 1298 г. он устроил поход против евреев Баварии, в течение 6 месяцев его бандами было уничтожено 140 общин, во Франконии, Баварии и Австрии, лишь через несколько лет порядок был восстановлен и на города допустившие погромы, были наложены штрафы.

Обычным поводом для уничтожения евреев были обвинение их в надругательстве над христианскими святынями и в ритуальных убийствах (обычно детей); в существующей литературе не описан даже единственный факт действительно существовавших осквернений и ритуальных убийств, наоборот, если евреям давали возможность себя защищать на следствиях, то все обвинения снимались, а виновными оказывались христиане. В 1215 году на Латеранском соборе была принята иудейская традиция (освящения хлебов), ставшая христианской, которая признавала гостию (облатка для причастия в католической церкви, священный хлеб) воплощением "тела Христова"; осквернение гостии считалось крайним грехом. В еврейской традиции КИДУШ освящение, очищать от скверны; бенедикция, произносимая по праздникам и субботам, при кидуше необходим бокал вина, который может быть заменен двумя хлебами, считалось, что кидуш произнесенный над вином давал ему целебную силу и улучшал зрение. Первый случай обвинения евреев в "осквернении" произошел в германском городе Белитц под Берлином в 1243 г., в дальнейшем обвинения в "осквернении гостии" было достаточно, чтобы отправить на костер иногда сотни людей.

в) Германия в период XIV-XV вв.

Священная Римская империя к XIV веку оставалась самым большим  политическим образованием в Западной Европе, однако внутреннего единства добиться не удалось. Ядро империи составляли старонемецкие земли, а также обширные области за Эльбой и по Дунаю, кроме того, в империю входили лишь формально связанные с ней, фактически автономные государства Северной Италии, Тосканы и королевство Чехия. Империя включала также территории современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Австрии, графство Бургундию и другие земли, формально ей принадлежал еще рад владений (Швейцария, области в Северной и Средней Италии), но на деле они жили своей самостоятельной жизнью. В XIV—XV вв. империя не имела установленных границ, они изменялись в ходе войн, династических браков и  перемен в вассальных связях, устойчивых границ не было и внутри империи, крупнейшие княжества еще не сложились в территории, их пределы зависели от личных владельческих и верховных прав монарха; осознание организующей роли Германии в этом наднациональном союзе вызвало к жизни с 1486 г. новое официальное наименование - "Священная Римская империя германской нации". Таким образом, идея «Европейского Союза» была заложена ещё в средневековье, она базировалась на идеологии Библии (иудаизма), воплощалась в жизнь в форме теократического иудеохристианского государства (ариепископства) или светского княжества с большой долей церкви в организации жизни; отсюда и претензии на исключительное право по отношению к соседям, стремление увлечь их в новогерманский образ жизни (иудеохристианеская экспансия), т.е. попытки присвоить себе права «богоизбранного» народа.

Главой Германии был избираемый король, который мог короноваться как император, обращение за этим к римскому папе стало необязательным, уже император Максимилиан I Габсбург (1493— 1519) отказался от своего коронования папой; страна оставалась политически раздробленной, состояла из множества больших и малых феодальных владений, светских и церковных. В первые десятилетия XVI века в ней насчитывалось, 7 князей-курфюрстов, около 70 князей — архиепископов, епископов и светских лиц, около 70 аббатов крупнейших монастырей, более 120 графов и близких к ним по статусу дворян, около 65 имперских и вольных городов. "Имперские" подчинялись непосредственно императору как своему сеньору, "вольные" обладали автономией, отвоеванной у своих бывших владетелей — епископов, к этому необходимо добавить многочисленных владельцев имперских рыцарских имений.

За исключением рыцарей, принадлежавших к низшим чинам империи, все остальные названные здесь имперские чины имели представительство в рейхстагах, интересы рыцарей в этих сословно-представительных органах обычно выражала часть графов, высшую курию на рейхстаге составляли курфюрсты, вторую — вся светская и церковная знать (без выделения духовенства в особую курию), третью — города. Спецификой Германии была двойственность политического положения князей: по отношению к императору они выступали как чины, сословная группа; по отношению к сословно-представительным органам в своих собственных владениях — как монархи.

Земские органы «ландтаги» окончательно сформировались в конце XV — начале XVI в., при всех местных различиях в них обычно была представлена низшая знать, а также графы и другие дворяне, духовные лица, "земские" (то есть подчиненные князьям) города. В некоторые ландтаги входили представители отдельных крестьянских общин, а также "рынков" — поселений, имевших иные, меньшие права, чем города; своя специфика была в ландтагах духовных княжеств, где тон задавал клир, там светской курии могло не быть вовсе. И рейхстаг, и ландтаги зачастую обсуждали сходные вопросы: о сохранении мира, финансовых сборах, законодательстве, только объем компетенции был у них разный — у одних имперский, у других земский; решения принимались и на рейхстагах, и на ландтагах каждой курией отдельно, затем сопоставлялись. Роль городов в ландтагах обычно была высока, на рейхстагах она зависела от решавшегося вопроса: когда речь шла о нужде в деньгах, города всем были желанны, в иных же случаях их право на голосование могли поставить под сомнение. Отстаивая права и интересы сословий, рейхстаг и ландтаги выполняли ряд важных функций: они становились местом выражения интересов больших общественных групп, согласовывали различные позиции, выступали как противовес суверенитету монархов.

Для Германии XIV и XV столетие было временем расцвета ее городов, роста ремесел и торговли, особенно посреднической, между разными странами; этому способствовало выгодное (срединное) положение страны на путях международной торговли. Уже на рубеже XIII и XIV вв. в Германии было около 3500 городов, в которых проживала примерно пятая часть населения, составлявшего 13—15 млн. человек; в подавляющем большинстве это мелкие города (до 1000 чел.), тесно связанные со своим аграрным окружением. Рынки городов привлекали крестьян из близлежащих деревень, расположенных в радиусе 10-30 км, такое расстояние позволяло за день решить дела на рынке и вернуться домой, сеть этих городков покрывала всю страну. Однако в обобщающих исторических трудах (русскоязычных) касающихся этого периода совершенно нет информации о самих СТРОИТЕЛЯХ этих городов, об их организации: к какой этнической группе они принадлежали, кто финансировал их работу, были ли они местными жителями или приезжими?

В курсе лекций Открытого университета Израиля (Ора Лимор."Евреи и христиане". Телль-Авив, 2000)   представлена миниатюра из еврейской рукописи 1428 г. хранящаяся в библиотеке Гамбургского университета. На ней изображен средневековый город со всей своей  атрибутикой: стены, башни, дома, улицы; у одной из стен работает группа ремесленников: один находится на стене и при помощи ручной лебедки поднимает на стену крупный каменный блок (ремонтирует или достраивает стену), два других участника сюжета обтесывают камень; третий участник, очевидно, шлифует рабочую поверхность мельничного жернова, уже готовый жернов лежит у него под ногами. На голове четвертого участника отличительный еврейский головной убор (установленный римской церковью) –  конусообразная шляпа, на плечах мешок с мелким камнем (щебенка), он направляется к городу. Из стертого и разрозненного сопроводительного текста на иврите миниатюры можно выделить слова:
- КАШЭ твердый (вероятно камень);
- БНИ ИСРАЕЛ ВБРД эту фразу можно прочитать как: 1) сыновья Израиля (или просто - евреи) дробят (камень); 2) каменщик, строитель, архитектор + еврей + дробить;
- Ц.Р. кремень; камень, применяемый для получения огня (спички средневековья – кремень, кресало, трут).
- ЛЙХВ – потребность, дань; давать.
Таким образом, отдельные слова текста и сюжет рисунка подсказывают нам занятия еврейского население в одном из городов Германии: строительство (архитектура), обработка камня и изготовление предметов из камня (жернов).

Кроме региональной торговли в Германии сложились три зоны концентрации международных торговых отношений, в первой находилась основная масса более крупных городов, с 3—10 тыс. жителей и значительные города с населением свыше 20 тыс. человек — Кёльн, Страсбург  и другие. Южногерманскую зону составляли города Аугсбург, Нюрнберг, Ульм, Регенсбург, а в северную зону входили города  расположенные на побережье морей и на речных путях к ним Бремен, Гамбург, Любек, Висмар, Росток, Штральзунд, которые энергично включились в европейскую транзитную торговлю между Лондоном, Новгородом, Брюгге и Бергеном. Здесь был создан северный торговый союз Ганза (Hanse – союз, товарищество), во главе с Любеком, существовал с XIV по XVI век; он объединял около 100 городов, имел свой флот и войска, которые обеспечивали безопасность на торговых путях.
 Ha+nse = иврит - НАС, ХЕНИС спасать от врагов; скорее всего от ХА + НАСИ вождь, лидер; руководство.

Городское управление в Германии отличалось большей пестротой, чем земское, хотя имело и некоторые общие черты; обычно выборы магистрата были ежегодными — выбирали бургомистров, должностных лиц, судей, объемы компетенции при управлении могли различаться. Имперские и вольные города, отличия которых в XVI в. почти исчезли, обладали широкой автономией, властвовали зачастую не только над близлежащей округой, но и над территорией, подобной небольшому княжеству. Общее число городов в начале XVI в. составляло примерно 3 тысячи, большинство имело по сравнению с другими странами средний размер; в южногерманских торговых центрах Нюрнберге и Аугсбурге проживало до 45 тысяч, в Кёльне —  "церковной столице" Германии, было население в 40 тысяч человек. В то же время вся Германия была покрыта густой сетью мелких и мельчайших городов и городков с числом жителей от 500 до 2 тысяч человек, они мало отличались от больших деревень и имели полуаграрный характер. Здесь в полудеревенском мире как раз в ту пору стал терять свою устойчивость авторитет властей, особенно церковных, чему способствовала обстановка Реформации. В отличие от прежних проявлений социального протеста, крестьяне теперь выступали против "новшеств", ухудшавших их положение и обращаясь не только к "старому праву", к традиции, но и к нормам "божественного права" - к Библии.

В 1336-1338 гг. в эльзасских общинах свирепствовала банда Армледера, что вызвало волну бегства еврейского населения; во время эпидемии чумы в 1348-1350 гг. произошла волна погромов и изгнаний евреев, практически не было еврейской общины в стране, которая бы не подверглась преследованию, организованного католической церковью. В 1348-49 гг. Европе разразилась "Черная смерть", эпидемия чумы унесла треть населения (около 70 млн.), одним из последствий эпидемии было усиление в христианстве фанатических настроений (подогреваемых католическими проповедниками) против еврейского населения.

В 1349 г. власти города Констанц на юге Германии (евреи проживали здесь с XIII) предъявили евреям стандартное обвинение того времени - "отравление колодцев" и 337 евреев было сожжено в специально построенном для казни доме. С изгнанием евреев финансовая система города пришла в упадок, и в конце XIV века по инициативе властей здесь образовалась новая община, евреи здесь в основном занимались кредитными операциями.
 
В Констанце в период 1414-18 гг. состоялся  церковный собор призванный избрать законного папу, объединить православную и католическую церковь и наладить расстроенные связи между римской курией и королевскими дворами. Собирая собор, император Сигизмунд (император с 1411) обложил еврейское население колоссальными податями для его финансирования, эта подать была исполнена еврейскими общинами лишь частично.  На собор были приглашены церковные и светские феодалы из многих европейских стран, 6 ноября 1417 г. участники Констанцкого собора из 23 кардиналов и 30 представителей христианских наций единогласно избрали папой сорокадевятилетнего кардинала Одоне Колонну (Мартина V, 1417-1431).
Деятельность этого понтифика, описанная в русскоязычных источниках, не раскрывает основной линии его внешней и внутренней политики как руководителя римской церкви, штампы советского времени закрывают сложный процесс общественных отношений между представителями иудаизма и христианства. По избранию нового папы еврейское население города устроило ему торжественную встречу; сохранились иллюстрации (гравюры) процесса торжества. Собственно ничего удивительного в этом нет, традицию церемонии торжественной встречи ввел император Германской империи Оттон III (983-1002), "евреи" и "христиане" должны были встречать прибывших в город папу или императора пением хвалебных гимнов и сопровождать их, однако посмотрим, как разворачивались события далее.

После избрания Мартина V, участники собора заключили с разными государствами ряд договоров, которые должны были отрегулировать отношения между церковной и светской властью. Не ожидая закрытия собора, Мартин V поспешил в Рим, куда попал только через три года, право свободного вступления в Рим нужно было выкупить, а королева Иоанна II долго торговалась. Столица западного христианства в то время находилась в упадке, дома были разрушены, дворцы пустовали, а соборы были разграблены; прибыв в Рим, папа энергично взялся за восстановление города, а для этого нужны были финансовые средства, которые можно было получить у еврейских банкиров. 

В ходе исторического поиска автор обратил внимание на три средневековые гравюры, события изображенные на них  разворачиваются в городе Констанц (Германия) и относятся ко времени проведения вышеуказанного Собора. На двух гравюрах собственно изображена одна и та же сцена – один человек (подчиненный, фигура второго плана), что-то шепчет на ухо другому человеку (начальнику – первый план). На гравюре  в работе польского исследователя Здислава Сперальского "Молдавские авантюры" (Бельцы, 1991, с. 21),  в нижнем правом углу, на одежде «подчиненного»  отчетливо выделяется еврейское слово ЕТ – маг, предсказатель (советник).

 В средние века магия считалась одним из способов служения Богу, римские папы при принятии важных решений всегда советовались с астрологами (Ян Ковальский. Папы и папство., М., 1991);   христианство выделяло магию белую и черную, белые маги "общались" с силами добра и поощрялись, черная магия – преследовалась церковью. Перед нами ОБЫЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ в европейской жизни того времени – еврей (в данном случае еврей-христианин) выступает как СОВЕНИК феодала. Оставить еврейский специальный термин, вложить в сюжет гравюр ироническое содержание, с точным указанием роли героев, мог только еврейский гравер; гравёр – распространенная специальность евреев в Европе, монетное дело.
На второй гравюре, как утверждает румынский учебник (Panaitescu P. P. Istoria romanilor. Bucuresti, 1990, p. 99), изображен Григорий  Цамбалак (1364-1419), иерарх Византии, Болгарии, Сербии, Молдавии, Белоруссии и Украины, который в сане киевского митрополита участвовал в Констанцком соборе (1415-19 гг.); это ему на ухо что-то шепчет человек с явно еврейской внешностью.
На третьей гравюре  показана процессия руководителей еврейской общины направляющаяся в мэрию города, очевидно для подачи петиции (Литература Агады. Иер.-М., 1999, с.197).   

Торжественная встреча устроенная еврейским населением города Констанца папе Мартину V и запечатленная в гравюрах, говорит о том, что евреи ждали от вновь избранного римского первосвященника конкретных действий в их защиту. Император Сигизмунд I добился от Матина V разрешения на выдачу привилегий евреям, а за это потребовал уплаты особенного налога (в 1418 г. – 3,3 % стоимости их собственности), известно, что 14 швабских общин заплатило императору 600 золотых флоринов. Петиции еврейского населения Германии, Савойи и др. территорий НАЧАЛИ РАССМАТРИВАТЬ и ПРИНИМАТЬ ПО НИМ РЕШЕНИЯ: в 1418 папа подтверждает привилегии евреев и даёт им ещё целый ряд льгот; в 1419 издаёт буллу в пользу итальянских евреев. В 1422 другая булла признаёт ложными обвинения евреев в отравлении колодцев и в умерщвлении христианских детей, понтифик запрещает христианским священникам настраивать народ против евреев. Булла от 1.1.1421 г. защищает еврейских подданных герцога австрийского и дожа венецианского от насильственного крещения; булла от 21.2.1421 г. разрешает испанским евреям заниматься медицинской деятельностью, а христианам – лечиться у еврейских докторов; евреям разрешается быть поверенными, банкирами и компаньонами у католиков. В 1428 г. во Флоренции состоялся съезд представителей еврейских общин Италии, по просьбе которых папа Мартин V объявил в 1429 г., что принимает римских евреев под своё покровительство; таким образом, правление Мартина V было для еврейских общин целых стран счастливым периодом в деятельности и жизни. Здесь возникает законный вопрос О РОЛИ (о количестве и качестве) еврейского населения в Европе того времени, почему Мартин V уделяет так много внимания евреям, вероятно, может быть, эта религиозно-этническая группа решала более важные и сложные задачи, чем другие этносы?

В XV веке еврейские банкиры распространили своё влияние на территории Центральной и Северной Италии, в 1437 г. реальный правитель Флоренции Козимо Медичи разрешил группе евреев учредить четыре кредитных банка; первые христианские ссудные и депозитные банки были созданы в Сиене (Италия) к середине XV века.

Во многих германских областях ограничения направленные против еврейской торговли возникли в XIV веке, а в сфере денежных кредитов интересы евреев часто нарушались, князья и города – еврейские должники, отказывались платить долги. Распространился обычай объявлять долговые расписки, находившиеся в руках еврейских кредиторов - недействительными, монархи выдавали специальные документы "Todtbriefe", лицам, которые оказывали им услуги или оплачивали эти документы. Горожане добивались особой привилегии от императоров, так в 1385 г. 38 городов Швабского Союза за 40000 гульденов приобрели у императора право сократить на 25% все долги евреям, живших в городах союза. Уплату остальной части долгов города брали на себя, должники вносили им залог, который оставался при неуплате в пользу города, все расчеты с кредиторами производили города, удерживая часть долгов в свою пользу; в 1390 г. Нюрнберг, Ротенбург и ряд других городов откупились от долгов еврейским финансистам.

  В 1390 г. король Венциль особым указом освободил христиан-должников от погашения долгов по процентам и по основному капиталу, с уплатой королю значительных сумм, так евреи лишились своих капиталов во многих городах, а  система кредитования была подорвана; король Рупрехт (1400-1410) отказался от проводимой предшественником финансовой политики. Император Сигизмунд облегчил подати, накладываемые на еврейские общины, в 1415 г. казна выдавала грамоту, которая запретила подати сверх установленных и упразднять долги; городские советы, изгнавшие евреев должны вернуть их обратно; также запрещалось крестить еврейских детей; однако Сигизмунд вскоре нарушил свои обещания, и конфискация еврейского имущества продолжалась.

В XV веке травля еврейского населения перемещается с низов в верхи, главными гонителями еврейства стали князья и города, евреи были изгнаны вопреки грамоте 1415 г. из Кёльна (1426), Шпейра (1431), Аугсбурга (1439), Саксонии (1430), Майнца (1436),Баварии (1450), Бранденбурга (1446) и др. городов.  Церковная пропаганда, экономическая конкуренция и  желание избавиться от еврейского кредитора часто соединялись вместе в целях изгнания, города опустели, отсутствие еврейского населения стало сказываться на городской жизни, власти потеряли значительных налогоплательщиков, а купеческие и ремесленные организации остались без финансового кредита - князья и города опять возжелали иметь своих евреев, и стали приглашать их в места, откуда они были изгнаны.
При императоре Максимилиане (1493-1519), еврейские общинные деятели  предъявили жалобы на ограничение прав еврейского населения, в 1510 г. император назначил съезд, результаты съезда неизвестны.

г) Реформация в Германии (XVI в)

В середине 2 тысячелетия Европу потрясли события, которые изменили историю и затронули не только образ жизни людей, но и образ Бога - начиналось Новое время, давшее континенту рыночную экономику, демократию, новые технологии и пока ещё нечеткую веру в прогресс. В 1517 году священник из Виттенберга (2000 тыс. жителей) Мартин Лютер (Luther, 1483-1546),  выступил против продажи католической церковью индульгенций, поднимая этот, в общем, частный вопрос религиозной практики он хотел укрепить стремительно падающий авторитет церкви. Однако его "Тезисы" вызвали во всех сословиях живой интерес, в обществе стал назревать революционный порыв по всеобщей реорганизации жизни, который привел в конечном итоге к появлению нового реформистского направления в христианстве – протестантизму, сумевшему прочно закрепиться в Англии, Голландии, Швейцарии, части Франции и Германии. Германия стала местом зарождения Реформации и её главным центром, конечно не случайно, именно здесь сохранялось значительное еврейское население, когда из Франции и Англии оно было полностью изгнано. Кроме того, изгнанные из Испании и Португалии в XV-XVI веках еврейские общины и марраны (насильственно крещеные евреи) оседали во Франции, Германии, Голландии, что в значительной степени способствовало развитию этих стран, а точнее – СТАЛО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНОЙ ИХ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. Здесь начал формироваться новый класс – буржуазия, в его создании приняли участие как бюргеры, недовольные дороговизной культа и стеснением в торговых отношениях, так и дворянство, всегда стремившееся ухватить кусок от церковного имущества, оскудев в своей массе к началу XVI века, дворянство претендовало на церковные земли.

Совпадение таких явлений как экономический упадок и уход евреев прослеживается на примерах крупных торговых центров Германии и Франции, например, евреи были изгнаны в XV-XVI веках из Стасбурга, Кёльна, Ульма, Нюрнберга, Аугсбурга и экономика этих городов пришла в упадок; наоборот, Франкфурт-на-Майне и Гамбург в XVI-XVII веках приняли изгнанников, торгово-ремесленное значение и благосостояние этих городов быстро выросло. Относительно Гамбурга известно (ЕЭ), что торговые отношения с государствами Пиренейского п-ова  и Голландией находились в руках марранов, согласно документам архива Гамбурга в 1732 г. евреи превосходили немцев в вексельном обращении, в торговле галантерейными товарами и в производстве товаров  массового спроса (ЕЭ, т. 14, с. 928). Такое же положение дел сложилось во Франции, в Руане, Марселе и Бордо, ставшими городами-убежищами для марранов, которые спасались там от инквизиции Испании и Португалии. Возвышение до центра мировой торговли Антверпена в XV в. связано с пребыванием там марранов, их изгнание в середине XVI века привело город в упадок, своим экономическим процветанием новая столица мировой торговли и биржы Амстердам обязан марранам, укрепившим связи города со странами Востока.

Собственно реформаторской деятельностью по переустройству церкви, занимались в Священной Римской империи постоянно как императоры, так и простые монахи, известна деятельность Бертольда Регенсбургского (1220-1272), монаха и  искусного проповедника, который странствовал по Германии, Австрии, Моравии, Венгрии и Богемии. В своих проповедях он часто пропагандировал еврейские обычаи и нравственные нормы, отрицательно относился к диспутам между евреями и христианами, мотивируя это тем, что евреи отлично знают Святое Писание, а победить их в религиозном споре – невозможно, высказывался о защите евреев государством, а также против ростовщичества.
 
Интерес к еврейской религии и языку возрос в период Возрождения, в связи с возвращением к подлинным текстам Святого Писания, к Новому времени (XVI в.) папство дискредитировало себя настолько, что христианское общество потеряло к нему доверие и начало вести самостоятельный поиск путей к построению "Царства божьего". Итальянский поэт, философ, каббалист Пика де Мирандоло (1463-1494) открыл для Западной Европы "Каббалу", изучив еврейский язык,  он написал ряд книг по теологии, на диспуте перед папой Александром VI доказывал, что каббала может служить подтверждением христианству; благодаря чему еврейские книги были спасены от сожжения.

Один из крупных деятелей этого времени немецкий гебраист и гуманист Иоанн фон Рейхлин (1455-1522), образование получил в Париже и Базеле, до 1513 г. был судьёй; в 1490 г. во время путешествия в Рим познакомился с каббалой и ивритом, который стал изучать у еврейских ученых. Санкционированные церковью нападки на еврейскую литературу вызвали возражения в среде гуманистов, среди лиц призванных высказать свои взгляды на еврейскую письменность был Рейхлин, он заявил, что литературно-религиозные еврейские произведения не должны быть уничтожены, т.к. они полезны для теологии и науки и не содержат никакой ереси. В результате ходатайства Рейхлина император Максимилиан I издал эдикт (1510) и отменил приказ об уничтожении еврейских книг; Рейхлин первый ученый, который ввел в курс университетского образования еврейский язык и сам его преподавал.

Немецкий гебраист и лингвист Иоанн Бешенштейн (род. 1472) составил грамматику еврейского языка и преподавал его: в Ингольштате (1505), Аугсбурге (1513), Виттенберге (1518), а также в Нюрнберге и Цюрихе; его слушателей был  известный деятель Реформации Ульрих Цвингли, основатель цвинглианства, реформатор церкви и политического строя в Цюрихе. В XVI веке известен учитель еврейского языка испанский еврей Матвей Адрианус, принял христианство в Германии, в 1513 г. получил кафедру евр. языка в Гейдельберге, по рекомендации Эразма Ротердамского получил профессуру в "Коллегии трех языков" в Ливне, где его хорошо принял Лютер; был изгнан в 1521 за свои взгляды.

В период "Великого раскола" (XIV-XV вв.) и  Реформации произошел переворот в религиозном сознании значительной части европейцев, оригинальные тексты Библии стали восприниматься не только как норма культа, а как социальная система универсального международного права и морали; на неё ссылались угнетенные, требуя справедливости, и угнетатели, требуя покорности. На  основе моральных норм Писания начали формироваться местные программы развития или реформистские движения, крестьяне в период Реформации в Германии и деятели Английской буржуазной революции опирались на авторитет Библии, как и гуситы Чехии до этого.

Немецкий реформатор Мартин Лютер, считал Библию основой религии, древнееврейский язык называл лучшим и богатейшим, по мнению Лютера: "Евреи – лучшая кровь на земле"; до 1537 года страдания еврейского народа вызывало у него сострадание, написанные им памфлеты ("О том, что Христос родился евреем", 1523) выражали мысль о переходе евреев в христианство. В период Реформации каждая из борющихся сторон (католики, протестанты) старались перетянуть еврейство на свою сторону, с тем, чтобы приобрести определенных политико-религиозный авторитет. К концу жизни Лютер переменил свое первоначально положительное мнение на отрицательные суждения ("О евреях и их лжи", 1542; "О непроизносимом имени Божьем", 1543) и обвинил еврейский народ во всех преступлениях и грехах.  Он упоминал о еврейской пропаганде и попытке обратить его в иудаизм; нападая на каббалистическую и талмудическую литературу, утверждал, что евреи владеют знаниями магии и что они "похищают детей и отравляют колодцы". В эпоху Реформации заканчивается история евреев Германии как единой империи, решение еврейской проблемы переносится в отдельные государства и княжества; с момента Вестфальского мира (1648) государства Германии получили полную независимость, каждое из 400 немецких государств могло делать с евреями, все, что ему вздумалось.


Рецензии