Аспекты проявления Санхьи через 3-и гуны

*********************************************

Аспекты  проявления Санхьи через 3-и гуны в проявленном
==========================================
_____________
Свами Ранинанда
Swami Runinanda
_____________

В соответствии с учением Патанджали,изложенном в его сутрах, йога предназначена для контроля ума в различных модификациях по уровню интеллекта. Где он изложил фундаментальные основы того, что именно ум ведет человека к рабству или освобождению, что раскрыло большую часть человеческих проблем находящихся в его уме, а единственный способ решить эти проблемы - это дисциплина  индивидуального ума (Sadhana). Человеческий ум - самый тонкий из всех человеческих инструментов чувств, который служит человеку в достижении его  конечных целей,- самореализации, вхождение в состояние мокша (moksha). Ум также является неотъемлемым звеном между сознанием и физическим телом. По этой причине Патанджали уделял большое внимание изучению ума, его свойств в взаимодействии с чувственной сферой и предоставляет все возможные средства для контроля его интеллектуальных модификаций, различных индивидумов в раскрытии скрытых сил сиддхи (siddhas) для достижения высших целей, в высочайшем Замысле творения всего проявленного.
Теоретически система йоги основывается на философии Санкхья, и она также является частью учения Веданты. В философии Санкхьи, ум подразделяется на три функции, или части (низший ум, Эго и интеллект), но в философии Веданты ум делится на четыре части (низший ум, эго, интеллект и читта, хранилище памяти и воспоминаний как текущей инкарнации, так и предыдущих). Однако в йоге ум рассматривается холистически и эприорно, а термин «читта» (chita) используется для обозначения всех колеблющихся и изменяющихся проявлений состояния ума. В соответствии с учением  любого вида йоги, ум подобен большому озеру, на поверхности которого вздымаются волны различной величины и интенсивности вибраций. Ум в состоянии мокша (moksha) внутри глубок, он всегда спокоен и уравновешен, но в нем полностью отсуствуют мысли. Сами мысли человека колеблют, побуждая его к желания и деятельности (karma)  не предоставляя ему ни малейшей возможности осознать свою истинную природу, как имперсональной личности и предназначение в текущей инкарнации. Все движения мыслейчеловека - это волны, появляющиеся и пропадающие на поверхности озера  его ума. В зависимости от размера, силы, скорости волн и интенсивности, внутреннее состояние ума затмевается в большей или меньшей степени. Чем более человек способен, успокоивший свои структуру мыслей в «древе целей» текущих мотиваций, тем более укрощается и успокаивается внутреннее состояние ума, что является гарантом крепкого здоровья и безошибочного выбора в данной системе ценностей и установок. Есть два главных источника появления волнобразной структуры мыслей: чувственные восприятия и воспоминания, опирающиеся как на кратковеменную , так и на долговременную память. Когда волны озера успокаиваются и вода прозрачна, то можно заглянуть в глубину и увидеть дно озера своего сознания, которое является базой данных подсознательного, и включает в себя также, так называемую реикарнационную память. 

Учение о пяти стадиях ума
____________________

Ум описывается в пяти стадиях, в зависимости от степени своей прозрачности: 

1. выведенный из равновесия (кшипта) 

2. оттупленный (мудха) 

3. беспокойный (викшипта) 

4. сосредоточенный (экагра) 

5. находящийся под полным контролем (нируддха) 

Из-за преобладания раджаса и тамаса ум становится гиперактивным, из-за преобладания тамаса он теряет необходимое качество проницательности. Таким образом он перескакивает с одного объекта на другой, нигде не задерживаясь, что является элементом «скачущих мыслей и желаний», которые в итоге друг друга взаимо отрицают, то есть взаимо анулируют.Это является верным признаком деградации ума и души. Он (ум) chita, постоянно обеспокоен и занят анализом внешних стимулов и раздражителей, но не знает, как отличить полезное от бесполезного, как отличить правильный, либо неправильный выбор в системе «дерева целей» текущей инкарнации. На второй стадии (мудха) умом управляет тамас, который характеризуется инертностью  порока, невежества, летаргией, либо неуправляемым сном. В этом состоянии ум настолько ленив, что теряет способность правильно мыслить и становится негативным в своих мотивациях и тупым. В этом состоянии он способствет быстрейшему старению клеток организма физического тела. На стадии беспокойности (викшипта) преобладает раджас. В этом состоянии ум мысленними образами «перебегает» с одного предмета на другой, но нигде не задерживается надолго. Это продвинутая стадия саморазрушения, выведенного из состояния равновесия ума. 
Эти первые три стадии ума негативны и действуют как препятствия на пути духовного роста и исследования своей сущностной природы. На этом уровне человек испытывает боль и страдания и всевозможные неприятные эмоции,чем в следующих двух стадиях, становясь более спокойным и умиротворенным. Все рассмотренные модификации необходимо контролировать на ранних  стадиях развития. На стадии сосредоточенности и контроля, как правило уже отсутствуют отклонения от модификации  внутреннего состояния покоя и умиротворенности.
На стадии сосредоточенности ума (экагра) преобладает саттва, светлый аспект Пракрити. Это уравновешенное состояние, близкое к полному спокойствию, в котором открывается истинная природа вещей. Эта четвертая стадия обладает свойством протекции концентрации, и как конечная цель любой системы йоги заключается в развитии и поддержании этого состояния ума как можно дольше.
На стадии полного контроля ума (нируддха) уже нет никаких беспокойств. Это чистое проявление саттвической энергии. В этом состоянии сознание отражает свою чистоту и полноту в «зеркале» кристалла ума, и человек обретает истинную способность к изучению свой истинной природы. Только последние два состояния ума позитивны и помогают медитации (dhiana), во множестве йогических систем и практик предназначеных для того, чтобы помочь человеку достичь конечной цели самадхи (samadhi). Когда все стадии работы над умом завершены, течение мыслей прекращается, и именно в этом обретается состояние внутреннего равновесия, тогда пуруша, purusha (сознание) видит свою истинную природу, отражающуюся в «зеркале» кристала ума практикующего.

Три гуны материальной природы и Санхья
**********************************
Три гуны материальной природы, критерии человека поднявшегося над ними 

Упанишады о трех гунах материальной природы: 

саттвам раджас тама ити гунах пракрити-самбхавах 
нибадхнанти маха-бахо дехе дехинам авьяяям 

" Материальная природа состоит из трех гун: добродетели, страсти и невежества. Когда вечное живое существо приходит в соприкосновение с природой, о сильнорукий Арджнуна, оно обусловливается этими гунами." (Б.-г.,14. 5.) 

Живое существо будучи трансцендентальным по своей внутренней природе, но попадая в материальный мир начинает вращаться в круге Сансары. 
Тогда происходит его соприкосновение с природой (prakriti), в следствии чего оно (живое существо) обусловливается действием законов трех материальных гун. Так как живые существа имеют различные типы тел, то они должны функционировать в рамках жизнедеятельности природы своего тела. В данном случае имеется ввиду все виды жизни (comment Swami Runinanda). 

Упанишады о критериях человека поднявшегося над тремя гунами материальной природы: 

шри бхагаван увача 
пракашам ча правриттим ча мохам эва ча пандава 
на двешти самправриттани на ниввриттани канкшати 

удасина-вад асино гунайр йо на вичальяте 
гуна вартамта ити эвам йо ' ватиштхатиненгате 

сама духкха-сукхах свастхах сама-лошташма-канчанаха 
тулья-прияприйо дхирас тулья-ниндатма-самстутих 

манапаманайос тульяс тульо митрари-пакшайох 
сарварамбха-паритьяги гунатитах са учьяте 


Верховная божественная личность сказал:" О сын Панду, в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они есть, и кто не стремится к ним, когда они исчезают, кто несгибаем и не беспокоен, оставаясь безучастным и трансцендентальным к любым воздействиям материальных качеств, зная, что ничто не совершается помимо них, кто обращен внутрь себя и одними глазами смотрит на счастье и несчастье, для кого кусок земли, камень или золото суть равны, кто принимает как одно желаемое и нежелаемое, кто уравновешен, кто равно поспринимает похвалы и упрёки, честь и бесчестье, кто относится одинаково к другу и к врагу, и кто отрёкся от всякой материальной деятельности - о таком человеке можно сказать, что он поднялся над гунами природы". (Б.-г.,14.22-25.) 

***  Переплетения судеб различных людей - есть совокупность индивидуальных бхарм (bharmas), функционирующих по специфическим законам в структуре фрагментальной предначертанности в рамках действия 3-х гун материальной природы (comment Swami Runinanda). 


Рецензии
Учение о пяти стадиях ума.
……………..
«Кто виноват», и «Что нам делать»!?
Руси всё горе… «От ума». Вовеки нас, не переделать!
……………
Свами Ранинанда!
Я обращаюсь к Вам, с глубочайшим уважением и почтением.
Ибо в Вашей статье я не нашёл даже намёка на изьян, или шероховатость.
Есть СОТНЯ комментариев к «Йоге сутра», великого мудреца Патанджали.
Всё таки, есть и вопросы, рождённые уже в Наш век. Кто же ныне… Человек!?
…………….
Вопрос мой корректный. Десять тысяч лет назад Чудеса Творили – Риши.
Пра Цивилизация на нашей планете была! Её суть, в том что люди «умелые»,
Или гомо габилус имели ОПЫТ, и доступ к высшим Сидхи.
С тех времён остался всего 1% процент от тех Сверх спосбностей…
…………..
Йога, есть остановка превращений мыслящего начала! И на этом ВСЁ.
Нет нужды - «Умничать» водителю «жигулей», или таксисту. Люди дела!
ЖРЕЦЫ Египта, могли творить «нечто»… Запредельное. Именно «творить»,
Именно «умели»! Даже описать Их подвиги, не хватит всего богатсвта нашего
Языка. Но, итоге итогов, появился – Гомо сапиенс, или человек разумный.
Пытающийся осмыслить «то», что немыслимо! Что противоречит всем…
Выдуманым нами законам, попутно и Сверх убогой (для йогов) диалектике.
……………………..
В итоге Патанджали – Абсолютно прав, для эпохи людей «умелых»…-)))
И уже десятилетие, я мысленно веду с мудрецом спор, о Ущербности сутр…
Для нашего времени!? Я осознаю, что с моей стороны сие звучит, как…-)))
Запредельная наглость. Кто бы мог быть, Третейским судьёй в нашем споре?
………………….
Йога, есть остановка превращений мыслящего начала
Превращения бывают пяти видов, болезненые и не болезненые
Они суть – Истинное знание. «Ложное»!!! Знание. Фантазия. Сон и…
Память! Прекращение их, достигатся «старанием» и отрешением.
То есть, успокоили волны разума… И нет уже Истинного знания. Нет уже
Фантазии (творчества). Нет памяти. Всё это справедливо, ТОЛЬКО если
Пройти весь Путь, до конца! Для России, и нашей реальности… Невозможно.
…………………………………..
Свами Ранинанда!
Сделаю маленькое лирическое отступление, как же был…
Символичен и прекрасен сон, который мне именно сегодня
Подарил «Тонкий план». Попутно я сделал уже десяток
Попыток на нашем сайте войти в… «Контакт», по проклятущим
Вопросам нашего бытия. Восток, во главу угла ставит ТОЛЬКО
Личный «опыт-переживание»! Можете мне поверить, что дров я
Наломал, и шишек набил… Хватило бы на десятерых. «Однако»:
- Тема наведения мостов, между безумным Западом,и «спящим»
Востоком именно сейчас, имеет не очень… приятный запах. Попытаюсь
Это пояснить. В закрытых военных центрах вовсю штурмуют, изменённые
Состояния сознания. Добрались уже, до тайн овладения «внешней Ци».
«Единое» и сокровенное «Знание», растащено крысами по своим норам.
……………..
До чего же убого, у нас на Руси сделана пересадка саженца с Востока…-)))
«Хари Кришна». «Хари Рама». Жёлтые одеяния, обязательно бубен, ну и
Чтение «сказок» Востока. Была ведь, и есть на Руси сила – Сила Духа!
Но не наведены - Мосты. Я в первую очередь Технарь. Поэтому очень чётко
Осознаю, что и через СОТНЮ лет, наука ни на йоту не приблизится к Тайнам:
- Семи малых, семи средних, и Семи ВЕЛИКИХ йоговских Сидхи.
………………………..
Свами Ранинанда… Громадная и чисто человеческая моя просьба,
Попытаться - Понять меня. Самая глубинная сутра Патанджали, имеет
Неожиданный для многих вывод – Не существует Понимания, «понимания»!
В теории кибернетики, есть такой постулат:
- Средство сообщения… Есть «сообщение». Только в таком контексте
Можете воспринимать ВСЁ мной изложеное. Для меня самого, самой
Большей загадкой, является вопрос… Кто же в итоге «Я»!? Мою телесную
Оболочку, в счёт не берём. В случае Вашего ответа, далеко… Пойдём…-)))
……………..
Свами Ранинанда! Именно в Вашу честь,
Я переименовал свой стих - «О! Как ты мрачна, Кали Юга»
Новое название - «Вивекананда! Перед вами»
Он стоит вторым, на моей странице. Следом идёт стих
«Цветок и Запах. Восток и Запад».
……………..
Я надеюсь на продолжение Нашего общения.
С глубоким уважением Павел. Быть добру!

Павел Яковлевич Клочков   16.11.2011 16:16     Заявить о нарушении
Слов нет, комментарии излишни, так как было выше сказано слишком много!...))) Успехов в познании мира вокруг себя, в самопознании, ибо в каждом из нас воссоздан целый мир, со своими вселенными!

Свами Ранинанда   10.12.2011 14:29   Заявить о нарушении