Рецензия на картину И. Крамского Христос в пустыне

           Картина написана Иваном Крамским в 1872 году и находится в Москве в Третьяковской галерее. Художник обращается к вечной теме, волнующей человечество: как это всё было, с чего начиналось?  Богу было угодно сделать эти места колыбелью новой веры. Мир ещё не знает о христианстве. И послал Бог своего Сына в образе  человека, потому как создал людей по-своему подобию и дал им право каждому самому выбирать делать добро или зло.
          В бедном окружении вокруг Сына Божьего никому и в голову не приходило, чтобы записать это явление человечеству. Только спустя более шестидесяти лет пришло осознание к людям, что надо это всё изложить на бумаге. Богатые фарисеи не восприняли Иисуса. Вот в такую атмосферу бытия и послал Бог Сына своего, чтобы у каждого человека была вера прежде всего по своему добровольному убеждению. У сомневающегося есть возможность сомневаться дальше, у верующего  есть возможность верить своей душой. Воскресший Христос обращается к апостолу Фоме: " Ты поверил, потому, что увидел Меня; блаженны невидившие и уверовавшие".
          На картине мы видим Иисуса сидящего возможно на вершине Назаретской горы. Серая, ешё тёмная  долина, ниже. Там жизнь, там люди. За спиной Иисуса день только зарождается. Небо едва розовеет на востоке. Утро сумеречное и прохладное. Небо пока неприветливое, но предстоящий день будет жарким. Облака уже уходят. Они совсем уже внизу. И это тоже символично: наступает новая  эра - христианства. Иисус Христос сидит на сером камне. Вокруг нехоженая безлюдная местность с такими же серыми камнями разной величины. Растительность отсутствует напрочь. Только вдали, внизу, едва угадывается зелень сквозь утренние сумерки.
          Фигура Иисуса доминирует на картине. Заметно  напряжение  в лице Христа. Оно передаётся на кисти рук,  сжатые между собой. Глубокое раздумье над предстоящим делом, величайшая ответственность перед Отцом, пославшим Его на Землю во имя спасения человечества. Ноги Иисуса босые и,  даже может быть пораненные об эти остроугольные камни. Он одет в тёмно-красный хитон, а сверху чёрная плащаница. В сумеречных тонах Его одежда совсем не яркая, а ещё темнее, чем окружающий пейзаж. Одежда тоже символична своими трагическими цветами. Через кровь Христа вскоре  взойдёт новая эра для всего человечества. Глядя на Иисуса, ощущаешь его волю, таящуюся у него внутри.
           Он понимает свою значимость для человечества и осознаёт, какой ценой Ему предстоит "заплатить" за греховность всех людей на планете Земля. Надо многому научить людей: прощать друг друга, не судить, смириться, быть милосердными. Надо открыть для каждого верующего Царство Небесное, дать возможность войти в него.
           Весь облик Христа, как бы подчёркивает некую отрешённость  от мирских забот. Он вот здесь, перед нами, и в то же время Его мысли далеки от повседневной суеты. Картина бросает вызов повседневной суетности нашей жизни. Возникает ощущение тленности мирских дел, одежды, тела и в то же время вечности души. Весь облик Христа говорит: «Позаботьтесь о своей душе, как я сейчас озабочен  вашими душами. Подумайте о своём спасении. Вы же видите, я только об этом и думаю».
           Иисус изображён на картине  обыкновенным человеком. Мы не видим в нём сверхъестественного существа, но вот только по  духовному величию догадываемся, что задачи, поставленные перед Божьим посланником колоссальные. Художник изобразил  человеческую  сущность Христа и только через Его сомкнутые руки  мы чувствуем  внутреннее напряжение воли Богочеловека, собирающегося переделать мир.

Ноябрь 2011г.


Рецензии
"На картине мы видим Иисуса сидящего возможно на вершине Назаретской горы..."

Скорее, где-нибудь в Крыму. Вглядитесь в картину. В центре её человек (не богочеловек, а именно, человек), но изображение далеко от реализма. Кто же пойдёт в пустыню "в красной рубашоночке" (такой цвет носили тогда римские патриции, а не иудеи) и босяком? Там в таком обмундировании ни пройти, ни посидеть: днём нестерпимая жара, ночью - холод собачий.
Скорей всего картина выражает внутреннее состояние самого художника - одиночество и скорбь. Не вижу я в изображении Спасителя ни божьей искры, ни внутренней борьбы, ни победы над ниспосланными искушениями... По мрачному и трагическому выражению лица и позе, понять о чём думает персонаж невозможно: может, скорбит по умершим близким, а может думает думу Раскольникова.
Не верю я критикам, верю лишь своему впечатлению от картины.

Троянда   16.04.2018 22:08     Заявить о нарушении
Троянда, благодарю за отзыв. Читал Ваше замечание с улыбкой на лице. Такая симпатичная женщина, а ход мыслей, как у опытного сыщика... "Кто же пойдёт в пустыню "в красной рубашоночке" (такой цвет носили тогда римские патриции, а не иудеи) и босяком? Там в таком обмундировании ни пройти, ни посидеть: днём нестерпимая жара, ночью - холод собачий. )))". Мне подумалось, что явись перед Вами сам Иисус, то и тогда бы Вы засомневались. А что над Иисусом должен светиться нимб постоянно и всюду? А вообще Ваше восприятие картины заслуживает внимания. Спасибо.
С уважением Николай

Братья Бирт   17.04.2018 08:25   Заявить о нарушении
Нет, нимба не должно быть.
Должна быть правда, чтобы задеть зрителя.
Напряжённую скорбь нельзя выдавать за победу над искушениями.

Троянда   17.04.2018 09:01   Заявить о нарушении
Троянда, победа над искушением может иметь разные лики от грустно-задумчивого до философски-назидательного. Да мало ли что бывает в таких случаях))))).

Братья Бирт   17.04.2018 11:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.