Черно-белые сны - Мгновения

Памяти хорошего человека и верного друга,
Хафизова Айрата Азатовича, посвящаю.
Яркая личность, яркий автор
(http://bigler.ru/selection_result.php?author_id=47),
ты рано сгорел.
Спи спокойно, дорогой друг!

МГНОВЕНИЯ.
(Так, в общем-то ни о чём)

Ты смотришь на мгновенья свысока...

Молодой и глупый лежу на горячих камнях и, улыбаясь, смотрю на огромное белое солнце.
Вся моя жизнь, казалось бы вечная и длинная, оказалась одним мгновением.
Сзади всё ближе чужое "Алла-а-а!", а руки сжимают скобы двух лимонок, прижатых к груди - кольца уже выдернуты, сейчас отпущу и пойдут последние мгновения. Первый бой превратился в последний.
А я смотрю на солнце и улыбаюсь. Мне не страшно - мне обидно.

Наступит день и сам поймёшь, наверное - свистят они как пули у виска...
Мгновения, мгновения, мгновения...

Время от времени мы проходим через этот блокпост и всех здесь уже знаем. Ребята с местными организовали посиделки, а я вышел во двор блокпоста и сел, прислонившись спиной к камням дувала. Меня мутило, я был замучен этим рейдом - то ли подцепил чего, то ли солнцем ударило. Хотелось хоть сколько-то мгновений посидеть, закрыв глаза и ни о чём не думая. Но не судьба - чьи-то шаги приближались ко мне. Я нехотя открыл глаза. Ко мне шёл Юрка из Саратова, здоровенный как шкаф и легко краснеющий как девушка. В самый первый заход на этот блокпост мы случайно разговорились и я ему сказал, что у меня в Саратове тоже есть девушка. Это почему-то наполнило его таким доверием, что он рассказал, краснея и смущаясь до слёз, про свою девушку Свету, принёс и зачитал мне все её письма и с тех пор так и повелось - как мы на блокпост, так тут и Юра с письмами...
Я поднялся, стряхнул с себя нежелание его видеть и разговаривать, шагнул навстречу, протягивая руку для приветствия и улыбаясь этому простому хорошему парню. В следующее мгновение на лбу у него появилась чёрная дырка от пули, а я, моментально вычислив возможную траекторию, прыжком летел за выложенный камнями круг колодца, отщёлкивая предохранитель калаша.
Осторожно выглянув из-за укрытия, я увидел белый листок Светиного письма, плавно падающий на землю.
Выстрелов больше не было - снайпер ушёл.

У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.

Мы с Саньком несёмся по узкой кишке кишлачной улочки, а по нам стреляют со всех сторон, такое впечатление, что и небо тоже поливает нас свинцом. Мы выбиваем хлипкую дверцу в дувале и вваливаемся в какой-то дворик.
То ли передышка, то ли ожидание смерти.
Санёк, улыбаясь, говорит мне: я знаю, как перестать боятся!
И протягивает мне руку, разжимая кулак.
Бзззззынь - с почти неслышным звоном отлетает рычажок взрывателя и я, не успев даже подумать, хватаю с его ладони ребристое тельце лимонки и швыряю её за дувал, а там вспыхивает стрельба и я смотрю на летящую гранату - а вдруг она летит в своих?! - и умоляю: только не...
Граната, как будто услышав мою мольбу, стукается о край дувала и летит обратно за кучу какого-то хлама, я бросаю Санька на землю и падаю сверху. Раздаётся взрыв и что-то злобно рвёт мою ногу.
Опять пронесло.

Мгновенья раздают кому позор,
Кому бесславье, а кому - бессмертие

Я, молодой и здоровый парень, еду на горячей броне, подставив лицо солнцу и улыбаясь. Мне всего восемнадцать, рядом на броне сидят такие же парни. Любое мгновение для любого из нас может стать последним, но это же и заставляет нас ценить каждое мгновение. Я не знаю, о чём они думают - о войне, о доме, о девушках, но знаю, что любой из них верит в то, что друг не подведёт. И я верю, да нет - я знаю! - что никому из них не достанется ни позор, ни бесславие.
Я поудобнее устраиваю на коленях калаш и продолжаю улыбаться.

А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего

Долг.
Каждое мгновение нам тычут этим долгом в лицо. Вот и замполит рассказывает нам, как мы сильно успели задолжать Родине, афганскому народу и даже ему лично.
Из всех песней про долг, замполитовская самая приятная - он так ей увлечён, так зачарован своим красноречием, что не замечает даже, что мы используем эти мгновения на всю катушку - кто-то спит, кто-то пишет письмо домой...
Главное, делать всё это с направленным на него лицом - тогда он верит, что мы вместе с ним упиваемся своим Долгом.

Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее.

Все мгновения сжаты в несколько секунд, которые нужны духовскому пулемётчику чтобы перезарядить ДШК, а мне - чтобы преодолеть те световые мили, отделяющие меня от него. Автоматчиков я даже не беру в расчёт, почему-то я знаю, что они ничего мне не сделают; для меня важен только пулемётчик, не дающий нам подняться. Вот очередь оборванно замолкла и мы втроём бросились вперёд. Казалось, все мгновения слились в одно целое, огромное как жизнь и длинное, как Вселенная... Автоматные очереди проносились мимо, обжигая лицо, разбойниче свистя, и тут снова заработал ДШК. Серёгины мгновенья дёрнули его назад, вот и Сашкины сложили его пополам, а я вцепился в свои зубами - я должен успеть! - и вот моя лимонка, отскочив от пулемёта, взрывается и обрывает его смертоносный ливень. А я вижу испуганное лицо молодого ещё духа, вскинувшего на меня автомат, но его очередь проходит сквозь меня, не причиняя вреда - не пришло ещё моё мгновение! И я, поверивший в своё бессмертие, скачу молодым козлом среди духов, расстреливая их в упор, когда кто-то стреляет в солнце и оно, яростно вспыхнув, разлетается последним мгновением моей войны.

Мгновения, мгновения, мгновения...


Рецензии
Эти мгновения не забудутся!
С уважением, Людмила

Людмила Комарова Сабирова   18.11.2011 08:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.