1. Сикстинская Мадонна

РАССКАЗ В ТРЕХ ЧАСТЯХ:
1. Сикстинская мадонна.
2. С мечтой о мире.
3. "Мать". В.В.Вересаев о "Сикстинской Мадонне"

1. СИКСТИНСКАЯ МАДОННА

За время своей службы в ГДР мне довелось побывать в нескольких городах с экскурсионными целями. Прежде всего, это Лейпциг, где два раза в год проходили выставочные и торговые ярмарки «Leipziger Messe» - весенняя и осенняя. Кстати, в 1965 году Лейпцигская ярмарка отметила 800-летие своего существования.

Ездили и в Берлин.  Объектом экскурсии там был мемориальный парк-кладбище Трептов-парк, где похоронены пять тысяч советских офицеров и солдат, погибших при штурме Берлина. В центре парка возвышается созданный скульптором Вучетичем  монумент Советского воина с немецкой девочкой на руках, разрубающего мечом фашистскую свастику. Уже после смерти Сталина стало известно, что по задумке Ворошилова, на этом месте должна была стоять величественная фигура Сталина, держащего в руках глобус, что символизировало бы, что «у нас в руках весь мир». Но Сталин отклонил этот проект.

Еще один город, куда ездили на экскурсии наши военнослужащие – Дрезден, неофициально названный за свои красоты Флоренцией на Эльбе. Основан Дрезден в 1206 году, а его название происходит из славянского древнесорбского языка —  «Drjedzany» , что можно перевести как "жители пойменных лесов".

Уже в конце войны, в феврале 1945 г. американской и английской авиацией этот удивительно красивый город с древней историей был подвергнут жестокой и бессмысленной бомбардировке. 13-го февраля восемьсот английских тяжелых бомбардировщиков сбросили на Дрезден две с половиной тысячи тонн фугасных и зажигательных бомб. Чуть позже они добавили к этому ещё почти две тысячи тонн. Следующие два дня город бомбили триста американских «Летающих крепостей».

Именно в конце войны наши "союзники" ковровыми бомбометаниями стирали с лица земли немецкие и австрийские города, особенно в зоне будущей Советской оккупации.  В Дрездене  были полностью разрушены целые жилые кварталы. Жертвы среди гражданского населения были неисчислимы, но точные цифры погибших узнать невозможно, просто потому, что не представлялось возможным определить общую численность находившегося в нём  населения — в городе в то время пребывали сотни тысяч беженцев из разных регионов Германии.

Бомбардировку Дрездена, как и других немецких и австрийских городов, вполне обоснованно считают военным преступлением, так как в последние месяцы войны она не была продиктована военной необходимостью. Это был типичный акт устрашения*).

Когда наши войска вошли в Дрезден, они увидели ужасную картину разрушений. От бомбардировок пострадал и Дворцовый комплекс Цвингер с всемирно известной картинной галереей, около 200 картины при этом погибло. Человечество могло бы навсегда потерять и шедевр Рафаэля "Сикстинскую Мадонну". 

Самые ценные экспонаты галереи, среди них «Сикстинскую Мадонну», фашисты успели спрятать в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Там, в шахтах,  после двухмесячных поисков их и обнаружили наши войска.

"Сикстинская Мадонна" великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика - рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. В одно мгновение он мог вспыхнуть и сгореть. 

Когда ящик открыли, перед советскими офицерами и солдатами предстала, широко раскрыв лучезарные глаза, женщина дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. И офицеры,  и солдаты, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки...

Этот момент изобразил на своей картине Заслуженный деятель искусств Украины, член Национального Союза художников Украины живописец Юлий Ятченко. Картину он назвал "С мечтой о мире. Спасение советскими воинами шедевров Дрезденской галереи" (см. приложение к этому рассказу "С мечтой о мире" по ссылке: http://www.proza.ru/2018/09/15/732).

В 1960 году киностудией Мосфильм  совместно  с киностудией ДЕФА (ГДР) о спасении воинами Красной Армии сокровищ Дрезденской картинной галереи был создан советско-германский художественный фильм  «Пять дней — пять ночей».

В 1945 году советские войска вывезли в качестве трофеев значительную часть собрания картин Дрезденской галереи и передали её в Ленинградский Эрмитаж, Московский Музей изобразительного искусства им. Пушкина, в Киевский художественный музей  и другие музеи СССР. Все поврежденные картины были реставрированы лучшими реставраторами страны.

А в 1955 году состоялся торжественный визит правительственной делегации СССР в Германскую Демократическую Республику, в ходе которого, по решению Советского правительства, в качестве дружественного акта,  все спасенные произведения искусства Дрезденской галереи - 1240 картин - были безвозмездно переданы ГДР.

Президиум Совета Министров Германской Демократической Республики, в своем постановлении отметил: «…Советские солдаты среди всеобщей разрухи и хаоса спасли от уничтожения и взяли под защиту произведения великих немецких, голландских, фламандских, итальянских, испанских и французских художников, которые принадлежат к величайшим и вечным творениям, созданными руками мастеров для всего человечества»…

Перед отправкой картин в Дрезден в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве была открыта прощальная выставка. Она работала в течение четырёх месяцев с восьми часов утра до одиннадцати часов вечера. В числе выставленных картин находилась и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.  В это время мы с женой Сашей находились в отпуске и, как всегда,  по пути в Калугу сделали остановку в Москве, чтобы сходить в театры и посетить музеи. Конечно, нам хотелось посмотреть картины из Дрезденской галереи, но когда приехали на Волхонку, увидели у музея огромную очередь. Стоять в очереди мы не решились, да и времени у нас для этого не оставалось.

По возвращении картин в ГДР, в 1956 году, Дрезденская картинная галерея, после её частичного восстановления, была открыта для посещения. А полностью галерея будет восстановлена только в 1960 году.

В Дрезден мы ездили небольшой группой офицеров и их жен. А  моя супруга Саша поехать не смогла – помехой стал наш недавно родившийся сын.

Развалины в Дрездене уже были убраны, но пустыри, где когда-то стояли дома, производили гнетущее впечатление. Галерея находилась в комплексе зданий под названием Цвингер, построенном в стиле барокко, крыши которых были в зеленом налёте, какой бывает на бронзе. В галерее было малолюдно и тихо. В просторном зале, с которого начинался обзор, входящих встречала прекрасная Мадонна с младенцем на руках, и все застывали перед картиной, любуясь гениальным творением великого художника.

Сикстинскую Мадонну Рафаэль написал в 1513 году для церкви Сан-Сиксисто в Пьяченце по заказу Папы Юлия II в честь победы над французами.

К этому времени Рафаэлем  было написано уже много картин с изображением Богоматери.  Кстати, одна из них - "Мадонна Конестабиле", ранее  именовавшаяся «Мадонна с книгой», - хранится в  петербургском Эрмитаже. Картина представляет собой миниатюрное изображение Девы Марии и младенца Христа. Картина происходит из семьи графа Конестабиле из Перуджи, у которого она была приобретена Александром II в 1871 году. Царь подарил её своей супруге, Марии Александровне. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге.   «Мадонна Конестабиле» является единственным полотном Рафаэля в российских собраниях. Там, в Эрмитаже, мне посчастливилось полюбоваться и этой рафаэлевской мадонной.

В 1754 году саксонский курфюрст Фридрих III Мудрый «Сикстинскую мадонну»  купил у церкви за 20000 цехинов**). Так Мадонна оказалась в Дрездене.

Далеко не всем повезло увидеть картину «вживую», но её репродукции, полагаю, видели многие. И вот как о картине отзываются знатоки (одним из таких знатоков является автор многих книг об искусстве Надежда Ионина):

«Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины - явление Богоматери людям.

С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры, словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, - сразу разрушится гармония целого. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии.

Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария - заступница человеческая - несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь.

Мир "Сикстинской мадонны" необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю»

И те, кто видел саму картину, и те, кто видел её репродукции,  вероятно, обратили внимание на то, что взгляд Мадонны обращен к зрителю. И это  есть её главное отличие. В прежних работах Рафаэля, в работах Леонардо да Винчи, Тициана, Ботичелли и многих других художников Возрождения образы Мадонны отличались своеобразной внутренней замкнутостью, их взгляды никогда не были обращены на что-либо, находящееся вне картины, они были заняты ребенком, либо погружены в себя. А тут, когда входишь в зал галереи, сразу же встречаешься с глубоким взглядом Мадонны. Причем её взгляд не фиксирован и трудноуловим, словно она смотрит не на вас, а мимо или сквозь вас.

"Сикстинской мадонной" давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. Юный Иоганн Вольфганг Гёте, прознав про картину, незамедлительно отправился из Лейпцига в Дрезден, чтобы полюбоваться шедевром. Потом восторженно  напишет: «Это целый мир, великолепный красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, даже если бы он не создал ничего другого, бессмертным».

В России о картине узнали из «Писем русского путешественника» Н. И. Карамзина, написанным в 1789—1790 годах. И русские писатели, и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден. Они видели в "Сикстинской мадонне" не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

Русский поэт Василий  Андреевич Жуковский говорил о "Сикстинской мадонне" как о воплощенном чуде, как о поэтическом откровении, что создана она не для глаз, а для души: "Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит... И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось". Жуковский  назвал рафаэлевскую Мадонну «небесной мимоидущей девой». И обратил внимание на поразительную особенность этой картины: «В богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения, но чем больше смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается».

"Сикстинской Мадонной" любовались не только Карамзин и Жуковский. К ней на поклон ездили Кюхельбекер, Белинский, Герцен, Огарев, Гончаров, Толстой и многие другие писатели. Много раз приходил к ней, будучи в Дрездене, Ф.М.Достоевский. Над диваном в своём кабинете он повесил фоторепродукцию "Сикстинской Мадонны", на этом диване под картиной и умер.


Мы долго молча стояли перед рафаэлевским шедевром, стояли, боясь шелохнуться.
Потом перешли в другие залы,  где посмотрели картины других великих художников, таких как: «Спящая Венера» Джорджоне,  «Святой Себастьян» Антонело де Мессина, «Портрет мальчика» Бернардино Пинтуриккьо, «Версавия у фонтана» Рубенса, «Динарий кесаря» Тициана, «Саския» Рембранда и еще многие другие.

Но самое большое впечатление мы вынесли от Мадонны Рафаэля.

На раскладе при выходе из галереи я купил открытку с изображением Рафаэлевской
Мадонны. Она хранится у меня до сих пор.

Примечание:

*)Выдержка из статьи Александра Рифеева 3. «День Победы. США и Англия против гуманизма» - http://www.proza.ru/2019/04/26/259:

"Апогеем акций массового убийства стало уничтожение Дрездена в середине февраля 1945 года. В это время город был  наводнен десятками тысяч беженцев из восточных районов Германии. Налет начали 800 английских бомбардировщиков в ночь с 13 на 14 февраля. На центр города было сброшено 650 тыс. зажигательных и фугасных бомб. Днем Дрезден бомбили 1 350 американских бомбардировщиков, на следующий день - 1 100. Центр города был стерт с лица земли. Всего было разрушено 27 тыс. жилых и 7 тыс. общественных зданий. Сколько погибло горожан и беженцев, неизвестно до сих пор. Сразу после войны американский госдепартамент сообщил о 250 тыс. погибших. Сейчас общепринятой считается цифра в десять раз меньше - 25 тыс., хотя встречаются и другие цифры - 60 и 100 тыс. человек. После Дрездена англичане успели разбомбить Вюрцбург, Байройт, Зоэст, Ульм и Ротенбург - города, сохранившиеся со времен позднего Средневековья. Только в одном городке Пфорцхайме с населением 60 тыс. человек в течение одного воздушного налета 22 февраля 1945 года погибла треть его жителей".

**)Цехин — золотая монета, чеканившаяся в Венеции

См. продолжение:
2. "С мечтой о мире" - http://www.proza.ru/2018/09/15/732
3. "Мать". В.В.Вересаев - http://www.proza.ru/2018/09/15/1028

Ноябрь 2011 г.- Апрель 2017 г.


См.также: http://www.proza.ru/2011/12/15/1343


Рецензии
Странно, очень странно - оказывается я не написал отзыв на Вашу Мадонну!
Не понимаю, как такое могло быть? Вы откликнулись на мой рассказ и подсказали, что у вас тоже есть рассказ с таким же названием (это было в 2015 г.). Я тогда же прочитал Ваш рассказ и всегда был уверен, что откликнулся на него.

Не мог он пропасть после Вашего обновления рассказа?

И ещё одна странность. Я заметил, что Вы вновь перечитали его у меня. Я начал пересматривать отзывы на мою Мадонну и обнаружил, что у Вашего отзыва обновилась дата! Хотя он остался на старом месте по времени, в 2015 году.
Привожу фрагмент Вашего отзыва, обратите внимание на дату!

"...Сергей, Вам надо выбрать время, чтобы съездить еще в один красивый город - в Потсдам, чтобы посетить там всемирно известный парк Сан-Суси с его роскошными дворцами.

Мира Вам и добра!
С уважением -
Вадим Иванович.

Вадим Прохоркин 16.03.2023 17:54 • Заявить о нарушении / Удалить"

Вот такие судеса на Прозе!

Спасибо Вам за рассказ.

За многие-многие годы сколько людей смогло взволновать свою душу, испытать потрясение, стать чище, светлее, и сохранить эти чувства в сердце на всю жизнь.

Страшно подумать, что эта картина могла погибнуть!

С благодарностью,

Сергей Рубанкин   17.03.2023 21:15     Заявить о нарушении
Сергей, я тоже заметил, что после моего прочтения поменялась дата. Это фокусы компьютера. А то, что и я, и ты перечитали рассказы о Рафаэловском шедевре, так это только к лучшему. Сикстинскую Мадонну и смотреть, и перечитывать о ней публикации разного жанра, можно бесконечно много раз. Я кажется, тебе писал, что настоящий читатель это тот, кто книги не только читает, но и перечитывает. Так что мы с тобой настоящие читатели.
Жаль, конечно, что "Сикстинскую Мадонну", как и другие картины Дрезденской галереи, вернули немцам, которые во время войны погубили и разворовали у нас столько ценностей, которые и сотнями Дрезденских галерей не компенсировать. Это был выпендрёж Хрущева, преследовавшего этим "барским"жестом свои корыстные политические выгоды. Картины отдавали ГДР, дружественной стране, а оказались они у нашего врага, члена НАТО, готового арестовать нашего президента, если он туда приедет. А ху-ху не хо-хо, как у нас говорят в таких случаях.

Всего наилучшего и до новых встреч.
С теплом -
ВИП

Вадим Прохоркин   19.03.2023 17:33   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.