И в мелочах нет поступков, за которые мудрые нас..

И в мелочах нет поступков, за которые мудрые нас бы могли осудить. Это предложение касается пяти буддийских правил добродетели. В первом правиле говорится о неубивании живых существ, а вместо этого в упражнении в любящей доброте и сочувствии.
Второе касается в упражнении щедрости и невзятии того, что не даётся нам добровольно. Щедрость стоит во главе всех добродетелей, потому что она облегчает уменьшение самости в повседневном общении с людьми. Она важна и в деловых отношениях, где люди, например, не вовремя оплачивают свои счета или скрывают свои доходы. Всего этого нужно избегать.
Третья добродетель относится к избеганию сексуальных грехов, что означает ранение людей либо физически, либо эмоцонально, либо душевно и распознаванию сильной похоти. Противоположность этому, то в чём мы должны упражняться: верность, надёжность и чувство ответственности. Это касается не только отношений к нашими партнёрам, а отношений со всем людям, с которыми мы как-то связаны.
Четвёртая добродетель касается избегания фальшивых речей: лжи, пустой болтовни, клеветы и сплетен. В противоположность этому мы должны говорить друг с другом на важные темы, в которых имеем собственный опыт. Если мы этому следуем, тогда речь получается поучительной и инспирирующей, в противном случае разговоры могут сильно утомлять.
Пятая добродетель касается сухого закона, потому что алкоголь и наркотики дух ещё больше запутывают, чем он уже есть. Мы должны уделять внимание тому, что в нас происходит, распознавать причины и следствия. Если нам удастся избавиться от мусора наших реакций, скрывающих красоту нашего сердца и духа, нас ожидает мир и душевная радость.
"И в мелочах нет поступков, за которые мудрые нас бы могли осудить" имеет интересную аналогию в Нагорной проповеди:

"Вы слышали, что сказано древними: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему:"рака" (пустой человек), подлежит синедриону (верховное судилище); а кто скажет:"безумный", подлежит геенне огненной."
                Евангелие от Матфея 5,21-22

"Ты не должен убивать" - первый из десяти наказов Ветхого завета, и как мы видели, первый наказ Буддизма.
Оба, Будда и Иисус требуют от нас вслушиваться в то, что говорят мудрые. Поступаем ли мы так? Готовы мы учиться или мы считаем, что всё уже знаем? Если мы полагаемся только на своё мнение, мы часто можем ошибиться. Дух - искусный фокусник; он может нам достать из любой шляпы кролика, может оправдать любое поведение. Смирение необходимо, чтобы нам в этом признаться  и слушать тех, кого мы считаем мудрыми. Будда говорил о "пребывании вместе с мудрыми и зрелыми людьми." Когда однажды Ананда ему сказал:" Господин, хороший друг - половина спиритуальной жизни", Будда возразил;"Не говори так, Ананда, хороший друг - вся спиритуальная жизнь."
Естественно, не всегда легко  найти мудрых друзей и зрелых людей, и зрелость, к сожалению, не вопрос возраста. Она результат внутреннего роста, следствие осознанных переживаний. Всё что с нами происходит: сердимся ли мы или возбуждены, счастливы ли мы и довольны - всё это переживания. Нам нужно о них призадуматься и распознать их причины. Чем глубже мы себя изучаем, тем в меньшей степени мы будем утверждать, что знаем, что значит быть человеком. Это в свою очередь облегчает нам понимание других, умение их слушать и проверять их высказывания.


Рецензии