Хлеб. обряды и обычаи, древнеславянские зарисовки

Неотъемлемой частью культуры древних славян являются обычаи, приметы, жертвоприношения, праздничные обряды, связанные с Хлебом. Обрядовое употребление Хлеба встречается практически в каждом празднике. Например, в святочных жертвоприношения  богам, использовали животных и кашу, отчасти – Хлеб. По разнообразным древнеславянским обычаям и обрядам можно определить обрядовую связь каши с печеным хлебом и постепенный переход обрядовой каши в обрядовый хлеб. Прежде всего, хлеб является дополнением к каше, причем, каша предназначена была для людей, а хлеб – для домашних животных.
На Рождество готовили КУТЬЮ, древние славяне готовили её исключительно из пшеницы, пекли  ПИРОЖКИ. Кутья и пирожки составляли ВЕЧЕРЮ, которую носили родственникам – дедушке, бабушке, крестным родителям, детям.  Отведавшие вечери взамен съеденной добавляли свою кутью. Такой обмен  был направлен на упрочение родственных связей.
На Крещение, возвратившись домой с освященной водой, брали пирожок или кусок хлеба, «чтобы не голыми были»,  кропили хозяйство, двор. Хлеб в святочных гаданиях о замужестве, жизни – смерти, урожае – неурожае использовался очень активно в разных формах: зерно, лепешки, пирожки, калачи, кутья, ломти хлеба…  По  обрядовому употреблению хлеба Святки и Масленница представляют большое сходство. Это части одного и того же древнего праздника, сложного, торжественного, продолжительного. Почти повсеместным масляничным кушаньем являлись блины, калачи, пряженцы и оладьи. На Пасху готовили обрядовый хлеб –«паску» - основной символ этого праздника. Обычный хлеб у древних славян нельзя было печь по пятницам. Паску обычно готовили в пятницу. После  Пасхи следовали проводы, родительская – день, посвященный умершим предкам. Обязательной составляющей этого праздника являлось посещение могил. На кладбище брали с собой и паску.
Хлеб использовали в народной медицине при лечении  «сухотки», «гузок» - бородавок, «ячменя», «волоса», лихорадки. Для лечения «сухотки»  у ребенка, пекли большой бублик размером с окно и ставили на окно – простынуть (помните сказку «Колобок»?).  Окно раскрывали и через бублик и окно проносили ребенка. Бублик затем отдавали собаке. Для лечения бесплодия брали три, семь или десять зерен гороха, мочили в холодной воде, в которой стирали рубашку после регул, высаживали и поливали зерно той же водой. Проросшие зерна очищали и съедали. Считалось, сколько зерен прорастет, столько и родится детей.
Хлеб обязательно использовался в обряде новоселья, «входын».  В новый дом сначала на ночь запускали животное, чаще кошку, петуха, а затем вносили освященную икону и хлеб.
Акт высокой важности – первый крик ребенка в «области печали и юдоли».  Рождение ребенка окружено было у древних славян значительным количеством любопытных обрядов, раскрывающих их воззрение на беременную женщину и новорожденного ребенка. Во время ритуала «размывания рук» на стол в первую очередь ставили хлеб – соль. Бабушка – повитуха становилась в святом углу, держа в руках хлеб и чашку с водой. Потом она лила воду на руку роженице и пила эту воду. После этого хлеб и вода передавались роженице.  Этот обряд у древних славян совершался на третий день после рождения ребенка. С этого момента мать кормила грудью, а до этого – «жвачкой» - разжеванной, смоченной макушкой хлеба, завернутой в марлечку.
Хлеб имел у древних славян своеобразное юридическое значение. Хлеб помогал установлению семейных и дружеских отношений, являясь сакральным символом, выполнял роль печати на народных договорах, в быту и ритуалах.
Хлеб – «корневая, родовая  память»  древних славян. Неуничтожима категория бытия человека – любовь и вера, которые в определенном качестве содержатся в обрядах, связанных с Хлебом.
В Институте растениеводства г. Санкт – Петербурга собрана огромная коллекция зерен, насчитывающая более ста тысяч различных образцов пшеницы, ржи, кукурузы, и других культур. В водовороте воны, когда рушились дома, гибли ценности, коллектив института продолжал хранить коллекцию. Народ не в праве забывать бесстрашных водителей, доставляющих хлеб под фашистскими бомбами в осажденный голодающий Ленинград по льду Ладоги – ДОРОГЕ ЖИЗНИ.  И в суете нашей быстротечной жизни необходимо помнить и знать, что безмерное уважение к ХЛЕБУ было во все времена. ХЛЕБ – САМАЯ СВЯЩЕННАЯ И СОКРОВЕННАЯ ЧАСТЬ ТРАПЕЗЫЛЮБОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ ВСЕХ НАРОДОВ. ЭТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ.
Начало здесь http://www.proza.ru/2011/11/24/743


Рецензии
Отличная статья! Спасибо автору!

Афанасьева Ольга Ильинична   17.03.2013 13:28     Заявить о нарушении
СпасибО, Ольга Ильинична!)
С ТЕПЛОМ И ГЛУБОЧАЙШИМ УВАЖЕНИЕМ!)
Хель.

Ольга Спесивцева Юурал   18.03.2013 20:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.