Зачем Христос прошёл через искушения людей

«1.Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню для искушения от дьявола»
(Матфей, 4:1)

Всё, что сделал Господь, будучи на Земле, начиная с проповеди Евангелия и кончая Великой Голгофой, Он сделал это из-за любви к людям. Люди, встречая те или иные обстоятельства в своей жизни, а также и от внутренних желаний своей плоти часто испытывают искушения. Иисус Христос перед началом Своего служения людям  прошел через их искушения.

В 4-й главе Евангелия от Матфея рассказывается о том, как после исполнения ритуала крещения Господь проходит испытания, которые христиане имеют в своей жизни, а также и все люди на Земле. Искушение есть не что иное, как только внутреннее состояние человека, имеющее побуждение к совершению греха. Грех отделяет людей от Бога. Совершая грех, люди наносят оскорбление не только Богу, но и своим близким людям. При совершении греха человек, осуждаемый совестью, имеет такое ощущение, как будто он испачкался какой-то грязью и старается скрыть это. Очистить от грязи свою одежду можно. Но очистить свою душу от своих грехов человеку без Бога невозможно. Могут ли люди выдержать искушения и зачем нужно было Богу испытать эти искушения на Себе?

Вся история жизни евреев на Земле, изложенная в Старом Завете, имеет много примеров искушений как для отдельных личностей, так и для всего народа в скитаниях по пустыне 40 лет, а также и в последующие годы. В Новом Завете Господь делает итог всем искушениям, испытав их на себе. Господь, имея такое же человеческое тело, какое имеем и мы, показал на своем примере, что люди могут выдержать все искушения, но для этого им нужно быть с Богом, руководствуясь Его словом.

Все искушения людей, которые испытал на Себе Иисус Христос, разделены Библией на 3 группы: искушения от плоти; искушения, связанные с недоверием Богу и желанием проверки Бога; искушения Славой.

Итак перейдем к искушениям, связанным с желанием нашей плоти: в пище, в сексе, в желаниях вести праздную жизнь, не обременяя себя работой, и т.д. Этих искушений много. Евреи, приняв закон Моисея, должны были соблюдать посты, ограничивая себя пищей. Можно ли их выдержать? Ведь голодая, человек испытывает чувство сильного изнеможения, теряя вес и силы одновременно. Из всех искушений плоти Господь испытал наиболее трудное искушение дьявола, находясь в критическом состоянии для жизни: «И, постившись 40 дней и 40 ночей, напоследок взалкал.И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».

Первый грех на Земле был результатом неверия людей Богу. Адам и Ева не послушались слов Бога и впали в искушение от дьявола. Первое искушение было искушением красивым и вкусным на вид яблоком. Это было искушение, связанное с желанием плоти.
Адам и Ева не испытывали голод, когда им дьявол предложил съесть яблоко. Они ни в чем не нуждались, находясь в раю. Иисус же был поставлен в очень трудное положение. 40 дней без пищи для человеческого тела есть предел такого состояния, когда могут начаться необратимые процессы в организме, которые могут привести к смерти. Господь был в большом истощении. К тому же, кто хотя бы раз голодал длительное время, знает, что человек в этом состоянии испытывает холод, так как организм не получает энергии от пищи для согревания тела. Господь был в пустыне, а не дома.

Адам и Ева не выдержали искушения, хотя они все имели для нормальной и счастливой жизни в раю. Они решили, что им все можно, даже ослушаться слов Бога. Как часто люди впадают в такое состояние, не думая о последствиях. Не думая о том, что есть Бог, что есть Его Слово (Библия) к людям о том, как правильно поступать человеку в жизни на Земле, чтобы не смалодушничать и не оказаться в сетях дьявола.

40 дней голодания — ведь это очень трудно, но Иисус выдержал это искушение. Находясь на грани смерти для тела, Господь отвечает дьяволу словами, которые предназначены для людей в их жизни на Земле, чтобы люди руководствовались в жизни не желаниями плоти, а словом Бога. Быть с Богом — это значит руководствоваться Его Cловом. Желания же плоти мы можем исполнять, когда это не противоречит тому, что говорит Бог людям. Что же сказал  Господь  дьяволу?

«Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Все, что требует наша плоть, может быть полезным для нашей жизни, но может принести и вред. Поэтому человек должен руководствоваться разумом, который получил он от Бога. Чрезмерная еда вызывает ожирение, атрофирование организма, сокращение жизни на земле. Не все сладкое полезно, т.к. сладким может быть и яд. Наркотики и пьянство превращают человека в неразумное существо, что опасно не только для тех, кто их употребляет, но и для окружающих людей. Курение (никотин) — это тот же наркотик, только отравляет организм постепенно, но также ведет к ненормальному функционированию разума человека и сокращению жизни на Земле.

Праздная жизнь, отсутствие физической нагрузки также отрицательно сказываются на жизни человека. Семейные обязанности человека, связанные с домашней работой, приготовлением пищи, стиркой белья, уходом за детьми и стариками, и другие необходимые работы в семье формируют человека не только физически, но и нравственно, воспитывая в нем заботу о ближних, что является источником высшего состояния человека, обретающего в себе любовь к людям.
Во всех этих случаях, чтобы избежать искушений, мы должны руководствоваться не желаниями плоти в том или другом случае, а разумным решением, в основе которого лежит наставление Бога нам, Его Слово.

Искушение сексом не менее опасно, чем пьянство, наркотики и др. Бог определил сексуальные отношения только для супругов. Другие сексуальные отношения не только уничтожают человеческое достоинство людей, отношения которых становятся похожими на отношения в животном мире, но в конечном итоге они приводят к деградации совести. Жить не по совести — это значит быть без Бога. Жить без Бога — это значит жить с дьяволом, третьего не дано, т.к. нарушается всякая логика по определению слова Бог. Не всегда в начале, но всегда в конце — это страшно оказаться без Бога.

Много искушений у человека от его плоти. Господь выдержал их, находясь в человеческом теле, испытывая голод, холод и боль, испытывая все чувства и ощущения, которые имеют люди на земле при этих искушениях. Бог любит людей не на словах только, как это часто делают люди. Бог прошел все искушения и испытал все, что испытывают люди для того, чтобы показать всем нам, что искушения можно преодолеть, когда мы руководствуемся Словом Бога. Слово Бога нам всегда поможет выбрать правильный путь (когда мы попадаем в те или иные искушения) и поступить благоразумно. Чудесная книга Библия — это Слово Бога для людей, и она говорит нам:
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». (Иисус Навин, 1:8).

Первые люди на Земле Адам и Ева не признали своей вины в том, что они не выполнили слово Бога к ним, когда они жили в раю. Адам обвинил Бога за то, что Он дал ему такую жену, а Ева обвинила дьявола в том, что он обольстил её. Так часто бывает у всех людей: не выдержав искушения, они вместо того, чтобы попросить прощения у Бога, ищут причины, чтобы оправдать себя.

Второе искушение, которое испытал Господь, характеризует те  искушения людей, которые вызывают недоверие к Богу. Также как и искушения плотию, эти искушения могут возникнуть при различных обстоятельствах, и главная хитрость в них проявляется не только в недоверии к Богу, но и в желании проверить Его истинность. Зачем нужно дьяволу, чтобы человек проверял Бога? Только с одной целью: когда проверяют, то не доверяют. Хитрость дьявола в том, чтобы вызвать недоверие у человека к Богу. «Потом берет Его дьявол в святый город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею».

Начинается искушение с дьявольской хитрости «если Ты Сын Божий». Разве дьявол не знает, что Иисус Христос Сын Бога? В Евангелии от Матфея в главе 8-29 говорится о том, что Господа встретили двое бесноватых в его пути и они закричали: «что Тебе до нас Иисус, Сын Божий?» То есть бесы, слуги дьявола, знали, что Иисус Христос — Сын Божий. И далее дьявол провоцирует Господа сделать то, что нужно дьяволу, т.е. исполнить то, что говорит дьявол, исполнить волю дьявола. Хитрость здесь в том, что если Господь не исполнит то, что говорит дьявол, то значит Он не Сын Бога. И дьявол подталкивает, провоцирует Его исполнить волю дьявола. Бог должен исполнить повеление дьявола?

Дьявольская мерзость, но ведь эта мерзость часто встречается и у тех людей, которые говорят: «Разве есть доказательства о существовании Бога? Пусть Бог докажет Нам и тогда мы станем верующими». Но эти люди искушают Господа, а их на это подталкивает дьявол. «Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Человек может испытывать подобные искушения дьявола, когда предъявляет претензии к Богу, говоря: «Почему Бог не сделал это», или обвиняя Бога: «Почему Бог сделал это».

Библия отвечает человеку (Иов, 33:12-13): «Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе; потому что Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих». Иногда это связано с непониманием и односторонним  неправильным  объяснением  тех или иных высказываний, имеющихся в Библии. Так, в 1-ом послании Коринфянам Апостол  Павел говорит в главе 10:25: «Всё, что продаётся на торгу, ешьте без всякого исследования».

Это не значит, что все, что может продаваться людьми в разных местностях и странах, безопасно для верующих людей, т.к. иногда в целях наживы люди могут продавать пищу, богатую различными химическими вредными для здоровья концентратами, а также могут продавать с просроченными сроками хранения, что может вызвать отравление пищевое у людей.

Апостол Павел говорит это в совершенно ином смысле. Это относилось к идоложертвенному мясу, а также ко всем ограничениям, связанным с Законом Моисея. Бог дал людям разум, чтобы они определяли им и руководствовались исследованием качества продуктов. Также  это относится и ко всем  вещам, случаям. Когда человек знает об опасностях, то человек должен принимать решения, чтобы избежать их. Совершенно будет неправильным поступком, когда верующий человек, зная, что будет мороз, не станет нормально одеваться, а скажет: «Бог спасет меня от простуды». Все это не что иное как искушения Бога человеком. То, что должен сделать сам человек — это нельзя перекладывать на Бога. Нельзя перекладывать свои обязанности на Бога.

Третье искушение — искушение славой и богатством. «Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Евангелие от Матфея, 4:9-10). В этом искушении Господь говорит людям о самом важном для них в их жизни— о том, что всё в их жизни временно: и слава, и богатство. Но главное для людей— служить Богу на Земле и в вечности.

Испытание славой и богатством проходят не только правители стран: короли и президенты, руководители всевозможных уровней, но также и владельцы корпораций, больших и малых фирм. Проходят эти испытания и талантливые люди: ученые, писатели, художники, артисты, известные спортсмены и т.п.; в общем, многие люди, отличающиеся своим достигнутым положением в обществе и имеющие известность среди людей. Также это испытание проходят и обычные люди.

Испытание славою, также как и богатством— очень трудное испытание. Становясь известным и почитаемым, часто человек забывает, что все от Бога. Человек начинает важничать, многие люди обретают гордость и отворачиваются от близких. Они ни в чем не нуждаются, они ставят себя выше других людей. Сохранить человеческое достоинство, мораль, выражающиеся в человеколюбии, честности по отношению к другим людям, им становится трудно. Им трудно стать с Богом. Многие люди, стараясь приобрести богатство, совершают преступления по отношению к людям и к государственному законодательству. Поэтому не всякий человек может пройти это испытание, хотя стремятся к славе и богатству многие.

В Евангелии от Марка, глава десятая (а также в Евангелиях Матфея и Луки), описывается эпизод встречи Иисуса Христа с богатым юношей.  Юноша спросил у Господа, что следует делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь сказал ему, чтобы он следовал за Ним, а прежде продал бы все, что имел, и раздал бы нищим.
«Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Марк, 10:22).

Бог дает согласие юноше, чтобы он был с Ним в вечности. Но юноша отвергает Бога, боясь потерять свое богатство. Юноша выполнял закон, но выполнял закон формально, т.к. богатство для него было важнее в его жизни, чем Бог. «Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» Но значит ли это, что богатый человек не может иметь вечной жизни. Конечно, нет.

Здесь Господь употребляет слово «трудно», потому что богатый человек проходит больше искушений в жизни, чем если бы он был обычным человеком, не богатым. Но если человек богат, но живет нормальной христианской жизнью, делится своим богатством с нуждающимися людьми, если для него Бог является главным в его жизни и он любит Бога, то все, что он имеет, не является препятствием, чтобы иметь жизнь вечную. Об этом говорит нам Библия.

В главе 19 Евангелия от Луки Господь встретил на Своем пути богатого человека по имени Закхей. Закхей очень хотел увидеть Иисуса Христа, но не мог, т.к. был маленького роста, и в толпе он не мог увидеть Господа, а поэтому залез на дерево, но Господь увидел его и сказал: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью».Дома Закхей сказал Господу: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус же сказал ему: ныне пришло спасение дому сему»

В отличие от богатого юноши Господь не говорит Закхею, чтобы он отказался от своего богатства, потому что Господь знал, что Закхей любит Его, и богатство Закхея не является главным в его жизни. Для многих же людей в их жизни богатство является большим искушением. Отказываясь от славы и богатства, мы избегаем искушений для себя.

Искушениям подвергаются также люди с красивой внешностью. Часто они не выдерживают испытаний, искушаясь мыслями о своем превосходстве над другими людьми. Красивые мужчины и женщины имеют много поклонниц и поклонников и в результате: любовниц и любовников. Для этих людей трудно обрести любовь в себе, они не могут любить людей и далеки от Бога. Такие люди не могут иметь нормальные семьи. Обслуживание своего тела и партнёра  становится главным в их жизни. Больше всего они боятся своей старости, т.к. в ней они теряют свою красоту, а значит и все для них самое значимое в жизни. Конечно, у многих этих людей гораздо больше возможностей приобщиться к курению, наркотикам и к разгульной жизни.

Возникает тогда вопрос: неужели так страшно и опасно быть богатым, талантливым или красивым человеком? Конечно, нет. Если человек, являясь таковым, в своей жизни следует Слову Божьему, если человек старается поступать по совести, которую ему дал Бог, если человек любит Бога и людей, то ему не повредит в его жизни его талант, богатство или красота, чтобы жить нормально и обрести после смерти вечную жизнь с Богом. Но такие люди должны знать твердо, что они в жизни своей будут иметь много дополнительных искушений в отличие от других людей. Эти люди должны быть более осторожными в своих поступках, сверяя свои решения в жизни с Господом нашим Иисусом Христом и Его заповедями для нас.

Искушения, которые проходят люди, различны для людей верующих и неверующих. Для верующих людей Дух Святой, который пребывает в них, помогает преодолевать искушения. Также, верующие люди знают Библию и заповеди Иисуса Христа, которыми они стараются руководствоваться. Искушения, которые проходят верующие люди после крещения, необходимы для их становления и возрастания как Детей Божьих. Искушения, которые проходят неверующие люди, служат школой их выбора дороги к Богу, а также являются проверкой их истинности в этом выборе. Искушениями реализуется право выбора, свободу которого Бог дал им.

Господь наш Иисус Христос любит всех людей. Он прошел все искушения из;за любви к людям, показав Своим примером, как люди должны поступать во всех их ожидающих искушениях. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евреям, 4:15).  Слава Господу нашему — Иисусу Христу!


Рецензии
Геннадий, серьезный труд исследователя лежит в основании этой статьи. Вы нигде не исказили первоисточники. Рассуждения Ваши логичны и последовательны. Все, что касается Иисуса Христа, отражено верно. Но выводы в отношении людей... Когда мы говорим об искушениях, о воле ко злу, то это, скорее, находится в сфере иррационального, в подсознании. Великий русский мыслитель Николай Бердяев подчеркивал, что до конца объяснить волю ко злу - значит его оправдать и рационализировать, т.е. сделать его разумным, а воля ко злу - это слепой порыв. И мы из своего личного опыта способны почувствовать эту абсурдность, эту чудовищность, это безумие зла. Если мы бросим взгляд хотя бы на события XX столетия, мы увидим здесь столько настоящего безумия, что невольно возникает вопрос о массовом сумасшествии людей. И ведь многое оправдывалось верой в Бога, в Иисуса Христа. У меня есть коллекция фильмов "Библейские сказания", самый любимый из них "Иисус" с Джереми Систо в главной роли. Из всех фильмов, какие я видела об Иисусе Христе, и той литературы, что я о нем читала, этот фильм, на мой взгляд, наиболее соответствует духу Христа. Там есть эпизод с молением о чаше, один из самых сильных в фильме, где Дьявол искушает Сына Человеческого в последний раз. Он показывает Ему картины будущих кровопролитных войн, где люди убивают друг друга во имя Иисуса Христа. "И ты хочешь отдать свою жизнь за этих людишек? Твоя смерть ничего не изменит, она лишь даст им новый повод убивать друг друга, как будто у них мало поводов для этого", - говорит Дьявол, предлагая Иисусу отказаться от Голгофы. И зная дальнейшую историю человечества, понимаешь, насколько это справедливо. Но Иисус говорит: "Я верю в сердце человеческое, я буду жить в сердцах людей". Я полагаю, что к Богу невозможно прийти от ума. Только познав, открыв Иисуса в своем сердце, человек способен преодолеть свою двойственную природу. И это невозможно сделать в одночасье. Иногда человек будет спотыкаться, иногда даже не сможет преодолеть искушения, но он будет точно знать, когда отступил, потому что совесть его будет обличать. А кому больше дается искушений: богатым, красивым или калекам, так ведь искушение искушению рознь. Каждому дается именно то, что необходимо ему для роста. И разве среди бедных мало убийц, пьяниц и наркоманов? И кто, как не священники знают Библию и Евангелие, кто как не они наставляют паству, и сколько в последнее время скандалов о неподобающем поведении священнослужителей. Только знанием здесь не обойтись, здесь работа сердца необходима.
Геннадий, я благодарна Вам за статью. Она заставляет задуматься о многом.
С теплом и пожеланием успеха на пути Духа!

Андрос Ирэн   29.12.2013 18:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина! Мне тоже интересны и важны Ваши ответы для меня, в том числе и этот Ваш ответ. Отвечу подробнее позже, а пока только на начальные эти слова:
"Когда мы говорим об искушениях, о воле ко злу, то это, скорее, находится в сфере иррационального, в подсознании. Великий русский мыслитель Николай Бердяев подчеркивал, что до конца объяснить волю ко злу - значит его оправдать и рационализировать, т.е. сделать его разумным, а воля ко злу-это слепой порыв."
---------------------------
Как я понимаю, выбор поступка предшествует воле. Воля нужна для совершения поступка, и она есть только следствие его. Для определения поступка необходимы: совесть, знание предмета исследования и последствия его осуществления, а также и вера. С благодарностью к Вам, Ирина, и пожеланием всех благ Вам от Господа в Новом году, Геннадий


Геннадий Гумилевский   29.12.2013 21:04   Заявить о нарушении
Здесь я ошибся: "Воля нужна для совершения поступка, и она есть только следствие его."
---------------
Правильно так: Как я понимаю, выбор поступка предшествует воле. Для определения поступка необходимы: совесть, знание предмета исследования и последствия его осуществления, а также и вера (вера в Бога или во что-то).
Воля нужна для совершения поступка, и она есть только как необходимое следствие ВЫБОРА человеческим духом. Каков дух человека- таковы и его поступки. Дух первичен и выбор поступка человека определяется его духом.
Воля же есть степень мобилизации духом душевных и телесных усилий человека для совершения поступка.


Геннадий Гумилевский   30.12.2013 02:03   Заявить о нарушении
Ирина, Вы написали: "Николай Бердяев подчеркивал, что до конца объяснить волю ко злу - значит его оправдать и рационализировать, т.е. сделать его разумным, а воля ко злу - это слепой порыв."
-------------
Думаю, что словосочетание "воля ко злу" неправильно. Надо говорить "ВЫБОР ЗЛА", а воля для осуществления зла или добра- это уже результат выбора людьми того или иного поступка.
О том почему человек выбирает зло (делает зло) можно прочитать в короткой статье "Источники зла" http://www.proza.ru/2013/08/23/374

Геннадий Гумилевский   30.12.2013 08:53   Заявить о нарушении
Добрый день, Геннадий. Я привела Вам цитату для того, чтобы подчеркнуть, что люди не всегда делают выбор рационально, подчиняясь логике и воле. Очень часто они просто подчиняются импульсу, поступают на автомате привычным образом, только позднее осознавая, был ли этот импульс высоким или низким, поэтому и о волевом акте, как таковом говорить не приходится. Если вспомнить Евангилие, там Петр трижды отрекся от Христа, и только когда пропел петух, он осознал, что предал и вспомнил, что Иисус заранее знал об этом. Правильно или неправильно употребил Бердяев термин, который я привела, не мне судить. Но занимаясь изучением психологии поведения людей, могу сказать, что люди часто совершают поступки, находясь во внешнем или внутреннем трансе (псих. термин), до конца не осознавая мотивов своего поведения, находящихся подчас глубоко в подсознании. Даже человек, который осознанно встал на путь духовного самосовершенствования, тратит годы, чтобы научиться совершать каждый раз свой выбор в разуме и силе, чтобы освободиться от прежних иллюзорных представлений. Я просто хотела дополнить Ваши находки тем, что человеку очень трудно СРАЗУ научиться противостоять искушениям, даже если он осведомлен об их пагубности и искренне желает противостоять им.
Искренне желаю успеха на пути Ваших изысканий! Творческого Вам вдохновения!
С теплом и уважением,
Ирина

Андрос Ирэн   30.12.2013 13:01   Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина! Я опоздал и прошу извинить меня за это, но всё же хочу дополнить тоже вот этими словами: "Человек руководствуется сознанием, которое является частью духа его и сознание всегда будет подсказывать ВЫГОДНОЕ решение для поступка для жизни своей и это может заглушить совесть человека, которую каждый человек получил от Адама и Евы. Дух определяется в процессе жизни человека его практикой в поступках с детства, что в нём будет главным совесть или эгоизм, дух человека формируется в человеке в процессе всей жизни его. Поэтому человек обретает выбор поступка, руководствуясь совестью, Словом Божьем или своим эгоизмом, СОГЛАСНО своего духа на данном этапе его жизни.
Я Вам тоже очень благодарен, Ирина, за Ваш содержательный, во многом правдивый о жизни отзыв! С теплом и пожеланием успеха на пути в нашей сложной жизни в настоящее время!

Геннадий Гумилевский   20.07.2021 05:36   Заявить о нарушении