Чужбина. часть первая
Горы - слева и горы - справа. Чаша. Солончаки. До Алматы чувствую себя спокойно.
Так, чуть только напрягает.
Казахи все похожи на китайцев. Русские похожи на всех сразу. Что делать. Заселили степь всеми национальностями России. Так что и казаха можно назвать русским. Он ведь со дня рождения вынужден был знать сразу два языка. А русскому бог дал только один язык. И этот язык, родной до последней степени русскому дался с трудом. Редко кто пишет без ошибок.
Вот и Алматы. Здесь я уже в третий раз. Казахский язык не слышал ни разу. Казахи не представляют себя без России. Говорят на русском без акцента. Русские школы изучают казахский. Сомнительно, что освоят в полной мере. Не успеют, потому что сближение России и Казахстана настолько ускоряется, что нужда русским знать казахский язык не так и обязательна.
Сын увозит меня туда, где казахский язык имеет большее хождение. Но там, в глубинке, у самых гор, я опять не столкнулся с казахской речью. И там все говорят
на понятном мне языке. Горы прямо заглядывают во дворы городка. Они как будто висят над домами. Вершины не видно за облаками. Будто бог прячет вершины, чтобы было не так страшно жителям находиться у их подножия.
Сын сообщает, что землю постоянно трясёт. Но я не почувствовал. Сын объяснил, что тряску ощущают только приборы. Да какие, там, приборы! Стена кирпичная пристроя имеет трещину от верха до фундамента!
Природа Казахстана уже резко отличается от природы России. Естественно. Во дворе растёт слива. Такие сливы в Ижевске я покупаю по триста, пятьсот грамм. Здесь они падают мне на голову килограммами. Есть их не хочется. Черешня тоже богато урожайна.И смотреть не хочется. Урюк даже не пробую. Яблоки у меня есть свои. Нажимаю на помидоры. Здесь они в два раза дешевле на базаре, чем в Ижевске.
Странно, что родня сына ничего не садит в эту сочную землю. Сын строит огромный гараж. Земли стало совсем мало. Посажены лужайки.
Да, богатые не нуждаются в приусадебных участках!
Хожу на холмы, рисую горы. Правильно говоря - пишу. Но я считаю, что мажу.
Питается семья сына неважно.
Ни тёща, ни жена сына готовить не умеют. Такую стряпню, супы я дома и есть бы не стал.
Что делать, приходится терпеть. Не хочется обижать сына. Два раза он водил меня в кафе. Там готовят лучше, но пища очень острая, подозреваю, что на такой жаре иначе готовить и нельзя. Всё мясо наперчено, насолено, чтобы не испортилось.
К тому же, кто не знает, могут готовить и из тухлого мяса.
Вся семья сына - чуваши. Но поведение русское. Подозреваю, что никто из них не знает родной язык. Тёща пишет стихи только на русском языке.
Сын недоволен, когда я начинаю рваться на Родину. Вся природа Казахстана меня уже раздражает, даже эти сливы, на которые приходится нечаянно наступать. Наконец - день отъезда. Я сильно загорел на солнце. Домой везу подарки и одет сверху донизу в китайский ширпотреб. Базар в городке намного богаче, чем у нас в Ижевске. Всё - дешевле чуть не в два раза.
Наконец, я в поезде. С сыном расстаюсь без объятий и слёз.
Прощай, Казахстан! Когда ещё увидимся? Сын, приезжай!
Ижевск, 2011 год
Свидетельство о публикации №211113001133
Изъездила его вдоль и поперёк не единожды,
мотаясь по соревнованиям...
Живой, светлый рассказ!
С уважением, Людмила
Людмила Комарова Сабирова 01.12.2011 16:56 Заявить о нарушении
Валерий Мухачев 02.12.2011 16:57 Заявить о нарушении