Вячеслав Невинный. Большого больше нет

БОЛЬШОГО  БОЛЬШЕ  НЕТ…
БОЛЬШОЙ   БУДЕТ!!!

«Большой!
 
Не то чтобы комплекцией и даже не масштабом таланта (и то, и другое аксиома).
Вообще – Большой. Как Виктор Баныкин – шофер и ученый, студент и преподаватель, воспитатель и силач. Душа компании коммунальной, из легендарного телеспектакля «День за днем» - первого настоящего ТВ-сериала (17 полноценных глав 1971-72).
 
Герои Невинного обычно всё решают просто, без затей. Злые – кулаком и животом: раз – и задавил! Добрые – улыбкой, похожей на открытую дверь, и уютным, как выпивка с друзьями, юмором. Вторых – неизмеримо больше.

Да и недобрые не так чтоб уж совсем потеряны. На одну минуту готов ведь звонко чокнуться с каждым: с Весельчаком У («Гостья из будущего» 1984) – кефирчиком в той, прежней, бутылочке.
 
С нэпманом-пивником (гайдаевский шедевр «Не может быть» 1975) – полулитровым совковым кружаком в пенных куделёчках.

Что до блатной и шкурной «тужурки» («Гараж» 1979)… ну, как не уважить стопку на мировую, да ежели там с другого флангу Бурков поднажимает?!
 
Да и с Собакевичем невинновским (сериал Михаила Швейцера «Мертвые души» 1984) – медовухи или там вишневочки – совсем не западло!

Даже с Фарлафом («Руслан и Людмила» 1972) тянет покумпанствовать за столом иль на поляне зеленой, только ради этого прежде хочется забыть трусливую его концовку.

Всё как в жизни: как со старыми друзьями, которых развели «баррикады» Белого дома и Рыночные «бригады». И тянет, иной раз, повидать… ан, нет: Совесть-то Прошлое от Настоящего Провалом отсекла.

Есть, ох, есть в персонажах Невинного что-то аппетитное, румяное, с изюмом и корочкой – заманисто-заводное, голосисто-гостевое, радостно-разъядренное, сладко-утоляющее – ну прямо-таки старая добрая купейная самобранка… Видишь на экране ЭТО ЛИЦО – да это же милейший сосед по вагону, по турбазе, по пикнику, с которым так славно усидеть бутылочку-другую, захрумкать огурчиком с сальцем, да разойтись, чтоб ноюще ждать новой встречи!
 
Да, всякий невинновский герой - как бухарский арбуз среди ягодно-фруктовой снеди.
 
Такового ведь только увидел, да просто услышал – и подражаешь ему. В улыбке до ушей…

Как сказал бы нетленный Петр Себейкин из «Старого нового года» (1980):
«ОБ ЧЕМ РЕЧЬ»???


Из первого моего поста в «КИНО-ТЕАТР. Ру» в начале 2008 года:

«У Вячеслава Михайловича говорящая фамилия. Даже отрицательные персонажи типа Весельчака У («Гостья из будущего»), ну никак, не воспринимаются в качестве злодеев. Они внешне очень симпатичны, ужасно компанейски и по-домашнему уютны. Все его герои несут энергетику до безумия лукавой чертовщинки и юмора, с почти стопроцентной вероятностью делающую их  хрестоматийными, народными, классическими. Безудержно кипучий увалень и экранный здоровяк, увы, теперь прикован к постели. Один из последних неоспоримо Великих, по праву Народных Артистов нашего кино и театра! Я прикипаю к экрану, даже не видя, а лишь заслышав Невинный голос великого весельчака! Здоровья и возвращения Вам, Слава Большой Сцены!»…


И последний пост (1 июня 2009 г.):

«Несколько недель подряд мы с супругой ежевечерне погружаемся в ностальгический, потому как экологически чистый (нравственно и психологически) теле-рай по имени «День за днем». Так называется первый советский 17-серийный ТВ-сериал, год 1971. Космический калейдоскоп великолепных характеров, прекрасных лиц и личностей, а, соответственно, легенд театра и кино. Десятки народных артистов, из них не меньше дюжины – СССР, подчас в эпизодах!

Но и в их ряду выделяется большой, так сказать, центральный генератор - этакий синхрофазотрон энергии: доброты и долга, дружбы и верности, веселья и тепла, порядочности и справедливости, словом, человечности.

Большой. Его исполняет Вячеслав Невинный… Молод, красив, могуч. И даже еще не полный.

Исполняет…
Еще воскресным днем смотрели очередную серию. А ближе к вечеру -скорбный новостной титр: умер ВЯЧЕСЛАВ НЕВИННЫЙ…

В прошлый вторник я дополнил свой старый пост о великом Артисте, а в среду сам угодил в больницу. Сейчас из интернет-салона ближайшей Почты отправляю…
Опоздал.

Прости, БОЛЬШОЙ!!!

Менять ничего не хочу…

Родился 30 ноября 1934 года. Окончил Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТ им. М.Горького (1959). С 1959 — актер МХАТ им. М.Горького (с 1989 — МХАТ им. А.П.Чехова). Народный артист СССР (1986).
Умер вчера, 31 мая 2009 года».


Из биографии

Вячеслав Михайлович Невинный родился в Туле. Отец работал на оружейном заводе, а мама - секретарем-машинисткой у начальника отделения железной дороги. Слава с детства не признавал над собой власти, окрика. «И не потому, что гордец, или там умница, - говорил он, - просто моя природа восставала против такого общения. Мне казалось, что всегда можно тихо, спокойно договориться». Еще будучи школьником, он принимал участие в постановках драмкружка, работавшего при Тульском дворце пионеров и к окончанию школы знал, что его удел – сцена.

В 1954 году он неудачно пытался поступить в Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТе. Вернувшись в Тулу, устроился во вспомогательный состав ТЮЗа. Через год Вячеслав предпринял второй штурм школы-студии МХАТа и был принят. С 1959 года он стал актером МХАТ им. М. Горького (с 1989 - МХАТ им. А. П. Чехова).

На сцене МХАТа он стал одним из самых востребованных и самых выдающихся мастеров, любимцем зрителей, которому подвластны все жанры: от легкой эксцентрики до глубокой трагедии. По степени обаяния с ним могли сравниться разве что великие актёры «старой гвардии», наследники традиций дореволюционной сцены. Недаром, Леонид Филатов незадолго до смерти сказал, что  Вячеслав Невинный, пожалуй, является последним по-настоящему великим русским актером в классическом понимании. Оправдывая этот «титул», Невинный не щадил себя: при немалой своей массе, если требовала роль, он мог на сцене с грохотом «упасть в обморок»: не группируясь, а во весь свой рост - на спину…

Увидев из зала свою первую кинороль (молодой милиционер Зайцев в драме по повести Павла Нилина «Испытательный срок» 1960), Вячеслав Михайлович сильно удивился: «Увиденное оказалось так не похоже на то, что я себе представлял! Подумал даже: «Зачем надо, чтобы другие на это смотрели?» С тех пор не люблю ходить на свои фильмы и говорить о них».

Долгие годы актер страдал сахарным диабетом, который дал в 2003 году осложнение в ноги. В итоге, через год пришлось ампутировать ногу до колена. «Временами просто не хотелось просыпаться. Я почти начал сходить с ума», - с горечью признался Невинный. Спасибо друзьям и близким. Александр Калягин, Олег Табаков, коллектив театра и  Союз театральных деятелей сумели оплатить дорогостоящее лечение. В одной из лучших столичных клиник Вячеславу Михайловичу изготовили специальный протез. Пришлось учиться ходить заново, но усилия увенчались успехом – великий артист появился перед обожающей публикой на  сцене Художественного театра! Увы, через  год гангрена «сожрала» вторую ногу.

«Невинный долго не хотел верить в то, что ему снова предстоит операция, скрывал от родных признаки болезни, сам себе делал перевязки. Но когда у него внезапно началось кровотечение, артиста немедленно отправили в ЦКБ. Чтобы спасти актеру жизнь, пришлось пойти на вторую ампутацию»…

Теперь он стал лежачим больным. И теперь самым главным для него стала поддержка родных – жены, народной артистки РСФСР  Нины Гуляевой и  сына Вячеслава Невинного-младшего, популярного актера в том же театре.  Жена «консультировалась» с супругом, репетируя свои роли. Финал наступил 31 мая 2009 года. Вячеслава Михайловича похоронили на Аллее актёров Троекуровского кладбища столицы, потому как мэрия отказала классику театра и кино в месте на Новодевичьем кладбище.

Среди хороших ролей в кино: Зубарев («На семи ветрах» 1962), Маркушев («Председатель» 1964), Любашкин («Тридцать три» 1965), автослесарь («Берегись автомобиля» 1966), Суслов («Виринея» 1968), Николаев («Молодые» 1971), участковый Степешко («Самый последний день» 1973), Журченко («Единственная» 1975), Земляника («Инкогнито из Петербурга» 1977), «Тонкий» («Смешные люди» 1977), Ватанен («За спичками» 1980), Дороднов («Поздняя любовь» 1983), дальнобойщик Пушкарёв («Трое на шоссе» 1983), Прозоров (фильм-спектакль «Три сестры» 1984), Миклексеич («Лев Толстой» 1984), Борис («Еще люблю, еще надеюсь» 1984), председатель колхоза Мальков («Не ходите, девки, замуж» 1985), Громозека («Лиловый шар» 1987), Мыльников («Забавы молодых» 1987), странник Иннокентий («Сердце не камень» 1989), Степан («Небеса обетованные» 1991), Страшила («Волшебник Изумрудного города» 1994), Слава («Полицейские и воры» 1997) и др.

Один из лучших голосов отечественной мультипликации: заяц – «Дядя Миша» 1970, медвежонок – «Ёжик в тумане» 1975, чтец – «Ох и Ах» 1975-1977, Свистулькин – «Незнайка в Сролнечном городе 1977, чтец – «Как старик корову продавал» 1980, белый кролик – «Алиса в стране чудес» 1981, Тараканов – «Приключения Васи Куролесова» 1981, дедушка Пиго – «Приключения пингвинёнка Лоло» 1986, Нехочуха – «Великий Нехочуха» 1987, кот – «Возвращение блудного попугая» 1987, котёнок-бегемот – «Котёнок с улицы Лизюкова» 1988 и др.



 


Рецензии
Замечательный, артист! Талантище!!

Гера Фотич   03.12.2011 11:38     Заявить о нарушении
Рад, что присоедиились. Он стоит высших похвал...

Владимир Плотников-Самарский   03.12.2011 22:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.