Внутренний закон человека
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует СОВЕСТЬ их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую )
Рим. 2:14-15
Хотите почувствовать, что такое ад? Для этого не надо далеко идти, достаточно представить, что вас наградили даром бессмертия и забросили жить на какую-нибудь необитаемую планету, находящуюся в огромном космическом пространстве. Ни каких гадов, ни монстров из преисподней, их присутствие только скрасило бы ваше жалкое существование. Нет..., вам предстоит тут встретиться с более страшным чудовищем, с самим собой. Вы останетесь наедине со своими мыслями, желаниями, воспоминаниями, страстями, пороками и тем чувством, которое способно жечь душу гораздо сильнее любого огня, своей собственной СОВЕСТЬЮ.
В суете земной жизни мы часто заглушаем голос совести, но бывают такие минуты у каждого человека, в которые он осознаёт, что где-то в глубине его сердца скрыта некая лампадка, освящающая путь к истинным ценностям жизни. На Руси говорили: "Добрая совесть - глаз Божий", "К кафтану совесть не пришьёшь", "У кого совесть нечиста, тому и тень кочерги виселица". Ап. Павел в вышеприведённом мною тексте пишет, что совесть есть вещь общечеловеческая присущая и язычникам, не знающим закона. Свидетельство первого совестного акта мы встречаем в книге Бытие, ещё в Едемском саду. Она выражалась, через тот стыд, который охватил первых людей, преступивших заповедь Божию. Человек грехом отделил себя от Бога, но Бог до конца не отделил себя от человека, вложив в его сознание некий тормоз, предохранитель человеческой души от полного её разложения. Вот как определяет совесть Большая Энциклопедия: "СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков". А какой смысл вкладывал сам Павел в это слово?
В современном иврите совесть называется мацпун — от слова цафун — «скрытое», потому что голос совести — внутренний, скрытый глубоко в сознании человека. Кроме того, слово мацпун связано со словом мацпэн («компас»), потому что, подобно компасу, совесть указывает человеку направление, в котором он должен идти. Но в древнем иврите, в книгах Ветхого Завета, нет определённого слова обозначающее это понятие, поскольку для еврея самосознание сопряжено с послушанием Торы. Писание даёт ему возможность познать себя и делает ответственным за свои поступки, остальные функции совести включены в понятие "сердца".
Говоря о совести, Павел, скорее всего опирается на представления греков. Первоначально совесть понималась ими, как соприкосновение двух начал в человеке, плоти и духа, которые оценивали факты с разных сторон. Столкновение этих двух природ и их взаимоействие, создаёт нравственный конфликт, которому позже дали название - угрызение совести. По Сократу, совесть это индикатор нашего незнания, вследствие которого мы входим в противоречие с божественным порядком, выраженном в Логосе. Стоики указывают на совесть, как на внутренний закон. Цицерон и Сенека говорили о совести, как о внутреннем голосе, то обвиняющем, то оправдывающем наши поступки.
Как действует это противоборство добра и зла, в реальной жизни, прекрасно выражено у ап. Павла в седьмой главе послания к римлянам. Для него совесть есть универсальное составляющее, которое реагирует не только на не правильный поступок, но и даёт человеку чувство внутреннего удовлетворения при свершении доброго дела. Апостол часто свидетельствует о том, что доверяет своей совести (2 Кор. 1:12, Рим. 1:12), но можно ли сделать из этого вывод, что любой человек в принятии своих решений может ориентироваться на её голос? К сожалению нет. Тот же апостол говорит о том, что есть люди сожжённые в своей совести (1Тим 4:2), порою совесть бывает осквернена, не чиста (Тит 1:15). Бывают моменты, когда при определённых условиях наша совесть даёт разную оценку, казалось бы одинаковым вещам. Совесть обычного человека говорит, что убийство есть грех, но вот в военное время та же совесть может обличить, что за всю войну этот человек не убил ни одного врага, не отомстил за свою семью. Помню, как в советском обществе бытовало устойчивое выражение - "не украдёшь, не проживёшь" - и считалось святым делом стащить, что-нибудь с производства. Порой сознательно, или бессознательно мы угашаем свою совесть, находя поддержку, нашим дурным поступкам в окружающей среде. Человек научился приручать совесть, подстраивать её под себя, тогда в нём начинает происходить рационализация импульсов совести, они перетолковываются человеком в угоду своих желаний. Таким образом превратный разум становится посредником между совестью и человеком, происходит подмена ценностей. Это можно сравнить с источником воды, который мы тщательно заваливаем камнями. Вот поэтому первый призыв Евангелия гласит - ПОКАЙТЕСЬ, расчистите этот завал. Начало же христианской жизни происходит с вопрошания у Бога "доброй совести". Добрая совесть, это совесть звучащая в унисон жизни и учения нашего Спасителя.
"Евангелие - это голос Божий звучащий в совести всего человечества". (Шаховской)
Свидетельство о публикации №211113000348
думала - что это себялюбие. Но искренне радовалась ,ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКУ СТАНОВИЛОСЬ хоть чуточку лучше и счастливее жить на белом свете. Теперь вы подкрепили меня в вере в то что совесть дает не только ОЩУЩЕНИЕ боли ,но и радости. Благодарю вас за это. У меня сегодня душевное равновесие . Так как меня моя совесть и обличила и дала чувство внутреннего удовлетворения. С признательностью Натали
Правдина Натали 13.12.2011 15:12 Заявить о нарушении
Дмитрий Кульпин 13.12.2011 15:28 Заявить о нарушении