Лето-70. В Одессе. Артисты Бригантины -2
К выходу готовится АЛЕКСАНДРА СТРЕЛЬЧЕНКО.
Она уже в костюме, гладко причёсанные волосы, строгая, величавая. Я слышу, как она тихонько распевается, настраивает голос: «Ми-и, ми, ми-и...»
Два года назад, в 1968 году, она получила Золотую медаль и первую премию на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, покорив слушателей трогательно чистым голосом, ослепительной красотой и правдой, душевной щедростью исполнения русских народных песен.
Визитной карточкой А. Стрельченко стала песня "Я люблю свою землю" Е.Птичкина на стихи В. Харитонова. "Земля - моя радость, любимая песня моя", - признается она в искреннем чувстве к родному краю, но делает это не напоказ, а скромно и целомудренно, с необычайным достоинством. Певице чужда чрезмерность, крикливость и как бы самоподача красивого, сильного голоса. Напротив, в самых кульминационных моментах она словно приглушает полет и звучность пения. А это создает драматический эффект, укрупняет музыкальную мысль песни».
Искусство Александры Стрельченко выделяется особо.
Её исполнительская манера отличается простотой и легкостью звучания и не только яркой одаренностью, но и вдумчивым, тонким подходом к музыкальному материалу, умением увидеть и передать глубину и поэзию чувств, красоту души народа, создавшего и сохранившего свои неувядающие песни.
Основная тема творчества А. Стрельченко - любовь к Родине, к ее лесам и необозримым просторам, к людям, чей труд создает славу дорогой сердцу земли, к ее прошлому, настоящему и будущему.
Её отличает не только особая симпатия к песням, славящим Родину, но и к песням, раскрывающим богатство духовного мира русской женщины.
Проникновенно, мелодично, в сдержанной строгой манере звучат в её исполнении песни современных композиторов: «Как не любить мне эту землю», "Подари мне платок", "Растет в Волгограде березка"... Знаковыми стали песни Александры Стрельченко "Тополя", "Отговорила роща золотая", "А где мне взять такую песню?"
В её репертуаре - и подлинно фольклорные, и народные песни, и сочинения современных композиторов, но только такие, в основе которых интонация, присущая народной мелодике: «Как летела бела утка» (стихи Г.Георгиева), «Что было, то было», «У колодца», «По муромской дорожке», «Выйду на улицу», «Ромашки спрятались» и многие другие.
Полюбив песню, она долго с ней не расстается, делает ее популярной. Она - тонкий исполнитель народных песен и удивительной души человек. Образ женщины, созданный ею на сцене, сродни тем песням, которые она поет. Скромная и гордая, добрая и сильная, нежная и любящая - такой представляется и она сама.
В 70 –е годы к певице пришел стабильный, заслуженный успех, затем почетное звание Заслуженной артистки РСФСР (1972), а главное - складывался свой круг слушателей, заполнявших залы Москвы, других городов страны.
В 1984 году ей присвоено звание Народная артистка РСФСР.
Она и сегодня продолжает напряженную, но вдохновенную жизнь артистки, влюбленной в свое дело. Все ее творчество озарено высоким искренним стремлением - чтобы слушатели полюбили русскую песню так, как любит ее она сама.
В 2002 году Александра Стрельченко была приглашена в Московский Государственный университет культуры и искусcтв, где будучи профессором, возглавляет кафедру сольного народного пения.
В 2005 году певица выпустила компакт-диск «Осень в окошко стучится...», куда вошли русские народные и авторские песни, записанные певицей в разные годы.
Народная артистка России Александра Ильинична Стрельченко является не просто прекрасной исполнительницей русских народных песен, но и деятелем русского народного искусства, защищающим его лучшие традиции, и передающим их будущему поколению. С 1964 г. Александра Стрельченко является солисткой Москонцерта и художественным руководителем Мастерской народного творчества в Концертном объединении «Эстрада».
Живёт и работает в Москве (http://vipartconcert.ru/art/romance/stalek.html)
http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post123524683
***
ВЕРОНИКА КРУГЛОВА
В программе «Бригантина поднимает паруса» принимала участие ещё одна певица - элегантная обворожительная красавица Вероника Круглова, которая в 60-е и 70-е годы была популярна не меньше, если не больше, чем сейчас, к примеру, Алсу или Кристина Орбакайте. На концертах у нее редко случались свободные места, поклонники заваливали букетами, а Вероникины суперхиты - "Топ-топ, топает малыш", "Возможно", "Будет солнце или буря, мы с тобою навсегда"- с удовольствием пела вся страна.
Специально для Вероники Оскар Фельцман написал песню "Ничего не вижу, ничего не слышу". А песня Флярковского "Я ищу человека" долгое время была настоящим шлягером.
В этом концерте она выступала и как солистка, и в дуэте со своим супругом Вадимом Мулерманом.
Голубоглазая, с роскошными длинными волосами цвета жжёных осенних листьев, в шикарном длинном платье, она выглядела по-королевски неотразимо.
Лирические песни в её исполнении звучали романтично и возвышенно. Аккомпанировал ей малый состав музыкантов, сопровождавший выступление её и Мулермана.
Мне почему-то запомнился один эпизод, не вписавшийся в моём представлении в образ необыкновенной красавицы. После исполения одной из песен, она поклонилась и, не успев появиться за кулисой, громко, гневно и грубо, не выбирая слов, обругала одного из музыкантов за какую-то оплошность в игре. И в мгновение ока, приняв божественное величие, с милой детской улыбкой, вновь вышла к зрителям на поклон. Тогда я, наивный человек, представить себе не могла, что люди, несущие культуру в массы, могут так «эмоционально - нецензурно» выражать свои претензии к коллегам по работе. Актёры – загадочные и эмоционально-непредсказуемые люди, и ничто человеческое им не чуждо...
(См. http://eg.ru/daily/stars/4328)
Сегодня о Веронике Кругловой вспоминают ещё и потому, что она умудрилась выйти замуж за двух супер-звезд эстрады тех лет - Иосифа Кобзона и Вадима Мулермана.
Чтобы поговорить с Вероникой о супружеской жизни со столь знаменитыми мужчинами,
вы можете выйти на сайт : Экспресс газета (www.eg.ru) Автор: Борис Кудрявов.
Взяв интервью у певицы, вот что он пишет:
«Иосиф Кобзон увидел ее во время одного из концертов и стал настойчиво и целеустремленно ухаживать. В конце концов, сыграли роскошную свадьбу в дорогом ресторане в Москве. Но жить молодой семье в столице было негде. Вероника была прописана в Ленинграде, Кобзон - в Днепропетровске. Они снимают маленькую комнатку на краю Москвы. Вероника беременна... Кобзон изо всех сил пытается зацепиться как-то в столице. К тому же отношения у супругов не складывались. Позже В. Круглова обвиняла во многом еще и маму И. Кобзона, которая непременно хотела для сына другую жену. В результате – ребенок родился мертвым, совместных выступлений не было (она выступала со своим коллективом, он – со своим), встречи дома превращались в выяснение взаимоотношений.
Развод с Кобзоном после трех лет совместной жизни она переживала тяжело. Неприятные перипетии давили морально. Да так, что в двадцать пять у неё пропал «жизненный и творческий кураж». Продолжала выступать от Московской филармонии, но заявки на концерты ее были все реже. Сказывался скандальный разрыв с Кобзоном, который набирал к тому времени вес на советской эстраде.
И тут появился Мулерман. Знакомы они были давно – выступали вместе на сборных концертах. Во время совместных гастролей сошлись поближе. Вадим Мулерман без особых раздумий сделал Веронике предложение. Цитата из интервью Вероники Кругловой: «Я честно ответила: "Как же мы будем жить, ведь я тебя не люблю?" И услышала в ответ: "Моей любви хватит на двоих!" В то время мне было ужасно плохо и одиноко».
Мулерман был к тому времени вдовцом, Круглова – в разводе. Соединив жизни, они объединили и творческие усилия. Дуэт Круглова-Мулерман был в то время одним из первых на советской эстраде. Работали скрупулезно. Не столько увлекались вокалом, сколько песенной драматургией, пытаясь создать маленький музыкальный театр.
«Замужество казалось выходом из жизненного тупика,» - рассказывает в интервью певица. «Насмерть перепуганная сложившимися обстоятельствами, только начав жить с Вадимом, я сразу родила дочку. С ребенком поначалу сидела моя мама, а мы стали ездить с мужем по гастролям - петь вместе сольные концерты. Но не успели как следует пожить и поработать, как тогдашний председатель Гостелерадио СССР товарищ Лапин нас прикрыл. Мулермана стали гнобить по национальной графе, меня - как примкнувшую.»
- «Отношения с Вадимом складывались сложно. Он человек непростой, хотя и очень хороший семьянин. Бог наделил его двумя талантами: хорошим голосом и умением на пустом месте наживать врагов. Парадокс, но добрый, сентиментальный, никому не делавший подлости Мулерман мог быть шумным, вздорным и очень скандальным человеком. Он устраивал за кулисами дикие скандалы с музыкантами. Такое поведение всех, конечно, очень раздражало. Но при этом Вадим, как ни странно, очень спокойно относился к успеху любого артиста. Ему порой даже нравилось выступать в концерте после чьего-то сильного номера.
С В. Мулерманом мы прожили вместе двадцать лет. Разошлись еще до его отъезда в Америку в 1987 году. В Штаты я приехала в 1991 году одна. Вадим лишь прислал гостевую визу. Дочери Ксении тогда выезд не разрешили.»
Сейчас Вероника Круглова живет в Сан-Франциско. В четвертый раз вышла замуж за эмигранта из Одессы Игоря Докторовича, который в Советском Союзе был когда-то судьей Всесоюзной категории по баскетболу. В Америке живет и ее дочь Ксения. И хотя имя Вероники Кругловой даже среди истинных поклонников старой эстрады всплывает редко, песни, которые она исполнила первой, остаются в серии золотой коллекции советского ретро — «Топ, топ, топает малыш», «Ничего не вижу», «Я ищу человека»…
***
Заключает программу ВАДИМ МУЛЕРМАН - один из популярнейших певцов того времени, яркий неподражаемый, талантливый.
Для справки:
Вадим Иосифович Мулерман (род. 1938, Харьков, СССР) — советский эстрадный певец (баритон).
Народный артист РСФСР
Учился на вокальном факультете Харьковской консерватории, учебу заканчивал в Ленинградской консерватории.
Дебютировал на эстраде в 1963 году, с 1966г. он - солист "ВИО-66" Ю.Саульского, в том же году с песней «Хромой король» («Король-победитель») он стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса советской песни, разделив вторую премию с И.Кобзоном.
После победы на Конкурсе он - солист Москонцерта, и вскоре к нему приходит всенародная известность. К концу шестидесятых годов он стал одним из самых узнаваемых и популярных исполнителей лирической и гражданской советской песни.
Позже В.Мулерман будет также в числе победителей международных песенных конкурсов в Братиславе (1968), Праге (1969), Гаване (1980).
Вот что писали критики: «Голос Мулермана — лирический баритон мягкого матового тембра, с особенным шелестящим призвуком и выраженной вибрацией, дикция с небольшим пришепётыванием. Мулерман всегда детально прорабатывает психологический рисунок песни, обыгрывая каждое произведение выразительной мимикой, актёрскими позами и жестикуляцией. Работая в жанре лирической песни, артист воссоздаёт романтический, вдохновенный образ, пользуется задушевными, интимными интонациями. Гражданские, патриотические песни в исполнении Мулермана наполняются человеческой теплотой, звучат мягко и доверительно».
На сцене Мулерман держится скромно, с большим достоинством и уважением к зрителю.
Он исполняет хорошо известные песни: «Хмуриться не надо, Лада» ,«Трус не играет в хоккей», «Как хорошо быть генералом» , «Гуцулочка» и другие.
...Как часто звучали в те годы эти мелодии!
А советские хоккеисты не выходили на лед, пока не прозвучит «Трус не играет в хоккей».
Разве сейчас есть такие примеры?
В 1978 году он стал Заслуженным артистом РСФСР.
В 1980 г. окончил режиссерский факультет музыкальных театров ГИТИС. Работал с эстрадными оркестрами М.Кажлаева, А.Кролла, Ю.Саульского, Л.Утесова, А. Горбатых. Был первым исполнителем популярных песен А.Бабаджаняна, А.Пахмутовой, Д.Тухманова, В.Шаинского, Я.Френкеля и др.
Он - первый исполнитель песен: «Приснилось мне», «Август», «Тополиный пух», «Судьба» - и многих других.
Гастрольные поездки, активная концертная деятельность, участие в телевизионных программах, а также победы на песенных конкурсах, способствовали росту популярности В. Мулермана.
В 1991 году Вадим Мулерман, который был долгое время «невыездным», приехал вместе с В.Трошиным и Г.Великановой на юбилей композитора Шапиро в Лос-Анджелес. Да так и остался на несколько лет в Америке.
После возвращения из США он живёт и работает в Харькове.
С 21 августа 2007 года он - Заслуженный артист Украины.
***
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №211120100500
Прочитал все, что вы написали об Одессе, концертах в Одессе, о холере.
Оказывается мы с Вами люди одной эпохи.
Я это понял не сразу, так как на фотографии, что размещена на странице, Вы выглядите очень молодо и элегантно.
Сам я родился в 1946 году, в российской глубинке. Но благодаря службе в Советской Армии побывал во многих регионах СССР. Несколько лет служил под Москвой, а затем 4 года занимался в военной академии в Ленинграде.
И в Москве и в Ленинграде часто бывал в театрах и музеях.
Артисты, о которых вы пишете (Лариса Мондрус, Муслим Магомаев, Полад Бюль-Бюль-оглы, Александра Стрельченко, Вероника Круглова, Вадим Мулерман) – часть моей жизни.
Под их пение протекала значительная часть моей жизни.
Мой кумир – Муслим Магомаев. Я слушал его в разных концертных залах. Но больше всего мне запомнилось его выступление в клубе одного небольшого российского городка. Муслим Магометович исполнил свою программу так, как будто бы это был Кремлевский дворец съездов.
Я исповедую принцип – «Уходя, уходи». Муслим Магометович, ушел с эстрады в точном соответствии с этим принципом. Настоящий мужчина.
Благодарю Вас за ваше творчество.
С уважением,
Александр Кузнецов 6 27.07.2012 12:49 Заявить о нарушении
Саша, спасибо Вам за рецензию и обмен мнениями.
Мы, действительно, с Вами люди - одной эпохи.
Фотография, о которой Вы упомянули, - прошлогодняя.
О Муслиме Магомаеве я позволила себе тоже написать пару слов, поскольку мы были лично знакомы.
http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
Л.Ж.
Любаша Жукова 28.07.2012 00:50 Заявить о нарушении