Печаль в сознании потомка

Сергей Дерябин


Печаль в сознании потомка.

    Федор Михайлович Достоевский в бытность правления Александра II не раз был приглашаем в дом Великого князя Константина Константиновича. На их встречах неизменно присутствовали и другие особы царской семьи. Поискам ответа на сакраментальные вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» в то время были озабочены все слои российского общества, не исключая высших властных структур и членов императорской фамилии. Монархия мучительно искала способы завоевания доверия народа и общества, не в силах что-либо изменить в сложившейся патовой ситуации. Национальное согласие оставалось несбыточной мечтой, заслоняемой к тому же пламенем террактов народовольческого движения. Обращаясь к совести народа, выразителем коей по праву считался Достоевский, Великий князь Константин Константинович рассчитывал услышать спасительные слова истины, которые смогли бы высветить дорогу в совместное будущее России и монархии. Федор Михайлович в меру своих сил пытался донести августейшим собеседникам свое видение этого пути, основанное на убеждении, что монархии следует стать любящим родителем своего народа.
    Страшный 1881 год оборвал жизни двух титанов своего времени – Александра II и Достоевского. Высохло поле перемен и в мертвой пыли тогдашнего застоя на долгие годы вперед не стало возможности произрасти ни одного ростка плодотворной мысли, А ведь благодатное семя спасительной идеи в исстрадавшуюся почву общественного сознания, похоже, было уже брошено.
    Сейчас, с высоты приобретенного исторического опыта, изобилующего наступанием на всевозможные грабли в пути поисков оптимального сочетания демократии и властной воли, мы, нынешнее поколение россиян, вероятно, близки к пониманию слов Великого пророка. А точнее – тому единственному слову, которое олицетворяет ту самую спасительную идею. Рискну предположить, что это слово… МАТЬ.
Да, да, именно матерью могла тогда стать Российская Монархия своему народу. Любящей и утешающей, вразумляющей и помогающей. А для этого она должна была найти в себе мудрости, жертвенной силы отказаться от властных полномочий и перейти в подчинение парламентской демократии, как это давным-давно уже было сделано в западноевропейских государствах. Ибо одной рукой гладить человека по голове, а другой стегать плеткой по его спине – просто немыслимо. Кнут и пряник должны быть в руках разных инстанций! Учитывая традиции и менталитет российского народа, нетрудно представить установления государственного устройства структурой и духом своим тождественным типичной российской семье. Правительство – строгий папа, вечно недовольный своим семейством за бесконтрольные растраты, ну а Монархия – добрая, ласковая матушка. К кому плачущее дитя прильнет пожаловаться на ушибленную ножку и на несносного соседского мальчишку, хвастающего купленным в подарок от его родителя новеньким велосипедом? Конечно же, к маме! И чье увещевание сурового батюшки купить сверкающее чудо страждущему чаду будет более действенным? Вот то-то и оно! Папа поворчит, поворчит, да и уступит слезной просьбе. Ну, а не уступит – воля Божья! – тень обиды на маму никак не упадет.
   По сути дела Российская монархия (в конституционной форме, разумеется) силой вековых традиций и исторического авторитета на просторах нашего Отечества, избежав гибели 100 лет назад, могла бы стать впоследствии земным воплощением Божьей матери – заступницей сирых и обездоленных на земле. А еще конкретнее – Орденом Святой Богородицы, имеющей свои присутствия по всей стране. И кто знает, может быть эта идея не потеряла своего полезного значения и в наше время?

2006г.


<< < 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 > >>


Рецензии
Да, Сергей, печально, что российская история выбрала тот путь, которым и пошла. К сожалению, у наших правителей кнут и пряник были неразделимы. С удовольствием перечитываю "Императоры: психологический портрет" Г.Чулкова. Как мечтал Александр I дать волю крестьянам и конституцию народу - не получилось. А какое сопротивление испытывал Александр П при подготовке манифеста 1861 года. Полагаю, что Россия вместе с православием переняла у Византии авторитарный тип правления - отсюда все беды.
С уважением и пожеланием успехов:

Алекс Мильштейн   04.11.2015 19:18     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Алекс!
Кто его знает, возможно для такой огромной страны как Россия авторитарная централизация власти до поры до времени была неизбежна, и даже сыграла свою оберегающую роль для государства. Вот только времена текли, а система все никак не хотела меняться. За почитанием традиций так легко прятать заскорузлость привычек и нежелание адекватно отвечать на вызовы времени. Вот, например, в Англии и Японии сохранение традиций отлично дополнилось реформаторским духом. А у нас... Как сейчас выясняется, до краха империи в России так и не успели сложиться основы гражданского общества. А ведь именно оно, гражданское общество, смогло бы сберечь традиции и поддержать власть в проведении реформ. Что же касается византийского духа (в худших его проявлениях), то, похоже, окончательно он не развеялся и поныне...
А упомянутая Вами книга меня заинтересовала. Надо будет отыскать.
С уважением и ответным пожеланием успехов
Сергей.

Сергей Дерябин   04.11.2015 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.