Проблему эволюции решил Борис Черкун
Древнегреческие философы утверждали, что всё течет, всё изменяется. Потом появились религии, утверждавшие, что ничто не изменяется. Хотя факты – упрямая вещь, богословы еще упрямей. Ламарк в 1809 году выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что живые организмы изменяются, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды. Потом Дарвин доказывал, что в природе происходит естественный отбор: худшие погибают, лучшие выживают. Таким образом, природа совершенствуется. Так идет эволюция. Но как может совершенствоваться отдельный организм? Не могут ведь у него отмирать «худшие» органы. И возникла генетика, отрицающая возможность совершенствования организма. Он может, большей частью, только ухудшаться в результате повреждения генетического аппарата от радиации или химии. Против дарвинизма случались даже судебные процессы. А уж насмешек над теорией Дарвина не счесть. И проблема эволюции жизни была не решена.
Но в книге «Продажная девка генетика» Ю.И.Мухин сообщил: «Леонид Петрович Великанов решил проблему Эволюции просто, а значит, и гениально. Его мысль такова.
На Земле среди сообщества миллионов видов живых существ выживает наиболее приспособленный вид? Прекрасно! Внутри сообщества одного вида выживает наиболее приспособленный организм? Прекрасно! Вы не знаете, что происходит в отдельном организме? Почему??
Ведь отдельный организм — это тоже сообщество живых клеток, а клетка — это сообщество сложных белковых молекул, которые, в свою очередь, являются сооб¬ществом более простых молекул. И на этих нижних уровнях сообществ идет точно такой же дарвиновский естественный отбор, как и в сообществах организмов, и в сообществе видов.
Эволюция снизу (от молекул) доверху (видов) идет по единственному закону — по Закону естественного отбора под воздействием среды, окружающей организм, виды организмов…
Четко, понятно, стройно и, значит, истинно! А у нас есть основания утверждать, что вопрос об Эволюции, который начали решать Ламарк с Дарвином, наконец разрешен советским ученым Леонидом Петровичем Великановым»
Но до Великанова эту проблему решил и наш земляк, живший в Магнитогорске, Борис Иванович Черкун. Он умер в 1985 году. С его рукописями в 1992 году познакомил меня другой наш земляк П.М.Смычагин. А я издал недавно книгу Черкуна «Движение как диалектическое равновесие» (100 экз.)
Среди много другого Черкун пишет: «Строго говоря, физика, кибернетика, логика, математика и даже сама философия сами по себе меня мало интересовали. Конечная цель моих изысканий - это понять, какими должны быть взаимоотношения человека с природой, чтобы человек, имеющий на вооружении такую мощную технику, которая в исторически короткий срок может многократно перемолоть и пустить в переработку всю биосферу Земли, не погубил бы жизнь на нашей планете, чтобы он по незнанию своему не подрубил сук, на котором сидит.
Таким образом, если Ламарк впервые в истории науки во весь голос заявил о самой идее эволюции, а Дарвин создал теорию эволюции уже исключительно на материалистической основе (исключил всякое вмешательство бога в эволюционный процесс), то третьей ступенью в познании эволюции должно стать её рассмотрение с позиций универсальных законов движения материи. Только получив ответ на вопрос, что есть эволюция и каковы её возможности, мы можем выработать оптимальную тактику взаимоотношений с природой. А сделать это мы должны, если не хотим, чтобы Жизнь на Земле закончилась, возможно, уже ближайшими поколениями.
Впереди самый сложный вопрос: захочет ли общество взять добытое мною знание... В последнем я очень сомневаюсь. (Все мои попытки довести до широкой общественности что-либо из своих работ окончились неудачей. Я нигде не смог добиться хотя бы ответа, прав я или не прав: дипломированные дяди убеждены, что самоучка всегда заведомо не прав).
В 1744 г. Мопертюи открыл удивительный закон природы, суть которого он выразил так: «Природа, производя свои действия, всегда пользуется наиболее простыми средствами». Он пояснил это следующим образом: «Если тело от одной точки к другой должно двигаться, не встречая препятствия, то Природа ведёт его наиболее коротким путём и в течение наименьшего времени» (там же).
Со временем учёные обнаруживали всё новые и новые области науки, где этот закон был справедлив. Он указывал на поразительные свойства неодушевлённой природы. Бездыханный мёртвый камень вдруг обнаружил удивительную способность безошибочно выбирать самый удобный, самый экономичный, единственно «разумный» вариант движения. Многие учёные стали говорить, что и неодушевленная природа наделена разумом - иначе как объяснить столь удивительный факт?!
Принцип наименьшего действия теснейшим образом связан с понятием отбора - того самого отбора, который был введён в науку Дарвиным, однако по сегодняшний день наука не видит связи между этими понятиями, не видит того, что они, по сути, дублируют друг друга. Это тот самый случай, когда закон, открытый в одной области науки, переоткрывался затем в другой области, и это изобретение ещё одного «велосипеда» выдаётся как величайшее достижение научной мысли.
Так, вполне современный философ Л.А. Петрушенко, занимающийся вопросами кибернетики, приводит следующий пример отбора в физике: «Море... отбирает камешки по весу и форме, приводя лишь определённые из них в движение», - и не делает даже попытки задаться вопросом, как и почему морю удаётся сортировать камешки «по весу и форме», здесь голая констатация факта, и только.
В таком виде идея отбора несёт на себе тяжкий груз антропоморфизма, элемент меркантилизма, словно материальным объектам свойственна заинтересованность, выгода, будто природа находится в лавке и примеряет: вот это мне подходит, а всё остальное уберите.
Короче говоря, главный порок теории отбора состоит в том, что она делает акцент на том, что активным началом, обусловливающим выбор, является внешняя среда (в самом широком понимании), а сами отбираемые тела и процессы являются лишь объектом выбора, являются тем «сырьём», «материалом», из которого внешнее «активное» начало выбирает «подходящий» вариант.
Тем самым теория отбора уводит нас от понимания того, что в процессе выбора варианта самое непосредственное участие принимают и сами объекты выбора, т. е. что выбор определяется также активностью самих выбираемых объектов.
Давайте сделаем то, что должен был сделать Л.А. Петрушенко, а именно: зададимся вопросом, как и почему волнами отбираются камешки на морском берегу. Каждый камешек имеет определённую массу, кроме того, силами трения он сцеплен с морским дном. Все эти параметры есть не что иное, как его состояние на данный момент времени, которое мы называем равновесием тела с самим собой. Набегающая волна действует на каждый камешек с той или иной силой. Если сила воздействия волны на камешек меньше сил трения, коими тот сцеплен с дном, то волна не сможет сдвинуть камешек. Если же воздействие волны больше этих сил трения, то камешек будет перемещён на некоторое расстояние: один дальше, другие ближе; при этом более тяжёлые камешки будут просто катиться волной по дну, а более лёгкие могут быть подняты волной со дна. При этом поведение каждого камешка будет определяться законом диалектического равновесия:
В самом деле, вот две особи одного биологического вида оказались в тождественных экстремальных условиях. Которая из этих особей выживет, а которая погибнет (которую из них естественный отбор «отберёт», а которую «выбракует»)? Обратимся за помощью к специалистам, занимающимися проблемой целостности систем. Так, Е.А. Куржаковская говорит, что решающим фактором целостности системы являются внутренние и внешние энергетические связи. Если энергия внешнего воздействия не превышает минимальной энергии любой связи между элементами системы, система продолжает существовать, если внешнее воздействие превышает пороговое значение, то система разрушается. Чему больше соответствует по духу это высказывание: отбору или диалектическому равновесию?
Так вот, из наших двух животных выживет то, у которого пороговое значение прочности будет выше силы внешнего воздействия, и погибнет та особь, для которой внешнее воздействие превысит уровень её порога прочности (по принципу: где тонко, там и рвётся). Выжившее животное выжило по закону диалектического равновесия, погибшее животное погибло тоже в полном соответствии с законом диалектического равновесия. Ибо, совершенствуется ли система или она разрушается, - она и совершенствуется, и разлетается вдребезги по закону диалектического равновесия: в каждый момент времени как система в целом, так и каждый её элемент в отдельности уравновешиваются с внешним воздействием и находятся в равновесии с самим собой.
Так что и сортировка камешков морской волной, и выживание животного имеют в своей основе общий универсальный принцип - закон диалектического равновесия.
Закон диалектического равновесия, кроме всего прочего, выступает в роли синтезирующего фактора, который подвёл под единый универсальный принцип не только закон сохранения энергии и вариационный принцип, но и законы механики Ньютона, закон Паскаля, закон Архимеда, закон параллелограмма сил и др., и даже - саму активность материи. Будем надеяться, что на этом роль закона диалектического равновесия как фактора, синтезирующего естественно-научное знание, не закончится....
Закономерность процессов поражала умы людей в течение тысячелетий. Именно загадка закономерности всего происходящего явилась колыбелью теологии и телеологии, породила идею заведомой предопределенности прошедшего, настоящего и будущего. Но мы теперь знаем, что никакого «предначертания» никакой предопределенности нет. Просто случайно встречаются два (или несколько) объектов, входят друг с другом в диалектическое равновесие и происходит однозначное, закономерное изменение каждого из них.
По этому принципу происходит однозначное закономерное изменение камня и животного, пылинки и галактики, государства и погоды, социальных групп, идей, нашего мышления и сознания. Все они в каждый момент времени уравновешиваются с внешним воздействием и остаются в равновесии с самим собой. Таким образом, благодаря осмыслению движения как стремления тел к диалектическому равновесию, мы смогли не только понять и объяснить, почему все явления - закономерны; не только смогли осознать, что закономерность обусловлена активностью самой материи, - благодаря закону диалектического равновесия мы имеем теперь полное основание утверждать, что в природе нет и не может быть явлений незакономерных.
Иными словами, благодаря открытию закона диалектического равновесия доказана абсолютная закономерность всех материальных процессов, и обусловлена такая абсолютность свойствами самой материи.
Гармония и совершенство растений и животных, их удивительная подогнанность к среде, способность быстро и очень точно приспосабливаться к бесконечным вариациям условий существования всегда поражали и восхищали людей. Но что такое адаптация, приспособление к изменяющимся условиям, каким путём возникает эта подогнанность особи (отдельного организма, целого вида) к условиям обитания, к среде? И.П. Павлов так объяснял этот феномен: «Живой организм как система существует среди окружающей природы благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы с внешней средой, то есть благодаря определенным реакциям живой системы на падающие на неё извне раздражители».
Уравновешивание - вот альфа и омега совершенства, подогнанности и целесообразности живого организма — как системы в целом, так и каждого её элемента в отдельности. Так, при изменении условий существования первым реагирует на это изменение тот орган, которому сделать это проще, легче, удобней, нежели другим органам. (Так что и здесь действует принцип наименьшего действия!) Однако этим реакция живого существа на изменившиеся условия не ограничивается. В ответ на изменение среды никогда не изменяется только один орган или одна единственная мышца; в той или иной мере неизбежно перестраивается вся система. Ведь для каждого элемента данной системы все остальные её элементы также являются внешней средой. Поэтому, если изменился один орган, то все другие органы стремятся уравновеситься с ним, а также друг с другом. Вот поэтому отдельные органы живого существа подогнаны не только к среде обитания - они тщательным образом подогнаны и друг к другу.
Единственный механизм, способный обеспечить такую подгонку - диалектическое равновесие. Новую машину всегда обкатывают. Это делается для того, чтобы детали притерлись друг к другу. Ибо никакие станки и приборы, никакое, даже астрономическое число случайных вариаций, не смогут подогнать их более тщательно, нежели это сделают сами детали в процессе обкатки. Так что принципиальный механизм «доводки» элементов как у бездыханной машины, так и у живого существа один и тот же: стремление к диалек¬тическому равновесию.
Примеры удивительного совершенства являют собой такие различные молекулы и кристаллы. В основе их совершенства - всё то же диалектическое равновесие. Собственно, что есть гармония, совершенство? - это максимальная согласованность, максимальная приспособленность, это предельная легкость, экономичность осуществления той или иной реакции. Что есть целесообразность? - это предельная экономия энергии, максимально дешевые средства в достижении цели. Гарантом и основой всех этих гармоний и целесообразностей может быть только стремление тел к диалектическому равновесию. В самом деле, что может быть проще, надёжней, совершенней!».
Далее я скажу немного от себя. Все, конечно, слышали про закон единства и борьбы противоположностей. В 1966 году читал я «Математические начала натуральной философии» Ньютона с большим интересом, соглашаясь с рассуждениями автора. Но вот дошел до объяснения, как Ньютон решил, что «действие всегда равно противодействию» и задумался. В итоге пришел к выводу, что законы Ньютона действительны только для пустого пространства, не влияющего на движение тел. В реальности на земле молот бьет по свае, свая идет в землю, пока действие молота больше противодействия земли. Когда противодействие сравняется с действием, свая остановится. Но если при очередном ударе вдруг исчезнет противодействие, это означает, что свая провалилась в какую-то земную полость. Происходит авария, катастрофа. (Мы можем жить на Земле потому, что она противодействует нашему весу, мы не проваливаемся). Так я понял суть закона (противодействия), который охватывает все случаи взаимодействия в природе. На одном фланге находится третий закон Ньютона (действие равно противодействию), на другом фланге - действию нет противодействия (в этом случае всегда авария). Отсюда и следует, что для нормального функционирования науки, необходимо противодействие любой новой гипотезе в виде дискуссии в научной печати, которого до сих пор нет.
Поняв суть закона, я наивно думал, что эта суть давно известна науке. Но в 1987 году услышал, как профессор К.Суханов сказал, что есть закон единства и борьбы противоположностей - причина движения, но есть и противоречие тоже причина движения. Две причины одного явления, но какая между ними связь? Неизвестно. Но если эта связь не известна зав. кафедрой философии, то очевидно неизвестна и науке. Я удивился, но сказать или написать об этой связи не удавалось. Только в 1989 году (21 ноября) в газете «Вечерний Челябинск» мне удалось опубликовать статью «Почему Советы не имеют власти», в которой я упомянул об этом. Разность между действием и противодействием, разность между противоположностям и есть противоречие. Нет разности, нет противоречия, нет и движения. Чем больше разность, тем интенсивнее движение. При небольшой разности давлений дует легкий освежающий ветер, при очень большой разности ветер превращается в разрушительный ураган. При небольшой разности богатств в обществе идет созидательная эволюция. При очень большой их разности происходит разрушительная революция.
Простейшей моделью закона противодействия служат два берега одной реки. Есть правый, есть и левый берег. И путать их нельзя. Река - противоречие, она не только разделяет, но и соединяет два берега. Если исчезнет противоречие (река), то исчезнут и берега (противоположности).
Б.И.Черкун не имел высшего образования и видимо не знал о Гегеле. Но самостоятельно вышел на основной закон природы назвав его законом диалектического равновесия. Это тем более характеризует его как мыслителя мирового уровня. Эволюция, как и любое движение, идёт под действием закона единства и борьбы противоположностей, или закона диалектического равновесия.
Павел Каравдин (опубликовано в газете "Танкоград" №10 апрель 2007 г.)
Свидетельство о публикации №211120400847
всё верно : Вселенная, Природа, Человек --- всегда в процессе, сам процесс ;
в идеальном варианте процесс гармоничный : необходимо и достаточно.
эволюция тот же процесс, - и под влиянием и без обязанностей перед естественными факторами.
диалектическое равновесие действительно способствует осознанному восприятию.
.......
Добра и Света !
с уважением,
Александр Георгия Сын Николаев 03.05.2021 21:53 Заявить о нарушении