КГБ в смокинге

Я сознательно использовал для своего очерка название телевизионного  сериала. Уходит эпоха. Как и все, она имеет свои памятки. И заметил я, что в роль мемуаристов пытаются пронырнуть всякие-всякие. Тут на канале НТВ появился какой-то НЕКТО, повествующий о Главном разведывательном управлении Генерального штаба Советской армии. Много всякой фигни дядя набрякал. Я все жду реакции отставников - например, генерала Кобаладзе, он на RTV-i часто крутится, или полковника Любимова. Так я о чем. Заявил этот дяденька, что известный физик Бруно Понтекорво был штатным сотрудником ГРУ! И передавал СССР материалы атомного проекта США! У меня чуть третий инфаркт не случился! Ибо нет, нет и нет! Не было такого! Фактом является только ходатайство этого физика об эмиграции в СССР, которое окольными путями через резидентуру КГБ, попало в Союз. Ходатайство поддержал Капица-папа. Экстирпация Понтекорво вместе с семьей была произведена через Швецию и Финляндию на авто! И никаких подводных лодок, о чем  ходила масса слухов! И еще. В атомных проектах Бруно Понтекорво ни в СССР, ни в США, ни в СК не участвовал! Пацифистом он был этот итальянский еврей - коммунист! 
И подумалось мне, что именно пример ситуации сериала «КГБ в смокинге» стоит использовать для некоторых уточнений. Ведь подумайте, в зданиях спецслужб работают даже не сотни, не тысячи, а десятки тысяч людей! Это хорошо показано в сериале. Андропов спрашивает руководителя внешней разведки: «А найдется у вас подходящий человек, владеющий испанским?» И действительно, может ли Председатель КГБ знать всех оперативников? Аналогичный вопрос прозвучал в «ТАСС уполномочен заявить»… Или вот забавный эпизод. Генерал Павел Судоплатов в своей книге перечисляет тех, кто участвовал в агентурно-разведывательной операции по атомному проекту. А в открытых источниках фамилия Судоплатов не упоминается (см. Википедию) Вышеназванный болтун из НТВ имен Юлиуса и Этель Розенбергов вообще не вспоминает! Вот, что пишет генерал Судоплатов:
«Моя  книга  опровергает   искусственно  приписываемую  мне  "версию"  о действиях великих ученых Запада - Оппенгеймера,  Ферми,  Бора  и других -  в качестве "агентов советской разведки". Они таковыми  никогда не были. Однако
они сознательно делились  с доверенными  лицами Советского  правительства  и разведки  важной  информацией  о  научно-технических разработках  в  области ядерного  оружия. Их научные  труды попали в  Советский  Союз и  Швецию с их
ведома.
     Наши ученые  использовали  материалы,  добытые разведкой в  США и Англии.  Как вспоминает  ветеран  нашей  научно-технической  разведки  А. Н. Рылов, он и  его коллега профессор Я. П. Терлецкий передавали Ю. Б. Харитону и Я. Б. Зельдовичу (Действительным отцам советской атомной бомбы (примечание Magnumа) полученные  из  США  научные  разработки,  связанные  с использованием схемы  магнитной  кумуляции при конструировании термоядерного взрывного устройства.
     Недавно  на международной  конференции,  посвященной  истории  создания советского  ядерного  оружия,  член-корреспондент  Академии  наук  РФ Л.П. Феоктистов   также  подтвердил,   что  И.  В.  Курчатов  получал  зарубежные
материалы, связанные с созданием водородной бомбы, от заместителя председателя Совмина  СССР Авраамия Завенягина. (Соратника маршала Л.П.Берии - примечание Magnumа)  Естественно, все сказанное выше вовсе не  умаляет заслуги нашей науки в  создании отечественного ядерного  и термоядерного оружия. Но если ученые -  создатели этого оружия всегда были в фаворе  и пользовались почетом и особым  уважением  со стороны руководителей государств, то отношение  к  тем,  кто  помогал  им,  рискуя  своей  жизнью, добывать крайне нужную в тот момент научную информацию, иначе как циничным и жестоким назвать нельзя.
     Непосредственные  создатели  главных  агентурных подходов  к виднейшим физикам  Запада  Г.  Б. Овакимян,  С. М. Семенов, Л.  П. Василевский, 3.  И. Рыбкина,  С.  И. Апресян,  П. П.  Пастельняк,  Г. М. Хейфец в ходе  позорных чисток  были уволены из разведки. Никто из руководителей разведки перед ними так и не извинился,  не говоря уже  о том, чтобы отметить их  всех  высокими государственными наградами. Ценнейшие агенты нашей разведки С.  Н. Курнаков, соратник Розенбергов Сарант (в СССР жил под фамилией Старов), поддерживавшие прямой контакт с американскими физиками,  фактически  до  конца  своих  дней оставались  без  должной  материальной  и  моральной  поддержки со стороны руководителей  научно-технической разведки 50-60-х  годов,  которые, кстати, несут ответственность за  гибель  супругов Розенбергов. Еще  более  циничным было забвение  подвига видного ученого  Клауса Фукса, которому  неофициально ряд  историков разведки приписывают вину за признание факта сотрудничества с СССР и  не считают возможным  ходатайствовать  хотя  бы  о  его  посмертном награждении. (Как, кстати, и супругов Розенберг! – примечание Magnumа) Но особо критически настроены по отношению  к "страшной фигуре Судоплатова" почему-то  именно те, кто тем или иным образом обязан   своей   карьерой  былым,  достаточно  тесным  связям  с  советскими спецслужбами, - я имею в  виду  таких, как В. Надеин из "Известий"  (активно "разрабатывавший" диссидента академика А.  Д.  Сахарова,  как говорил  мне заместитель начальника  5-го управления генерал-майор  КГБ В. П. Шадрин), Н. Геворкян из "Московских   новостей",  комментаторы  из  "Эха  Москвы".  Остается  только недоумевать, почему именно они так яростно осуждают мою персону. Я абсолютно искренен: ведь их родители - сотрудники советской  разведки в Иране, Литве и во  Франции неоднократно  в  30-40-х годах принимали участие в похищениях  и ликвидации людей, неугодных советскому руководству. Кстати, и об этом я пишу в своей книге, которую  могу только порекомендовать г-же  Геворкян прочитать как-нибудь на досуге.»
Теперь о странном ляпе КГБ. Почти сразу после обмена «Р.И.Абеля» на пилота У-2 Фрэнка Гарри Пауэрса появилась книжка «Рудольф Абель перед американским судом», «Юридическая литература», Москва, 1971 г., 72 стр. (Это книга генерал-майора КГБ Арсения Васильевича Тишкова (1909-1979) о судебном процессе над выдающимся советским разведчиком Рудольфом Абелем (Вильямом Генриховичем Фишером, 1903-1971), об его пребывании в тюрьме и о последующем обмене на американского летчика Пауэрса.) Так написано в современной аннотации. Значит Абель и Фишер. А вот в тексте кое-что не заметили! Это я к размерам «Конторы»! И даже генерал Кобаладзе не заметил фрагмент книжки своего предшественника! Вот этот:
«В другой раз. Донован (адвокат «Абеля» - примечание Magnuma) спросил Абеля о его прош¬лом и о его национальности.
- Настоящий грузин, — посмеиваясь, ответил Абель. И с явным удовольствием добавил, что евреи часто при¬нимают его за еврея, немцы — за немца, а поляки — за поляка. «Не было нужды упоминать о том, что в Бруклине его считали бруклинцем», — заметил Донован.» А и действительно, взгляните на этого разведчика в предисловии к фильму «Мертвый сезон»! И прислушайтесь к этому чисто кахетинскому акценту! Как же это генерал Кобаладзе, Юрий Георгиевич, уроженец Тбилиси, такое не заметил!
Но вернемся к Бруно Понтекорво. Упорные сплетни всяких (произнесите по-английски слова «мир, дверь, мяч») о похищении физика на подводной лодке, это конечно славно! Но! Но все-таки это был багажник! А потом… В январе 1985 года офицер советской внешней разведки «Джон Лефти Браун» (по легенде сотрудник ЦРУ США)  был приглашен в МИ-6 для обсуждения возможности экстирпации полковника Первого главного управления КГБ Олега Антоновича Гордиевского из СССР в Великобританию. Тут-то и вспомнилась старая история с Бруно Понтекорво. Гордиевский благополучно сбежал от «наружки» и 20 июля 1985 года, сумев перехитрить слежку КГБ с помощью оперативников британской разведки бежал из СССР. Он проехал к границе с Финляндией, где его подобрали британские дипломаты и провезли через советские пограничные КПП в багажнике дипломатической машины. А КГБ, его упустив, распространил историю, что он якобы был вывезен прямо из Москвы! Офицер же «Джон Лефти Браун» расквитался с англичанами, рассекретив их способ радиопередачи информации в Московском парке через «булыжник»!   
Откуда же появилась версия подводной лодки? А вот было! И не один раз! И описано в романе Гривадия Горпожакса «Джин Грин неприкасаемый» Пересказывать не буду! Тут с  одним господином разговаривал.
- А как же это Понтекорво вместе с семьей в один багажник поместили? Наверное, в несколько багажников? Ааа! Бруно – в багажнике, а жену и детей – по фиктивным «ксивам»! И все-таки скорее всего – на подводной лодке!

Ладно. И так слишком разболтался…
--
© Magnum. 2011. Tallinn.


Рецензии
Интересно было почитать!

Спасибо, Магнум!

Понятие чести за 60 лет сильно поистрепалось, выброшено на помойку истории.

С уважением,

Ирина Литвинова   05.12.2011 19:46     Заявить о нарушении