Золкин хутор

Из новой книги "Похождение Витьки-Жбана и его друзей"


Золкиным хутором называлось место невдалеке от полустанка.  В нескольких километрах от Веракуши среди болот протянулась сухая и песчаная возвышенность. В центре возвышенности стоял большой деревянный дом, с мансардной и многочисленными пристройками – флигельками. Типичные строения дореволюционного периода. Хозяин, построивший усадьбу среди болот, Кузьма Золкин преуспел в заготовке березовых дров для Петербурга и в выгонке дегтя.   Место было выбрано идеально. Рядом железная дорога, вокруг болотистых низин, росли  крупные, почти в обхват березы. Сперва, из дерева гнали деготь, а уж потом оно шло на дрова. Сын Кузьмы Золкина- Степан, студентом сошелся с революционерами,примкнув к меньшевикам. Ну, а когда в семнадцатом к власти пришли большевики, Золкин младший, унося ноги от мобилизации на гражданскую войну и чекистов, приехал на отцовский хутор, занялся экспериментами с дегтярным мылом. Кто-то из старожил рассказывал, будто, Степан Кузьмич дружил с самим Дмитрием Менделеевым и тот, якобы, не раз приезжал к нему на хутор, проводить совместные  опыты. Так или не так, точно неизвестно. Но, хутор пользовался уважением среди местных крестьян, и они его не трогали, несмотря на гражданскую войну и последующую коллективизацию.
Младшего Золкина перед войной арестовали, говорят за связь с немецкими агентами, но хутор не разорили и, он по-прежнему возвышается среди болот и просматривается со всех сторон.  В годы войны на нем квартировали  партизаны, после войны  хотели открыть что-то вроде филиала колхоза, но потом отказались и от этой затеи. Слишком хлопотно. Так он и стоял, вызывая неизменный интерес у парней полустанка. Взрослые поговаривали, что лучше к нему не ходить,  что заминированы подходы к дому ,а в самом доме нечистая сила обитает.  Как-то один мужик  проник в дом, так его через месяц нашли  сидящего за столом и мертвого. С тех пор все обходили Золкин хутор стороной.
И вот как-то раз Витька Жбан собрал всю ватагу ребят с нашей половыны полустанка, и объявил о решении обследовать Золкин хутор.
- Да, ты чего спятил, Жбан? – проговорил рассудительный Вовка Чиж. – Туда взрослые носа не кажут, а ты обследовать... Взорваться хочешь? Или еще чего-нибудь такого увидеть, что с ума можно сойти… - не унимался Вовка.
- Ладно тебе стращать... Мин там никаких нет... Их еще во время войны сняли...
- Откуда ты знаешь? – неуверенно встрял Пуша.
- От верблюда! Сколько раз коровы заходили на хутор, почти целым стадом и ничего. Дядя Павел, пастух, всегда говорит, прячусь от дождя в сараях на Золкином хуторе. И никакого чуда с ним не произошло… Враки про то, что он заминирован и что там обитает  какое-то приведение... Это чтобы туда не ходили.. – уверенно продолжал убеждать нас Витька Жбан.
Я не стерпел и тоже встрял в разговор:
- Витька, а что там такое есть интересное,чтобы на хутор  идти?
Воо, тут самое главное...
- На хуторе спрятано богатство, клад, из золота, серебра и бриллиантов...
Вовка Чих аж присвистнул от удивления:
- Откуда там клад? В войну у дома все перекопали, окопы рыли, блиндажи для партизан... Если было бы что, давно нашли – уверенно продолжал Вовка Чиж.
- Счас – нашли! Не там искали!– ответил Витька.
- А, кто клад-то оставил? – поинтересовался я.
- Кто, кто? Золкин старший. Когда революция началась, он все свое богатство и спрятал. Даже сыну своему ничего не сказал. Вишь, тот к революции примкнул,хоть и меньшевик, но все же революционер... Младший-то Золкин, говорят, искал клад-то, но не нашел... Весь дом перерыл, огород перекапал, но не нашел... – уверенно продолжал давить на ребят Витька Жбан. Наша задача – найти клад!  - закончил Витька.
- Да, кто тебе эти сказки рассказал? – не унимался Вовка Чиж.
- А может и правда, там клад есть – вставил, наконец, свое слово Федул, самый тихий парень из нашей команды.
Я же дипломатично промолчал, зная, что Витька в общем-то пересказывает историю, услышанную им от моей бабушки Тани, когда  мы в последний раз навещали ее вместе с Витькой. Я не придал значения, а вот Витьке она запала в душу.
- Рассказали, кому надо, люди, знающие – огрызнулся Витька на реплику Вовки Чижа.
После долгих споров решили все же попытать счастье и пойти на поиск клада.
И вот наша славная пятерка в воскресный день появилась на Золкином хуторе. Сосны сплошняком обступили главный дом на хуторе, а там, где когда-то стоял сарай, образовались заросли осинника.
- Как на необитаемом острове – заметил Вовка Чиж, когда мы один за другим пробирались к дому.
- Хуже - ответил  Витька. Там вообще людей нет, а здесь могут обитать неизвестно кто.
- Ты че? – заволновался Пуша. Правда?
- Да, шучу, шучу – ответил Витька.
Окна дома были плотно  забиты толстыми досками, дверь закрыта на внутреннюю личинку, а сверху висели накладные замки.
- Не живут, а закрыто, как крепость – заметил Витька.  Какие будут предложения по штурму? – задал он вопрос, уставившись на меня.
До этого я обошел дом со всех сторон и понял, что просто так нам туда не попасть. Отрывать доски – опасно! Мало ли что скажут, под замок залезли. Но мое внимание привлекло оконце рядом с крышей флигелька. Судя по всему в него можно было пролезь, да и само окно не заколочено. Я изложил свое предложение. Все согласились, кроме Вовки Чижа.
- Высоко, упадем. Давайте сломаем одну из дверей и баста. Никто не живет. Мало ли кто сломал… - стал доказывать он.
Но ребята не согласились.
- Ломать ничего нельзя, попадет… А через верхнее окошко – запросто.
Закинув веревку и зацепившись за край крыши, первым полез я. Через пять минут я уже был на коньке флигеля. До оконца рукой подать, стоило подтянуться и ты там.
- Ну, что можно пролезь? – крикнул снизу Витька.
Я утвердительно ответил:
- Запросто – и кинул им конец веревки.
Когда вся пятерка собралась на крыше, я полез в оконце. Подтянувшись до подоконника, я толкнул лбом окошко, створка открылась.
- Есть – крикнул я, и, сделав усилие, вполз через окошко в темное помещение. Пахло сыростью и плесенью. Присмотревшись, я понял, что  оказался на площадке перед входом на чердак. Вниз вела лестница, видимо, в коридор дома.
Когда мы все собрались на площадке перед чердаком, стали решать с чего начинать осмотр.
Я предложил с чердака, но Витька и большинство заартачились:
- Что там кроме паутины и ненужного барахла? Пойдем в дом, там посмотрим.
И вот мы в большой  гостиной с высоким потолком, люстрой, висящей до стола и огромным камином. Рядом стояли рваные кожаные кресла, венские витые стулья, в уголке примостился сломанный бильярдный стол.   Падающий через щели свет, высветил паутину и пыль, покрывшую толстым слоем все, что находилось в комнате.
- Вот это да! – произнес Пуша. Старина, так старина, настоящая. Огромные пауки невидевшие людей, лениво поползли вверх по своим лесенкам.
Поиски в этой комнате ни к чему не привели, если не считать множества книг на иностранном и древнеславянском языках, но ничего интересного для нас не было.
В кухне, в буфете стояли тарелки с какими-то гербами по краям, сразу было видно, что старинные.
- Мелковаты – оценивающе изрек Вовка Чиж. Такие даже в хозяйстве не пригодятся…
- Ничего чужого отсюда не брать – решительно сказал я. Никаких тарелок и прочего, понятно?
Ребята ничего не ответили, их тарелки, ложки и вилки мало интересовали. В третьей комнате вообще ничего не было, на стенах висели портреты незнакомых людей и фотографии лошадей, на одной из них, в черном костюме с бабочкой, восседал молодой, улыбчивый человек.
- Наверное, младший Золкин – сделал вывод Витька Жбан.
- Где же клад, где он может быть – озадаченно спросил Федул Витьку.
- Пойдем искать дальше -  и Витька Жбан  подмигнул всем. Кто ищет, тот находит.
В спальной комнате, кроме огромной железной кровати без перины и белья, ничего не было.  Видимо, белье в спальне было самым привлекательным  имуществом у партизан, живших в доме во время войны. Еще две небольших комнаты, тоже стояли совершенно пустыми.
Выкинули барахло, видно в них партизаны оружие хранили, вон гильзы валяются – сделал вывод Витька Жбан., подобрав с полу две гильзы. От ППШ(а) – сказал он, посмотрев на патроны.
- Да, бросай Витька ерунду эту, давай искать клад – торопил Вовка Чиж.
- Ищи, я тебе, что мешаю – огрызнулся Витька.
- Ну, ты же нас сюда завел – не уступал Вовка Чиж.
- Я не завел, а предложил, а это разные вещи – стал оправдываться Витька. – Кто не хотел, мог не пойти…
Наконец, мы обошли еще одну комнатку, скорее похожую на кладовую. Там, нам попался армейский фонарь, вполне приличном состоянии.
- Берем? – спросил Вовка Чиж, нашедший фонарь.
- Давай, зачем ему здесь ржаветь – согласился Витька.
Я тоже согласился, действительно, кому нужен заржавевший фонарь.  На мансарде были три небольшие комнатки, обитых когда-то шелковыми обоями, которые от времени и сырости почернели и отошли от стен. В тумбочке у дивана в одной из комнат, мы нашли старый патефон и целую груду пластинок.
- А это куда? – спросил  Пуща, держа в руках патефон.
- А давайте возьмем, все же историческая вещь, может ее партизаны оставили, пластинки послушаем – предложил Федул, желая принести если не клад из похода, то хоть какие-нибудь интересные вещицы…
Я махнул рукой:
- Мол, да берите, он видно, что никому уже давно не нужен.
Витька одобрительно произнес:
- Пойдет!
Когда все комнаты были обойдены, и кроме старинного патефона с пластинками и фонаря «летучая мышь» у нас еще ничего не было, я сказал:
- Пойдемте на чердак, чует мое сердце, что там что-то есть!
- А подвал? – тут же  среагировал Витька Жбан. Давайте сейчас, а то потом еще раз спускаться.
Все согласились. Витька первым полез в темное, пахнувшее сыростью и чем-то еще, очень горьким, подполье.
- Да, это же пахнет скипидаром и дегтем….
Зажгли, принесенную заранее свечу и когда глаза привыкли, то увидели нагроможденные бочки, стеклянные бутыли и еще какие-то железные емкости, покрытые густой пылью. Тут же стояли пробирки в штативах, а также длинные латунные трубки с резиновыми набалдашниками.
- Это же мастерская или  лаборатория. Как пить дать, здесь работал Золкин младший, он изобретал дегтярное мыло и еще что-то – уверенно произнес Витька Жбан. Искать клад здесь  бессмысленно. Не будет старик прятать ценности в мастерской, где всегда люди.
- Дааа, это точно… - согласились мы, выходя  из удушливого и сырого подполья.
- Чердак, чердак, последняя надежда – радостно, потирал я руки. Но мою радость, мало кто разделял.
- Чердаки – это скопление ненужных вещей – уныло произнес Пуша.
- И всякого хлама – добавил Витька Жбан.
Но, на чердаке было куда светлее и суше, чем в доме, особенно в подвале. Пошарив глазами по сломанным стульям, брошенным чемоданам и каким-то корзинам со всяким хламом, мой взгляд задержался на ящике в конце чердака. Я пробрался сквозь разбросанные вещи и стал открывать сундук. Он с трудом, но поддался. Среди разорванных амбарных книг, старых пожелтевших открыток и телеграмм на самом дне, я наткнулся на какую-то  шкатулку. Мое сердце сильно забилось,в предчувствии чего то необычного
- Ребята нашел! воскликнул я.
- Что нашел-то? крикнул кто то.- Клад!
- Ты что?! – завопил Витька.   -Давай его сюда скорей...
Я торжественно принес шкатулку к ребятам, сдул с нее пыль и поднял на руки.
- Вот он!
- Открывай! – скомандовал Витька.
Я нажал на две кнопки, торчавшие с боков шкатулки,  и крышка приподнялась над поверхностью. На голубом бархате лежали направленные друг на друга два старинных пистолета.
- Вот это да!!! – вырвалось дружное восхищение ребят.
- Пистолеты, кремневые! – Витька схватил один из них  и стал прицеливаться то туда, то сюда… Тяжелый, не то, что нынешние – сказал он, подкидывая пистолет в руке... Килограмма два, если не три…
Я взял второй пистолет и тоже внимательно его осмотрел.
- Дуэльный – решил я. Точно из такого был убит Пушкин. Я хорошо помнил картину в учебнике литературы, где в Пушкина целился Дантес, точно из такого же пистолета.
– Ладно, подержите все, только на курок не нажимайте... Мало ли что...  -  сказал Витька, отдавая пистолет Вовке Чижу.
Я поступил так же, как Витька, передав его Пуще, а тот потом Федулу.
Наигравшись пистолетами и обшарив еще раз чердак, мы не найдя больше ничего интересного, спустились вниз.
На удивление патефон хорошо работал. Среди пластинок было много цыганских романсов, томные песни какого-то   Петра Лещенко.
Патефон с пластинками мы отдали Пуще, как самому аккуратному из нас, чтобы он хранил его у себя дома, а когда надо – мы собирались  у него и слушали песни, правда, другие, наши советские, веселые.
Фонарь «летучая мышь» забрал себе Вовка Чиж, мол, будем пользоваться им вместе в походах с ночлегом.
Федулу досталась небольшая шкатулка, которую он тоже нашел на чердаке. Пустая она никому  не  была нужна, а Федул взял:
- Буду в ней хранить этикетки от спичечных коробков.
Мы с Витькой взяли по пистолету, на правах нашедшего и организатора похода. Спрятали в сарае с сеном и долго не знали что с ними делать,патронов-то нет.
И тут как-то Витька предложил:
- Давай попробуем из них пострелять, будем заряжать через ствол порохом, может получиться...
Я с радостью принял предложение Витьки. Очень уж мне хотелось пострелять, почувствовать себя дуэлянтом прошлого века.
В один прекрасный день мы, зарядив  наши пистолеты дымным порохом, пошли в лес на испытания. К нашему удивлению пистолеты сработали безотказно. Но видно заряды с порохом были не большими, пули  пролетев несколько метров, упали  на землю .
- Слабовато! – заявил Витька. Давай добавим в заряд магния, пусть стрельнет как надо – предложил он. Сказано – сделано.
На уроке химии мы отсыпали магния и,смешав его спорохом, зарядили свмесью один из пистолетов,а потом пошли на испытание  на тоже самое место в лесу.
Пистолет оказался моим, поэтому стрелять взялся я. Став за дерево и вытянув руку с пистолетом, я нажал на курок.  Страшной силы  взрыв вырвал из моих рук пистолет. Он взвился в  воздух, крутясь как колесо, а потом рванул, да так сильно, что ствол  отлетел от рукоятки. Витька, оглушенный взрывом, упал у моих ног. Я стоял с вытаращенными от оглушительного взрыва глазами, не зная, что делать дальше.
- Вот это  бабахнуло – наконец, вскочив с земли, произнес Витька. - Ты цел? спросил он меня, видя мое оцепенение и дернул для верности за рукав.
- Да, цел,вроде, только рука побаливают, отдача сильная  ... – пробормотал  я,постепенно отходя от взыва
- Это хорошо, что мы за деревья спрятались, а то могло бы и нас зацепить, наконец-то, поняв всю опасность случившегося – продолжил я.
Возвращались домой, мы договорились о стрельбе из пистолета и случившемся взрыве никому не говорить. Мол, не знаем, кто там стрелял и что взрывал. Может браконьеры рыбу глушили. На том и порешили.
- А cвой пистолет, куда ты денешь? – спросил я Витьку подходя к дому.
- Не знаю! Утоплю в колодце, чтобы никто не нашел и делу конец. А ребятам скажем, что пистолеты оказались бракованными и мы их выкинули в болото. Идет?
- Идет! – согласился я.
Выкинул Витька пистолет в колодец или нет, я так и не узнал, несмотря на нашу дружбу. Витька не показал мне колодец, куда его бросил,  он не любил подводить друзей. Так закончилась еще одна забава из нашего непростого детства.
 


Рецензии
Занятный рассказик, спасибо. Разве что пистолет с книгами стало жалко: видимо, неравнодушен я к старым вещам...

Успехов Вам!

Дмитрий Криушов   09.12.2011 18:04     Заявить о нарушении
Тогда не ценили,да и сейчас,чуть что- не помойку. Спасибо за отклик,удачи-Анатолий.

Анатолий Аргунов   09.12.2011 20:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.