Галина Щекина. Астрофиллит Книга стихов

Книга Галины Щекиной под звучным и загадочным названием «Астрофиллит» вышла в Вологде совсем недавно, осенью текущего, 2011 года. «Талисманы из астрофиллита носят для сохранения счастливого, радостного настроения, бодрости духа и ясности разума. Его связывают с оптимизмом и уверенностью в себе. Астрофиллит лечит...» – сказано в Википедии. Итак, камень, минерал, редкий, «незаштампованный» – если воспользоваться разговорным языком критики... Мечта поэта – такое название для сборника стихов. Именно поэтическую книгу выпустила известная вологодская и российская писательница Галина Щекина, после многих прозаических произведений обратившаяся к лирическому жанру. Обычно бывает наоборот: автор, начинавший, как поэт, приходит к прозе и становится даже более успешным. Что тут за метаморфозы? А вот вам – нет стандартов у творчества!
Да и не новость для людей, близко знающих Галину Щекину, что стихи она пишет давно, параллельно с основной своей деятельностью – написанием рассказов, пьес, повестей и романов, а также преподаванием азов литературного мастерства всем желающим этому поучиться… Просто у автора накопилось поэтического материала – на целую книгу.
Всё, что просто с виду, на самом деле даётся потом и кровью. Я так и вижу эту книгу – наполненной тёмной венозной кровью. Откуда вдруг такие ассоциации? И снова текст из Википедии: «Цвет крови определяется наличием в эритроцитах особого белка — гемоглобина. Венозная кровь имеет темно-красную с синеватым оттенком окраску, что объясняется наличием в ней не только окисленного, но и восстановленного гемоглобина. Чем активнее орган и чем больше отдал кислорода тканям гемоглобин, тем более темной выглядит венозная кровь».
Нет, не подвела меня интуиция! По аналогии – чем активнее человек, тем более отдаёт своё время, силы, энергию – необходимый для жизни «кислород»… Поэтическая книга Галины Щекиной и есть «восстановленный гемоглобин». Каждое из стихотворений написано в момент очередного кризиса. На самом деле каждый человек переживает множество кризисов, а если это творческая личность?!..
Недавно прочитала, что масштаб личности определяется количеством социальных связей. Масштаб личности Галины Щекиной, по этим параметрам, вообще необъятен! Литературная и окололитературная среда, центром которой является Галина Щекина, прирастает постоянно всё новыми людьми, но невозможно объять необъятное. Приходят на её орбиту новые знакомцы, притянутые её энергетикой, и неизбежно отходят на второй план прежние, а может быть, и на дальний план, а кто-то совсем исчезает из виду. Для иных, не слишком втянутых в литературную тусовку, перестановки проходят безболезненно. Другие воспринимают охлаждение пристрастно, даже враждебно. Причём страдают от неприятия неизбежного обе стороны. Именно поэтому так актуальна для творчества Галины Щекиной, особенно последнего времени, тема предательства: «Земля, как я: собрали всё, ушли, А я осталась ночевать под снегом…». Особенно предыдущая книга – «Горящая рукопись», где доминирует мысль о предательстве учителя учениками.
Наверное, в сравнении с «Горящей…», сборник «Астрофиллит» является фактом преодоления затяжного психологического кризиса. Пришло ли автору понимание, что виной многих конфликтов есть стремление подменять реальную жизнь литературной? Что я имею ввиду? Реальная жизнь всё-таки первична, а литература вторична, являясь лишь отражением жизни. Поставив на пьедестал творчество, нельзя требовать от других того же. Потому что от каждого возможно просить только то, что он может дать, но не больше. Нельзя ожидать от учеников, что они поголовно откажутся от благоустройства личной жизни, даже при явном ущербе их творческому потенциалу. Аскеза немногим по плечу. Поэтому так мало истинных творцов, хотя способности есть у большинства, особенно молодых, людей.
«Я пыталась любить – одна. Через толщу земного шара.  И в толпе  – как в реке, до дна – Уловить дуновение дара». «Уловить дуновение дара» – основная идея жизни и творчества Галины Щекиной, тем более, в её понимании, творчество есть цель и смысл жизни, даже больше – сама жизнь. Даже строение книги «Астрофиллит» – не в хронологии написания стихов – несёт идею, которая подчёркнута заглавиями разделов. Смысл предельно обнажён: «Поиск», «Тщета», «Утешение». Поиск, это так понятно каждому – любви, конечно же, любви: «И в бешенстве летишь, забыв одеться, И зажимаешь в горле бьющееся сердце». Поиск радости понимания, не просто взаимности, а общности целей. И бесконечные разочарования, разочарования: «И я ухожу, и глаза мои карие Солоны и горчи», «Я падала, зажмуривая веки, от собственного гнева обессилев». И апофеоз разочарований: «Все они предатели, стихи…»! И поиск веры, не приход к вере, а возвращение: «Почему ты, женщина, родилась такая, Как пеняла бабка – ни святая, ни божия?». Именно поэмой «Развалины» заканчивается первая часть книги.
Казалось бы, логично сразу прийти к «Утешению». Нет, конечно же, нет: «Залечив земную рану, Позабуду неземное»… Почему так названа именно глава, посвящённая друзьям-поэтам – «Тщета»? Пересмотр всех жизненных постулатов? Ведь писались когда-то стихи-посвящения с иным настроением, и позитивного в них больше, чем негатива. Да, гибнут хорошие поэты, сгорают от водки, от непризнания, от разочарованности: «Они, не оглядываясь, уходили. Слова – занятие неблагодарное…». Но назвать «тщетой» основное дело своей жизни? «Всё хорошо и без стихов…», «Слово, конечно, серебряно, Но золото – немота». Какой личностный кризис нужно пережить: «И расстраиваться тут нечего – Только лишние нас покинут», «Куда девались любовь и память, И где искать немногих, кто ищет?..»? Кризис ещё и творческий: «За себя воевать нам приходится множество лет. И стихи отодвинуть надолго по многим причинам».
«Молчать и ждать, но до какого срока?». Но – «Настанет, наконец-то, срок мудрить со словом»! Так вот чем сердце успокоится! Последняя часть, «Утешение» – насквозь позитивная. Это не просто цикл стихов с «ягодными» названиями, где срок вызревания каждой ягоды созвучен очередному периоду в жизни женщины, это торжество природы, в том числе торжество природной сути автора. Ей, наконец-то, впервые свободно дышится и пишется: «Не говорите мне, что жизнь пуста. Стихом она полна…». Какое разительное несходство с предыдущей главой, где произведения тоже представляют особый цикл. Где поэты умирают физически и морально, не нужные даже друг другу. Сейчас же: «И мы (творцы) никогда не умрём, как сонно поющие птицы».
Пройдя с автором, от первой до последней страницы, все перипетии его жизни, от вздоха: «Все они предатели, стихи…», до восклицания: «Ради выдоха слова чистого Отторгать пустое и внешнее», понимаешь, что доказывать нечего. «Астрофиллит лечит» – жизнь всё расставляет по местам.
http://www.stihi.ru/2011/11/28/9418


Рецензии
НАПИСАНО ИНТЕРЕСНО.ЧУВСТВЕТСЯ НАПРЯЖЕНИЕ МЫСЛИ ПОПЫТКА ПОНЯТЬ АВТОРА. МОГОЕ УГАДАНО...ОСОБЕННО ПРО КРИЗИСЫ. А НАСЧЕТ ПРЕДЕСТАЛА ДЛЯ ИВОРЧСТВА...ЛЮДИ ЛИШЕННЫЕ ЭТОЙ СТРАСТИ МНЕ СКУЧНЫ

Галина Щекина   29.02.2012 22:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.