В конце 2011 года с прекрасной цыганкой

В декабре (2011) года  благодаря Международному медиа-клубу «Формат-А3» в Кишиневе состоялась публичная встреча с директором старейшего издательства России «Художественная литература», известным писателем и журналистом Георгием Пряхиным. Со своими коллегами – издателями и литераторами — Георгий Владимирович говорил о том, надо ли спасать книгу, именно так была обозначена и тема встречи. Кого же в Кишиневе интересует спасение книги, как источник знаний, мудрости и вечного культурного наследия? Оказалось, что не только профессионалов. Обменяться мнением с Георгием Владимировичем пожелали и библиотекари, и владельцы книжных магазинов, и преподаватели факультетов журналистики, других гуманитарных факультетов.
«Плач по книге преждевременный, — считает Георгий Пряхин. – Сегодня книга существует, но в измененном виде. Блог – это тоже книга, только в новом виде. Просто писателей сегодня больше, чем читателей».
Для меня главным вопросом вначале был, а кто же на самом деле этот Георгий.Мне казалось  что он похож на знакомого мне Александра, тоже издателя из Москвы только имя издательства "Московский писатель".
Но, наш гость Генеральный директор издательства "Воскресенье" и "Художественная  литература"!
Георгий Пряхин  выразился так, "Мы предлагаем заново открыть архипелаг по имени Бунин". Издательство "Воскресенье" известно нехрестоматийным прочтением классиков. Например, мы привыкли к четырехтомному собранию сочинений Лермонтова, а действительно полное лермонтовское собрание, выпущенное "Воскресеньем", насчитывает десять томов. Только что "Воскресенье" завершило издание наиболее полного Достоевского. Достаточно сказать, что отдельным томом вышли рисунки классика: в книге около шестисот его графических экзерсисов. А буквально на днях издательство выпустило восьмой том полного собрания сочинений И.А. Бунина в тринадцати томах. - А что касается частной жизни... Мало кто знает, что у Бунина от первой жены был сынишка Коля, умерший в детстве. В одном из томов печатаем редкую карточку Коли. Есть и снимки первой бунинской жены Анны Николаевны Цакни, малоизвестные фотографии звездных нобелевских дней в Стокгольме, куда специально для поздравления Ивана Бунина приезжал и его антигерой Лев Троцкий.
Генеральный директор газетно-журнального объединения "Воскресенье" с 1991 г.; родился 4 мая 1947 г. в селе Николо-Александровское Левокумского района Ставропольского края; окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова; до службы в армии работал в районной и краевой печати, затем — собственным корреспондентом, ответственным секретарем, заместителем главного редактора газеты "Комсомольская правда", политическим обозревателем и заместителем председателя Гостелерадио СССР; 1988—1991 — заместитель заведующего Идеологическим отделом — заведующий подотделом средств массовой информации ЦК КПСС, затем — консультант и референт Президента СССР; на Учредительной конференции был избран председателем Центрального Совета общественно-политического движения "Россия".

Значит вот с кем я пришел обменяться мнением! То есть, с Георгием Владимировичем с тем самым который считает что “Плач по книге преждевременный. Сегодня книга существует, но в измененном виде. Блог – это тоже книга, только в новом виде. Просто писателей сегодня больше, чем читателей».
А Молдова считается одной из самых «интернезированных» из стран СНГ, поэтому с такой позицией согласились многие в зале. Программисты предлагали свою помощь в популяризации интерент-библиотек, издатели противились и уверяли, что так книгу перестанут покупать вовсе. Писатели сетовали на то, что сегодня книги продаются благодаря пиару, и это часто пустышки, а стоящие издания в лучшем случае пылятся на складах, а часто даже не печатаются вовсе. Последние претензии никаким образом не касаются «Художественной литературы», поскольку в этом издательстве выбирают автором не благодаря пиару, а только таланту.

    «Книги издательства «Художественная литература»  – это всегда был показатель уровня интеллигентности семьи»,  — сказал Пряхин, и зал согласно кивнул.
     Ещё встреча с Пряхиным, который в свое время был заместителем заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС, консультантом и референтом Михаила Горбачёва, совпала с 20-летием подписания Беловежских Соглашений о роспуске СССР. Конечно, в зале не могли не возникнуть вопросы и по этому поводу.
«Первая весточка распада Советского Союза – это решение о возвращении - переходе Молдавии с кириллицы на латиницу, — считает Георгий Пряхин. – Это была безответственная и малодушная позиция президента СССР».
Но Георгий Владимирович уверен, что сейчас происходит совершенно другое единение народов.
«В Москве выйди на улицу, пройди по дачному поселку – молдавская речь!" ( Вернее румынская, но с молдавским диалектом и акцентом, добавляю я).
 "Тогда нас объединили по идеологическим причинам, сейчас же идет естественный процесс объединения».
В этом процессе, кстати, участвует и «Худлит». Сейчас легендарное издательство реализует амбициозный проект – «Библиотека литературы стран СНГ». Планируется выпустить 60 томов, почти половина из которых уже издана. Венчает собрание двуязычное (на английском и русском языках) собрание фольклора и литературных памятников стран СНГ – «Под парусом вечного неба». Эту серию с большим успехом приняли в штаб-квартире ЮНЕСКО.Специалисты полагают, что серия может стать столь же известной, как «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона».

Уже вышел первый молдавский книжный том  — «Спел про лист зеленый я…». Предисловие к нему написал друг Георгия Пряхина Ион Друцэ. Сюда вошли классические переводы народных песен, баллад, героического эпоса, сказок. А так же реликты христианской литературы и исторических хроник, «Описание Молдавии» Дмитрия Кантемира, поэзия классиков румынской литературы, Василе Александри, Михаила Еминеску и другие литературные памятники Молдовы XIV-XIX вв. Готовится к выпуску второй молдавский том в этой серии. А книга «Спел про лист зеленый я...» стал приятным подарком авторам интересных вопросов. Так же Георгий Владимирович привез и свои книги – «Звезда плакучая», «Бунт пажей»  “Мираж”,  “Прекрасная цыганка” и другие. Кстати, “Мираж” достался мне а “Прекрасная цыганка” библиотеки Нацонального Музея Архелологии и Истории Молдовы. (Подробности могу давать одтельно).

Когда беседа подошла к концу, и собравшиеся потянулись за автографами к писателю Пряхину, тема встречи приобрела позитивный оттенок – «Мы спасем книгу, — сказала студентка факультета журналистики УЛИМ Георгию Владимировичу, — потому что мы читаем книги».
Я тоже согласен с мнением студентки, но мы еще и спасаем книги  тем, что их представляем широкой публики и сами ищем средства и спонсоров чтобы издать своих. Я, например, уже пару месяцев ищу спонсора для сборника новелл и рассказов “В пресловутом городе любви”.
В сборнике найдется место и для "моей прекрасной и юной цыганки". А почему бы нет. Ибо, со встречи с Георгием Пряхиным я ушел с "Прекрасной цыганкой", то есть, со сборником историй о Кармен,  и последовательницах, Москва, Худож.лит., 2011 года из серии "Вечные герои мировой литературы".

На фото, в момент получения автографов от автора Георгия ПРЯХИНА.


Рецензии
Интересный очерк. И радостно от того, что книга живёт! Спасибо, Валериан!

Владимир Эйснер   15.12.2011 23:56     Заявить о нарушении
Надеюсь что скоро смогу предложить и кусочек прозы "Подсказла мне цыганка!"
Моя!

Валериан Чобану   17.12.2011 16:50   Заявить о нарушении
На румынском у меня этот кусок уже имеется. ntr-o zi mă aflam singur prin partea centrală a cimitirului cu porţile care dau în strada Armeană. Gândurile îmi erau nu ştiu de ce la Georgeta care a fugit din faimosul oraş de pe malul fluviului. Unde să fie fie oare ea acum?
Ca din senin în faţa mea răsări o ţigancă tânără. Una aşa ca Rada în interpretarea actriţei de cinema Svetlana Toma sau, poate, ca oricare altă ţigancă tânără şi frumoasă...
M-am speriat ca atunci, când am rămas singur în apartamentul Jasminei şi pe neaşteptate a apărut câinele de rasă, care s-a rânjit şi a mârâit năpustindu-se asupra mea şi ţintuindu-mă într-un loc. Conoşteam că ţiganii şi ţigăncile sunt născuţi pe această lume numai pentru a fura şi a înşela. Din hoţi se nasc şi printre hoţi trăiesc şi însuşesc sau îşi cultivă îndeletnicirile de a fura şi de a înşela. Unii devin chiar hoţi şi înşelători virtuoşi. Iar ţigancele...
Iată-mă surprins de una dintre ele. Stau în faţa ei aproape hipnotizat. O privesc şi mă minunez, fiindcă e frumoasă drăcia dracului. Iar ea nici să zâmbească, nici să scoată un cuvânt, ci stă şi mă priveşte cu ochii ei negrii.
Dacă îmi va cere bani o las să-mi ceară sănătoasă, fiindcă, oricum nu am mai mult de vreo zece, poate douăzeci de lei şi sunt ultimii. Iar ea tăcea. Mă gândeam la neplăcerile, dar şi plăcerile care pot să apară, atunci când urmăreşti o femie frumoasă seara pe uliţe. Dar în cazul dat eu nu o urmăream pe ţigancă, ci ea mă urmărea pe mine. Şi probabil, făcea acest lucru de la un timp. Însă în clipa aceea, probabil, chibzuia cum să mă amăgească. În sfârşit ea sparse tăcerea.
Nu vrei să bem ceva?, întrebă tânăra ţigancă.
Cum să nu vreau, dar n-am bani.
Am eu!
Să-i vedem!
Tânăra ţigancă scoase un portmoneu cu măreţie şi îmi întinse două sute de lei.
Doreşti mai mult?

Валериан Чобану   17.12.2011 16:52   Заявить о нарушении
А вот это перебор, уважаемый Валериан! Я по-румынски понимаю столько же, сколько Вы по-чукотски.

Владимир Эйснер   17.12.2011 18:48   Заявить о нарушении
да нет, потому что этой репликой вы поторопили меня перевести ее и я уже приступаю к набору текста потом и на странице...

Валериан Чобану   18.12.2011 13:18   Заявить о нарушении
А вот перевод. Однажды я был один в центральной части кладбища с воротами, ведущими на улицу Армяне. Мои мысли были, не знаю почему, о Джорджете, сбежавшей из знаменитого города на берегу реки. Где она должна быть сейчас?
Словно на ровном месте передо мной появилась молодая цыганка. Такой, как Рада в интерпретации киноактрисы Светланы Тома или, может быть, как любая другая молодая и красивая цыганка...
Мне было так же страшно, как в тот раз, когда я был один в квартире Жасмин и вдруг появилась породистая собака, которая ухмылялась и рычала, набрасывалась на меня и прижимала к одному месту. Я знал, что цыгане и цыгане рождены в этом мире только для того, чтобы воровать и обманывать. Они рождаются от воров и живут среди воров и приобретают или развивают свои навыки воровства и мошенничества. Некоторые даже становятся добродетельными ворами и мошенниками. А цыгане...
Вот меня удивляет один из них. Я стою перед ней почти загипнотизированный. Я смотрю на нее и поражаюсь, ведь она чертовски красива. А она не улыбается и не говорит ни слова, а сидит и смотрит на меня своими черными глазами.
Если она попросит у меня денег, я позволю ей попросить меня здоровой, потому что у меня все равно не больше десяти, может, двадцати леев, а они последние. И она молчала. Я думал о неудобствах, но также и об удовольствиях, которые могут возникнуть, когда вы идете вечером по улице за красивой женщиной. Но в данном случае не я гнался за цыганкой, а она гналась за мной. И, вероятно, он делал это некоторое время. Но в тот момент он, наверное, думал, как бы меня обмануть. Наконец она нарушила молчание.
Выпить не хотите? - спросил молодой цыган.
Как я не хочу, но у меня нет денег.
У меня есть!
Давайте посмотрим на них!
Молодая цыганка величественно достала кошелек и протянула мне двести лей.
Вы хотите больше?

Валериан Чобану   30.04.2023 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.