Академики

Из небожителей (см. http://proza.ru/2011/11/06/795)  только вездесущий Курчатов  имел непосредственное отношение к нашей конторе: комиссия под его руководством утверждала программу перехода на новый метод; конечно, это было задолго до меня.

Кроме них, ближе к земле, назначались академики – научные руководители по каждому из прикладных направлений. Они могли продолжать работу и по своим научным интересам, т.е. это было что-то вроде «общественной нагрузки» - но такой, что могла раздавить своей тяжестью.

Я знаю о троих. Первая, еще до меня, технология требовала решения проблем регулирования и устойчивости больших систем. За это отвечал выдающийся математик прошлого столетия Сергей Соболев. Как он рассказывал моему ИЯ, при этом пришлось использовать свои знания и потенциал «на всю катушку».  Этот удивительно, если знать, какого уровня его работы – но такому человеку красные слова не нужны. Еще удивительнее, что наивысшие его достижения, опередившие мировой уровень   – пространства Соболева  и теория обобщенных функций – приходятся на те же годы. Предполагаю, что он работал по нескольким закрытым направлениям.  А многие студенты и сейчас, вероятно,  изучают матфизику по его руководствам.

На снимке сверху – первая лекция С.Л.Соболева в Новосибирском университете в конце сентября 1959 года. Туда – подальше от московских проблем – где создавался новый научный центр, уехал С.Л.(может, правильнее сказать – удалось вырваться?). Кажется, руководил Институтом математики, созданном при нем же на пустом месте.

В мое время к нам приезжал довольно регулярно  только один академик –  физик-экспериментатор Исаак Кикоин (на фото – слева).  Высокий, всегда стройно-выпрямленный – даже в автомашине. В полдень ему подавали на совещание стакан чая с пирожным – миндальным кольцом (тогда ВСЕ пирожные были вкусные). По молодости я не участвовал, но иногда приносил документы – если ИЯ звонил оттуда и просил.

Тем не менее, как ни странно, я знал о нем многое. Дело в том, что я как-то неосторожно обнаружил и проявил способность писать поздравительные стихи. Сначала нашим женщинам к 8 марта – каждой с учетом индивидуальных особенностей. Затем попросили ЕА к 50-летию. А потом еще нескольким нашим и чужим руководителям. При этом снабжали меня подробными сведениями о привычках, склонностях итп.  Ну не мог я отказать нашему зам по науке ЕА – все так с надеждой на меня смотрели. Советовали писать в Публичной библиотеке, в комнатах со старыми креслами…Правда, на сами юбилеи не звали с собой.

Например: Исаак Константинович работал каждый день не менее 14 часов, не пил ничего крепче молока, чуть не всю жизнь носил одну кепку,  был большим любителем игры в винт…

Отношения не сводились к простым:  учитель – ученик. Как говорили, поначалу И.К. был противником  нового метода, но потом проникся и много полезного сказал и сделал.
Многие учились по школьным и институтским учебникам И.К.

Некоторые расчеты по гидродинамике выполнил Михаил Миллионщиков (на фото – справа), известный тогда общественный деятель и редактор многих научных журналов. Как мне рассказывали, в обеденный перерыв он запирал кабинет и делал своеобразную гимнастику: ложился животом на стол и подпрыгивал за счет усилия мышц живота.

Все наши академики – руководители стали Героями Соцтруда, но – в отличие от небожителей – однократно. Исключением был И.К.

Получить же звание Героя «на земле» - в КБ итп – было совсем трудно. К 25- летию нашего заведения ему присвоили орден Ленина и полагалось – по разнарядке – одно звание Героя. Все ожидали, что дадут многолетнему зам. Главного конструктора по нашему направлению –наиболее значительному  в конторе, но не единственному.  Однако наверху решили дать Начальнику, сравнительно новому и не имевшему отношения к нам. Естественно,  наш зам очень был обижен (а об этом начальнике в книге по истории нет ни слова).

Правда, премии и ордена давали щедрее (ему, помнится, вручили орден Ленина; свою единственную медальку я тоже там получил).

Продолжение http://proza.ru/2012/01/10/1222


Рецензии
С огромным интересом прочитала Ваши воспоминания. Они очевидно достоверны, сдержанны и написаны прекрасным литературным языком. Личность автора присутствует строго в необходимой мере. Мы с Вами в некоторой степени коллеги, я работала в ИКИ и Астрокосмическом Центре, близко наблюдала и в разной степени общалась с Кардашевым, Зельдовичем, Шкловским, Пикельнером, Гельфандом (так и не выбранном в Академию, но небожителем покруче многих, со всеми вытекающими отсюда достоинствами и недостатками). Знаю много разного обо всех, а также о нынешней молодежи, стать академиком теперь стало намного проще. Хотелось бы почитать Ваши мемуары в большем объеме, тем боле что Ваша беспристрастность и точность очевидны. Все эти личности вызывают особый и отнюдь не праздный интерес.

Таня Фетисова   08.04.2012 13:59     Заявить о нарушении
Очень рад встретить коллегу! Думаю, это мне надо читать Ваши воспоминания - Вы были ближе к великим. Возможно, они уже есть... Например, хотелось бы о Гельфанде...

В ИКИ был один раз - Новиков писал мне отзыв на автореферат.

Николай Старорусский   08.04.2012 17:39   Заявить о нарушении
О, Николай, я тоже очень рада. Мои мемуары существуют, но в очень странной форме - в виде пьесы "Игра о потерянной астрономке". Там действительно правда написана, но персонажи, максимум, профессора. А потом сразу ангелы. Можете посмотреть пьесу здесь же, кусками или целиком, в окончательной редакции.

Игоря Дмитриевича я очень люблю. Он был редактором, когда я переводила одну зубодробительную монографию.

С Гельфандом же у меня был серьезный роман, лишь случайно оставшийся платоническим. Пишу без смущения, потому что все знают, что он не пропускал ни одной мало-мальски интересной дамы или девицы, при сем вел себя безукоризненно, но однажды роковым образом прокололся (опять же, роковым для окружающих, но не для себя и леди).

Он ушел в 2003 году, я совершенно свободна делиться воспоминаниями, поэтому могу сказать, что он, оставив в горе и обиде замечательную Зорю Яковлевну (у нее на химфаке учился один мой друг), женился на самой настоящей мерзавке на 35 лет себя моложе, полностью ее контролировал, но позволял ей эскапады. В частности, она разрушила мою семью, соблазнив моего мужа, отца четверых моих детей, чего в течение 12 лет никому до нее не удавалось. Сейчас-то ясно, что все к лучшему. Но мне какое-то время было тяжко. И.М. всегда вел себя по-рыцарски - иногда помогал материально, дарил книжки и пластинки, водил в концерты, помог по науке, написав бумагу Зельдовичу, который, в свою очередь, вопреки желанию Рашида Сюняева(на него у меня тоже много чего есть), помог получить наблюдательное время на 6-метровом телескопе. Словом, воспоминания о нем у меня самые хорошие.

Могу напоследок рассказать забавную историйку. Он повел меня в какое-то не очень доступное место на встречу с Марией Кнебель, режиссером театра Советской армии и дочкой известного дореволюционного книгоиздателя. В антракте Гельфанд мне сказал - вы знаете, Танечка, маленькой девочкой она сидела на коленях у Льва Толстого... На что я ответила - подумаешь, уже довольно крупной девочкой я сидела на коленях у Гельфанда... После этого мы долго смеялись. Об Израиле Моисеевиче мне много чего есть что вспомнить.

Таня Фетисова   08.04.2012 21:46   Заявить о нарушении
Да, в МОскве жизнь била ключом, как вижу...Обязательно прочту.

Николай Старорусский   10.04.2012 10:34   Заявить о нарушении
мои первые московские впечатления http://proza.ru/2011/03/28/1046

Николай Старорусский   10.04.2012 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.