Другая Отечественная

ДРУГАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

Сибиряки в 1812 году

24 июня исполняется 194 года со дня начала Отечественной войны 1812 года

22 июня 1812 г. французская императорская колонна достигла Немана. В тот же день Наполеон подписал приказ по великой армии: “Солдаты, Вторая польская война началась. Первая кончилась во Фридланде и Тильзите. В Тильзите Россия поклялась в вечном союзе с Францией и клялась вести войну с Англией. Она теперь нарушает свою клятву… Рок влечет за собой Россию: ее судьбы должны свершиться... Она нас ставит перед выбором: бесчестье или война. Выбор не может вызвать сомнений. Итак, пойдем вперед, перейдем через Неман, внесем войну на ее территорию. Вторая польская война будет славной для французского оружия, как и первая. Но мир, который мы заключим, будет обеспечен и положит конец гибельному влиянию, которое Россия уже 50 лет оказывает на дела Европы”. Для Наполеона поначалу это была не Русская война, а Вторая польская, - Первая польская закончилась для него в 1807 г. полной победой.

23 июня 1812 года, накануне вторжения французских войск в Россию, с Наполеоном случилось происшествие, само по себе незначительное, но обратившее на себя внимание. В середине дня император верхом на лошади объезжал прибрежную полосу Немана, внимательно оглядывал берег, следил за течением. Свита, ехавшая на почтительном расстоянии от него, вдруг увидела: император, уверенно, казалось бы, сидевший в седле, упал с лошади и через мгновение оказался распростертым на земле. Оказалось, что под ногами лошади пробежал заяц, она испугалась, взметнулась, и не ожидавший этого порыва всадник вылетел из седла. Наполеон не был ни ранен, ни контужен, но и сам Наполеон, и его окружение восприняли этот случай как дурное предзнаменование. Кто-то воскликнул: “Плохое предвестие! Римляне не перешли бы реку!” У суеверного корсиканца Наполеона резко испортилось настроение, но неотложные заботы отвлекли его от мрачных раздумий.
Кто-то скажет, что заяц спас Россию, как гуси Рим. Вполне возможно. Через 13 лет другой заяц-русак испугает других лошадей. Это будет тройка Пушкина, выехавшего из Михайловского в сторону столицы, чтоб поддержать друзей-декабристов в их выступлении на Сенатской площади. Пушкин приказал повернуть домой. Сейчас уже никто и не узнает действительно ли собирался Александр Сергеевич выйти с заговорщиками к Медному всаднику, тем не менее заяц подарил поэту, и нам соответственно, еще дюжину лет творчества.
Итак, 24 июня “великая армия” Наполеона I форсировала Неман и вторглась в пределы России; в тот же день был занят Ковно (нынешний Каунас), где Наполеон остановился на 3 дня. Началась Отечественная война русского народа.
Первыми через Неман переправились 300 поляков, затем старая гвардия, вся новая гвардия, кавалерия Мюрата, а за ними один маршал за другим со своими корпусами.
Ни одной живой души на всем необозримом пространстве за Неманом до самого горизонта французы не увидели, после того, как скрылись из вида еще утром сторожевые казаки. “Перед нами лежала пустыня, бурая, желтоватая земля с чахлой растительностью и далекими лесами на горизонте”, - вспоминал один из участников похода, и картина показалась ему “зловещей”. Окруженный маршалами и огромной свитой, Наполеон шел прямой дорогой на Вильну, нигде не встречая и признаков сопротивления.  Трудно сказать точно, какова была численность армий с той и другой стороны: цифры в разных источниках отличаются. Однако наполеоновская армия вторжения насчитывала не менее 140 тысяч французов, 110 тысяч немцев, 30 тысяч австрийцев, 30 тысяч пруссаков, 12 тысяч швейцарцев, в ней также были бельгийцы, итальянцы, датчане, поляки - более 400 тысяч солдат (русский народ назвал это нашествием “двунадесяти языков”). В целом же французская армия (крупные соединения остались в самой Франции, а также в Испании и некоторых странах Европы) достигала 1 миллиона человек.
Из 400 тысяч солдат, перебравшихся через Неман, 240 тысяч остались в резерве между Неманом и Днепром. Военные силы России были таковы: 160 тысяч солдат на границе Пруссии и Польши, 30 тысяч на Дунае и Днепре, 60 тысяч в Молдавии, 30 тысяч на восточных границах, 50 тысяч внутри страны (охрана складов, новые формирования), 50 тысяч гарнизонных частей - всего 420 тысяч. Но из этих 420 тысяч вначале против французов можно было выставить только 180 тысяч.
Причиной войны, начатой Францией, были противоречия экономических и политических взглядов правительств обеих держав, отказом России от континентальной блокады Великобритании и завоевательскими устремлениями Наполеона.
Многие историки склонны считать, что Наполеон не собирался идти в глубь России и захватывать Москву. Он хотел дать генеральное сражение на границе и присоединить побежденную Россию к своей мировой империи. Его распоряжения по дислокации войск показывают, что он ожидал превентивного вторжения русских войск в Великое герцогство Варшавское и его первоначальный расчет строился на том, что русские попадут в ловушку. Однако, когда этого не произошло, Наполеон принял решение нанести решительный удар русским, перейдя Неман и разбив их в одном генеральном сражении. Наполеон и его окружение считали, что победа будет завоевана в течение считанных недель. Ни в одном из официальных документов французского командования начала войны нет никаких упоминаний о Москве.
О начале войны император Александр I узнал вечером того же дня на балу, данном в его честь в Вильно (нынешний Вильнюс). Он подписал манифест, в котором говорилось: “Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше Отечество... Да обратится погибель, в которую он манит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!” Русские войска по приказу императора отступили от границ.
Что было дальше – знают все. "Скажи-ка, дядя, ведь недаром…" со школьной скамьи сидит в нас. Смоленск, Бородино, Москва… И, наконец, Париж.
У большинства россиян 1812 год связан со славными именами Кутузова, Багратиона, Барклая-де-Толии, Дениса Давыдова, Василисы Кожиной, а у некоторых с поручиком Ржевским и кавалерист-девицей Дуровой. Но были и сотни тысяч простых солдат Отечественной войны, своими ежедневными ратными подвигами приблизивших победу российского оружия.
Были среди них и сибиряки. В краевом госархиве сохранены уникальные документы, свидетельствующие об участии наших земляков в защите Отечества. Показателен в этом плане "Список отставных солдат, проживающих в Кежемской волости Богучанского отделения (1839):
Унтер-офицеры:
1. Филипп Яковлев Рукосуев – 45. В службу вступил 1813 году октября 13 дня. Томской губ. Енисейского уезда Кежемской волости д. Кодинской из крестьян. Служил в Семеновском полку. Уволен в январе 1836. Награжден Св. Анны. Три нашивки.
2. Семён Фёдоров Быков – 47. В службу вступил в 1811 г. января 17 дня. Енисейского уезда Кежемской волости дер. Новокурской из крестьян. Знаки отличия: св. Анны, три нашивки, серебряная медаль (1831).
3. Иван Петров Попов – 49. В службу вступил в 1811 г. Томской губернии Енисейского уезда Кежемской волости дер. … из крестьян.
4. Максим Фёдоров Воронов – 45. Знаки отличия – св. Анны и три нашивки.
5. Бомбардир Михаил Андреев Хравниников – 58. В службу вступил в 1802 ноября 22. Томской губернии Енисейского уезда Кежемской волости д. Сивинок из крестьян. Знаки отличия – св. Анны, три нашивки. В 1814 г. вступил в Париж (в 1825 уволен).
Рядовые:
6. Фёдор Фёдоров Лужников – 70. В службе с 1791 г. 25 июня дня. Томской губернии Енисейского уезда Кежемской волости с. Кежемского из крестьян (уволен в 1818 г.).
7. Харитон Лаврентьев Суздалков – 52. В службе с 1809 г. Из с. Кежемского из крестьян. Знаки отличия: св. Анны, "За взятие города Парижа". Участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 гг. (серебряная медаль), уволен в 1837.
8. Федот Николаев Корноухов – 46. В службе с 1819 г. из д. Аникина из крестьян. Знаки отличия: св. Анны, три ряда нашивок. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 гг., уволен в 1837 г. Серебряная медаль.
9. Василий Иванов Прохоров – 38. С 1818 г. Из д. Верхнекежемской из крестьян. Уволен в 1837.
10. Сергей Александров Брюханов – 49. С 1811 г. Уволен в 1837.
11. Никита Козьмин Брюханов – 48. С 1812 г. С. Кежемского из крестьян. Уволен в 1838 г.
12. Семён Абросимов Лужников – 48. С 1812 г. Уволен в 1838 г. Св. Анны. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Серебряная медаль.
13. Иван Иванов Привалихин – 58. Из д. Привалихиной. Уволен в 1838.
14. Гаврила Иванов Шарвинов – 52. За 20-летнюю службу знаки отличия – св. Анны, серебряная медаль "За взятие города Варшавы". Из мещан г. Енисейска. Уволен в 1833.
15. Яков Андреев Шарвинов - 45. С. Кежма. Уволен в 1834.
16. Мартын Фёдоров Быков – 41. Д. Новокурская. Знаки отличия – св. Анны, серебряная медаль "За взятие города Варшавы" (1831). Уволен в 1836.
17. Андриян Александров Николаев. 46. С 1811 г. Из с. Кежма. Уволен в 1839 г. Знаки отличия – св. Анны и серебряная медаль "За персидскую войну и турецкую компанию 1826-29 гг.", три ряда нашивок".
Вчитайтесь в эти фамилии. Еще не все из них перевелись на сегодняшний день в нашем крае. Может кто-то узнает и своего предка – не поленитесь, напишите нам, поделитесь тем, что сохранила семейная память. Ведь простые русские люди из Сибири защищали Отечество и несправедливо нам с вами забывать их подвиг.
В красноярской земле лежат многие ветераны этих судьбоносных для всего мира событий. Например, в 1855 г. на Троицком кладбище Красноярска был похоронен российский поэт и декабрист, отставной полковник Василий Львович Давыдов. Он родился в 1793 г. в просвещенной дворянской семье и был сводным братом генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского (1771-1829), двоюродным братом генерала от инфантерии Алексея Петровича Ермолова (1772-1861) и генерал-майора Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839). В 1807 г. 14-летним юношей Василий Давыдов поступил юнкером в лейб-гвардии Гусарский полк, участвовал в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах, состоял адъютантом при князе Петре Багратионе и, за участие в Бородинском сражении был награжден орденом Св. Владимира IV-ой степени с бантом. За отличия в сражении при Малоярославце был награжден золотой шпагой за храбрость. Был ранен под Кульманом, попал в плен к французам и был освобожден прусскими войсками. Масон и глава Каменской управы Южного общества, Василий Давыдов закованным в железо сибиряком стал в августе 1826 г.  Приметы: “лицом чист, глаза светло-русые, нос большой, волосы на голове черные, на бороде темно-русые, имеет усы, на обеих ногах имеет раны от штыков, повыше левой груди имеет рану от пики, позади левого плеча имеет рану от пики же, на правой руке на большом и между указательным передними пальцами имеет два шрама от сабли, собою плотен”. Ему сократили срок до 20 лет, затем до 15 и до 13. По окончании срока обращен на поселение в Красноярск. Глубоко начитанный, обладающий тонким литературным чутьем, Давыдов обращался к поэтическому творчеству не часто. Он писал лирические стихи на французском языке и непринужденно-легкие, изящные сатиры и шуточные послания.
Возвращавшиеся из заграничных походов победители оставили на карте России множество имен сел и поселков, названных в честь славных русских побед: на Южном Урале есть Париж, Варшава, Фершампенуаз. В Красноярском крае есть город Бородино - самый крупный населенный пункт, носящий имя в память сражения в кампании 1812 года.
Отечественная война осталась в памяти россиян навечно. В Москве в честь победы в Отечественной войне был построен Храм Христа Спасителя, а в Красноярске старейший из действующих православных храмов - Благовещенский собор - имеет придел Александра Невского, построенный в ознаменование победы русского оружия над армией Наполеона.
Любопытно, что 27 августа 1912 г. в Красноярске был проведен футбольный матч в честь 100-летия Бородинской битвы. Матч состоялся в присутствии знаменитого норвежского ученого, исследователя и путешественника Фритьофа Нансена. Футбольным полем в то время в городе была Сокольская площадка – ныне это район батальона ГИБДД (от площадки в наши дни ничего не осталось, кроме разве что названия близлежащего переулка – Сокольский).
Парадокс, но почти день в день, через 119 лет со дня начала Отечественной войны для России началась Великая Отечественная война.


Рецензии
Здравствуйте, Костя! Хорошая работа. Правда, я не вполне понял, почему война у Вас именно "другая", не суть. Истина в том, что я искренне уважаю людей, живо и глубоко интересующихся историей родного края. Как алаверды, приглашая Вас заглянуть на мой "Уральский Монмартр": там вкратце изложено то, что я раскопал по вкладу Урала в войну. С уважением - Д.К.

Дмитрий Криушов   12.09.2012 17:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.