Ангелы и люди

          Несмотря на расхожесть мнений людей об ангелах, есть все же одно, превалирующее над всеми, представление о них, как о небесных существах, имеющих вид младенцев-гермафродитов  с крылышками за спиной. Такой вид ангелочка отражает такие черты, как детскую невинность, безобидность, доброту и другие черты, присущие преимущественно детям. Это представление ангелов является самым ошибочным, почти не имеющим под собой оснований, и является такой же нелепостью, как представление Бога в виде старичка.
          Похоже, людям просто удобно представлять себе бога в виде доброго дедушки, рассылающего по свету таких вот добродушных, безобидных ангелочков на помощь людям. Ведь такой тандем не сулит людям ничего страшного. Разве может такой добрый дедушка серьезно наказать провинившегося грешника, и разве могут эти летающие младенцы быть орудием каких-нибудь наказаний? Дело в том, что большинство людей настроено получать от жизни только хорошее, только удачу и только прощение за их проделки. И все эти вещи, естественно, дает им добрый дедушка Бог при помощи своих милейших летающих созданий. Конечно же, каждый здравомыслящий человек знает, что, помимо счастья, удачи и прочих хороших вещей, существует и несчастье, беда и прочие неприятности, но при этом он всерьез думает, что все это то, что не должно происходить с ним; что это почти всегда неправильно и незакономерно. Это все злой рок, подстава, проклятие, но никак не то, что иногда может и должно происходить в его жизни абсолютно законно. А поскольку неприятности никак не могут приходить от доброго дедушки и ангелочков, то откуда же они тогда к нам приходят? Ну, конечно же, от отвратительного и рогатого сатаны и от таких же неприглядных демонов! И это тоже одно из ошибочных представлений людей, только уже про отрицательные силы потустороннего мира.
          В неканонической книге Еноха (Енох 2:2) ангелы называются сынами неба. Но что это значит? Небо – это тоже некое одушевленное существо, которое может иметь детей? А как же Бог, не он разве создатель ангелов, не его ли они сыновья?
На самом деле, ангелы, как и люди, в действительности, дети Божьи. Бог не имеет роженицу жену, в которой он и не нуждается, соответственно, он является единственным создателем и родителем  как ангелов, так и человечества. Человеку, конечно, трудно представить такую картину, что, если бы для рождения ребенка  требовался бы только один человек, например, только отец, но в данном случае все обстоит именно так – и ангелы и люди имеют только отца, причем одного и того же.
          Нам,  людям, конечно же, можно возразить на вышесказанное утверждение, сославшись на наших земных родителей. Ведь  каждый из нас, мол, произошел от мамы и папы. Ниже отвечу и на это возражение.
          Кстати, как ангелов можно назвать сынами неба, так и людей – сынами земли. И как ангелов породило небо, так и людей порождает земля. Всем нам знакомы издревле живущие названия – «мать- земля» или «земля- матушка». Земля, являясь по сути неодушевленным, хоть и огромным предметом, действительно,  является матерью всех людей, так же как и одушевленный Бог - отцом всех людей. Также и небо, по сути, являющееся неодушевленной субстанцией (ну никак не поворачивается язык назвать небо «предметом»), является матерью всех ангелов. Что-то невидимое, нематериальное и неощутимое порождает таких же невидимых, неощутимых и нематериальных (по др. духовных) существ. Материя же порождает материальное и ощутимое, Дух порождает духовное и неощутимое.
          Рассмотрим теперь, как каждый из нас появился? Если смотреть от конца к началу, то человек выходит из чрева матери, где он до этого формируется в нормального жизнеспособного младенца, начиная с появления в матке зародыша. А зародыш формируется путем оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. И вот этот самый первый и к тому же самый простой и примитивный, с первого взгляда, процесс, который можно разглядеть лишь под микроскопом, можно назвать самой главной схемой в основе мироздания! Условно говоря, яйцеклетки – это статичные неодушевленные субстанции, а сперматозоиды - это активные и одушевленные существа… 
          И  здесь получается интересная картина: живое существо -  человек - выпускает (отправляет) от себя в материнскую утробу живых существ, оплодотворяя тем самым будущую мать нового человека! Ничего это вам не напоминает? Ощущаете ли вы в этом процессе зачатия человека некую параллель с высшим мирозданием?
          Для людей с отсутствием образного мышления подробно расскажу про эту параллель.
Бытие 1:1-2  "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою".
          Реально сотворить Богу пришлось только небо и землю. Невидимый, нематериальный, духовный мир и материальный, видимый мир - землю, которая вначале была безвидна и пуста. Он создал две условные матери. Не сказано, где носился дух Божий в нематериальном мире  - небе, но в материальном он носился конкретно над водой. А почему он именно «носился»? Он что-то искал, этот дух? Он носился в определенном порядке или хаотично? И если представить дух не в виде ветра, а схематически в виде стрелки, то одна ли стрелка носилась вдоль поверхности земли? Или дух Божий мог состоять из множества таких куда-то мчащихся и чего-то ищущих стрелок? Как носились эти стрелки, под общим названием «Дух Божий»?
          Да не сочтет читатель мое сравнение кощунством, все же рискну сказать, что эти стрелки Бога носились точно также, как и сперматозоиды в материнском чреве. Эти «сперматозоиды» носились по всей земле, ища «яйцеклетки» земли. И с появлением света, суши и прочих условий, дух Бога все же оплодотворил землю и из нее полезли растения, деревья, появились животные. Для размножения всей земной живности  Бог установил тот же принцип, по которому действовал сам: оплодотворение женских клеток мужскими. Все мы появились благодаря этому божественному принципу, и наши земные родители лишь исполнители его.  И ангелы появились путем «оплодотворения» Богом неба.
          У растений, животных и у человека одна мать – земля. Неверующие материалисты из-за этого могут считать животных своими родственниками и будут правы. В космическом, материальном плане у людей и животных нет никаких отличий: одинаковый принцип размножения (даже зародыши почти у всех похожи до определенного этапа развития), похожие инстинкты (самосохранения, размножения, желание власти над чем-то) и наконец:  и люди, и животные одинаково умирают  либо от старости, либо от различных несчастных случаев и уходят в землю, из которой созданы (Бытие 3:19).
Бытие 2:7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
          Человек, как и каждое животное, был создан из праха земного. Конечно же, «прах земной» (пыль, глина) - условное понятие. Организм человека и животного состоит на 75% из воды и 25% различных элементов. Но главное, что и вода, и остальные элементы изначально берутся из земли, земле принадлежат и в нее же возвращаются. Так что автору бытия можно было бы заменить лаконичное словосочетание «прах земной» на более точное: «состав воды и различных химических элементов», но это не изменило бы сути.
          Предположу, что человек, как один из видов животных, был самым последним творением Бога и эволюции. И вначале он, по сути, ничем не отличался от любого животного. Как я выше уже говорил: одинаковый принцип рождения, одинаковые зародыши, те же инстинкты. В общем, он принадлежал к одному из видов человекообразных обезьян. И такой получеловек-полуобезьяна бегал по древнему лесу, собирал ягоды до тех пор, пока Бог не заприметил его, и не решил сделать его своим сыном, подобным себе и своим сыновьям – ангелам, родившимся от неба. Бог вдохнул дыхание жизни не в куклу, созданную из глины, а в уже живущее существо, т.е. в человека, и только тогда человек стал душою живою. То есть носителем образа Божьего.

«Носителем образа Божьего в человеке является его душа. Более конкретно — образ Божий заключается в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения, а также в ее бессмертии (как невозможности разрушения или уничтожения).
Из этого, в свою очередь, следует, что образ Божий:
– присутствует в человеке независимо от его духовного состояния. Другими словами, образ Божий присущ как праведнику, так и грешнику;
– входит в природу человека. Иначе говоря, дается человеку даром, без его ведома и, в связи с этим, не является заслугой человека.
- Подобие Божие в человеке представляет собой, по сути дела, праведность (святость) человека, обусловленную его лучшими чертами, в частности: стремлением к Богу, чистой совестью, добродетелью, бескорыстной любовью. Подобие дается человеку только в потенции (как возможность). Иначе говоря, человеку дается не готовое подобие Божие, а только возможность достичь его, то есть дается возможность перехода от богообразия к богоподобию (богоуподоблению)».
П. В. ДОБРОСЕЛЬСКИЙ
«ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИКИ
ИЛИ ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ»

            Без души человек представляет собой животное (а некоторые даже овощи). Душа напрямую связана с разумом, т.к. человек, теряющий разум, автоматически становится душевнобольным, т.е. теряет душу. В этом случае с душой человека происходит тот же процесс, что и при смерти, она покидает тело, которое при этом может еще продолжать существовать. Душа (личность человека, которому она принадлежала) проходит Божий суд только за то время, которое она была при теле.
            Что же представляет собой душа? Возможно, она ничем не отличается от сущности (образа) небесных ангелов (или земных демонов). Самое верное определение души – образ Божий. Бог дает нам душу как свой образ только для того, чтобы мы совершенствовали ее, то есть, стремились все больше и больше походить на него через стремление и поиск его, через добродетель и бескорыстную любовь. Но при этом у каждого человека есть выбор отказаться от стремления к Богу и, напротив, предаться материальным стремлениям, своим инстинктам, желанию потреблять и властвовать. Проще говоря, уподобиться животным. Многие животные стремятся размножаться, не особо пренебрегая сменой самок или самцов. Например, человек в этом случае может быть похож на любую собаку или кошку. Многие животные  роют себе норы, вьют гнезда, бобры вообще строят плотины. Ну и человек может посвятить всю свою жизнь обустройству своего жилища и быта, подобно этим животным. Есть животные, типа львов, которых можно назвать царями зверей, да и помимо львов, есть множество животных, обозначающих и охраняющих свою территорию, зверей, являющихся вожаками стаи. И также человек может посвятить свою жизнь установлению и сохранению своей власти, политической битве. Животные одного вида имеют отношения друг с другом, которые условно можно назвать дружескими, они играют друг с другом, собираются в стаи, у них часто есть подобие некой организации. Самки-матери испытывают искреннюю неподдельную любовь к своим детенышам и проявляют о них заботу. В некоторых видах животных в заботу о потомстве подключаются даже отцы-самцы. Можно еще привести множество параллелей с животным миром того, что встречается в мире людей. Во всем перечисленном  человек делает тоже самое, что и многие животные, просто действия его более высокого порядка, его дела гораздо более прогрессивные и эволюционированные, а так - все тоже самое. Только одно человек может делать, что не может делать ни одно животное – это стремиться к Богу и познавать его. И именно это, и только это отличает его от животного. И это является одним из доказательств существования души в человеке, как божественной частички, и также является основанием для веры в Бога.
            Но, к сожалению, подавляющее большинство людей выбирают свою земную сущность и следуют за своими животными инстинктами и материальными желаниями и ставят это намного выше, чем стремление к Богу. Промолчу, что половина человечества стремление к Богу вообще ни во что не ставит.
            Хотя, логически, по земному, людей можно понять. Земная природа в каждом человеке все-таки изначально превалирует над божественной. Не знаю, от греха Адама это пошло или нет, скажу только, что в итоге и в изначально безгрешном Адаме его земная сущность все-таки победила. Бог невидим, все явления, даже чудеса  современной наукой изящно объясняются, в мире творится черт знает что, и «Бог на это спокойно смотрит». То есть, оснований не верить и быть материалистом для человека более чем достаточно. Так что же можно сказать о людях, созданных из глины, если некоторое число ангелов, которые наверняка ближе к Богу по своей природе, и которые, возможно, даже видели его, в итоге пошли против Бога и выбрали нечто земное! То есть, для них - совершенно противоестественное!
            Хотя в этой связи есть множество вопросов, на которые можно дать только ничего особо не объясняющие ответы.
            Каким способом на небе появились ангелы? Путем оплодотворения Богом неба, точно также, как он оплодотворил землю и чрево девы Марии, матери Иисуса Христа: через действие святого духа. Более конкретный способ рождения ангелов, как и, собственно говоря, их вид, человеку неизвестен. Этот факт может говорить о том, что ангелы находятся выше (название шкалы не придумано) людей, ведь они-то как раз видят людей и даже участвуют в их жизнях с момента рождения последних. Ангелы наблюдают за нами точно также, как и мы когда смотрим на плоский двухмерный экран телевизора, транслирующий футбольный матч. Мы видим бегающих футболистов, судью, болельщиков, которые, в свою очередь, находясь только на экране телевизора, видят лишь друг друга, но не видят нас, телезрителей, находящихся в трехмерном пространстве.  И так же и ангелы наблюдают за нами со своего четвертого измерения, которое для нас, людей, абсолютно неведомо и не представляемо. Нет, представлять измерение и «быт» ангелов мы, конечно, можем сколько угодно, но все равно не угадаем. Может быть, они наблюдают за нами, находясь в райской эйфории, а может быть, их «быт» довольно сер и скучен, и многие из них жаждут оказаться на месте кого-нибудь из нас, в нашем «красочном и прекрасном мире». Мы ведь, когда бываем зрителями, часто хотим оказаться на месте киногероя или спортсмена, то есть фактически попасть на плоский экран. И часто мир, представляемый на экране, кажется для нас гораздо красочнее, веселее и прекраснее, чем тот серый унылый вид нашей квартиры (или зала кинотеатра), из которого мы на этот мир смотрим. И наконец, если мы в большинстве своем не являемся теле- и кинозвездами, то мы зачастую завидуем тем, кто на экране, хотим оказаться на их месте и наконец,… считаем их выше себя. При этом мы даже не задумываемся над тем, что время жизни киногероя ограничивается от одного до трех часов, отведенных для полнометражного фильма, ну и до нескольких месяцев или лет для сериалов. Наша реальная жизнь все равно, по сравнению со временем фильма, сериала или телепередачи, бесконечна.
            Актер фильма не видит теле- и кинозрителей, но он чувствует их и для них же и старается. Мы не видим ангелов, но мы часто чувствуем их, мы знаем, что они пристально и с интересом наблюдают за нами, за нашими жизнями и стараются влиять на нашу жизнь. Зачем им это надо, какое им дело до нас, почему они не хотят просто пожить своей независимой небесной  жизнью - человеку не суждено понять. По крайней мере, до времени…


Рецензии