Даниил Андреев о сущности государства

 Даниил Андреев - удивительный русский религиозный мыслитель 20 века. Его главная книга, книга всей его жизни "Роза Мира" была написана в тюрьме, и лишь чудо и благая воля окружавших автора людей помогли сохранить её для потомков.Эта книга потрясает своей многоплановостью. Здесь есть и мистика, и глубокие размышления, и светлая надежда,и несокрушимая вера, и твёрдая логика.Язык "Розы Мира" по настоящему образен, хотя и предельно ясен и точен. Ещё бы - ведь её написал большой и своеобразный поэт, а это всегда интересно, когда прозой пишет поэт. Но вовсе не в безукоризненной форме сила этой книги, нет, не в форме. Ибо содержание "Розы..." намного превосходит форму. Лично я, имеющий давние и самые широкие философские интересы, а также не утихающий интерес к политике и обществоведению, был очень удивлён и обрадован,прочитав труд Даниила Андреева два десятка лет тому назад."Роза Мира" заставляет по новому взглянуть на те смутные социальные процессы, которые происходят на нашей голубой планете. Нет, я не призываю всех и каждого безоглядно уверовать в ту картину потустороннего бытия, которую автор раскрывает перед своим читателям. В конце концов, это дело добровольное, верить или не верить чему-либо, выходящему за круг наших обыденных представлений. Но поражает необыкновенная убедительность рассуждений Андреева о нашем подчас очень скорбном бытии. Вообще-то мистическую панораму "Розы..." можно вывести и за скобки, представив её художественной аллегорией происходящих в реальности грозных физико-социальных процессов. Это тоже действенно. Главное состоит в том, что эта аллегория работает. Она блестяще подтверждается теми прошедшими после смерти Андреева десятилетиями (а он умер в 1959 году), которые не были розовыми и нежными, а были, как и всё на Земле, бурными, беспокойными и тревожными.

Очень жаль, что андреевский труд отодвинут на окраину философско-религиозного поля современности.Почитать рассуждения такого неравнодушного и глубоко верующего человека, причём верующего совершенно не догматически, не фанатически, а как-то именно по-человечески, трезво, при всей фантастичности изложенного материала, и необыкновенно при том оптимистично и светло - было бы, я полагаю, полезно многим и многим думающим и ищущим людям.

В данной статье приводятся взгляды Даниила Андреева на природу государства. За полвека после ухода автора из нашего бренного мира произошли некоторые подвижки в эволюции этих человеческих образований, но - удивительное дело - актуальность сказанного Андреевым тогда, в послесталинскую эпоху, остаётся полностью актуальным и сейчас, в эпоху торжества "мировой демократии".Это надо видеть. Это надо знать. Причём, знать на основе информации, почерпнутой из оригинала.


ОТРЫВОК ИЗ ГЛАВЫ 1-Й "РОЗЫ МИРА" под названием "РОЗА МИРА И ЕЁ БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ":   

"...Но ничто не поколеблет меня в убеждении, что самые устрашающие опасности, которые грозят человечеству и сейчас и будут грозить ещё не одно столетие, это – великая самоубийственная война и абсолютная всемирная тирания. Быть может, третью мировую войну – в нашу эпоху – человечество превозможет или, по крайней мере, уцелеет в ней, как уцелело оно в первой и во второй. Быть может, оно выдержит, так или иначе, тиранию ещё более обширную и беспощадную, чем та, которую выдержали мы. Может случиться также, что через сто или двести лет возникнут новые опасности для народов, не менее гибельные, чем тирания и великая война, но – иные. Возможно. Вероятно. Но никакие усилия разума, никакое воображение или интуиция не способны нарисовать опасностей грядущего, которые не были бы связаны, так или иначе, с одной из двух основных: с опасностью физического уничтожения человечества вследствие войны и опасностью его гибели духовной вследствие абсолютной всемирной тирании.
 
Книга направлена, прежде всего, против этих двух зол. Двух коренных, первичных зол. Она направлена против них – не как памфлет, не как разоблачающая сатира, не как проповедь. Самая жгучая сатира и самая пламенная проповедь – бесплодны, если они только бичуют зло и доказывают, что хорошее – хорошо, а дурное – дурно. Они бесплодны, если не основаны на знании основ того миропонимания, того универсального учения и той действенной программы, которые, распространяясь от ума к уму и от воли к воле, были бы способны отвратить от человечества эти две коренные опасности. Поделиться своим опытом с другими, приоткрыть картину исторических и МЕТАИСТОРИЧЕСКИХ перспектив, ветвящуюся цепь дилемм, встающих перед нами или долженствующих возникнуть, панораму разноматериальных миров, тесно взаимосвязанных с нами в добре и зле, – вот задача моей жизни. Я стремился и стремлюсь её выполнять в формах словесного искусства, в художественной прозе и в поэзии, но особенности этого искусства не позволяли мне раскрыть всю концепцию с надлежащею полнотой, изложить её исчерпывающе, чётко и общедоступно. Развернуть эту концепцию именно так, дать понять, каким образом в ней, трактующей об иноприродном, в то же время таится ключ и от текущих процессов истории, и от судьбы каждого из нас, – вот задача настоящей книги. Книги, которая, если Господь предохранит её от гибели, должна вдвинуться, как один из многих кирпичей, в фундамент Розы Мира, в основу всечеловеческого Братства.

Существует инстанция, много веков претендующая на то, чтобы быть единственной неуклонной объединительницей людей, предотвращающей от них опасность войны всех против всех, опасность падения в хаос. Такая инстанция – государство. Со времён окончания родового строя на всех исторических этапах государство являлось существенной необходимостью. Даже иерократии, пытавшиеся его подменить властью религиозной, превращались в разновидности того же государства. Государство цементировало общество на принципе насилия, а уровень нравственного развития, необходимый для того, чтобы цементировать общество на каком-либо принципе ином, не был достигнут. Конечно, он не достигнут и поднесь. Государство до сих пор остаётся единственным испытанным средством против социального хаоса. Но уясняется наличие в человечестве этических начал более высокого типа, способных не только поддерживать, но и совершенствовать социальную гармонию: и, что ещё важнее, намечаются пути ускоренного развития этих начал.
 
В политической истории новейшего времени легко различаются две общечеловеческие направленности, полярные друг другу.
 
Одна из них стремится к переразвитию государственного начала как такового, к укреплению всесторонней зависимости личности от государства, точнее – от той инстанции, в руках которой находится государственный аппарат: партии, армии, вождя. Государства типа фашистского или национал-социалистического – ярчайший пример феноменов этого рода.
Другой поток явлений, возникший ещё в XVIII веке, если не раньше, – это поток направленности гуманистической. Его истоки и главнейшие этапы – английский парламентаризм, французская Декларация прав человека, германская социал-демократия, наконец, освободительная борьба против колониализма. Дальняя цель этого потока явлений – ослабление цементирующего насилия в жизни народов и преобразование государства из полицейского по преимуществу аппарата, отстаивающего национальное или классовое господство, в аппарат всеобщего экономического равновесия и охраны прав личности. В исторической действительности имеются ещё оригинальные образования, могущие показаться как бы гибридами. По существу оставаясь феноменами первого типа, они видоизменяют собственное обличье в той мере, в какой это целесообразно для достижения поставленной цели. Это – лишь тактика, маскировка, не более.
 
И всё же, несмотря на полярность этих потоков явлений, их объединяет одна черта, характернейшая для XX столетия: стремление ко всемирному. Внешний пафос различных движений нашего века – в их конструктивных программах народоустройств; но внутренний пафос новейшей истории – в стихийном стремлении ко всемирному.
 
Интернациональностью своей доктрины и планетарным размахом отличалось самое мощное движение 1-й половины нашего столетия. Ахиллесовой пятой движений, ему противополагавшихся – расизма, национал-социализма, – была их узкая националистичность, точнее – узкорасовые или национальные границы тех блаженных зон, химерою которых они прельщали и завораживали. Но к мировому владычеству стремились и они, и притом с колоссальной энергией. Теперь космополитический американизм озабочен тем, чтобы избежать ошибок своих предшественников.
 
На что указывает это знамение времени? Не на то ли, что всемирность, перестав быть абстрактной идеей, сделалась всеобщей потребностью? Не на то ли, что мир стал неделим и тесен, как никогда? Не на то ли, наконец, что решение всех насущных проблем может быть коренным и прочным лишь при условии всемирных масштабов этого решения?
Деспотические образования планомерно осуществляют при этом принцип крайнего насилия либо хитрым сочетанием методов частично вуалируют его. Темпы убыстряются. Возникают такие государственные громады, на сооружение каких раньше потребовались бы века. Каждое хищно по своей природе, каждое стремится навязать человечеству именно свою власть. Их военная и техническая мощь становится головокружительной. Они уже столько раз ввергали мир в пучину войн и тираний, – где гарантии, что они не ввергнут его ещё и ещё? И наконец, сильнейший победит во всемирном масштабе, хотя бы это стоило превращения трети планеты в лунный ландшафт. Тогда цикл закончится, чтобы уступить место наибольшему из зол: единой диктатуре над уцелевшими двумя третями мира – сперва, быть может, олигархической, а затем, как это обычно случается на втором этапе диктатур, – единоличной. Это и есть угроза, самая страшная из всех, нависавших над человечеством: угроза всечеловеческой тирании.

Сознательно или бессознательно предчувствуя эту опасность, движения гуманистической направленности пробуют консолидировать свои усилия. Они лепечут о культурном сотрудничестве, размахивают лозунгами пацифизма и демократических свобод, ищут призрачного спасения в нейтралитете либо же, испуганные агрессивностью противника, сами вступают на его путь. Бесспорной, всем доверие внушающей цели, то есть идеи о том, что над деятельностью государств насущно необходим этический контроль, не выдвинуло ни одно из них. Некоторые общества, травмированные ужасами мировых войн, пытаются объединиться с тем, чтобы в дальнейшем политическое объединение охватило весь земной шар. Но к чему теперь привело бы и это? Опасность войн, правда, была бы устранена, по крайней мере временно. Но где гарантии того, что это сверхгосударство, опираясь на обширные нравственно отсталые слои – а таких на свете ещё гораздо больше, чем хотелось бы – и расшевеливая неизжитые в человечестве инстинкты властолюбия и мучительства, не перерастёт опять-таки в диктатуру и, наконец, в тиранию, такую, перед которой все прежние покажутся забавой?
 
Знаменательно, что именно религиозные конфессии, раньше всех провозгласившие интернациональные идеалы братства, теперь оказываются в арьергарде всеобщего устремления ко всемирному. Возможно, в этом сказывается характерное для них сосредоточение внимания на внутреннем человеке, пренебрежение всем внешним, а ко внешнему относят и проблему социального устроения человечества. Но если вглядеться глубже, если сказать во всеуслышание то, что говорят обычно лишь в узких кругах людей, живущих интенсивной религиозной жизнью, то обнаружится нечто, не всеми учитываемое. Это возникший ещё во времена древнеримской империи мистический ужас перед грядущим объединением мира, это неутолимая тревога за человечество, ибо в едином общечеловеческом государстве предчувствуется западня, откуда единственный выход будет к абсолютному единовластию, к царству «князя мира сего», к последним катаклизмам истории и к её катастрофическому перерыву.
 
Да и в самом деле: где гарантии, что во главе сверхгосударства не окажется великий честолюбец и наука послужит ему верой и правдой, как орудие для превращения этого сверхгосударства именно в ту чудовищную машину мучительства и духовного калечения, о которой я говорю? Можно ли сомневаться, что даже уже и теперь создаются предпосылки для изобретения совершенного контроля за поведением людей и за образом их мышления? Где границы тем кошмарным перспективам, которые возникают перед нашим воображением в результате скрещения двух факторов: террористического единовластия и техники XXI столетия? Тирания будет тем более абсолютной, что тогда закроется даже последний, трагический путь избавления: сокрушение тирании извне в итоге военного поражения: воевать будет не с кем, подчинены будут все. И всемирное единство, мечтавшееся стольким поколениям, потребовавшее стольких жертв, обернётся своей демонической стороной: своей безвыходностью в том случае, если руководство этим единством возьмут ставленники тёмных сил.
 
На горьком опыте человечество убеждается уже и теперь, что ни те социально-экономические движения, шефство над которыми берёт голый рассудок, ни достижения науки сами по себе не в состоянии провести человечество между Харибдой и Сциллой – тираниями и мировыми войнами. Хуже того: новые социально-экономические системы, приходя к господству, сами облекаются в механизмы политических деспотий, сами становятся сеятелями и разжигателями мировых войн. Наука превращается в их послушную служанку, куда более послушную и надёжную, чем была церковь для феодальных владык. Трагедия коренится в том, что научная деятельность с самого начала не была сопряжена с глубоко продуманным нравственным воспитанием. К этой деятельности допускались все, независимо от уровня их нравственного развития. Неудивительно, что каждый успех науки и техники обращается теперь одной стороной против подлинных интересов человечества. Двигатель внутреннего сгорания, радио, авиация, атомная энергия – всё ударяет одним концом по живой плоти народов. А развитие средств связи и технические достижения, позволяющие полицейскому режиму контролировать интимную жизнь и сокровенные мысли каждого, подводят железную базу под вампирические громады диктатур.

Таким образом, опыт истории подводит человечество к пониманию того очевидного факта, что опасности будут предотвращены и социальная гармония достигнута не развитием науки и техники самих но себе, не переразвитием государственного начала, не диктатурой «сильного человека», не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа, качаемых историческими ветрами то вправо, то влево, от бессильного прекраснодушия до революционного максимализма, – но признанием насущной необходимости одного-единственного пути: установления над Всемирной Федерацией государств некоей незапятнанной, неподкупной высокоавторитетной инстанции, инстанции ЭТИЧЕСКОЙ, внегосударственной и надгосударственной, ибо природа государства внеэтична по своему существу."


Рецензии
Спасибо, что познакомили с таким автором, что-то мне в его работах понравилось, над чем-то посмеялся, как над слишком идеалистическим, что-то вызвало полное неприятие. В общем, человек очень умный, местами, гениальный, но пошёл ложным путём, зачем-то занялся придумывание религии, и малость сошёл с ума. Для общего развития ознакомиться с его работами стоит, но они крепко так устарели, слишком наивны, слишком много веры в людей, что они способны на добро добровольно, но из раковых клеток лейкоцитов не сделать, увы. Лучший пример Адама и Евы, у которых было все и имелся запрет на поедание одного единственного яблока, но им показалось мало, Ева не только сподвигла Адама на преступление, но и изменила ему с Сатаной, родив Каина, и потеряли все. И вы хотите чтобы потомки таких людей сделали что-то хорошее? Мы же в точности повторяем их путь, губим свой рай Землю и изменяем ей с Сатаной, взращиваем в себе убийц, которые всех и погубят, но загонят уже в ад несуществования. Потому ни новые религии, ни старые не помогут, они как уколы лекарством в деревянный протез. Уже сколько раз пытались и результат один. Единственное учение, которое работает и делает то, к чему призывает, это фашизм. Почему? Потому что все люди по природе своей и есть фашисты, просто нацисты официальные честно признают свою природу, а остальные стыдливо отнекиваются, что они не такие. Такие-такие, просто уголовный кодекс мешает, объяви завтра власти любой страны, что всех иноверцев и инакомыслящих можно и нужно убивать и грабить, и ничего за это не будет, сразу толпы ринутся, радостно воя, и остановит их разве сила оружия. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   16.03.2024 21:15     Заявить о нарушении
Я советую вам, Саша, не ограничиваться отрывками, а почитать "Розу" целиком, от начала и до конца. Это точно не будет потерянным временем, как не стало это потерянным для меня. Ну, раз вы говорите, что в общем-то не удручены знакомством с этим автором и выражаете мне благодарность за то, что я познакомил вас с ним.
А уныние - это грех. Это когда человек живёт лишь в постылом "ныне", и не хочет видеть того светлого и позитивного, что может принести ему будущее.
Спасибо за вдумчивость! Она дорого стоит.
С уважением

Владимир Радимиров   17.03.2024 05:39   Заявить о нарушении
Да надо бы почитать, хуже точно не будет:—))) с уважением:—)))

Александр Михельман   17.03.2024 06:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.