Возвращение к освобождению

                «Пусть всё беспрерывно возвращается.
                Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром.
                В этом вечном возвращении - высшая точка мышления!»

                (Friedrich Wilhelm Nietzsche (1844 –1900) – «Also sprach Zarathustra – Ein Buch f;r Alle und Keinen», 1883–1885)


***

Свободы не существует.
При желании дать определение понятию «свобода» происходит нагромождение сотен бесполезных слов, каждое из которых говорит только одно – что свободы не существует.

Свобода - это только представление о свободе.
Есть только вечное стремление к освобождению.
Что ты сможешь сказать, после того как произнесёшь фразу «я достиг абсолютной степени свободы»?
Когда-то один вечный брюзга по фамилии Фауст уже пытался сформулировать это в своём монологе, обращённом к Мефистофелю:

         «Едва я миг отдельный возвеличу,
         Вскричав: "Мгновение, повремени!" -
         Все кончено, и я твоя добыча,
         И мне спасенья нет из западни.
         Тогда вступает в силу наша сделка,
         Тогда ты волен, - я закабален.
         Тогда пусть станет часовая стрелка,
         По мне раздастся похоронный звон»

С тех самых пор совершенно бессмысленная фраза «остановись мгновение – ты прекрасно!» стала весьма популярной по причине своей пафосности.

Но... нет никакой свободы как факта пребывания в ней.
Освобождение – непредельное действие.
Свободу невозможно зафиксировать.
Мгновение – это переход. Это только осознание перехода!
Можно лишь помыслить о свободе, но не как о благе, а, скорее, как о необходимости, которую нужно постоянно достигать.

То есть - существует только возможность освобождения.
Даже ещё точнее -  только бесконечная возможность стремления к освобождению!


*

4 декабря 2008

***


Рецензии