В омуте песен

В омуте песен

 В моём возрасте поводов для радости с каждым  годом   становится всё  меньше, а для огорчений  - наоборот.  Навсегда уходят родные, друзья, знакомые, стремительно меняются ценности, мораль, вкусы. Даже  любимых песен  теперь почти не услышишь. 

Но сегодня о неприятностях не вспоминаю. За окнами давно сгустилась темнота,  пора бы и баиньки, но  в комнате тихо звучит музыка.  В  который  раз, слушаю одну и ту же песню. На  сайте   «Спроси Алену»    нашёл  давнишнию потерю. 
 В далёкие шестидесятые услышал песню. Она очень понравилась, но кто исполнял не узнал. Слова песни запомнились. Увы,  даже услышать ещё раз не удалось.  Когда начал осваивать Интернет, попытался  найти ее, но получилось не с разу.  Только  сегодня удача  улыбнулась. Стала  понятна  и причина, почему  песня «Ты помнишь всегда обо мне»  быстро исчезла из эфира.  Её исполняла Эльмира Урузбаева.  Приятный голос, но певица  не очень известная, я слышал  в те годы только одну её песню «Наманганские яблоки». Боюсь, что  многие мои сверстники уже не помнят её. 
 Надо сказать,  это была не первая подобная находка  в Интернете.  Сейчас моя  коллекция  любимых песен  умещается на маленькой флэшке. Удобно.  Выбросить пластинки и магнитофонные записи  не решился,  отнёс в гараж, пусть там полежат. Говорят:  на виниле звук  имеет приятную особенность, но она  мне не доступна, похоже, медведь когда-то к моёму уху приложился от души.
 
Совсем недавно считал, что  проживу оставшиеся годы и без компьютера. Как говорится: человек предполагает, а Бог располагает. В марте 2010 года  дочь отдала мне свой старенький комп. Видно, «достал» её своими просьбами найти в Интернете ту или иную песню.  Прочитав краткий ликбез, сказала: « Всё, приобщайся к прогрессу». 

Начал приобщаться.  Сначала,  как альтернатива телевизору, который  из  источника  знаний и культуры  превратился в  тошниловку. А про рекламу и говорить не хочется. Хотя она для некоторых деятелей  весьма  эффективное орудие добывания звонкой монеты. Интересы сначала у меня  были скромные: новости, погода, песни.   

Вряд ли, «комп» возрадовался, заимев такого пользователя. Он  злобно  верещал, если нажимал  не туда, постоянно зависал, порой так, что выключить его можно было только радикальным методом, отключив от электропитания.   Разные  требования для  скачивания частенько озадачивали – не понимал, зачем нужен такой сложный путь, боялся, что это какая-то уловка.  Бояться было чего! Иногда находил  нужную песню,  а  выдавалось   совершенно непотребное.  Однажды, как ни осторожничал, поймал чёрного кота на весь экран. Самостоятельно, понятно избавится от него не смог.  Но это оказалось бедой небольшой.  Она пришла позже, когда   отловил что-то зловредное, пришлось менять программу на компьютере.   

Сложности с освоением Интернета были. Даже просьба произвести арифметическое действие, прежде чем закачать песню,  долго приводила меня в «ступор». Но однажды  решился, и огородами, огородами вышел на музыкальный  сайт  «Спроси Алену».  Предела моего восторга  не было!  Настоящий клондайк песен!  Нашёл  всё, что искал. Даже то, что даже не надеялся найти. 
 
В шестидесятые  годы мне понравилась  «забугорная»  песня. Не знал ни автора, ни названия, ни слов, только понял, что пели по-итальянски, и запомнил  голоса певицы. Через сорок с лишним лет, без всякой надежды  перебирая "итальянок" на музыкальном сайте "Спроси Алену",  нашёл!  Джильола Чинкветти!  Конечно, повезло: по-итальянски  могла петь не только итальянка.

В  Интернете всё как в жизни.
Некоторые  стараются сделать  что-то хорошее, несут людям радость, а другие  пакостят  и, как ни странно,  это доставляет  им  удовольствие.   Спорят там  тоже «по-нашенски».  Буквально соревнуются, кто обиднее, побольнее  оскорбит.  Хорошо хоть, что виртуального мордобоя нет.

Многих удивляет: зачем тратить время на поиск старых песен , когда сейчас музыкальных  радиостанций не счесть. Но я   люблю слушать лишь те песни, которые  нравятся,  люблю, чтобы они всегда были под рукой, без них мне неуютно.  Друзья относятся к ним  проще. Мой брат тоже любил песни, но   не «гонялся» за ними.  А родители, вряд ли, -некогда им было,никогда не видел, чтобы они их слушали. У нас была радиола, пластинки, десятка два. Первым, конечно, до них добрался брат, он был старше меня на три года. Мне было тогда лет шесть. Потом  «втихаря» стал слушать я.  Особенно мне понравилась песня  «Нормандия-Неман». Летчиков очень почитал. В 1961 году родители купили новую радиолу с корундовой иглой. Брат, чтобы не портить её,  старые пластинки выкинул, но свою любимую я «затихарил». Хорошо помню первую купленную братом пластинку  с песней «Сероглазая».  Потом были виниловые, гибкие, обычно на них было не более четырёх песен. Однажды брат купил пластинку Эдиты Пьехи, на ней  -  восемь песен.  Можно было слушать столько песен, не вставая!

Я  старался не пропускать музыкальные передачи по радио, их тогда было немного.  В 1964 году появилась  радиостанция «Маяк». Там песни звучали почти постоянно! «Жить стало интереснее, жить стало веселее», по крайней мере, для меня. В эти же годы родители купили телевизор.  Передачи были  только вечером,  «Новогодние огоньки», конечно, были событием года.  В том же 64  смотрел впервые трансляцию футбола, финал Кубка Европы, Испания – СССР.  Незабываемо!  Как мы болели! Показывали поздно, плохо, картинка всё время исчезала.   Мы проиграли 1:2,  гол у нас забил Г.  Хусаинов. Обидно было! Чуть-чуть не повезло. С того дня в лице меня родился новый страстный поклонник футбола. 

Но вернусь к песням. Очень жаль, что сейчас радиостанция «Маяк» стала «как все». Слушать  пустой самовлюблённый трёп ведущих мне тоскливо и утомительно.
 
Я считаю, что шестидесятые годы  были расцветом советской эстрады!  Новые песни  (и какие!)  рождались  чуть ли ни каждую неделю!   Хотя песни пятидесятых, сороковых, даже тридцатых, двадцатых годов  можно было услышать.   А  исполнители!  Вот только самые любимые: М. Магомаев,  Ж. Татлян,  А. Королев,  Э. Горовец,  В. Ободзинский,  В. Мулерман,  Б. Закиров,  В. Макаров, А. Ведищева,  М. Бернес,  Л. Мондрус,  Н. Бродская,  М. Пахоменко, В. Круглова,  Э. Пьеха,  Н. Пантелеева,  Т. Миансарова,   М. Кристалинская,  М. Суворова,  М. Лукач.   
Первые ВИА тоже появились в 60г.  Тогда же проклюнулась  А. Пугачева. Её песню «Робот» приметил, но то, что это пела она , узнал лет через десять.  Тогда хороший был у неё голосок.

В 1967 году брат купил магнитофон «Айдас».  В то время вещь не первый необходимости, из моих друзей никто его не имел.  Переписывать можно было  с радио, телевизора, с пластинок, но катушка с магнитофонной лентой была одна!  В  нашем городе их было не купить.  На эту катушку брат вскоре записал песни бардов.  Запись было, мягко говоря, не очень,  далеко не все слова можно было разобрать.  Название подборки   было своеобразное: «Высоцкий и под Высоцкого».  Так  я впервые познакомился с  творчеством Владимира Семеновича, песни которого  полюбил на всю  жизнь.   Началась "охота" за песнями бардов.  Радио, телевидение их не жаловали, пластинок тоже  не выпускали. В шестидесятые «надыбал» только две  гибкие пластинки:  В. Высоцкого «Песни из кинофильма «Вертикаль»  и Ю. Визбора  «Домбайский вальс».    Пластинки с песнями бардов стали появляться  с конца семидесятых.

В новом тысячелетии, когда вышла книга «Антология бардовских  песен», мне открылись полностью  фамилии, кто скрывался под записью «Под Высоцкого». Вся бардовская гвардия! Лучшие песни  Ю. Визбора, Ю. Кукина,  Б. Окуджавы,  Е. Клячкина,  А. Городницкого,  М. Анчарова,  А. Галича,  Ю. Кима,  В. Качана,  А. Дулова,  В. Вихарева,  Б. Полоскина,  А. Круппа.  Многочисленные современные барды, к сожалению,  редко зажигают во мне огонь интереса.

С середины семидесятых годов с большой эстрады по разным причинам стали исчезать любимые исполнители.  К началу восьмидесятых  осталась лишь Э. Пьеха. 
М. Магомаев ещё появлялся, но редко и новых песен у него почти не было. Закончился золотой век советской эстрады! Её оккупировали  А. Пугачева, С. Ротару и многочисленные ВИА.     Время, так называемых,  хитов.

Когда легализовались рок-группы, кое-что в  их творчестве было интересно. На стыке восьмидесятых и девяностых годов зажглась, как мне кажется, последняя звезда советской эстрады, Л. Привина.  Пронеслась метеором и исчезла…  Оставив очаровательные песни и грусть потери. В конце восьмидесятых я познакомился с песнями А. Новикова, В. Токарева, А. Асмолова,  Л. Успенскую, М. Шуфутинского.  Интересно  их было послушать. Девяностые годы запомнились только появлением Ю. Лозы и В. Цыгановой.
В новом тысячелетии наша эстрада меня фактически перестала интересовать. Звучат отовсюду одни и те голоса и, как будто, одни и те же песни.Современные слушатели наивно уверены - это самое лучшее: исполнителей прежних лет не услышишь.

Подход к песне у меня любительский: нравятся или не нравятся.  Раньше считал, что  много  песен  не удаётся «отловить» -  с пластинками в нашем городке былоне очень и с деньгами та же история. Когда учился в  институте все  вокруг меня были увлечены «Роллингами», «Биттлами», а я  ничего интересного в них не находил.  То ли дело  Высоцкий!  Я его мог слушать часами. Популярные зарубежные группы   и в дальнейшем не вызывали у меня  особого интереса.  Видно,  прелесть  мармеладности  их голосов мне не доступна.  Согласен,  ущербный, такой уж уродился, главное - себя дорогого люблю.

Надо сказать, несмотря на пресловутый «железный занавес», с выдающимися достижениями зарубежной эстрады нас все же знакомили. В 60-70г выпускались серии пластинок: «Музыкальный  калейдоскоп», «Всем,  кто любит песню»,  «Песни друзей», «От песни к песне», « От мелодии к мелодии». Конечно, достать их было нелегко. На «Маяке» были передачи: «Поющие меридианы», "На всех широтах", «Запишите на вас магнитофон». В шестидесятые и семидесятые годы  в стране были популярны   песни Далиды,  Милвы, Рафаэля,  Челентано, Мануэля, Т. Джона, Ф. Баккары, М Матье, С. Адамо, Б Стрейзент, Р. Армен, Д. Рида, Ш. Азнавура,  К. Валенты,  Л. Ивановой, Д. Марьяновича, В. Дроецки, Р. Караклаич, М. Ефремовича. Это только самые-самые.  Сейчас  моя коллекции зарубежных песен намного больше, но почему-то кажется, что  с шедеврами и там стало туго.
Новое время - новые  песни, но они, видно,  не для меня.


Рецензии
С удовольствием прочла, повспоминала. Пожалуй, я тоже загляну туда. Спасибо большое

Наталья Рыжих   06.03.2012 17:52     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо за внимание.Иногда очень интересно бывает заглянуть в прошлое, вспомнить, что было дорого.С наступающим вас праздником, пусть солнышко счастья светит вам всегда. С уважением, Бочкарев.

Бочкарев   07.03.2012 21:00   Заявить о нарушении
Под Вашими воспоминаниями я бы мог поставить свою подпись, настолько близко мы пересекались в музыкальных пристрастиях в прошлом веке.

Но, в отличие от Вас, все свои пластинки, кассеты и ленты я не отнёс в гараж, а оцифровал на компьютере в общедоступной программе АИМП в виде коллекции на жёстком диске с картинками обложек. После чего катушки пошли на свалку, кассеты - в гаражный проигрыватель, а пластинки так и стоят на верхней полке. Жаль расставаться с такой красотой, а к тому же жив и здоров вертак "Вега ЭП-120 стерео" с веговским же усилителем. Могу позволить себе живую музыку.

Наилучшие пожелания!

Александр Соханский   26.02.2016 13:06   Заявить о нарушении