А в ресторане...

       Кто из нас хоть раз в жизни не ходил в ресторан? Есть такие? Сейчас-то с этим нет проблем, вон они повыросли,  как грибы после дождя – китайские, итальянские,  даже МакДак теперь тоже ресторан.
      А во времена СССР их было не так много, желающих посетить куда больше, поэтому даже в самом задрипанном ресторанчике к вечеру обычно не было свободных мест. Впервые я попала в ресторан в восьмом классе. Мы отдыхали у родственников в Молдавии, и родители вместе с тёткой и её мужем, решили культурно отдохнуть. Тетка жила, да и продолжает жить в маленьком поселке городского типа, который сейчас стали называть городом. Я не была там лет так….  двадцать пять . Но в те времена это был типичный посёлок, в котором тем не менее имелось два! ресторана. Мы все приоделись для выхода. Родители опасались, что меня не пустят по причине юного возраста, но я натянула на себя сеструхино нежно-сиреневое платьице из кримплена, подкрасилась, и стала походить хоть на плоскую, но девушку.
        В первый ресторан мы не попали по причине отсутствия мест, пошли через весь посёлок в другой. Этот другой именовался звучно – Каса Маре, что в переводе с молдавского означало красивый дом. В красивом доме, который был не так красив как его название, места были. Это было что-то типа большой полутёмной избы с деревянными столами, стилизованными под старину, а по мне так просто хлам. В ресторане было всего одно блюдо – гречневая каша с мясом. Взрослые пили вино и наворачивали гречневую кашу, а я сидела и размышляла, зачем сюда ходят люди?
      Следующее посещение ресторана случилось уже в студенческие годы. Я училась в одном из московских вузов и жила в общаге. Осенью нас, студентов, гоняли на картошку, а спустя месяц-два выплачивали небольшие денежные суммы, якобы заработанные там.  Получали мы рублей по двадцать пять –тридцать, и сразу возникал вопрос куда их пристроить. Кто – то предложил сходить в ресторан. Так появилась традиция зимой ходить в ресторан.
       Одним из первых был ресторан не то «Аэропорт», не то «Аэрофлот» уже точно и не помню. Помню только огромный зал на втором этаже, где все стены были стеклянными. Там я впервые увидела настоящее меню. Мы с девчонками долго читали его затейливые названия, пока официант не пояснил, что надо спрашивать что есть в меню и на основании этого делать заказ. Хорошо, что в меню была не только гречневая каша. Обычно мы заказывали стандартный набор: «Столичный» салат, больше известный под названием «Оливье», какую-нибудь мясную закуску, десерт, кофе и вино. Суть посещения ресторана заключалась вовсе не в еде, все ждали, когда же заиграет музыка и можно будет потанцевать. В ресторане обычно бывает живая музыка, и лабухи, так называют ресторанных музыкантов, поют самые популярные у народа песни. Еще был такой негласный закон: играют лабухи до 22 часов, потом делают вид, что сворачиваются, тогда разгоряченные спиртным посетители,  за деньги заказывают у них ту песню, что пожелают.
        Часто по микрофону объявляли: «Для друзей из города N прозвучит песня…» И начинала звучать музыка. В те времена нам, молодым девчонкам, особо потанцевать было негде. Изредка в институте бывали дискотеки под бдительным оком дружинников, ну и в общаге по большим праздникам  нечто аналогичное. Но разве это можно было сравнить с вечером, проведённым в ресторане! Множество молодых людей, и немолодых, бросало на нас жгучие взгляды, приглашали на танец и всячески выражали своё внимание. Тогда я тупо не понимала прямо пропорциональной зависимости от количества выпитой ими водки и объёмом внимания.
         Кого мы только не встречали в прокуренных залах – нефтяников на отдыхе, бывших выдающихся спортсменов, научных деятелей, военных.
       Но самое веселое начиналось после закрытия, надо было успеть сделать ноги, чтобы эти обезумевшие фанаты не потащились за нами до общаги. Не подумайте плохого, тут не было никакой консумации, мы не просили что-либо нам покупать сверх заказанного, просто весело проводили время.
         Однажды мы пошли своей компанией в ресторан в моём родном городке. Был день артиллерии. После окончания института нам присваивали военное звание и выдавали военный билет. В военном билете у меня до сих пор записано – лейтенант , инженерный и технический состав. Наравне с ребятами мы, девчонки, посещали военную кафедру, где нам давали основы артиллерии.  Поэтому и решили тоже отметить этот день . Ресторан был полон военных. Все шло как обычно, по сценарию. В этот вечер я была неотразима. Тонкий костюм стального цвета подчёркивал фигуру, широкий темно-синий лакированный пояс охватывал талию. На груди висело чудное украшение в виде трех алых сердечек и такие же серёжки в ушах. Новые туфельки в тон поясу ловко сидели на ноге. Каблучки у туфелек что надо – высокие, тоненькие шпильки. Я нравилась сама себе, что бывает крайне редко.
         Мы танцевали почти все танцы, и хотелось еще и еще. Ко мне прочно приклеился статный майор. Он выразительно смотрел мне в глаза затуманенным взором. Приглашал на все медленные танцы, грациозно водил по танцполу, и многозначительно сжимал мою руку в своей. Надо сказать, мне он изрядно надоел. И каждый быстрый танец  встречался на «ура». Звучал очередной раз «Ах, Одесса, жемчужина у моря..», я лихо отплясывали, стуча каблучками. Вдруг мой каблучок зацепил подшитый подол юбки, и юбка, которая была на широкой резинке, опустилась вместе с ним на уровень коленок. Боже, какой стыд! Под юбкой был подъюбник кокетливого розового цвета. Несколько секунд ушло на то, чтобы отцепить шпильку от подола и вернуть юбку на привычное место. Конечно, ржали все: и мои подружки, и кавалеры в погонах. Майор просто озверел после этой сцены, прицепился ко мне как клещ. «Придётся уходить лесом, отстреливаясь,»- тоскливо подумала я. К счастью, к завершению вечера майор так набрался, что не отличил бы вилку от ложки, и мы с девчонками без помех улизнули с бала.
       Когда я начала работать в НИИ, меня на первом же собрании отдела единодушно избрали культоргом. В мои обязанности входило вести подписку газет и журналов, распространять книги, билеты в театры, а также заказывать рестораны. Инженеры так же как студенты постоянно ездили в колхоз. Летом наш отдел заготавливал сено, а осенью собирал картошку. За это давали отгулы и немного денег, которые потом дружно просаживались всем коллективом в ресторане.
      Тут у меня уж был выбор. Можно было выбрать любой ресторан Москвы. За несколько месяцев до дня икс, я заранее выбирала ресторан,  ехала в однодневную командировку, заказывала место и сразу утверждала меню. Это были «Москва», «Пекин», «Бухарест», «Седьмое небо» и другие. Совсем другой уровень - люстры из хрусталя, сверкающая посуда, изысканная кухня.
      Наши милые дамы за несколько месяцев начинали готовиться к этому мероприятию. Шили или покупали самые модные платья, делали причёски. Специально для поездки выделялся автобус, который вёз нас туда и обратно. После поездок у меня всегда был неприятный осадок. Будто тебе протянули конфету в блестящей обёртке, ты её разворачиваешь, а она пустая. Всё это чувство праздника убивалось тем, что коллеги порой напивались до совершенно хрюкального состояния.                Однажды наш старший инженер, солидный дядька, просто упал в раскрытые двери кухни. Одно дело, когда ты видишь посторонних людей в таком состоянии,  и совсем другое, когда ты ежедневно с ними встречаешься. Эх, не умеет пить русский народ!  Или слишком умеет?
     Так или иначе, после того, как я вышла замуж, перестала ездить по ресторанным вылазкам. Потом мы переехали в Воронеж, где я посетила ресторан лишь однажды, да и то всё было так обыденно, что и не стоит упоминания…


Рецензии
Завлекли Вы меня, Светлана, зарисовкой о Воронеже, моём любимом городе. Беглый рассказец; фото к нему говорит больше текста...

А теперь о ресторанах. Каса Маре (молд.) Вы переводите буквально, а значит неточно. На самом деле так называется у молдаван лучшая в доме комната, специально предназначаемая для гостей; хозяева в ней не живут. Так что не всякая Красная площадь - действительно красного цвета...

"Столичный" и "Оливье" - это, вопреки Вашему убеждению, совершенно разные салаты. "Столичный" - это картофельный салат с курятиной и огурчиками. Заправляется сметаной. Оформляется горкой. Ну, а оливье каждый знает, кто доживал до встречи нового года...

Спасибо за внимание.

Александр Коржов   08.06.2012 14:16     Заявить о нарушении
И вам спасибо, Александр, за замечания!

Светлана Белозерская   08.06.2012 14:57   Заявить о нарушении
Светлана! Ваш рассказ Как всегда великолепен.О том чем отличается салат "Оливье" от салата "Столичный" мне как говорят"по барабану". Суть не в этом, самое главное веселый, приятный, легко читаемый рассказ. Большое вам за него спасибо.

Борис Кириллов   12.10.2012 00:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.