Wissen ist Macht! Знание- Сила!

Когда я был маленьким, то часто болел. Это были болезни простудного характера.
Папа и мама напряжённо работали. Папа испытывал подводные лодки, а мама учила детей английскому языку и на переменах прибегала проведать меня и заодно засунуть в меня какую-нибудь пилюлю. Ко мне приходила и моя бабуля, поэтому говорить о том, что я был заброшен нельзя. Если, конечно, никто не мог навестить меня, то приходила соседка нашей огромной коммунальной квартиры тётя Вера. У тёти Веры не было правой руки,
Но с ней было здорово. Как-то я спросил тётю Веру куда она дела свою правую руку? На что она сказала, что меняла пробки и её дёрнуло током. Именно с тех пор я и начал боятся электричества.
Я уже закончил школу, и отучился в Академии, знал неплохо электричество, но страх посеянный ещё в детстве прочно сидел в башке.  Это было плохо, потому, что электро- системой  управлял штурман.
В 83 году меня отправили в Ульяновск переучиваться на Ту-134. А на этом лайнере вся электрическая система и управлялась штурманом. Я ещё кроме переучивания познакомился со своей будущей женой, которую даже потом прозвал Miss Ту-134.
5 июня я проводил её до дома и поехал спать в нашу гостиницу. Нужно было ехать на автобусе через мост длиной 98 копеек  на такси, в  ценах  того времени. Я возвращался  около одиннадцати часов вечера, когда теплоход Александр Суворов,
протаранил мост, из-за ошибки капитана. В этот момент по мосту шёл поезд, гружёный лесом. От удара поезд сошёл с рельс, некоторые вагоны сошли с рельс, а стволы деревьев вмиг заблокировали проезжую часть. Уже через пару часов мост начал функционировать и я добрался до нашей гостиницы-общаги, когда ночь уже заканчивалась. Я плюхнулся в кровать и благополучно проспал. Первой парой было радионавигационное оборудование Ту-134А. Преподавала нам его  Берта Николаевна, женщина строгая и очень принципиальная. А я опоздал. Я открыл дверь, и Берта Николаевна начала меня отчитывать, как нашкодившего ученика.
- вы, что не знаете, что произошло?
-а что произошло?
-как,  Вы не знаете?
Кстати, трагедия, унесшая жизни около двух сотен людей была неизвестна даже в самом Ульяновске! Событие не освещалось прессой вообще!
А сейчас…сколько газет, столько и различных видов информации…
Именно тогда Ьерта Николаевна и сообщила, то что спасло нас возможно, позже…
  “Как-то меня решил проверить И.О. штурмана эскадрильи Виктор Степанов. Полетели мы в Уфу. Отдельные грозы успешно обошли и без особых приключений уже сели. Взлетаем, а там очень хитрый отказ локатора происходит, а грозы нас уже ждут. В руководстве по лётной эксплуатации, такого отказа вообще нет, но когда я ещё в Ульяновске учился, запомнил, что наша Берта Николаевна об этом говорила и, следуя полученным знаниям, я тот отказ устранил, и грозы мы успешно обошли. Такое у меня случилось на 15 или 16 году полётов на Ту-134 первый раз и я был уверен в передаче этого опыта, но этого не произошло.” “это из 10600…
На самом деле мы заходили, как в горном ущелье. Страшные, сизые грозовые очаги стояли справа и слева, извергая молнии почти каждую минуту.  Мы сели и разразился ливень и грозы сошлись, закрыв тот коридор, по которому  мы  только что дошли до аэродрома. Порт закрылся.
Правда через час, он открылся, и мы пошли на взлёт почти по расписанию.
На исполнительном старте (т.е . на полосе, перед разбегом) я взглянул в локатор.
Не было гроз, обойти которых было нельзя. Через 35 секунд мы были уже в небе.
И в тот момент происходит тот  самый отказ локатора. Перегорел один из предохранителей и локатор мог показывать картинку только далеко, за 200 километров. А нам нужно было знать то, что под носом творилось, тем более, что мы вошли в облачность. Иными словами, это как Невский проспект с закрытыми глазами переходить.
Мы шли в наборе. Благодаря знаниям,  полученным у Берты Николаевны 5 июня 1983 года  я знал предохранитель, что следует поменять. Я его менял, даже  не отключив питания. Там где те предохранители были, было темно, поэтому я просто считал  номера предохранителей. Не промахнулся! Время не только деньги!
И вот отлетав четверть века, получив страшнейшую болезнь, но продолжая трудиться, на благо нашей авиакомпании мне удалось найти Берту Николаевну и подарить ей свою книгу. Почти 30 лет спустя!  Может те знания спасли нам жизнь. Кто знает?

 

 


Рецензии
Здравствуйте! Много наших преподавателей учили нас чему-то. Вы же усвоили и применили аж через энное количество лет, так что целиком практически Ваша заслуга.

Берта Николаевна- хороший преподаватель.Читаю Вас, потому что интересно узнать об авиационых буднях. Летала много на самолетах. Тоже были приключения- то кружим, то топливо вырабатываем, то шасси не выходит, то уходим на запасной аэродром.
А вот был случай. Самолет взлетает, но мотор не тянет и нет подъемной тяги, и звук не тот, и вроде как в яму оседаем. Затем взревел как надо, и мы поднялись...

Не всегда пишу отклик, извините. Перехожу на другие ссылки.Но сюжет любопытные.
Готова приобрести книгу.
С уважением и пожеланием всего самого хорошего!

Иоанна Максимова   18.10.2023 21:34     Заявить о нарушении
Берта Николаевна живёт в Ульяновске, одном дворе с двоюродной сестрой моей жены.
отклики-здесь болтовня. куда приятнее просто общаться как делаем это мы. Книги уж нет. Про непонятную эту систему я Вам в одном отзыве написал. "Самолет взлетает, но мотор не тянет и нет подъемной тяги, и звук не тот, и вроде как в яму оседаем. Затем взревел как надо, и мы поднялись..." УБИРАЮТСЯ ЗАКРЫЛКИ. ПРОИСХОДИТ УМЕНЬШЕНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ. ПИЛОТЫ УВЕЛИЧИВАЮТ РЕЖИМ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ. Про не тот звук Полетели мы как-то в Кишинёв детей отвозить, и набралось их человек 100. С нами был проверяющий, штурман-инспектор управления Шаров А.А. Проверяющие в Архангельске своё место и цель полёта знали, и поэтому только проверяли. А тут он меня возьми и попроси “Я, Лёша, скоро уж летать разучусь, дай мне хоть до Питера самому долететь.“ Очень это было удивительно услышать и конечно, я не мог отказать этому замечательному человеку, тем более, ещё и потому, что бригада стюардесс была, наверное, самой лучшей у нас в управлении. Обычно, я летал в кабине или переднем багажнике, а тут сел к этим девушкам поближе, рядом с входной дверью.
Самолёт только-только был перекуплен, как раз в Кишинёве, и его бортовой был 65898. И вот мы уже разбегаемся. Но не тот звук слышится у входной двери. Совсем не тот. Я смотрю на дверь. У неё даже окантовка не так покрашена, как у нас в Архангельске. В общем, подумал я, что дверь не закрыта, а самолёт уже отрывается. Я у двери и проверяю её на закрытие. Это считайте, был только порыв, так как двери открываются во внутрь и высокое давление внутри, против
меньшего снаружи, всё равно бы не дало ей открыться, то есть скорость действия, превзошла скорость мысли.
У девчонок, о том что, я собираюсь выйти, мысли не возникло, и они тут же сообщают Серёге, что дверь, вроде не закрыта.
Серёга после отрыва убирает и контролирует уборку колёс, следит за работой двигателей и через 10-15 секунд ему уже надо убирать закрылки, а тут такая вводная. Серёга бросает контроль, и, матерясь вбегает на кухню, в 3 метрах расположенную от кабины, а я уже, убедившись, что дверь закрыта преспокойно сажусь на место и очень удивлённо смотрю на взмыленного Серёгу.
- Тьфу, ты чёрт, я ведь всё закрыл, и сигнализация сработала, с вами инфаркт можно заработать!
Умчался Серёга назад убирать закрылки.
С тех пор я никогда не летал у входной двери на незнакомых самолётах.
После рассказа Николая, о не синхронном выпуске закрылок, я начал бояться именно этого, рулей не хватит. Я просто панически боялся момента, когда начнут выпускать закрылки. Закрылки выпускаются сначала на 20 градусов, а потом на 38. Вот я летал, и в эти секунды боялся. Боялся недели, может 2. Это было летом, то есть мы за эти две недели минимум летали раз 20 туда и обратно, значит, раз 40 я боялся. И вот тогда-то я и сказал себе: или ты уходишь к чёрту отсюда, или перестаёшь бояться. Остался, и страх прошёл... Серёга ушёл в прошлом году, а Юрий Иванович в начале этого...шёл 2023. Рассказик в самом начале.

Поправкин   28.08.2023 11:00   Заявить о нарушении
Я прочла этот рассказ! Спасибо, что привели полностью. Нет книги, значит я выпишу кое-что. Особенно мне понравилось " сначала выкурим твои сигареты, затем каждый свои", "без лапы -инвалид", вообщем, я -Ваш читатель. Может, не я, так отец летал с Вами, так как он долгое время работал в Архангельске -с 1968 до 1982, затем Мурманск до 1986 года. Я об этом пишу повесть, 2 главу Вы прочли - а надо бы 1, так как там как раз о полетах "глазами ребенка" , как пишет Мила Стояновская... "Оранжевое небо". http://proza.ru/2023/03/24/1913


Иоанна Максимова   28.08.2023 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.