Казахи

   Новый год встречал в Казахстане. Всякое можно было услышать за праздничными столами. Правда, истории не всегда были связаны с Новым годом и Рождеством...

      СЫРЛЫБАЙ

   В Хобдинском районе, в селе Хабаловка, Сырлыбай жил от самого рождения. И уже пошёл седьмой десяток, а он всё продолжал работать. Работа несложная – в школе истопником. Иногда что-то помогал там же, в школе, по хозяйству. Где парту починить, где мелу к урокам наколоть. Но однажды на этой тихой работе подстерегла Сырлыбая беда. Убирал он в учительской шваброй паутину с потолка, из углов разных и задел нечаянно портрет Вождя и Учителя, товарища Сталина. Портрет он тут же поправил. Даже протёр тряпочкой. Но уже полчаса спустя вызвали его к директору. И там про портрет спросили. Откуда узнали? Никого рядом не было, когда Сырлыбай совершал свой проступок. Но сразу спросили про портрет. Спросили – это потому, что не один директор находился у себя в кабинете. Рядом с ним Нуржан сидел, местный милиционер, совсем мальчишка ещё. Сырлыбай и рассказал всё, как есть. И как снимал паутину, и как случайно Портрет задел. Чуть-чуть. Но потом сразу поправил.

   Тут Сырлыбаю пододвинули листок с бумагой, чернильницу и приказали всё описать подробно. Потом идти домой и там ждать.

   Ну, пошёл Сырлыбай домой. Дома тоже дел хватало. Бабку свою чаем напоить – что-то слегла, второй день плохо как-то кашляет. Стенку у землянки подпереть жердью – наклонилась, вот-вот рухнет.
   
   К вечеру пришёл Нуржан, объявил решение дирекции школы и его лично. Что нужно ему, Сырлыбаю, дать все объяснения в городе, в НКВД. А, поскольку транспорта в посёлке нет, то пусть идёт туда пешком. Да поторопится.

   До города от Хабаловки около ста вёрст. За один день не дойдёшь. Хорошо – лето на дворе, погода хорошая. Утром завернул старик в тряпочку несколько лепёшек – и отправился в НКВД. День шёл, потом заночевал в скирде соломы. Потом с утра дальше двинулся. Повезло. На дороге машина попалась, грузовик. Забуксовала в песке. Сырлыбай шофёру помог, вместе палок всяких натаскали. У шофёра ещё кошма нашлась, её тоже под колесо кинули. Выбрались. Шофёр согласился подвезти Сырлыбая до города. Конечно – о чём разговор! Места в машине много, а без помощи Сырлыбая он бы ещё, неизвестно сколько, в степи бы сидел. Разговорились. Шофер про свою семью рассказал. Сырлыбай – про свою неприятность. Шофёр остановил машину, Сырлыбая высадил. Пришлось дальше опять пешком идти.

   Ну, ничего, добрался он до города. Нашёл на улице Ленина дом, где НКВД находился. Там его приняли, прочитали бумаги, которые через него передали в НКВД Нуржан и руководство школы. Отругали, что долго добирался. Наверное, за это потом бить сильно стали. Обе руки сломали. Глаз выдавили.

   Потом вывезли ночью за город и расстреляли.

   Не одного его.

   Много их в ту ночь было набито в машину…


        ПРО ЛЫСОГО ВЕРБЛЮДА

   Ариадна Васильевна жила в Ленинграде. Однажды, в конце октября, шли они с дочерью Валей домой. Их схватили прямо на улице. Остановилась машина с надписью «Хлеб», выскочили из неё  хорошо подстриженные мужчины в штатском, скрутили матери и дочке руки и втиснули в будку. Вокзал, «телячий» вагон. Через неделю холодный перрон станции Кандагач в Казахстане. Их высадили, сказали: «Здесь вы будете теперь жить!». Толпа разбредалась, кто куда. Семилетняя Валя плакала. От голода. От пронизывающего, ледяного ветра. На перроне они оказались всё в тех же тонких плащах, в каких их арестовали в Ленинграде. Ариадна Васильевна не плакала. Просто терпела. Терпела.

   Их приютила семья казахов. В землянке, куда семью из Ленинграда привела пожилая женщина, было тесно. Много детей и то, что называется простым, привычным в те годы словом – «нищета». Стали вместе жить. Делили поровну еду – шелуху от ячменя, чай, заваренный на травах. Спали вместе, чтобы теплее. В землянку иногда заходил старый казах. То ли родственник, то ли – сосед. О чём-то переговаривался с хозяйкой, пил травяной чай, посматривал в сторону «орысов». Потом пришёл как-то ещё и не один. Привёл в поводу остриженного наголо верблюда. Через спину у верблюда были перекинуты мешки. В них было немного еды – отходы зерна и – верблюжья шерсть! Хозяйка Рысгуль перевела, что он пытался сказать: - Сейчас холодно. А впереди зима. Мать с дочкой не выживут!..
Они выжили. Вале и Ариадне Петровне очень помогли носки, кофточки и юбки, связанные из тёплой верблюжьей шерсти.

   Выжил ли верблюд, который в канун жестокой казахстанской зимы оказался совершенно голым?..

   Валя не знает этого.

   Сейчас она живет в Петербурге. Профессор. Работает в университете.


Рецензии
Всё правильно в рассказах и рецензиях. Кто под колесо не попал, считает такое положение вещей справедливым, правильным и не случайным. Кто не бывал, не знает какое смешение народов, какой там Новый Иерусалим устроили в те годы. Устроили насильственно и людей бесправных. И что удивительнее всего: зная наши порядки, многие не хотят понять, что их кости машина перемолола бы с тем же успехом. Или им невдомёк потому, что на диване тепло, или фантазия убогая, или в праведность свою так верить хочется ...

Виктор Поле   08.01.2012 14:16     Заявить о нарушении
Всецело разделяю Вашу точку зрения. Почему-то защитники коммунистического режима уверены, что это кого-то другого, а никак не их гноили бы на каторгах и сваливали в кучу в коллективные могилы...

Александръ Дунаенко   08.01.2012 22:25   Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор! Я одного не понял: Вы, я так уловил, под Красное Колесо не попали, а, тем не менее, не считаете тогдашнее положение вещей "справедливым, правильным и не случайным"? И попали под эту "костедробительную машину" не такая уж значительная часть 200-миллионного народа. Мне известны цифры. которыми оперировал Солженицын и Ко, не спешу соглашаться с ними. (Есть ложь, большая ложь и ... статистика.) Простой пример из арифметики. В Отечественной войне, длившейся 4 года, погибло 27 миллионов советских людей. 15 процентов населения.В каждой семье числится несколько погибших. У меня погибли два двоюродных дяди. еще один был в плену с 1942 года. отец-фронтовик был ранен, наверное, еще кто-то, кого не вспомнил. Да и семьи на протяжении нескольких поколений были немногочисленные: 1-2 ребенка.
В период "сталинских репрессий". который длился лет тридцать, не погибло ни одного, одна раскулаченная семья моей двоюродной бабки вернулась из ссылки с Зауралья в 55-м году в полном составе. При том, что в моем роду - ни по матери. ни по отцу - не было ни одного коммуниста. Примерно такая же выборка и в семье моей жены и, если перебирать, в семьях других родственников, о которых я знаю. Знаю другие семьи, где погибала в войне значительная часть, слышал о таких, где погибли все. На "репрессивизм" у меня таких данных нет, а по Солженицыну этих жертв должно быть вдвое-втрое больше, чем военных.
Согласен, они есть и в большом количестве, но если даже автор "казахских новелл" вспоминает лишь одного деда (вечная ему память), то не очень вырисовывается столь мрачная картина.
Насчет "нового Иерусалима" униженных и бесправных в Казахстане...Казахстан и в те годы был не самой захудалой провинцией. Во-первых, к нему были прирезаны земли уральских, семиреченских, оренбургских. сибирских казаков, вместе с населением, которое имело достаточно высокий уровень образованности по стране. Целые российские области - Уральская, Гурьевская, Павлодарская, Целинный край. В Казахстан во время войны были эвакуированы крупнейшие заводы с западных территорий СССР, перевезены оттуда же крупные высшие учебные заведения, созданы научные центры. Вместе с научными кадрами, высококвалифицированными работниками. В одной Актюбинской области, где мне довелось в свое время жить, стал работать крупнейший Ферросплавный завод, Химический завод в Алге, Завод хромовых соединений, Рентгензавод. Переведен медицинский институт, ставший центром подготовки медицинских кадров для всего Казахстана и не только. Был создан величайший космодром, где тоже необходимы были специалисты высочайшего класса. С 1953 года началось освоение целины, куда ехали (добровольно)сотни тысяч специалистов сельского хозяйства, железнодорожники, строители.И это "новый иерусалим" бесправных подданных! Да Солженицына перечитайте, хотя бы "Раковый корпус". Там как раз немалое место уделено медицинским специалистам, и насколько я помню, не замечалось там административно-сосланных. А НКВД еще тогда над героем Солженицына "зверствовала".
И еще возникает такой вопрос к авторам и рецензентам. Вы свое образование и научную базу повышали и расширяли в тех самых условиях, когда бесправным гражданам кости ломали? Я понимаю, времена уже были другие, но наследники тех самых НКВД-шников еще в силе были. И Вы, наверное, тогда верой и правдой служили тому самому режиму (уже с "человеческим лицом"), который дал Вам и образование, и "уверенность в завтрашнем дне", связанную и с обороноспособностью страны, созданную столь "варварскими, антигуманными" методами и с "верхним" образованием, которое вы получили в стране, которая успешно ликвидировала безграмотность среди той. по-настоящему подавляемой части населения Российской империи. которая вряд ли могла получить его до установления этого самого режима. (Кстати, не могли бы вы уточнить, к какому привилегированному классу принадлежали ваши предки, и интеллигентом в котором поколении вы являетесь?)
Я так понимаю, что с появлением у этого режима конкретно обозначенных черт "человеческого лица" и ваши собственные колебания стали меняться в соответствии с "линией партии". Раз не запрещено, стало быть - разрешено. И тут, вместе с "мутной водой коммунизма", можно выплеснуть и "ребенка" государственности. Ведь главное - обозначиться на тех рубежах, которые занимает "цивилизованное человечество". И которому нет никакого дела до вас. Из соображений "разумного эгоизма",

Николай Адамов   11.01.2012 18:26   Заявить о нарушении
Уважаемый Николай!
Начну с начала, правда этим и закончу. Семья отца случаем избежала репрессий. Мужчины на фронтах погибали. Да, сам я репрессирован не был, но будь бы так, нам бы возможно и не поговорить было. А Вы не знаете как с ними разговаривать, даже если их не так вроде и много? Я думаю доводы их бы мало успокоили. Отчим мой, горный инженер, всю жизнь на золоте проработал. Он рассказал сколько и как там зарыли.

Виктор Поле   11.01.2012 23:17   Заявить о нарушении
Насколько знаю, бесполезно даже репрессировать тех, кто уверен, что всё было по делу. Они будут кричать: "Да здравствует Сталин!" А фактическими вещами они не интересуются. На самом деле, большая часть этих людей может быть хорошими людьми. Просто они таким образом - в доступной им форме - выражают протест против нынешнего положения (при этом они верят тому, что им врут с экрана ТВ) - надеясь, что великий вождь (в их воображении) разберётся с теми проблемами, с которыми сами они разобраться не в состоянии :(

Ааабэлла   08.03.2019 22:01   Заявить о нарушении
У них ответ простой: как иначе было страну из разрухи поднять?
То что сами эти "созидатели" предварительно всё разрушили - базару нет, это стихия. Ограбили гохран, граждан, церков, музеи - добро продали - купили оборудование на гнилом Западе, наняли западных спецов, граждан сделали рабами - Победа! Построили Индустриализацию. (Это либерастам разрушение СССР простить неможно. Это они разрушители.)

А что коммунисты костей много зарыли, остальных сделали рабами - а как страну поднять? А какую Страну создали - страну рабов? Да, граждан учили - но для чего? А чтобы был квалифицированный исполнитель. План то был - Мировое господство! Не так ли?

Экономику подняли не для людей - для войны, солдатов наклепали - каждый рвался воевать - Войну выиграли! Значит всё искуплено? А результат где? То что больше пепла чем гумуса, то что границу стерегли не для народа - но от народа: как волю дали - тут же счастливые граждане Самой передовой Страны Советов и побежали, это почему?

Лакейская философия какая: добра прибыло - значит всё правильно и ровно - хороша не всем. Тебя выкормили краденым - вот и молчи, не надо было есть - устраивает тех кто карденным и дальше пробиваться хочет...

Виктор Поле   09.03.2019 16:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.