Вера и фанатизм

Мир духовный — мир тонкий, но именно там мы бываем оплетены самыми крепкими сетями. Попробуем различить в его пространствах, что есть вера, а что — фанатизм?

Вера и фанатизм

Фанатизм является имитатором веры, ее подделкой, неким миражом для самого же фанатика, который собственный горячечный обман искренне принимает за веру. Православные бы сказали, что в данном случае имеет место нахождение человеческого сознания в сильной степени прелести, т.е. самообмана.

Вера всегда апеллирует к здоровой части души, лишенной горячности, страстности и нездорового пыла. Там она находит свой приют, укрепляясь сама и укрепляя одновременно душу. Вера рассудительна, покойна и, как настоящая любовь, не ищет своего, и пускает свои корни в истине и духе, пытаясь на этой почве наполниться плодами по мере срока их созревания.

Фанатизм не таков. Он ищет «дрова» для своего огня, пылающем страстями в больной части души, распаляя эту рану еще больше, пока пожар окончательно не затмит ее разум.
Имеется ли видимый внешний критерий для различения веры и фанатизма? Ведь принять смерть за свои убеждения одинаково могут и истинно верующий и фанатик. И не всегда фанатик проявляет вовне возбудимость. Внешне он может быть выдержан и очень спокоен. Пламя безумия не всегда видно окружающим. Несмотря на то, что чаще всего фанатизм все-таки виден непредвзятому оку, применять слово «всегда» было бы неуместно.

Скала веры в отличие от фанатизма не знает разочарований. Фанатизм же, встретив на своем пути ложь адептов идеологии или религии, которым он так страстно поклоняется, впадает или во тьму уныния или в неукротимый гнев в отношении прежних кумиров.

У веры же нет кумиров, так как она живет и дышит истиной и духом, впитывает соки из тех почв, где не живут ложь и страсть. Ей, как скале, никуда не нужно распространяться, никого ни в чем убеждать, так как она существует не для того, чтобы «охватить массы», а для того, чтобы объять каждого человека изнутри, став его личной основой и опорой.

Зачастую как мы не осознаем в себе здоровье и жизнь, как естественные состояния, точно также мы не осознаем в сее и веру. Фанатизм же наоборот, возбуждает ум перечнем убеждений, борется за «правду», желает привлечь к себе единомышленников, которые бы внешним образом поддерживали в нем правоту идеалов. Однако среди единомышленников фанатик всегда стремится быть первым среди равных.

Вера же сорадуется единомыслию безыскусно, радость ее абсолютна и она не имеет цели утвердить себя в других людях. Так, например, друг радуется другу. Думается, крепость веры осознается человеком и окружающими его людьми только тогда, когда кто-нибудь пытается ее сдвинуть. Именно тогда скала и предстает скалой, остается недвижимой и не дает рухнуть зданию, построенному на ней.

Если фанатизм легко может перечислить свои убеждения, четко разложив их на первое, второе и т.д., то вера, хотя и знает, чему верит, проявляется скорее во внутреннем различении верного и неверного в каждой конкретной ситуации в повседневной жизни. Это сродни какому-то дополнительному органу чувства, который ведет человека по верному пути. Вера не кричит с трибун: «Долой!» или «Все на митинг!», она тихо живет в человеке, давая силы жить ему самому и всем вокруг него, какие бы идеалы они ни исповедовали.

ВЕРА.
Не агрессивна, миролюбива.
Умеет слушать и слышать.
Как ни парадоксально, имеет колебания и сомнения, отчего произрастают усилия воли к ее укреплению.
Не довольствуется усвоенными знаниями, стремится к их подтверждению, закреплению и расширению.
Ещё один парадокс – человек не видит её в себе.
Сорадостна проявлению ее в других людях.
Безмятежна в моменты проявления.

ФАНАТИЗМ.
Агрессивен, пытается навязать окружающим свою систему ценностей различными способами, в том числе и путем «мягких» уговоров.
Слышит только себя.
Непоколебим и тверд.
Чаще всего - самодостаточен в том, что знает и не имеет нужды в дополнительных подтверждениях.
Считает себя истинно и крепко верующим.
Ревнив, если видит в ком-либо «еще более крепкую веру».
В моменты проявления экстатически горд


Рецензии
Веру создают (в виде религии) именно фанатики, готовые, как убить за неё, так и умереть (на что способен далеко не каждый верующий), они же её и продвигают, и только, когда она утвердится, то верх берут политики-иереи, готовые ради упрочения своей власти и расширения паствы на компромиссы (ведь цель оправдывает средства, по их мнению). Когда же организация, которую они возглавляют, вырождается, то уже борется лишь за своё существование и привилегии.

Ааабэлла   21.10.2021 17:58     Заявить о нарушении
Я взяла паузу, чтобы обдумать Ваш отзыв и ответ. Вере не нужна религия. Знаете, как в Ведах: " Человек состоит из веры. Какова его вера - таков он."
Мы верим, что завтра наступит рассвет, что поезд доедет до станции назначения, и прочие такие вещи, о которых мы, порой, даже сознательно не думаем, просто мы живем и действуем, будто это всё будет. Это вера. А фанатик свою псевдоверу формулирует в виде религиозной идеи. И так далее, как Вы и написали.

Татьяна Васса   24.10.2021 11:54   Заявить о нарушении
Мне представляется, что вы слишком расширительно толкуете понятие "веры", включая в него, по сути, все наши мнения и чаяния. Где тут бог, который должен вас интересовать в этом вопросе? Верить в том смысле, о котором вы пишите, можно в себя, в других, в правительство, в то, что за средой наступит четверг и так далее. На мой взгляд, это несколько иная вера.

Ааабэлла   24.10.2021 16:40   Заявить о нарушении
Так так и верят.И Бога через запятую ставят, сами того не замечая. А для меня Бог не через запятую. Он - всё, в том числе и я, и Вы...)

Татьяна Васса   24.10.2021 19:46   Заявить о нарушении
Вы - последовательница Спинозы?

Ааабэлла   24.10.2021 21:24   Заявить о нарушении
Не только.)

Татьяна Васса   25.10.2021 18:47   Заявить о нарушении
Тайная?)

Ааабэлла   25.10.2021 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.