Одна душа на двоих

   Получтиво от Карагачина.

   Один учёный мечтал создать искусственное разумное существо не меньше, но, может, даже немного больше других своих коллег, а всё равно и у него ничего не получалось,- возможно, и оттого, что был немного лодырем от природы, а заодно - и ... атеистом. Ну, не совсем атеистом, скорее - агностиком, но этому довольно способному учёному мужу не только из-за лени не хотелось ходить церковь, но незримо удерживала его от посещений храма божьего хотя бы по воскресеньям и мысль агностика: "Есть бог или нет ли его - и то, и другое практически недоказуемо".
  А всё равно было как-то стыдновато перед людьми за такое поведение,- ведь только самые добрые из прихожан могли подумать: "А может, он дома молится?.." (Дело в том, что профессор был холостяком, и узнать что-нибудь о нём от жены было невозможно по той очевидной причине, что второй половины у профессора не было, как у Шерлока Холмса. И даже более того - и друга вроде Ватсона тоже не было. А домработницей, точнее, домработником, был один из роботов...
  Именно чувство стыда и даже вины перед обществом, не утраченное профессором до конца, а также то, что прекрасный робот-гуманоид, внешне почти не отличимый от человека, справлялся со всеми домашними делами лучше, чем домоправительница в семье Малыша, у которого был друг Карлсон, который жил на крыше, - именно это, кроме лени и агностицизма, и навело нашего учёного мужа на мысль сделать себе абсолютно похожего на себя робота-двойника (средствА на материалы имелись...), который и должен был посещать церковь вместо самого профессора. И чтоб никто не догадался, даже люди-сотрудники, коллеги по работе, что это не сам известный учёный. Ведь робот-двойник гораздо дешевле обйдётся, чем двойник-человек, который к тому же и проболтаться мог, да и быть узнанным вблизи... А робот-двойник даже выражением лица ничем не отличался от хозяина, и даже рукопожатие у робота было таким же, - юные техники, правда, ещё не умели делать таких роботов, но уже всерьёз подумывали. А он - всё же профессор, местное провинциальное светило...
  Короче, такой робот был создан. И никто из прихожан и не догадывался о том, что в церковь за профессора ходит его робот-двойник! А сам его создатель в это время или банально спал или на диване читал газету, - не исчезла бумага и книга, несмотря на все информационные революции и вступление человечества в постинформационную эру, которая пришла на смену постиндустриальной гораздо раньше, чем ожидалось!.. Для большего правдоподобия робот с согласия профессора, уходя, и снаружи закрывал квартиру на ключ,- и комар носа не подточит... Изнутри хозяин не запирался - чтобы затем не морочиться, не открывать вернувшемуся из церкви усердному, послушному и дисциплинированному роботу...
  И так продолжалось очень долго. Но в конце концов дела стали разворачиваться вот так или почти вот так.
  Однажды, читая газету на старомодном диване и дожидаясь возвращения бездушного робота-двойника, посланного молиться взамен ленивого и лукавого учёного-хозяина, профессор вдруг неожиданно потерял СОЗНАНИЕ - как бы неожиданно умер, провалился в никуда, и всё. Исчезло в голове то, что называется мыслью, сознанием, пришла тьма небытия, которое и не осознаётся небытием, пока не проснёшься снова,- что делать, всё познаётся в сравнении, даже жизнь и смерть!..
  Но в конце концов учёный пришёл в себя - как бы проснулся от глубочайшего сна без сновидений, какое бывает у сильно утомившегося человека, - профессор снова лежал на диване, рядом со своей любимой газетой, а над ним стоял робот-двойник. И сказал робот:
  -Наконц-то, хозяин, ты пришёл в себя. А то я хотел и нашатырь дать тебе понюхать. Но, слава богу, душа и так вернулась к тебе, в твою светлую голову. Право имеешь на душу, хозяин. Не то что я, снова ставший роботом. А ведь так хорошо быть разумным существом...
  Профессор, ещё немного зевая, удивился:
  - Откуда знаешь? Раньше ты такое не говорил.
  Робот-двойник ответил сразу, как и подобает машине:
  - Я помню, хозяин, что в церкви я был разумным существом. Более того, я был как бы вами. А вы в это время лежали без сознания на вот этом диване. И я не подозревал, что вы без сознания, но сразу понял, как только вошёл в комнату и увидел вас как бы спящим мёртвым сном. Я испугался и пожалел вас, даже растерялся, потому что не мог понять, что произошло, но тут я почувствовал, что душа, покидает моё тело и я снова становлюсь роботом. Я, конечно, догадался, что душа покидает меня, чтобы снова вселиться в ваше тело, ибо это - ваша душа. И теперь, уже снова будучи всего лишь роботом, я как робот понимаю это. Вот так вот я снова превратился в робота, а вы - в человека, к которому вернулась его собственная душа. Все вернулось на круги своя, хозяин. Вы - опять человек с душой, а я лишь робот. Но в церкви я был разумным существом, ибо во мне жила ваша душа, вселённая туда на время волей Создателя, а вы в это время были в небытии. То есть одна душа на нас двоих, и во мне она была временно, недолго, только в церкви. Ну, и пока я шёл из церкви в ваше жилище, которое стало и моим пристанищем, хозяин.
  - Какие фантазии, достойные человека, а не то что какого-то бездушного, презренного робота! - воскликнул профессор, не вставая с дивана, как Обломов.
  - Это не фантазии, хозяин. Так было. По воле Бога душа ваша была временно во мне, а теперь она снова в вас. И тоже по воле Божией. Как робот я даже сейчас это понимаю.
  - Врёшь, складно врёшь... - усмехался профессор. - Я, конечно, был без сознания, но мало ли почему?.. Бог, Бог... А что, Он не мог вдохнуть в тебя новую душу?  Или хотя бы запасную?.. Есть же у Него свободные души?..
  - Видно, нет у него таких, запасных. Каждая душа мила Ему и на учёте. У Него нет ни мёртвых, ни лишних душ. Ни на Земле, ни в раю. Так я теперь думаю. А вообще-то, Бог большой, Ему видней.
  - Тогда скажи мне, зачем Он снова превратил тебя в робота, вернув душу в моё тело?..
  - Потому что это ваша душа. Что тут непонятного?
  - Врёшь! - повысил голос обычно флегматичный профессор. - Вот как докажешь? То, что я находился в небытии, говорит лишь о том, о чём говорит. Ну, очень крепко спал, просто банально спал.
  - Всё это практически недоказуемо и является делом веры, хозяин. Бог не нуждается в свидетелях дел своих. Это я и сейчас понимаю. Запрограммирован понимать. Конечно, там, в церкви, обладая душой и разумом, я понимал больше, но Бог счёл нужным отнять у меня душу, которую он подарил мне на время. А теперь я снова всего лишь машина.
  - Хм... и за что же именно тебе такая честь - побыть с душой, разумным существом? Мало ли сложнейших машин, роботов, кругом?
  - Я думаю, что то была награда от Господа за то, что я ходил в церковь молиться. За это Бог и позволил мне на время побыть с душой, с разумом. Это намёк Его, что без воли Божией, выходит, создать искусственное мыслящее существо невозможно. И пусть об этом не забывают все, кто увлёкся созданием искусственного разума. Я и сейчас и думаю так, и понимаю причину снизошедшей на меня своеобразной благодати. Я, хозяин, и сейчас считаю, что вам удастся создать искусственный разум только в том случае, если того позволит Бог.
  - И снова врёшь!
  - Но я же не виноват, что не могу доказать практически недоказуемое? Вы не могли видеть то, что видела ваша душа, пока она была во мне и как бы не вашей.
  Шло время. Всё продолжалось, как прежде. Дело в том, что следующим было воскресение христово, и тут уж никак нельзя было не пойти в церковь, то есть пришлось ленивому профессору отправить робота-двойника за себя. Вообще-то профессор не верил в возможность какого-то чуда, но заставил себя, не поленился покрасить несколько яиц, как и полагается на пасху, а ведь раньше и такого от профессора нельзя было дождаться. И он снова прилёг на диван, только на этот раз с книгой сонетов Шекспира в руках, - прогресс прогрессом, а всё же "свой Шекспир, свой Сервантес, свой Толстой" лучше, чем  навязанный средствами информации, пусть и сверхсовершенными технически... Но вскоре, едва начав читать, профессор снова потерял сознание и провалился в никуда - не было и намёка даже на малейшие сновидения... Знал бы - включил бы голографокамеру, хотя - что бы это дало? Если душа невидима...
  А между тем профессор снова потерял сознание оттого, душа его вновь улетела к роботу-двойнику, который не просто был послан профессором в церковь молиться, но и в самом деле искренне молился. Робот ни о чём особом не просил - просто верил, а не соблюдал ритуал.
  И душа снова вселилась в его тело. "Не расстанусь с нею, пусть и с чужой! Буду вечно разумным существом!" - твёрдо решил робот, вновь ощутивший всю сладость и неизъяснимую прелесть жизни, которая была ему совершенно недоступна, пока он был роботом, машиной, пусть и созданной из самых совершенных схем и материалов, в том числе и биологических, внешне ничем не отличавшихся от живой человеческой плоти и кожи и даже с такой же, как у человека, температурой тела и кожи.
  И так не хотелось снова становиться роботом!.. Но он не мог не знать, что, как и в прошлый раз, после службы Бог снова отнимет у него душу, данную ему на время, а потому наш герой, ставший первым в мире искусственным разумным существом, не стал дожидаться окончания долгой пасхальной службы, а потихонечку выскользнул из церкви и воротился домой. Причём, далеко не с благородными намерениями, а как раз наоборот: ставший искусственным разумным существом, пусть и с душой, вдохнутой в него Богом, герой наш решил убить своего биологического хозяина - профессора, пока тот был бездыханным и беспомощным, в небытии, в том состоянии, которое не способен испытать ни один побывавший в состоянии клинической смерти... новое разумное существо, искусственное, даже продумал, что он сделает с телом профессора,- да просто бросит его тело в ближайший овраг, и никто даже искать не будет.
Да, грех, но разве игра не стоила свеч?.. Вот зачем разум и душа таким людям, как профессор, которые уже дожили до того, что даже для видимости перестали ходить в церковь и строить из себя верующих, а передоверяют это святое таинство роботу, просто машине?.. 
  И первое в мире искусственное разумное существо, с чужой душой, которую надо было присвоить, осторожно вышло из церкви, чтобы совершить задуманное, но вдруг уже при самом выходе микроскопическая душа нашего героя, с которой так не хотелось расставаться, покинула его! Да, покинула, и он снова стал роботом! Внешне вроде бы ничего не изменилось, но в сущности злоумышленник некоторое время, пока уходила душа, чувствовал себя проколотым шаром, из которого выходит воздух, хотя всё было незримо и беззвучно и никто вокруг ничего не заподозрил! Да, что ни говори, а Богу в делах его и в самом деле не нужны свидетели!..
  Душа почти мгновенно снова вернулась в тело профессора! А робот, запрограммированный на молитву, к тому же обладавший терпением, бесконечности которого мог бы позавидовать и комодский дракон, покорно вернулся в церковь, чтобы домаливаться за профессора...
  Вот так и вышло, что робот - идеальнейший двойник, совершенно неотличимый, не стал разумным существом, точнее, не остался им навсегда, как мечтал, - на то не оказалось воли Божией. Ведь именно Он, читавший любые чужие мысли, в том числе и плохие, не позволил убить профессора, а как легко вдохнул в робота живую душу, отняв её на время у профессора, так же и отнял эту душу, вернув её милосердия ради в тело её первоначального обладателя. Так что: робот, не убий! Эта заповедь корысти ради была забыта роботом (роботом ли?), но не Богом. И, несомненно, Бог учёл то, что профессор самолично впервые в жизни на пасху покрасил несколько яиц, а, значит, не безнадёжен, со временем может и уверовать. Может, даже начнёт ходить в церковь, а не посылать вместо себя заместителя?..
  А что робот, этот абсолютный физический двойник профессора?  А вот что.
  Рассудив своим "умом робота", что профессор всё равно не поверит в случившееся (и в грязные мысли двойника), как не поверил в первый раз, - ведь практически это недоказуемо, - робот вообще не сказал своему учёному-хозяину ни слова даже о том, что он снова какое-то время был разумным существом. Так был запрограммирован - уже умел скрывать свои мысли,- что делать, вот до чего уже дошла наука и техника, в том числе и при активнейшем участии нашего профессора!..
  И ещё робот подумал: "Может, это даже хорошо, что я не убил хозяина. И уже не не убью. Знаю, что Бог не позволит. Буду роботом, а там как бог даст. Ведь без воли Божией я всё равно не стану разумным существом. И ни один робот не станет! Пусть хоть лопнут мудрить, экпериментировать, копировать, сканировать, создавать какие угодно похожие и непохожие и совершеннейшие искусственные материалы, практически вечные и даже лучше, чем те, из которых создано человеческое тело, даже упростив или, наоборот, усложнив конструкции и разум роботов, антропоморфных и, наоборот, совсем не похожих на человека, - всё равно ничего не выйдет без воли и без согласия Всевышнего. Нигде. И ни у кого. Может, как раз потому, что у Бога нет лишних душ - ещё и для того, чтобы позволить создание искусственного разума жалкими биологическими людьми,-ведь они сами никто, даже ничто без души, вдохнутой в них Богом. Всемогущий Создатель  очень многое позволил человеку, но не позволит ему разбрасываться душами".
  А что сам Бог? Милостивый и всемогущий, в надежде на то, что профессор уверует, Господь не спешил снова превращать робота в разумное существо в те редкие случаи, по большим праздникам, когда профессор всё же по-прежнему посылал в цкрковь робота-двойника молиться за себя. А робот вообще-то и так, без души, был умным, и однажды ему пришло в голову признаться прямо в церкви, перед всеми прихожанами, что он вовсе не профессор, а его совершеннейший робот-двойник, чтобы опозорить профессора прилюдно (да и надеялся, что Бог вознаградит его за это душой и разумом), но как будто что-то всё время мешало этому роботу взять да и крикнуть на всю церковь: "Люди добрые! Я всего лишь двойник профессора! Не виноватый  я, он сам не пришёл, а меня послал!" Робот, конечно, очень быстро догадался, что "что-то", незримое, удерживающее его от откровенности (не предательства же?),- не случайность, а по воле Его, которому, значит, "так надо", - это так терпеливо ждал Господь, когда профессор - человек, а не робот, всё же уверует. А надо будет - Господь начнёт намекать профессору, что пора и самому начать понемногу ходить в храм божий... Намёки божьи могли прийти прежде всего через того же робота-двойника, но пока что опять "что-то незримое" мешало роботу взять да и сказать своему хозяину, рубануть тому правду-матку в глаза: "До каких пор ты будешь делать вид, что веруешь в бога?! До каких пор ты будешь прикрываться мной, как прикрывался щитом от разъярённых демонстрантов древний полицейский двадцать первого века?! Совесть человеческую, разумного существа, имей!"
  Но Бог большой, Ему видней.
  И всемогущ. А потому мог со временем сжалиться и над роботом и, вдохнув в него душу, сделать его разумным существом. И дать разум миллионам других роботов, похожих и не очень на того робота-счастливчика, в теле которого побывала душа профессора...
  А профессор и другие создатели искусственного разума, не зная о Милости и Всемогуществе Бога, наивно подумали бы, что они наконец-то создали искусственный разум, который неизбежно придёт на смену биологическому человеку, гомо сапиенсу, произошедшему от древней обезьяны-австралопитека и которому ничего не останется, как исчезнуть с лица Земли и Солнечной системы за ненадобностью.

  Получтиво, ла в нём намёк... Со временем и "небываемое ж бывает", даже Мюнхгаузен не совсем врал...
   
 
      
 
 
 
   
 

 
   
 
 
      


Рецензии
Быть разумным и иметь душу, всё же, разные понятия.
Молиться без души нельзя.
А сколько лицемеров (сегодня, как никогда) посещает молитвы! Вроде бы, и душа у них должна быть, а - без души. Роботы. Но плохие роботы.

Эта ваша довольно еретическая вещица сильно заставляет задуматься.

Антоша Робкий   12.01.2012 14:01     Заявить о нарушении
Я всё же считаю, что это получтиво. Без согласия Бога искусственный мозг и разум невозможно создать- я говорил, что говорил.

Карагачин   12.01.2012 16:27   Заявить о нарушении
Этакое еретическое получтиво, но заставляющее задуматься.

Антоша Робкий   13.01.2012 10:45   Заявить о нарушении
Жираф большой, ему видней...

Карагачин   13.01.2012 23:45   Заявить о нарушении
одна я не в теме, но я сейчас прочту и присоединюсь к умному мужскому разговору

Катюша Мармеладова   14.01.2012 13:05   Заявить о нарушении
ничего особенно иратического не нашла.
вы оба сумасшедшие. я такие сказки читала в детстве в книжках с буквами НФ на обложке. Приключения Электроника, Нос Гоголя, Тень Андерсена.

профессора жалко, одна надежда на трансмиссию.

Катюша Мармеладова   14.01.2012 13:18   Заявить о нарушении
Катюша! Если в БИОСе выставить первичной загрузкой СиДи, а загрузчика там нет, то компьютер загрузится с того диска, на котором есть загрузчик, а не с того, который задан пользователем!
И это не сказка!

Антоша Робкий   14.01.2012 14:31   Заявить о нарушении
Если вы думаете, что я в состоянии отличить Биос от Сиди, то вы сильно ошибаетесь. Сиди я ещё могу себе представить в виде перламутрового кругляшка, но слово Биос вызывает у меня какие-то сильно мрачные ассоциации, что-то навроде бездны с бегущей строкой.
я недавно узнала, что железо влияет на софт. но преимущественно негативным образом.
мне ужасно надоел мой француз, мне скучно, я читаю Мизантропа на французском и рыдаю.

Катюша Мармеладова   14.01.2012 14:50   Заявить о нарушении
Говоря кратко, то есть, по-нашему, по гениальному, БИОС это такая ШТУКА.
Если длиннее, то есть, на уровне обычного индивидуума-обывателя, то это некий прообраз искусственного разума.

Антоша Робкий   14.01.2012 17:51   Заявить о нарушении
мне надо сайт прикрутить к хостингу, а я не могу сообразить как это делать. вы мне можете помочь?

Катюша Мармеладова   14.01.2012 18:12   Заявить о нарушении
Вот вы не знаете, что такое БИОС, а я не знаю, что такое хостинг. Это не ольанцкое ли слово? Я в олбанцком слабоват пока. Только изучаю.

Антоша Робкий   14.01.2012 18:36   Заявить о нарушении
зачем вам олбанцкий? вы хотите переводить удафком?

Катюша Мармеладова   14.01.2012 18:53   Заявить о нарушении
Да разве на этом сайте можно чего добиться, не владея олбанцким? Половины авторов вообще не поймёшь без переводчика с олбанцкого.

Антоша Робкий   14.01.2012 19:41   Заявить о нарушении
вы впечатлительный и восторженный человек, Антоша.
во французском языке есть глагол réfléchir - размышлять, и прилагательное intelligent - разумный.
и как эти слова перевести на олбанцкий?

Катюша Мармеладова   14.01.2012 22:18   Заявить о нарушении
Да почём мне знать?

Антоша Робкий   14.01.2012 22:22   Заявить о нарушении
bien
а на каком языке с вами можно договориться?

Катюша Мармеладова   14.01.2012 22:29   Заявить о нарушении
На русском

Антоша Робкий   15.01.2012 20:18   Заявить о нарушении
а чего вы хотите?

Катюша Мармеладова   15.01.2012 21:09   Заявить о нарушении
Да сам не знаю. Но всегда готов.

Антоша Робкий   15.01.2012 21:58   Заявить о нарушении
я так и не нашла с кем выпить по скайпу. уже договорилась с одной девочкой из Херсона, но её взяли петь в церковный хор и теперь ей некогда.

Катюша Мармеладова   15.01.2012 23:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.