Как учили грамоте на Руси

Можете ли вы себе представить,какой была древнерусская школа?

На одной из гравюр 17 века она так изображена. Длинный стол, вдоль которого лавка.
На ней сидят ученики. Они босы. Значит, это школа не для богачей,
а для простых детей. За столом  учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Тут же другой ученик, в чём-то провинившийся,ожидает наказания.

Обыкновенно все провинности вспоминались ученикам в субботу, то есть в этот день
учитель их порол плёткой, которая всегда висела в классе на стене.

Занятия начинались в 7 утра и продолжались до вчера.
Каждый ученик получал от учителя персональное задание, потому что дети были разного возраста. Всё нужно было выучить *назубок*. И каждый своё учил вслух. Недаром сложили
пословицу: Азбуку учат - во всю избу кричат.


Писали гусиными перьями, кончики которых остро затачивали специальным ножичком, который
стали называть перочинным.

Первый русский букварь был составлен Василием Бурцевым и издан в 1634 году. На титульной
странице его нарисован учитель, секущий розгами ученика.

Обучались только мальчики - девочкам не нужно было учиться.


Рецензии
Здравствуйте, Лара. С удовольствием и любопытством прочитал Вашу миниатюру. И вот почему. Я много лет занимался изучением истории нашей страны в XVIII-XIX вв., в том числе и просвещением. Вы можете убедиться в этом сами, если прочитаете на моей странице в Проза.ру хотя бы очерк "У истоков полевской "науки".
Хотя я всю трудовую жизнь был "технарем", но десятилетиями дружил со многими учеными-филологами и историками Уральского госуниверситета, Ленинградского "Дома Пушкина". Например, по просьбе декана филфака УрГУ профессора Валентина Владимировича Блажеса (г. Екатеринбург, он умер 30.01.12 г.) участвовал, как соавтор, в выпуске "Бажовской энциклопедии".
А с учеными истфака Ургу - двух томов энциклопедии "Металлурги Урала". Ой, простите, что-то я расхвастался. На досуге почитаю и другие Ваши публикации. С искренним уважением -

Алексей Кожевников 3   08.02.2012 17:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей, за интересные данные. Я, конечно,прочитаю Ваши произве-
дения. Порадовалась тому, что увидела в Вашем сообщении приятные для
меня слова: Екатеринбург, где живут мои близкие родственники, Бажов,
произведения которого я обожаю. И вообще на меня повеяло таким знакомым и
тем, чем увлекаюсь -не преувеличиваю- с детства. Я родом из Омска, там
закончила литфак, но потом уехала в Украину, где до сих пор живу.
Люблю Урал, Сибирь и вообще Россию! Всё, что здесь печатаю (понемногу),
из моих записей давнишних и из того, что я давала детям на уроках,
пока у нас русский язык изучали не по 2 часа в неделю...
Я так разговорилась, потому что очень рада знакомству с Вами.

Лара Ищенко   08.02.2012 20:45   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лара. Я был знаком со всеми дочерьми П.П. Бажова, особено с младшей - Ариадной Павловной Бажовой - Гайдар, и с их мужьями, с уральскими друзьями семьи Павла Петровича. Из них уже никого нет в живых, но в моей домашней библиотеке, насчитывающей около 250 подаренных их авторами книг. есть два издания Ариадны Павловны и одно ее супруга - вице-адмирала Тимура Аркадьевича Гайдара.
Уралу и его красоте я посвятил не одно стихотворение и не одну публикацию в прозе. Простите, опять расхвастался. Всего Вам доброго.

Алексей Кожевников 3   09.02.2012 10:03   Заявить о нарушении
Как замечательно! Это просто необыкновенно! *Хвастайтесь* и дальше -
мне интересно очень!

Лара Ищенко   09.02.2012 21:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.