Минкаилов Э. На краю пропасти

Автор: Эльбрус Минкаилов."1иннайисттехь"


Есть у меня один товарищ, Абу, 50-55 лет от роду. Здоровый, крепкий, крупный. Тот, кто не знает, даже не определит по внешнему виду его возраст, потому что выглядит он намного моложе.
Когда-то был хорошим спортсменом. Поэтому и походка у него быстрая, как у молодого. Часто играем в шахматы то у меня, то у него. Проводим время, общаясь, попивая: я - кофе, а он - чай, заваренный из разнотравья.
Однажды вечером, как обычно, мы встретились у Абу. Расставив шахматы на доске, начали партию, слушая включенный телевизор. Последние новости о главных событиях в нашей стране, встрече Президента и Премьер-Министра не привлекают к себе наше внимание. Диктор начинает рассказывать о событиях за рубежом. О положении в Афганистане, о заразе, распространившейся оттуда по всему миру — наркотиках. «Каждый год наркодельцы получают прибыль в миллиарды долларов. Вложенные средства увеличиваются многократно. Это самый прибыльный  бизнес...» - рассказывает журналист. Показывают кадры один страшнее другого: обессиленные люди, подавленные болезнью. Муки, которые они испытывают. И тут же афганцев, сеющих и выращивающих мак...
«Эти наркотики — самая большая проблема... А сейчас получили распространение среди наших...- появляется у меня мысль. Но вслух говорю другое.
- В 90-х годах, выходя на улицу можно было повсюду увидеть шприцы. Слава Богу, что сейчас такое редко видишь....
- Это не говорит о том, что их нет. Если понравится, то страшная вещь эти  наркотики... - задумывается мой собеседник. - Очень тяжелая, уничтожающая. Кажется, что человек жив, а обнаруживаешь, что мертв.
- А как они попали к нам?
- Сейчас все смешалось.. Народы. Страны.... Нет надежных границ, .. Как все это началось, я знаю... Сперва, когда выслали наш народ...
- Как?
- Я не слышал, что раньше эта зараза была распространена в нашей местности. Когда нас сослали в Казахстан, Киргизию, там некоторые и научились...Помнишь тех, кто носил каракуль? Говорят, это они привезли семена мака к нам... Некоторым, особенно артистам шоу-бизнеса казалось, что наркотики употреблять можно, мол, это такой образ жизни. Они были состоятельными людьми...От них заразились другие, беззаботные...
- Когда  был молодым, думал, что весь мир принадлежит мне. Максималист. В то время я был хорошим студентов третьего курса нашего университета. В нашем поселке (во времена тотального дефицита находили любой товар), на Московской улице Грозного в любое время продавалась выпивка, и весь мир знал, что здесь есть анаша. Позже появились и другие наркотики...
Я был студентом, когда впервые увидел человека, одурманенного анашой. Осенью, когда мы были на сборах винограда, один молодой человек раздетым бегал среди зарослей. Я удивленно смотрел, не понимая в чем дело. Заметив это, мой однокурсник Иса сказал:
- Слышал, как говорят, что озверел?
- По отношению к людям не слышал, - ответил я.
- Если еще не озверели, то готовятся к этому парни... Они собирают анашу...Голое тело покрывается потом, потом - пыльцой... Ее собирают с тела, высушивают, добавляют в сигаретный табак, и курят...
Спустя несколько дней, когда, придя с работы, мы прилегли отдохнуть, к нам зашел старшекурсник... Хотя с ним никто не разговаривал, он смеялся...Подойдя к двоим студентам,с кем ему было проще, протянул сигареты. Те закурили. Потом еще несколько человек начали затягиваться, беря у этих...
«Подгоняя пинком, передай!» - пустив по кругу, долго курили они. Затем он крикнул: «Пятачок оставь мне, «пятачок» Рядом стоящий, не успев докурить, передал ему сигарету. Затянув пару раз, выдал:»Вот житуха!» и  завалился. Дым заполнил комнату. Теперь уже без видимой причины смеялись многие. Вскоре от этого дыма дышать стало нечем...
Я долго ходил по двору. Стоял запах дыма, а одурманенные смеялись от малейшего шороха...
Найти коноплю было проще простого: она росла у нас, как сорняк. Правда, сейчас наркомы не используют ту анашу... Позже разными путями к нам пришла индийская и афганская анаша... Распространилось ее приготовление и курение...
Однажды ко мне пришел мой однокурсник Валид. Учился он неважно, спустя рукава, от сессии до сессии, тяп-ляп. По всей видимости, он был из состоятельной семьи. У него всегда водились деньги. Да и одет он был лучше поселковых однокурсников.
- Чего это он? Сегодня же выходной, - удивившись, я вышел ему навстречу.
Обменявшись любезностями, завел Валида. Он же сразу выложил причину.
- Мне нужна твоя помощь. Ты говорил, что в вашем поселке все продается... К нам приехали какие-то артисты. Я вышел по их делам... Нужен героин, срочно...
- Героин? Я не знаю, где он может быть.
- Надо найти. Если не снять ломку, то дело зашло далеко... Вечером у них концерт...
Что оставалось делать? Одевшись, я пошел с Валидом искать героин. Около магазина стояли ребята. Подойдя к ним мы отвели в сторону одного, рассказали по какому делу пришли. Тот рассказал, к кому надо пойти. Когда пришли, то увидели, что у того "чернушка».
- За ценой не постоим. Но нужна чистая, - сказал Валид.
Чистый героин мы нашли быстро...Он был аккуратно завернут и расфасован "чеками". Заплатив сколько попросили, мы взяли на пять уколов...
Потом поехали в центр, в гостиницу, которая находилась около цирка. Там жили "больные»...Один вышел навстречу. Быстро завел нас, нетерпеливо спросил: "Принесли? Давай, давай!" Видно было, что ему плохо, срочно нужно лекарство... Если сказать правду, тогда я видел настоящего наркомана впервые. После этого я много видел их...
До конца гастролей мы еще пару раз купили "лекарства» для них...
Это было в 70-х годах. Тогда, как ты знаешь, все было дефицитом. Однажды, во время  встречи, приезжий артист сказал нам:"Приезжайте в Москву. Все, что надо организуем... Джинсы. Обувь. Посмотрим, какой делать бартер, чтобы получилось дешевле....Хорошие бабки заработаете."
Я уже подзабыл,об этом разговоре, когда ко мне пришел Валид, приглашая с собой в Москву. На второй же день мы отправились в путь. Устроившись в гостиницу, вечером встретились с нашем гостем в ресторане. Провели время за столом, а, выйдя из ресторана, общаясь, прогулялись ночными улицами города.
- Товар будет через два-три дня, надо немного подождать...Пока нужны деньги, потом будет видно, что делать, - сказал Валера.
- Деньги есть... - ответил я.
Через несколько дней, мы снова встретились в гостинице "Украина»
Прибыла партия джинсов по хорошей цене. Выкупив всю партию, определившись, когда надо приехать в следующий раз, мы вернулись домой...
Торговля была удачной, двойной заработок: Двести пар брюк, купленные по сто рублей, быстро разошлись по двести рублей за штуку. Каждому достались хорошие деньги, восстановив все наши затраты на дорогу и попутные расходы.
И на время мы превратились в спекулянтов... Сперва покупали за деньги, потом - за героин, потом обмен на иконы. Они, сказать правду, попадались по дешевке. По 25-30 рублей платили хозяевам икон. Они соглашались в основном за такую сумму. Все связанное с религией было дешевым тогда... Пройдясь по русским селениям, покупали несколько икон, потом отвозили их в Москву. Даже не задумывались о том, что занимались опасным делом. Видя доход, обманулись деньгами. Наш бизнес длился два года...Я купил в городе квартиру, хотя и была ни к чему, машину "Волга». Деньги в кармане водились, а что студенту еще надо?
Мы часто собирались в квартире, чтобы развлечься... Вот тогда все и полетело. В нашем кругу был один молодой человек. Асламбек отсидел два года...Однажды он в шутку предложил попробовать наркотик. Попробовали один раз, потом еще, и еще... Дело затянулось. В карманах уже гулял ветер...Придя немного в себя, я продал машину... Но деньги имеют свойство кончаться... быстро... Поехал к себе домой, в родительский дом(они жили за Тереком, достаточно прилично). В поисках денег я перевернул весь дом. Не задумываясь, взял часть денег( отец говорил, что на всякий случай в доме должны быть деньги). Они кончились.... Как только кончились деньги, я остался дома, придумывая разные отговорки, а друзья разбежались... Голова болела. Тело ломило...
- Может приду в себя, если сделаю укол? - пришла в голову мысль. А что потом? Начал воровать... Деньги отца..." Позор, какой позор... Нет, не буду больше колоться!»... Закрыв дверь изнутри, зашел на кухню, решив, что поем. Но не тут-то было...
И я дал себе слово, и не было обратного пути...
Поздно ночью уснул... Комната наполнилась странным светом. Это был свет от рамок, стоящих вдоль стен. Но до меня это дошло намного позже... Потом показалось, что кто-то душит меня, присел. Там, где стоял... Боясь уснуть, долго так сидел. Страх овладел мною, и он усиливался... Я потерял покой, и во сне и наяву...
Сколько времени так прошло я не знаю даже и сейчас, но я не отступил... Пару раз товарищи постучались ко мне. Но я их не впустил. Ни живым, ни мертвым я не нуждался в родстве с ними... Я летел в пропасть, глубокую пропасть. Я цеплялся... Родители, брат с сестрой мне были роднее; но они не могли мне помочь... если я нуждаюсь в них, значит я сам должен не свалиться в пропасть...
И мне это удалось...
Я собирался положить на место деньги, которые взял у отца. Но не успел... Лучше бы я умер, чем оказался в таком положении... Но делать было нечего... Я рассказал отцу все как есть: как я взял деньги, на что потратил.
- Хорошо, что ты сам все понял. Если суждено, то деньги еще будут, - сказал он... Хорошо, что взял у нас, а не чужие. Что никого не надо втягивать.
- Говоришь, что понял теперь? Посмотрим.. - добавил я, немного запнувшись
Не поругал больше, не избил... Посмотрел на меня, как на пустое место....Кто знает, может не на меня. А сквозь...
Это страшная зараза была, очень страшная... Некоторым удается избавиться от нее, но многие прямо на глазах гибнут. Мои тогдашние товарищи не смогли остановиться. И по одному почти все ушли в мир иной. Один Асламбек до сих пор ходит, как мертвец... В последний раз месяц тому назад видел я его в городе...Как обычно, попросил у меня денег, мол вернет. То, что не вернет, конечно  знал, но стало неловко, и я дал ему сто рублей. Получив деньги, он как ошпаренный побежал в какой-то магазинчик...
А я, как ты знаешь, больше не занимался этим...(близко не подходил к этому) По окончании университета, поступил в аспирантуру, написал диссертацию... Работал в разных местах, когда перестали платить учителям.
Больше, не подходил к наркотикам. Хвала Всевышнему... Как можно копить богатство на потере и горе людей? Тогда, в молодости, не задумывался. Ума не хватало...
Мы опять вернулись к нашей игре, но, видать, мой товарищ продолжал думать. Я забрал коня и слона...В это время с чайником в руках вошел сын Абу - Эскарх. А а за ним и младший - Овта...
Когда они вышли, Абу глубоко вздохнул и вымолвил:
- Боюсь, что они узнают об этом...
- Да ну тебя! Проиграл ты эту партию, - сказал я, улыбнувшись.
- Ничего страшного в проигрыше этой партии, - все также задумчиво ответил Абу...



Перевод с чеченского.
-----------------------------

От переводчика: Минкаилов Эльбрус Салаудыевич -  сын гордого чеченского народа. Писатель-прозаик, занимается литературной критикой, переводами. Его творчество привлекает своей лаконичностью и ясностью мысли.


Рецензии
действительно очень хороший перевод и сам рассказ
все лаконично и очень ясно, чисто, прозрачно
когда читала рассказ так и подумала: как все просто и каждое слово как будто вытекает из другого как тихая река, нет напряжения, нет нестыковок, не стараешься понять смысл произведения в определенном хаосе слов, вникнуть, все сразу ясно и понятно, здорово, спасибо.
по тексту - очень хороший рассказ, нет слов, достоверный. Хорошо, что этот парень смог остановиться. Решил идти до конца, а не остановиться на полпути после принятого решения. В том числе и главное после того когда он решил что лучше раствориться чем существовать так, т.е. или перестает функционировать или меняется, возвращается к прежней жизни, хорошо что был молодой, здоровый и сердце и все смогло выдержать испытание.
Я думаю он смог принять свою судьбу. И после этого потерял страх. Обычно же страх мешает это сделать, поэтому многое идет не так как задумал человек. Он смог.

Новый Ридер   13.01.2012 16:46     Заявить о нарушении
Думаю, что всю благодарность передадим автору. Это его творение. А я попробовала передать его содержание русскоязычным читателям

Зура Итсмиолорд   13.01.2012 17:17   Заявить о нарушении
Спасибо.
Превосходно сделано и то и другое - и произведение и перевод :)

Новый Ридер   13.01.2012 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.