Открытое письмо

Отзыв Игоря Полякова на Вокзал номер 3 за 2011 год

Здравствуйте Андрей, здравствуйте Ольга!
Принимая во внимание тот факт, что Вы, не ожидая конца года, рождественских праздников, затем весны, Пасхи, таянья снега, подснежников и прочих причин, решили издать третий номер в подобном формате и содержании уже осенью – поверг меня в благоговейный шок и восхищение, и я, не устаю снимать перед Вашей решимостью и отвагой шляпу. В определённый момент, вместе с Вами, когда вышел второй «Вокзал», я тоже почувствовал необходимость что-то поменять, что-то сложить совсем в ином обновлённом виде. И ещё в июле, когда мы сидели на лавочке в ТЮЗовском парке и, потом в кафе на Невском, мы рассуждали о «шарнире времени», который необходимо уловить и применить в удачный момент. Всё получилось, и теперь, нужно только закрепить достигнутый успех! Следующий шаг: от чёрно-белого формата к цвету…
Очень важно, что все неровности, которые ранее присутствовали в предыдущих номерах, были удалены и преобразованы с внимательной аккуратностью и педантичной точностью, как это и было задумано. Удачно также получилось распределение рубрик и выделение фамилии автора, а также курсивный текст пролога к каждой новой сменяемой теме. Всё это придало журналу основательность и выверенную гармонию. И если раньше он был просто узнаваем среди других изданий и обрёл, после долгих поисков, своё «лицо», то теперь, у него появился статус и академическая строгость, к которым неловко стало приближаться с разбега с небритой щетиной или грязной обувью. Хорошо подобран и состав авторов журнала, и в ощущаемом равновесии размещённых на страницах «тяжёлых» и «лёгких» произведений, подкупает всё та же выверенность и интуитивный профессионализм его составителей.
Если не знать заранее, что номер тематически посвящён «сумасшествию», то можно и не почувствовать в представленных текстах явного доминирования этой темы на смысловую задумку номера. Оказалось, что такая яркая и «калейдоскопичная» по вариациям тема будет иметь такие расплывчатые и невыразительные очертания. Каждый автор, в силу своего таланта, повествовал о своём: Анна Агапова об Индии, Павел Власов об «отрывном календаре», Юлия Кузахметова о «Домике», Светлана Попова «о масле», Илья Криштул о «серьёзных людях», Платон Беседин (!?) о «Третьем глазе», «Слоне» и «Пьянстве на железных дорогах», Сергей Карлов «о-о нанистке», Роман Всеволодов «о любви», и лишь Марсель Милан о сумасшествии! И, если отбросить тематическую «заданность», то остаётся плотный и прочный костяк из связок «вокзальных» полустанков, станций и машинных отделений, и ничего не распадается, и ни что не стоит особняком – всё снова спаяно и приклёпано к названию журнала, к его добротно выстроенной форме. И тогда совсем иначе воспринимается каждое сказанное автором слово и по-другому звучит его голос, определённый в только ему принадлежащую индивидуальную железным отсеком ячейку. По-прежнему завораживающе глубокие проникновения в невидимые миры демонстрирует в рассказе «Спиной к свету» Ольга Туркина. Понятный не многим, сюрреалистичный и искажённый образ света и тени, витает холодным призраком в каждой строчке и притягивает посмотреть, понять и почувствовать каждый мимолётный блик, отсвет и перелив событий. Написанный художником о художнике, он и для понимания доступен только ему одному и поэтому так невероятно индивидуален и одинок в своём исполнении. «Мат, поставленный королём» – аллегория, символ, стихотворение в прозе, трагедия борьбы Одного и Всех – заканчивающаяся либо поражением, либо пленом! Слишком очевидно и до боли знакомо, и уже не кажется сумасшествием – это каждодневная жестокая обыденность нашей жизни. В «Счётах счастья» Ольга совсем другая, домашняя и робкая, точно вчерашняя школьница. Как и Андрей в «Я хочу быть счастливым» – объединённые с Ольгой «билетной» темой, вы раскрываетесь совсем другой стороной своего отношения к жизни, и от этого рассказы вышли очень правдивыми и простыми.
У Романа Всеволодова очень чётко построен сюжет и заранее продуман план всего произведения, и повествование от этого, как нитка за иголкой, от начала до конца, следует по заданной классической схеме. Подобно тиканью часового механизма, отлаженного хорошим мастером, в звуке внутреннего ритма невидимого маятника, укладываются строчка за строчкой фразы и слова его рассказа. И невольно с удивлением ловишь себя на мысли, что достоверно описанная история психологии девушки была придумана не женщиной, а мужчиной.
У Андрея, как всегда, очень быстрый бег мысли, и движения его героев такие же искромётные и порывистые, даже если они только рассуждают и неподвижно стоят на месте. Быт жизни перемешивается с внутренним миром героя и постоянно вытесняет, выдавливает его из себя, доставляя описываемому человеку неудобства и страдания. Такое на себе ощущал каждый современный человек, особенно мужского пола, и злободневность событий каждой его вещи точно объёмистым ковшом щедро черпает сюжеты из окружающей нас действительности.
Крепко кладёт кирпичи своих слов Анна Агапова, и пространно-отстранённый от тематики «сумасшествия» рассказ «Индия» обдаёт упругим ветром слаженной здоровой женской прозы, но не прохладным сквозняком болезненного безумия и раздвоенности. Возможно, следующий номер «Вокзала» обозначив стержневой темой «Колесо», будет преданно следовать выбранному курсу!

С уважением, Игорь Поляков.


Рецензии
похоже я на 10 лет опоздал - мероприятия 2012 года? или
7+

Петр Кондратьев   24.11.2022 16:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.