Разные картины сотворения мiра в Библии - 1

Новая, переработанная версия 2015 окт.



ВСТУПЛЕНИЕ.

Пророк Иеремия провозглашает: “Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес” (Иер.10:11). Итак, боги, которые не сотворили неба и земли… Посмотрим на языческие (народные) религии, что они сообщают о сотворении мiра? Они рассказывают сказки. Иногда красивые, иногда не очень, иногда злые, но всегда – сказки. А что говорит Библия? В самом её начале представлены две картины творения мiра: геоцентрическая и антропоцентрическая. Геоцентрическая картина становления мiра, хотя и написана Моисеем в форме древнеегипетской поэмы, описывает процесс развития планеты Земля так, как его описывает современная наука. (Язык описания только разный: современная наука пользуется научным языком, а Моисей использует язык мифологической поэзии.) Отсюда следует, что

– либо Моисей – учёный современного уровня;
– либо Моисей вращался в среде учёных современного уровня;
– либо Моисей получил откровение от Творца всего существующего.

Теперь давайте подробнее рассмотрим процесс создания мiра, описанный в Библии. Ветхий Завет в подлиннике – это словно трёхмерное изображение, а в переводе – словно изображение двухмерное. Поэтому лучше его читать на иврите.



СОТВОРЕНИЕ МIРА. РАЗНЫЕ КАРТИНЫ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ.

Библейские картины творения мiра написаны не научным, а мифопоэтическим языком. Наука отвечает на вопросы: “Как? Каким образом?” Библия отвечает на вопрос: “Для чего?” Они глядят на творение с разных точек. По этой причине нет, и не может быть противоречий между библейским взглядом на творение, и взглядом научным. Религия и наука ставят перед собой разные задачи. Так что к науке следует относиться с большим почтением. Так же, как и к искусству. Правда, бывает, что за науку начинает себя выдавать какая-либо идеология, и пытается отвечать на вопрос: “Для чего?” Но ни один серьёзный учёный в своих научных трудах на этот вопрос не отвечает. Если серьёзный учёный хочет поведать свои мысли по вопросу “для чего?”, то делает это уже не в своих научных работах, а пишет работы богословские.

Вот библейские картины творения мiра:
1. Быт. 1:1 – 2:3.
2. Быт. 2:4 – 3:24.
3. Пс. 103 (в западной нумерации – 104).
4. Иов. гл. 37-39.
5. Множество маленьких картиночек, разбросанных по всему тексту Библии.

Почему вторая картина начинается не с начала второй главы? Потому что Библию делили на главы и стихи не богословы, а типографские работники. С целью проверки набранного текста. И сделали это деление безграмотно. Вот передо мной на столе лежит Библия – синодальный перевод, изд. Брюссель, “Жизнь с Богом”, 1989. В этом издании сделано новое грамотное деление на главы (параллельно со старым делением). Ещё передо мной на столе лежит Тора параллельно на двух языках: иврите и русском (иудейский перевод). Изд. Иерусалим, Москва, “Шамир”, 1993. Она поделена на главы по-своему (параллельно со старым, привычным для нас делением).

Чем же отличается картина от повествовательного логически выстроенного текста? Тем, что в картину надо вглядываться. Чем выше уровень культуры, тем картины становятся сложнее не в смысле техники, а в смысле их восприятия – чтобы их понимать, надо быть на уровне художника. Вообще это одна из аксиом восточной эстетики: тот, кто смотрит картину, и тот, кто пишет картину, они равны. Не тот, кто просто так прошёлся, кинул взгляд и пошёл дальше, а тот, кто её созерцает. Созерцание – это такое же искусство, такой же труд, как и написание. Чем же эти картины отличаются от различных маленьких картиночек (например, от плаката “Не стой под стрелой)”? Тем, что в эти картины надо вглядываться.

Библейские картины сотворения мiра – это даже не картины, а иконы. В чём отличие картины от иконы? Картина – изображает. Изображает пейзаж, предметы, людей. А икона – являет. Являет то, что невидимо нашим глазам: являет святость, являет Творца. Икона, на которой изображён какой-либо святой, являет Лик Иисуса Христа, в этом святом просиявшего – как пишет апостол Павел: “Уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал.2:20). Библейские картины творения мiра в этом плане похожи. Это изображение мiра (гор, леса, лугов и т.п.), но не глазами художника, а как бы глазами Элогима. Так, как их задумал, и так, как их видит Господь. Вот это библейские картины творения. Это иконы, но не в христианской традиции – это типичные восточные иконы. Древняя восточная живопись – китайская, японская – она и изображает мiр, который Бог сотворил. В этой древней восточной живописи детали уходят – остаётся только намёк. Если вы вспомните эти красивые свитки – горы, воды, реки, леса – то леса могут быть просто веточкой (этого достаточно, чтобы намекнуть), воды – не океан, а ручеёк, и где-то там вдали хижина и, может быть, крошечный человечек, лица которого мы не разглядим. Вот это – творение, это – настоящая икона. То есть на Востоке тоже умели писать иконы, но они были иные – не Сын Божий, явленный в человеке, а мiр, сотворённый Богом, глазами Божьими. Поэтому основное изобразительное средство – это намёк. И поэтому в эти картины надо вглядываться очень и очень долго и очень внимательно.

Итак, библейские картины творения мiра. Почему их несколько? А почему у нас не одно Евангелие, а четыре, и они не совпадают? Они не тождественны друг другу – они дополняют друг друга. Так же и в картинах творения мiра – у них разные цели. Все они – одинаково древние (у нас нет способа проверить, какой из этих текстов более древний).

В Ветхом Завете можно видеть довольно много неодинаковых описаний мiра. В связи с этим можно поставить несколько вопросов.

1. Зачем в тексте Священного Писания так много картин творения?

2. В чём сходство и в чём различие этих картин?

3. Возможно ли на основе всех имеющихся в Ветхом Завете текстов, которые описывают сотворение мiра, составить одну целостную и непротиворечивую картину? (Один текст может в чём-либо противоречить другому, что мы, кстати, видим и в Евангелии).

4. О чём говорят и о чём УМАЛЧИВАЮТ эти картины? Как в музыке, как в живописи, так и в Библии – паузы, молчания не менее важны, чем звуки, мазки, слова. В Библии это важно – мы будем вслушиваться в молчание Библии – о чём она умалчивает, о чём она не говорит.

5. Что можно, а что некорректно спрашивать о сотворении мiра по текстам Библии? То есть где предел наших вопросов.



ПЕРВАЯ КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ МIРА. ВСТУПЛЕНИЕ.

В самом начале книги Берешит (Бытие) представлены две картины творения мiра: геоцентрическая и антропоцентрическая.

Итак, первая картина Быт. 1:1 – 2:3.

Быт.1:1: “Берешит бара Элогим эт ha шамаим вэ эт ha арец”. (Буквой “h” передан гортанный звук “г” – произносится как в украинском языке).

Элогим – форма множественного числа. Буквально: Боги. Форма единственного числа – Элах. Слово “Элах” образуется от указательного местоимения “эле’” – “эти”. Однако, несмотря на форму множественного числа, все глаголы со словом “Элогим” пишутся в единственном числе: Элогим создал, Элогим сказал, Элогим отделил и т.д. Это указывает на то, что Элогим – один. Этим подчёркивается строгий монотеизм. Форма множественного числа при глаголах в единственном числе указывает на несколько ипостасей Единого Бога.

Бара – сотворил из ничего, привёл из небытия в бытие. В иврите есть три глагола, означающих творение: баре, аса и иацар. Последние два глагола означают вторичное творение. Слово “иацар” означает, скорее, формирование. Глагол “баре” можно понимать как “высвободится”, “вырваться наружу”. “Баре” употребляется в Библии всего три раза: сотворение мiра, сотворение жизни и сотворение человека. В последнем случае (Быт. 1:27) этот глагол употребляется в одном стихе аж три раза. “Баре” стоит в первом стихе книги “Бытие” в единственном числе. Посмотрите: Элогим – множественное число, бара – единственное число. Буквально: Боги сотворил. Множественность и единственность.

Берешит – в начале. Ни в одном языке нет слова, которое может адекватно передать значение слова “берешит”. “Берешит” – вневременное начало. Временно’е начало, начало во времени – “хила”. “Берешит” – это и не отправная точка. “Решит” – некий начаток, становление чего-то принципиально нового, новый путь, новый поворот в чём-либо. “Берешит” – это некое абсолютное начало мiра. Слово “решит” можно выводить из слова “рош” – некий центр, центр всего. В этом смысле понятие “решит” созвучно христианскому учению о Логосе.

Интересно, что первая буква первого слова Библии – слова “берешит” – буква “бет” – имеет вид квадратной скобки. Квадратная скобка как бы отгораживает нас от того, что для нас недоступно. Всё, что за скобкой – для нас абсолютно неведомо. Скобка открывается – читая справа налево, мы получаем откровение, написанное пророками.

В конце XIX века попытались собрать все комментарии на первое слово Библии – “берешит”. Получилось 70 томов. На одно только слово. Такую глубину за тысячелетия нашли мудрецы только в первом слове Торы.

Шамаим – небо. Филологически происходит от местоимения “шам”, означающее “там” во множественном числе. Небо – общее слово, обозначающее то, что находится вне пределов человеческой досягаемости.

Византийское богословие полагает, что “шамаим” – это мiр ангельский. Однако если мы будем смотреть только в текст Библии, то увидим, что ангелы – это только служебные духи, а не могущественные помощники Элогима, какими их описывает византийское богословие. Откуда у византийских отцов церкви взята ангелология? Мне кажется, что из языческой философии. Увы, но Библия ничего о девяти чинах ангельских не сообщает. Слово “ангел” означает (как и еврейское слово, которое за ним стоит) “вестник” – тот, кто послан сообщить какую-то весть. И когда мы читаем Ветхий Завет, порой довольно трудно нам бывает различить, кем является ангел – служебным духом или человеком? Люди, выступающие в роли вестников Элогима, в Библии именуются ангелами. Как-то раз в роли ангела выступила обыкновенная ослица (Чис. гл.22). Итак, быть ангелом – это служение.

Ректор Библейского колледжа Илья Яковлевич Гриц (православного вероисповедания) описывает, что однажды приключилось в вагоне метро. Вместе с ним ехали два молодых человека очень православного вида – с нестрижеными бородами, в сапогах. Один из них держал в руках толстенную книгу, эдакий фолиант. На обложке золотыми буквами было написано: “Житие архангела Михаила”. А другой парень владельцу книги страшно завидует, спрашивает: “Где взял?” Толщина этого жития Илью Яковлевича невероятно потрясла – о чём можно рассказать по архангела Михаила? Где накопали столько сведений о его жизни? Где, кроме Библии? А тут ещё один парень выдал такую реплику, от которой можно было упасть в обморок: “А ты не помнишь, где покоятся мощи архангела Михаила?” Второй ответил совершенно серьёзно: “Раньше знал, но забыл”. Да, ангельская тема очень популярна в православной церкви. В одном монастыре даже хранится перо из крыла ангела. Поскольку духи плоти не имеют, то и перо это, надо полагать, тоже было бесплотное, т.е. невидимое.

Арец – земля. Сродно еврейскому слову “харец”, что значит “вырезать”. Арец – это: а) то, что вырезано, выделено для жизни; б) то, где всё разделилось до мельчайших деталей, стало ограничено, индивидуализировано. Слово “арец” можно вывести и из глагола “руц” – “бежать”, поскольку в материальном мiре всё находится в движении. Движение – основа существования материального мiра.

ha – определённый артикль. Он стоит два раза: ha шамаим и ha арец. Речь здесь идёт о различных объектах творения.

Эт тоже стоит два раза. Слово “эт” можно переводить союзом “с” (совместность). Показывается, что, во-первых, есть взаимосвязь предметов творения между собой, и, во-вторых, их связь с Элогимом. В этом стихе речь ведётся о небе и земле, как о двух мiрах во всех их границах или проявлениях. Другими словами, каждое имеет свою область и с другим не пересекается – небо и земля друг в друга не проникают.

Вэ – это союз “и”, “но”.

“Небо и земля” – это одна из еврейских формул, которая означает “всё творение”. И мiра видимого, и мiра невидимого. Так что вопрос: “Что раньше сотворил Элогим: небо или землю?” не имеет смысла.



Быт. 1:2, синодальный перевод: “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою”. Перевод неточен.

Исходный текст на иврите: “Вэ ha арец haйта тоhy ва воhy вэ хошэх аль пней теhoм. Вэ Руах Элогим мерахефет аль пней ha маим”. (h – украинский звук г).

Вэ – это союз “и”, “но”.

ha – определённый артикль.

Арец – земля.

haйта – стать, выразиться. Славянское слово “бе” ближе к ивритскому “haйта”, чем русское “была”.

“Тоhу ва воhу” тремя слова не переведёшь – можно перевести только целым абзацем. В синодальном переводе это: “безвидна и пуста”, в славянском переводе “невидима и неустроена”, в иудейской Торе на русском языке “пуста и неустройна”.

“Тоhу” означает состояние предельной неустроенности, хаоса. Состояние “тоhу” в эмоциональном плане означает недоумение, связанное с печалью, скорбью.

“Ва” – союз “и”.

“Воhу” – буквально: “в нём он”. Таков буквальный филологический перевод слова “воhу”. В эмоциональном смысле это слово используется для выражения скорби, печали.

Таким образом, фразу “тоhу ва воhу” можно понимать двояко.
1). Выражение скорби, отрицательного состояния земли.
2). Состояние полнейшего неустройства, в котором есть некое начало, отправная точка для устройства, обустройства материи. Элогим в состояние первичного хаоса закладывает некое начало.

Итак, “тоhу ва воhу” – всё находится в состоянии предельного хаоса, в состоянии броуновского движения, всё в неосуществлённости, но, тем не менее, находится в состоянии потенции.

Вэ хошэх аль пней теhoм.

Хошэх – 1) тьма; 2) сдерживающая, тормозящая сила. (“Хозек” – это сила). Хошэх не несёт в себе нравственного аспекта.

Аль пней – по лицу. На русский язык переведено словом “над”. “Аль пней” можно перевести и как “против”, “противостояние”, “противоборство”.

Теhoм – некое совершенствование, материализация первичного хаоса “тоhу”. “Теhом” означает некое кипящее, рвущееся куда-то состояние материи. Итак, “тоhу” постепенно переходит в “теhoм”. На состояние первичной материи “теhoм” наложена сдерживающая сила “хошэх”, которая сдерживает процесс развития. Поэтому формирование первичной материи происходит очень-очень медленно. Тьма-хошэх противодействует состоянию теhом.

Вэ Руах Элогим мерахефет аль пней ha маим.

Руах Элогим – 1) Дух Элогима; 2) ветер от Элогима.

Мерахефет – глагол, обозначающий то, что делает птица по отношению к своим яйцам. По-русски – высиживает. Но птица не просто сидит на яйцах – она передаёт им своё тепло, энергию, трепещет над ними, стремится к тому, чтобы из каждого яичка появился птенчик.

ha маим – воды (множ.ч.).

Аль пней ha маим – по лицу воды, над водою. Под водою здесь можно понимать первичную материю, находящуюся в жидком состоянии. Была ли эта жидкость водой? Неизвестно. Это – вопрос для учёных. Возможно, ha маим – это нечто более устроенное, чем тоhу или теhом, но ещё не обустроенная материя. ha маим – это состояние, которое введено уже в определённые рамки (рамки физических законов), в некие определённые пределы. Итак, тоhу – теhом – маим. Показана динамика развития Земли.

Итак, из всего стиха Быт.1:2 видно, что первичный хаос, при виде которого хотелось плакать, постепенно переходит в состояние более обустроенного хаоса. Этот процесс очень медленный, т.к. на него наложена некая сдерживающая сила. Далее Дух Элогима (третья ипостась Троицы) медленно и терпеливо (как птица на яйцах, как птица с птенцами) развивает и совершенствует жидкую материю (воду). Сколько времени занимал этот процесс, неизвестно.



ПЕРВАЯ КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ МIРА. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЕНИЯ.

Быт. 1:3: “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет”.

“И сказал Бог” – это антропоморфизм – приписывание Элогиму таких свойств, каких у него в принципе быть не может – Элогим ходил, Элогим поднял руку и т.д. Без антропоморфизмов у нас не получится говорить об Элогиме. Как родители с младенцами говорят на языке младенческом, так и Библия говорит антропоморфизмами.

Вай омер Элогим – и сказал Элогим.

Вай омер – сказать кому-то. Всегда означает повеление кому-нибудь или чему-нибудь. Элогим – это Нетварный Свет. Здесь идёт речь о создании тварного света в нашей вселенной.

Вопрос: кто является творцом света? Кому приказал Элогим создать свет?

Такое молчание Библии интригует.

“Да будет” – классическая библейская формула. Элогим говорит: “Да будет”. И так становится. Его намерения и действия неотделимы во времени.

В XVI веке появился такой интересный “вид спорта”, как выписывание из Библии “несуразностей”. И вот этот стих тоже был причтён к несуразностям: как же так – вначале свет, потом светила? Но сегодня для физиков эта вещь совершенно очевидная. Так что время работает на Библию – то, что раньше казалось немыслимым и несуразным, сегодня становится очевидным. В начале XX века в книге “Несуразности Библии” было около 500 позиций. Сейчас, благодаря деятельности учёных, 2/3 этих позиций уже совершенно не актуальны. Люди постепенно подрастают, и уже перестали удивляться, например, тому, что Библия утверждает равенство мужчины и женщины.



Быт. 1:4: “И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы”.

“Увидел”. Если раньше Элогим не знал, какой свет, то где Его всеведение? Очевидно, речь здесь идёт о том, что Элогим увидел и оценил результаты труда того, кто этот свет создал.

“Хорош” – “тов” – “хорош и прекрасен”. Такую оценку поставил Элогим создателю света.

“Отделил” – “вайавдаль”. Свет в мiре не уничтожает тьму, а как бы её ущемляет. Вайавдаль – это не механическое разделение и не противопоставление одного другому. Это, скорее, назначение своей функции для каждого из творений (света и тьмы).



Быт. 1:5: “И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один”.

Вайкра эт – дал имя.

Быт. 1:5: “Вайкра ла” – добавление функций, призывание к исполнению каких-то функций. Здесь: Элогим призвал свет исполнять функцию дня, а тьму – функцию ночи.

Иом – переведено словом “день”. Слово “иом” имеет два значения: 1) активный период деятельности от рассвета до заката; 2) творческий период, эпоха.

Эрев – вечер – время, когда всё смешивается.

Бокер – утро – выход на свет, как бы приобретение своего собственного лица.

Обратите внимание! – вечер предшествует утру. То есть вначале творение смешано, а затем приобретает своё лицо.

Лайла – ночь. Луль – сворачиваться, уходить в себя. Лула – петля. Лайла – период, когда жизнь замыкается в себе, уходит.

Подъём и спад жизни, прилив и отлив, развёртывание жизни и свёртывание. Вся жизнь мiра – такой чередовательный процесс. Сей закон заложен в первом периоде творения.

Какова продолжительность библейского дня творения? Неизвестно. В Библии нигде не сказано, чтобы седьмой день творения окончился. Поэтому отцы церкви решили, что восьмой день творения наступит после конца света, когда явятся новое небо и новая земля, на которых обитает правда (2 Пет. 3:13).

Некоторые полагают, что библейский день творения равен нашим суткам. Как это может быть? Ведь основное значение слова “иом” – это “активный период деятельности от рассвета солнца до заката солнца”. А если нет ни рассветов, ни закатов? Солнце становится видным с земли только в четвёртый день. Кроме того, в Быт.1:2 сказано, что на развитие первичной материи была наложена сдерживающая, тормозящая сила, и что Дух Элогима был над водою как птица на яйцах, а яйца быстро не высиживаются. Быт.1:11 утверждает, что Элогим не создавал растительность нашей планеты. Могла ли земля сама (без Элогима) создать многообразие растительного мiра за одни земные сутки?



ПЕРВАЯ КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ МIРА. ВТОРОЙ ПЕРИОД ТВОРЕНИЯ.

Быт. 1:6: “И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так)”.

И снова вопрос: к кому здесь обращается Элогим? (Вай омер – это всегда обращение к кому-то или к чему-то).

Ракиа – твердь, некая оболочка, облицовка, разделяющая кромка, шатёр, купол.

Бытописатель Моисей описывает творение мiра с точки зрения человека, находившегося в то время на земле.

Формирование неба и земли закончено. Закончено формирование звёздных и планетных систем. Теперь бытописатель описывает процессы, происходящие на нашей планете. Бытописатель “спускается” на землю. На этой безжизненной планете возникает ракиа. Ракиа здесь – озоновая оболочка земли? Озоновый слой, защищающий землю от излучений? Или что-то другое? Итак, часть паров и газов – под ракиа, часть – над ракиа.



Быт. 1:7: “И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так”.

Интересно: в предыдущем стихе Элогим даёт кому-то указание сделать ракию, а в этом стихе – делает её Сам.

Ас – создал. Это вторичное творение – изменение первичного материала.

Кен – а) так; так, как должно быть; б) так, как есть.

Здесь есть один интересный момент. Если в шестом стихе ракиа разделяет воду от воды (маим ламаим) – нечто общее, хаотическое, одинаковое; то уже в седьмом стихе стоит определённый артикль перед словом “маим” – hа маим. Это значит, что вода, которая под твердью, качественно отличается от воды, которая над твердью.

Один современный физик из США доказал гипотезу, что на высоте 60-70 км над землёй, где сейчас озоновый слой, в древности была водяная линза (как бы водная оболочка). Именно эта водяная линза обеспечивала на нашей планете парниковый эффект, равномерно распределяя солнечную энергию по всему земному шару. Дождей не было, зато влажность стояла очень высокая. Это обеспечивало очень быстрый рост гигантских растений. Я не утверждаю, что эта гипотеза верна – очень много доказанных научных гипотез существует в наше время, которые кому-то кажутся сомнительными. Я показываю, чем могла быть ракиа, если эта гипотеза верна.



Быт. 1:8: “И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй”.

Элогим установил для ракии функцию земного неба.

Слов, взятых в скобки, в масоретском тексте нет. Почему? Во второй период творения происходит лишь начало определённого творческого действия. Весь творческий замысел не получает своего завершения.



ПЕРВАЯ КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ МIРА. ТРЕТИЙ ПЕРИОД ТВОРЕНИЯ.

Быт. 1:9: “И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша)”.

“Да соберутся” – икаву – течь вниз. Речь идёт о стекании в одно место.

“Суша” – ракиа. Ракиа 2-го творческого периода и ракиа 3-го творческого периода – это совершенно разные вещи. Итак, планета Земля покрыта ракией – оболочкой, земной корой.



Быт. 1:10: “И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо”.

Вайкра ла – назвал. Т.е. назначил исполнять функции: суше – земли, водам – морей.

“И увидел Бог, что [это] хорошо” – процесс, начатый во второй творческий период, получает своё завершение.



Быт. 1:11: “И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию её и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

Быт. 1:12: И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее, и дерево (плодовитое), приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле). И увидел Бог, что [это] хорошо”.

“И произвела” – тоцэ – вывела из себя.

Вай омер Элогим – и сказал Элогим.

Вай омер – сказать кому-то. Всегда означает повеление кому-нибудь или чему-нибудь.

К кому здесь обращается Элогим? В еврейском тексте обращения к земле нет – говорится не “да произрастит земля”, а “да отравянится” (тадше).

Ещё мы здесь видим, что в 11-м стихе Элогим приказывает произрастить одно, а в 12-м стихе из земли вырастает немного другое.

В чём разница между тем, что приказывает произрастить Элогим, и тем, что из земли вырастает?

1. Элогим приказывает произрастить дешэ – однолетнюю траву, зелень (11-й стих).
Вырастает дешэ – однолетняя трава, зелень (12-й стих).

2. Элогим приказывает произрастить эсев мадриэ зера – траву, сеющую семя (многолетнюю траву) (11-й стих).
Вырастает эсев мадриэ зера леминэху – трава, сеющая семя (многолетняя трава) по роду её (12-й стих).

3. Элогим приказывает произрастить эц (дерево) осэ при (приносящее (делающее) плод) лемино (по роду его) ашер  заро  бо (семя в нём) аль hа арец (на земле) (11-й стих).
Вырастает эц  осэ  при  ашер  заро  леминэху (12-й стих).

Получается, что Элогим мыслил в отношении деревьев как-то иначе. Видимо, дерево само по себе должно быть плодом, да ещё и приносить плод. И семя должно было быть на земле.

Однако, несмотря на то, что из земли выросло немного не то, что ожидал увидеть Элогим, Он всё равно ставит высшую оценку: “И увидел Бог, что [это] хорошо”. И 11-й стих завершается словами: “И стало так”. Почему? Потому что повеление Элогима – это не деспотический приказ. Элогим ищет от Своего соработника свободного произволения. Повеление Элогима направлено на раскрытие свободной воли самого исполнителя. Исполнитель – разумен и наделён свободной волей!



Итак, к кому же обращался Элогим с повелением озеленить планету Земля? Давайте переберём возможные варианты.

1-й вариант. “И сказал Элогим” – сказал – вторая ипостась Пресвятой Троицы именуется Словом. Может, Бог-Отец обращается к Богу-Сыну? Но тогда почему Сын немного не так исполняет волю Отца? Воля у Бога одна, поскольку Он – Один. Так что этот вариант отпадает.

2-й вариант. Может, планету озеленяли ангелы?

3-й вариант. Элогим приказывал земле. Как же земля создавала растительный мiр? В минералы заложен закон кристаллизации. При определённых условиях могут расти красивые кристаллы. При особых условиях могут вырасти очень красивые кристаллы – каменные цветы, каменные кустики, причудливо и произвольно изгибающиеся и ветвящиеся. Но только при строго определённых условиях. Так же дело обстоит и с поверхностью нашей планеты – в неё заложены определённые законы развития. Элогим в третий творческий период создал такие особые условия, при которых из земли возникла первая живая клетка. И далее образовались различные виды растений.

Но! Стал бы Элогим оценивать работу неразумной материи?

И ещё. Один учёный подсчитал вероятность случайного зарождения первой живой клетки – сказал, что случайное зарождение первой живой клетки так же вероятно, как если обезьяну посадить за печатную машинку и она 400 раз без единой ошибки перепечатает всю Библию.

4-й вариант. У Элогима был подмастерье. Кто это? Даю подсказку – Иов 38:7.



Библия подчёркивает, что растения созданы “лемино” – “по роду”. То есть по биологическим видам. Биологический вид воспроизводит сам себя. И это чудо, к которому мы привыкли и не воспринимаем его чудом. Представьте, что бы было, если бы я посеял морковку, а земля решила бы преподнести мне сюрприз: из одного семечка вырос бы тюльпан, из другого – орхидея, из третьего – и вовсе неведомое растение. И зачем мне такой сюрприз, если мне на зиму морковка нужна? Так что понятие “биологический вид” – это великий дар нашего Творца. Как прекрасно, что нет хаоса, что всё в растительном и животном мiре упорядочено!

Другое чудо жизни: все живые существа одного биологического вида – неповторимы. Даже на одном дереве листочки неповторимы, неповторимы лепестки цветка…

И неповторимы кристаллы в царстве минералов.

Если мы не умеем видеть жизнь в неживой природе, то это наши проблемы. Элогим творит только жизнь. Праведники, которые ставили камень и говорили: “Это будет мой свидетель”, имели дар видения жизни. Иисус Христос “сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют” (19:40). Я не думаю, чтобы Он шутил, произнося эти слова.

Быт. 1:13: “И был вечер, и было утро: день третий”.



ПЕРВАЯ КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ МIРА. ЧЕТВЁРТЫЙ ПЕРИОД ТВОРЕНИЯ.

Быт. 1:14-15: “И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, (для освещения земли, и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так”.

Меорот – светила. Меот – светило, излучатель света.

Вопрос: почему здесь говорится, что светила возникли лишь в четвёртый иом, а не в первый?

Один из методов толкования Писания – смотреть в контекст.

Бытописатель Моисей описывает события с точки зрения человека, находящегося в это время на земле. Что же мог увидеть человек с земли?

1-й иом – над землёй толстый слой воды и газов.

2-й иом – образуется ракиа (твердь). Часть воды – над ракиа, часть – под ней. Светил по-прежнему не видно.

3-й иом – вода под твердью оседает вниз, образуются моря, океаны. Светила по-прежнему закрыты толстым слоем воды в её газообразном состоянии.

4-й иом – вода над твердью уходит в открытый космос, в результате чего с поверхности земли становятся видны светила.

В санузле одного коттеджа потолок был сделан следующим образом. Вначале на потолке закрепили лампы дневного света. Потом на расстоянии 20 см от бетонного потолка смонтировали каркас потолка-армстронга. В обрешётку армстронга вставили квадраты матового стекла 60 x 60 см. Включаешь свет – и начинает светиться весь потолок. Ламп не видно, кажется, что их нет вовсе. А свет есть.



Быт. 1:16-19: “И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый”.

Аса – создал из ранее созданного материала.

Итак, с этого момента можно начинать отсчёт времени на Земле. Если раньше не было смены дня и ночи (возможно, была освещена только одна сторона планеты), то как вести счёт времени?



ПЕРВАЯ КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ МIРА. ПЯТЫЙ ПЕРИОД ТВОРЕНИЯ.

Быт. 1:20: “Вай омер Элогим йишрецу ha маим шерец нефеш хая…” – “И сказал Элогим: да воскишат воды кишащими живыми душами…”

Йишрецу – да воскишат.

ha маим – воды.

Шерец – самые низшие слои того, что обладает ощущением жизненности, мелкая кишащая тварь. Можно выводить слово “шерец” от глагола “руц” – бегать.

Нефеш хая – душа живая.

Хая – не столько жизнь, сколько жизненность, жизненная энергия. Это своего рода энергия, заряжающая тело жизнью, делает тело живым существом, обладающим чувством жизни, знающим жизнь в себе, знающим динамику жизни. Хая – это и наполнение жизнью, способность избирательно одно принимать, а другое – отталкивать от себя, как для себя неприятное. Это стремление обладать благом жизни. Это и стремление к увеличению жизни.

Нефеш – душа, биологическая жизнь. Слово “нефеш” сродно слову “нафаш” – вырваться, отделиться, оторваться. Жизнь растений связана с почвой, а животное оторвано от земли, имеет свободу передвижения.

В целом “нефеш хая” означает некую душевную жизнь, некие переживания, одновременно с осознанием своего, и стремление к увеличению блага жизни. Здесь нет понятия жестокости, нет понятия гуманности. Здесь всё направлено на увеличение жизни.



Быт. 1:20-21: “И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (И стало так.) И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо”.

“И сотворил Бог” – здесь в Библии второй раз употреблён глагол “баре” – “сотворил из ничего, привёл из небытия в бытие”.

Итак, на земле появляется нечто совершенно новое – “душа живая”. Очевидно, что тела животных происходят из уже существующего материала (одноклеточных растений?), глагол “баре” относится только к созданию “души живой”.

“Рыб больших” – танниним ha гдолим. Танниним – крупные морские существа: гигантские рыбы, огромные земноводные или амфибии.

Вопрос: зачем Элогим обращается к кому-то (“вай омер Элогим”) с повелением создать животных, если создаёт их Сам? Отвечу на него, рассматривая следующий период творения.

Могли ли новые виды животных образовываться сами эволюционным путём? Библия ничего об этом не говорит. Моисей не ставил перед собой цели описать, как именно образовывались новые биологические виды. Он ставил другую цель: показать, для чего они образовались.



Быт. 1:22: “И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле”.

Йиварех – благословил. Это – наложение соответствующего закона и соответствующего влечения к жизни.

“Говоря” – лемор – от слова “амар” (говорить) – повеление, требующее немедленного исполнения.

Пру у рву – плодитесь и размножайтесь.

Пру – инстинкт размножения и акт размножения.

Рву – забота о потомстве.

У – союз “и”.

Быт. 1:23: “И был вечер, и было утро: день пятый”.



ПЕРВАЯ КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ МIРА. ШЕСТОЙ ПЕРИОД ТВОРЕНИЯ.

Быт. 1:24-25: “И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо”.

Беhема – скоты – слово образовано от слова “бама”, имеющее самое широкое значение: высота; подставка, кого-то поставляющая на соответствующую высоту. Беhема – животные, имеющие особое значение для человека, т.е. животные, облегчающие труд человека, некое подножие, на которое человек может опереться в жизни. Эти животные своим инстинктом привязаны к человеку. Человек становится в собственном смысле человеком, опираясь на животный мир. Возьмём современного урбанизированного человека, оторванного от сельского хозяйства. Как часто он стремится завести домашних животных! Человек не может жить оторвано от животного мiра.

Теперь загляну во вторую картину сотворения мiра, созданную Моисеем:

Быт. 2:19-20: “Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым”.

Что означает наименование животных? Какой в этом смысл? По еврейскому обычаю имя всегда даёт отец. Здесь имена животным даёт почему-то не Элогим, а человек. Что бы это значило?

Я понимаю эту фразу из мифопоэтического повествования Моисея следующим образом. Элогим создавал животных вместе с человеком. Элогим создал самое главное – “душу живую”. И, возможно, биологические типы животных, классы, отряды. А новые биологические виды создавал человек. Шло совместное творчество мастера и ученика. Вот к кому обращался Элогим в каждом периоде творения – “вай омер Элогим”. Я не утверждаю, что все биологические виды создавал человек – возможно, большинство биологических видов образовались сами в процессе естественной эволюции, а человек только время от времени направлял эволюционный процесс в нужное ему русло. Как именно шло образование новых биологических видов – это вопрос науки.



ПЕРВАЯ КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ МIРА. СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Быт. 1:26: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”.

“Наасе адам бе цальмену ки дмутейну” – сделаем человека в образе Нашем как подобие Наше.

Наасе – от глагола “аса” – творение из уже существующего материала. Человек создан по особому совету Пресвятой Троицы, поэтому глагол “наасе” – во множественном числе.

Целем – образ – от “цель” – тень – двухмерное отображение трёхмерных предметов. Цемель – символ. Таким образом, человек является как бы проекцией, отпечатком Элогима в материальном мiре. Человека отличает от животных:
– самосознание (дух);
– возможность обращаться к Творцу;
– дар творчества;
– бессмертие;
– Элогим един, у Него три ипостаси – человек (адам = человек) един, у него миллиарды ипостасей; то, что в настоящее время ипостаси человека находятся во вражде, говорит о том, что человек мёртв.

Дмут – подобие. Подобие Элогима – это максимальное раскрытие образа.

Йирду – да владычествуют. Слово “йирду” происходит от слова “рада”: а) власть, властвовать; б) спускание, схождение, снисхождение к чему-либо. Таким образом, человек замышляется не как деспот, тиран, а как регент, наставник, партнёр.

Слово “адам” (человек) родственно слову “дама” – уподобление. Предполагается ответственность человека за сохранность мiра.



Быт. 1:27: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”.

В этом стихе три раза употребляется глагол “баре” – сотворил из ничего.

“И сотворил” – вайвра – форма глагола “баре”. (Буква “в” от буквы “б” отличается всего лишь одной малюсенькой точечкой).

“По образу Своему” – бецальмо.

“По образу Божию” – бе целем Элогим.

“Сотворил” – бара – сотворил из ничего.

“Мужчину и женщину сотворил их” – захар у некева бара отам. “Бара” относится и к мужчине, и к женщине – этим показывается, что два пола равны.



И тут сразу возникает множество вопросов.

1. Быт. 1:26: “Сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему”. А в Быт. 1:27 говорится, что человек создан только образу Элогима. А чтобы кто-нибудь не подумал, что переписчик ошибся и забыл написать слово “подобию”, второй раз добавлено: “по образу Божию сотворил его”. Итак, замысел Элогима и его осуществление не совпадают?

Получается, что не совпадают. Образ Элогима имеется у любого человека – у каждого человека есть самосознание; каждый человек, каким бы он ни был падшим, может обращаться к своему Творцу; и любой человек наделён даром творчества. А подобием Элогима человеку ещё предстоит стать. Кто такой “преподобный”? Тот, кто стал подобным Творцу.

Итак, в этих стихах задаётся цель жизни человека – стать подобным Элогиму.


2. В этой картине сотворения мiра говорится, что человек создан после животных. Как это может быть? Ведь в книге Иова написано: “…когда Я полагал основания земли… все сыны Божии восклицали от радости” (38:4,7). Ангелы сынами Элогима быть не могут, потому что в них нет Его образа. Библия называет сынами Элогима именно людей: Быт.6:2, Втор.14:1, Пс.72:15, Прем.16:26, Мф.6:9, Лк.3:38, Лк.11:2, Рим.8:19, Гал.3:26.

Отвечаю. Эта картина сотворения мiра – геоцентрическая. В ней показано появление человека на земле. Раньше человек жил не на земле, а в раю. И из рая был изгнан на землю – Быт. 3:23.


3. К человеку трижды употреблён глагол “баре” – то есть он создан из ничего. А как же тело? А как же “душа живая”?

Посмотрим вторую картину сотворения мiра. После изгнания из рая на земле человек получил звериное тело, которое Библия назвала “кожаными одеждами” (Быт.3:21). Хорошее сравнение нашего звериного тела с одеждой. Может ли человек жить без одежды? Может, если позволяет климат. Итак, для жизни на земле человеку потребовалось тело, как у животных. А в первой картине сотворения мiра сообщается не о создании звериного тела человека, а о создании самого человека, как образа Элогима.

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: “Кожаные одежды (Быт.3:21), по объяснению святых отцов, означают нашу грубую плоть, которая при падении изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настоящую свою дебелость”. /Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., “Лепта”, 2002, стр.19./


4. После изгнания из рая человек вселён в какого-то уже существовавшего зверя из отряда приматов или же для него было создано индивидуальное тело?

Не знаю.


5. А могли изгнанные из рая Адам с Евой и их ближайшие потомки принадлежать к одному биологическому виду, а их дальние потомки – совсем к другому? Другими словами: могли ли люди сами создать для своих детей (ещё в материнской утробе) совершенно новые тела, принадлежащие к другому биологическому виду, роду, семейству, отряду?

Не знаю.


6. Какое тело было у человека в раю?

Быт. 2:7: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою”. Что такое “прах земной”? Каков был рай, нам не известно. В антропоцентрической картине сотворения мiра (Быт.2:4–3:24) рай описывается некими символами, схожими с описанием Нового Иерусалима в конце Апокалипсиса (гл.21-22). Эти символы можно сколько угодно толковать, но каков рай, мы не знаем – вход в него закрыт (Быт.3:24). Об Эдеме мы не можем иметь никакого представления, поэтому для его описания и используется язык мифологической поэзии. Так же, как и для описания Нового Иерусалима в Апокалипсисе (гл.21-22). Рай – это жизнь с Элогимом, жизнь в Элогиме, плодами Которого человек питался (Быт.2:9). Так что, каким именно было тело человека в раю, сказать невозможно. Может быть, телом человека (которое “прах земной”) являлась вся вселенная. А изгнание из рая означает, что человек потерял всю вселенную и получил в обладание только одно звериное тело.


7. Быт. 1:27 сообщает, что женщина создана одновременно с мужчиной, а из дальнейшего повествования мы узнаём, что она создана из половины Адама (Быт. 2:21-22).

Здесь, в Быт. 1:27, описывается появление человека на земле после изгнания из рая. А вторая ипостась человека (Ева) появилась в раю.



Быт.1:28: “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”.

“Плодитесь и размножайтесь” – пру у рву.

Пру – инстинкт размножения и акт размножения, закон брака.

Рву – забота о потомстве.


Быт.1:29-30: “И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду,) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так”.

Итак, человеку даётся в пищу вся растительная пища, включая плоды деревьев, и включая сами деревья (саговые пальмы, например). А животным – только трава.

Когда и по какой причине на земле появились хищники, паразиты? Кто их создал?

Из дальнейшего библейского повествования мы узнаём, что люди начали упражняться во зле. Быт.6:11-12: “И наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле”. Всякая плоть извратила путь свой на земле. Получается, что хищников и паразитов создали люди. Либо создали новые биологические виды, либо изменили уже существующие виды, либо новые виды появились эволюционным путём из-за сильно изменившихся условий жизни.

Однако наука говорит, что люди появились на земле совсем недавно. А конец мелового периода, когда на земле разразилась катастрофа и уничтожила парниковый эффект, был более 60-и миллионов лет назад. А триасовый период, когда появились хищные динозавры, начался…

А ещё наука говорит, что время от времени находят кости динозавров, в которых ещё не успел разложиться костный белок.

Пускай учёные решают вопрос хронологии методами естественных наук.

Напомню, что научные взгляды быстро меняются. Ещё в конце XVIII века утверждение о существовании метеоритов учёные считали бабьими баснями.

А может так быть, что и калий-аргоновый метод датировки не врёт, и белок в костях динозавров не успел разложиться по каким-то естественным причинам? Когда лет сто тому назад Альберт Эйнштейн заявил, что время не является абсолютной величиной, то на него посмотрели, как на сумасшедшего. Всем окружавшим его людям было просто очевидно, что время всегда течёт с одной и той же скоростью. Прошло сравнительно немного лет, и учёные открыли такие микрочастицы, для которых время идёт вспять. Возможно, продолжив изучение времени, учёные заговорят о провалах во времени (трещинах во времени). И тогда взгляд на прошлое изменится в корне. Поживём – увидим.



Быт.1:31: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой”.

Аса – создал из уже существующего.

Тов меод – хорошо весьма – меод означает предельную степень. Этой фразой подчёркивается особая красота завершённого творения мiра.



ПЕРВАЯ КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ МIРА. СЕДЬМОЙ ПЕРИОД ТВОРЕНИЯ.

Быт.2:1-3: “Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ”.

Зачем Элогим творит субботу (седьмой день)? Чтобы мы могли дать Ему ответ. Какой ответ? Воздать благодарность. Человек начинается с этого – со стремления воздать благодарность. Суббота – это день, когда мы благодарим Элогима за всё, что Он сотворил. И стараемся увидеть весь мiр – людей, воды, горы, растения – в его изначальном виде, каким он был ещё не искажённый грехом. Когда мы благодарим – мы люди. Когда мы перестаём благодарить (ну я же этого достоин!), когда всё принимаем как должное, тогда мы теряем свою человеческую сущность, мы теряем связь с нашим Творцом. Когда мы читаем жития святых, то видим, как они трепетно относились к творению, как благодарили Творца за каждую тварь. Так поступали праведные люди во всех культурах, во всех традициях. И это делало их людьми. То есть святыми. Святость – это норма.

Давайте вспомним Евангелие – вспомним, что делал Господь наш Иисус Христос. Он исцеления принципиально совершал в седьмой день – в субботу. По этой причине к Нему сильно приставали. У Иисуса Христа была репутация пророка, люди знали, что с пророком лучше не связываться, поэтому только приставали, а не вредили. Обидишь пророка – Господь не спустит. Спрашивали: “Зачем исцеляешь в седьмой день? Эта женщина столько лет болела, ну неужели ещё одного дня нельзя было подождать?” Евреи были не сумасшедшие, они понимали, что бывают ситуации чрезвычайные, когда человек кровью истекает, а бывают “плановые операции”. В наши дни в Израиле в субботу работает скорая помощь – все понимают, что жизнь важнее субботнего покоя, жизнь надо спасать. А если человеку надо челюсть просверлить и имплант поставить, то кто же будет это делать в выходной день? Жил человек без одного зуба и ещё много лет проживёт. С точки зрения закона это логично. Но с точки зрения того, что мы читаем сейчас в начале Бытия, это потеря понимания субботы. Что говорит Христос? – Ин.5:15-17: “Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу. Иисус же говорил им: ОТЕЦ МОЙ ДОНЫНЕ ДЕЛАЕТ, И Я ДЕЛАЮ”. Суббота – это день особенного творчества – творчества не для себя. Как учил Моисей: “Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие ДЕЛА ТВОИ, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела” (Исх.20:8-10). Итак, делай в субботу, но не для себя. Например, лежит больная соседка – так пойди, помой пол у неё в квартире. Естественно, бесплатно. Для себя работать нельзя – надо сделать что-нибудь для других. Итак, в Евангелии Христос в субботу делает человека целостным, восстанавливает его. Его не понимают, с Ним спорят, потому что понимание субботы ушло в обрядоверие – не делай того, не делай сего. И забыли, что седьмой день – для Господа. “Возлюби Господа Бога твоего” (Мф.22:37) и “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф.22:39) – это две стороны одной заповеди. Отдать ближнему – это всё равно, что отдать Богу. Мф.25:40: “Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”.

Итак, библейское понимание субботы – очень глубокое. Это творчество во всех смыслах этого слова. Ключ к понимаю Ветхого Завета – в Евангелии. Ибо Христос говорит, что пришёл не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить.

2012 янв. 15,
2015 окт.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Тора параллельно на двух языках: иврите и русском (иудейский перевод). Иерусалим, Москва, “Шамир”, 1993.

Библия – синодальный перевод. Брюссель, “Жизнь с Богом”, 1989.

Библия – церковнославянский перевод (Елизаветинский). СПб., Синодальная типография, 1900.

Гриц Илья Яковлевич. Лекции http://predanie.ru/gric-ilya-yakovlevich/

Диваков Николай, протоиерей. Лекции, прочитанные им воспитанникам Московской духовной семинарии.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Библия на русском и иврите (параллельный текст) –http://azbyka.ru/biblia/?Gen.1&ri

Самоучитель иврита, букварь и грамматика – http://ulpanet.netzah.org/


Рецензии
В иврите ничего не смыслю, но мощи архангела Михаила - это мощно))))))))

С уважением

Василий Гапонов   18.06.2021 22:56     Заявить о нарушении
Василий, Вы не читали книгу Еноха? В ней утверждается, что ангелы имели точно такое же физическое тело, как и люди. И ангелы вступали в брак с женщинами - потомками Адама, и от этого брака родились великаны ростом 3000 (три тысячи локтей). (Предположим, что 3000 локтей - это ошибка перевода, ибо неизвестно, какими знаками цифры обозначались в первоисточнике.) В таком случае удивительно только то, что архангел Михаил имел мощи - т.е. мёртвое тело.

Игорь Орловский   19.06.2021 16:44   Заявить о нарушении
Книгу Еноха читал) И многие другие апокрифические книги тоже) В послании Иуды есть упоминание, что сатана спорил с архангелом Михаилом о теле Моисея - да, но чтобы додуматься о теле самого Михаила - это конечно фантазия должна быть буйной)

Василий Гапонов   19.06.2021 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.