Девочка, оставленная Земле. Часть 11-я

Девочка любила храм между службами, когда он погружался в тишину. Сквозь высокие окна пробивался лучами дневной свет. Когда Девочка чистила подсвечники или мыла полы, она могла спокойно размышлять о Боге, о том, как устроен мир и человек. Её неудержимо влекло узнать ответы на самые главные вопросы. Без ответов на них она казалась себе неполной, незавершённой, недостаточной.

Однажды Девочку, которая расчищала дорожки от снега в церковном дворе, увидел архиерей. Он очень разгневался, потому что вспомнил, что рекомендовал ей устроиться на работу. Сказав Девочке, чтобы «больше он её здесь не видел», и устроив выволочку церковной старосте, владыка удалился. Староста была женщиной мудрой, и отходчивый нрав архиерея знала хорошо. Посоветовав Девочке какое-то время не показываться владыке на глаза, она её выгонять не стала. Может быть, не только по доброте душевной, а ещё и потому, что не хотелось терять работника.

Со временем сложилось так, что Девочку официально оформили уборщицей в приход, и она смогла получать хоть и небольшие, но всё-таки деньги. Да и отходчивый архиерей смирился с её присутствием.

Вскоре Девочка получила письмо от монаха, который просил его простить за то, что он больше руководство духовное осуществлять не сможет, сославшись на то, что Девочка якобы «слишком велика для него» и ему с этим не справиться. Что он оставляет её на милость Божию и правящего архиерея. Девочка подумала, поплакала, набралась духу и пошла к архиерею на приём рассказать про письмо и попросить о духовном руководстве.

Владыка выслушал, про «руководство» ничего не сказал, но заявил твёрдо, что, пока он в этой епархии архиерей, Девочке пострига не видать. Напомнил владыка и о её непослушании. И тут неизвестно что с Девочкой произошло, но она встала и покойно сказала: «Это будете решать не Вы, а Бог». Нужно сказать, что она с детства не отличалась дерзостью, что в данной ситуации по всем канонам было не только дерзостью, но и оскорблением духовного лица. Архиерей внимательно, даже очень внимательно на Девочку посмотрел и промолчал. На этом аудиенция была окончена.

Примерно через неделю, когда Девочка днём занималась уборкой в храме, туда зашёл владыка в сопровождении старосты и сказал Девочке, что взять руководство над ней не может: «Много их таких». Этому ответу она не удивилась, но всё же даже при владыке не смогла сдержать слёз.

«Ну вот, - подумала Девочка: - раз так Бог мною распорядился, то так и буду здесь нести послушание. Ведь для Бога не имеет значения, монахиня ты или нет».

Шло время. Однажды после вечерней службы небольшая группа прихожанок чистила латунные ограждения солеи. В храм вошёл архиерей, всех благословил по обычаю и задержался, чтобы всё осмотреть. И тут произошёл случай, который направил судьбу Девочки уже по другому руслу.

Получилось так, что она стояла лицом к владыке ближе других женщин. Они оказались у неё за спиной. Вдруг Девочка почувствовала, что внутри наполняется удивительным покоем и невыразимым светом. И что это свет сейчас отражается и на её лице тоже. Больше того, она понимала, что это видит и владыка, потому что он замер, не в силах отвести взгляда от её лица. Хотя Девочка и стояла с опущенными глазами, но она внутренним взором могла всё это наблюдать. Повисла пауза, которую никто не смел нарушить. Девочка понимала, что положение становится неловким, и сама, повернувшись боком, отошла в сторонку. Владыка, сказав что-то вроде: «Работайте, работайте», вышел из храма.
Конечно, она понимала, что такое состояние по желанию человека возникнуть не может. Приняв это как помощь и утешение от Бога, она поблагодарила Его, да и почти забыла.

Но с этих пор за Девочкой стало вестись негласное «владыкино наблюдение». Вскоре её повысили – перевели посудомойкой в храмовую трапезную.

А надо сказать, что Девочка была существом неуёмным, и всё, что написано в православной литературе, старалась применять на практике. Она, не благословясь, то взваливала на себя огромное молитвенное правило, то держала строгие посты. В общем, старалась добраться до Бога с помощью аскезы. А, оказавшись на послушании в трапезной, и того больше – дала себе обет молчания. С посудой ведь разговаривать не нужно.

Обет молчания очень не понравился повару, простой женщине, которая жаловалась владыке: «Уберите её от меня, с ней ведь слова не скажешь». Владыка улыбался, видно было, что он одобряет, когда женщина молчит. И, увидев Девочку в притворе храма, сказал: «Благословляю, говори». Девочка заговорила. Убедившись, что «ребёнок слушается», владыка благословил Девочку не говорить месяц, что она с удовольствием и выполняла. А владыка с тех пор при встрече с Девочкой качал головой, улыбался и говорил: «Надо же, молчит».


Рецензии
старалась добраться до Бога с помощью аскезы...
Забавно) Другим для этого храм не нужен.
Интересно наверное после аскез и очищения приходит вера...

Госса Светлана   10.06.2020 22:16     Заявить о нарушении
Не факт, что она приходит после аскезы.)

Татьяна Васса   11.06.2020 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.