Награда за учёбу или Сосновый запах моего детства

Иллюстрация из интернета

       Награда за отличную учёбу или Сосновый запах моего детства

     Начальное образование я получила в Кустанайской семилетней школе № 2, находившейся в трёх кварталах от дома. Это была ближайшая к дому школа, где я  проучилась с первого класса по седьмой.

     Первые четыре года нашим классом руководила Зуева Зоя Игнатьевна, худощавая, с высокой причёской женщина лет 30. Она была строгой к дисциплине и  особенно - к опозданиям.

     Как-то случайно опоздав к первому уроку, я, наказанная, простояла целый  час в углу перед всем классом. Помню то чувство стыда, которое я испытывала  перед одноклассниками. Поэтому теперь я старалась выходить из дома очень рано и никогда больше не опаздывала. 

Отношение к учебе в школе у меня было ревностным. Я плакала, если случалось, что мама оставляла меня дома в связи с болезнью.

     Однажды в декабре, будучи во втором классе, я пошла в школу без варежек.  Мороз 35 градусов. Пришла в школу раньше всех. Когда вошла в коридор, зарёванная и замёрзшая, в школе была одна уборщица, которая принялась оттирать мои «белы  рученьки» снегом с намерзших окон. Боль была нестерпимой…
 
Школа представляла собой одноэтажное здание из красного кирпича. Внутри семь  классов с высокими двустворчатыми дверями и большими окнами с двойными рамами.
 
     Вдоль всех классов располагалась просторная рекреация. Во время перемен она заполнялась большим хороводом учащихся с пением популярных песен, к примеру, таких, как «Ой туманы мои…», "Орлёнок", Песня о Щорсе и др. Иногда пели в  сопровождении баяна.

     Помню, в школе был большой хор. Пели двухголосие. Одной из песен была «Калинка». Запевала её учащаяся 7 класса с красивым высоким голосом. До  сих пор слышу её приятный тембр.

Она нравилась мне и внешне. Чуть продолговатый овал лица; в красиво  повязанном, узлом назад, платочке, мило обрамлявшем её симпатичное личико, она была похожа  на русскую красавицу.

     Училась я неплохо: на "4" и "5", но всегда стремилась учиться лучше. В конце  четвёртого класса я-таки получила свидетельство и грамоту отличницы. По всем  предметам в нём красивым почерком Зои Игнатьевны были выведены пятёрки, а  рядом с оценкой, в скобках, «отлично».
 
     Родители были очень довольны моими успехами в школе. Особенно радовался папа, всегда ощущавший свой образовательный дефицит и всегда призывавший нас к  учёбе: «Детки, учитесь. В этом ваше будущее. Надо в голову знания  набирать, а  не «тряпки» вешать на себя.» Этот девиз и настраивал нас на учёбу, и помогал пережить нужду.

     Никому из детей в нашей семье не довелось отдыхать в пионерском лагере из-за невозможности приобрести путёвку по причине постоянной нехватки средств.
 
     Мне было сделано исключение в связи с отличными «показателями» в учёбе. На предприятии, где папа работал, в 1957 году ему выделили путёвку в пионерский лагерь Казынбасы на август месяц. 
 
     Лагерь находился в 70 километрах от Кустаная. Одна я так далеко ещё не  уезжала. Мне было и интересно, и немного страшно от предстоящего  расставания с  родителями.

     В назначенный день дети и провожавшие их родственники в 9 часов утра собрались на площади у Кустанайского обкома партии. Подъехал небольшой, с длинным «носом», автобус. Через полчаса он тронулся с места, сопровождаемый последними родительскими наставлениями детям.
 
     Начинался ясный, солнечный, по – казахстански жаркий летний день, и открытые форточки в автобусе были единственным спасением от духоты. Ехали медленно. 70 км до лагеря мы преодолевали по грунтовой дороге в течение двух часов.
 
     Сопутствующий ландшафт – степь и лесостепь. Наконец, впереди показалась сплошная полоса хвойного леса. По мере приближения перед нами во весь рост вставал стройный и высокий сосновый бор.

     Освещённые проникавшими сквозь кроны яркими  солнечными лучами ровные стволы сосен, кажется, приветливо светились и, радуясь новым гостям, ярко-буро рдели в глубине леса. Деревья, находившиеся рядом с опушкой, отличались богатой кроной.

     Мы въехали в красивую лесную колею-аллею, по сторонам которой широкие лапы сосен во время нашего движения почти касались окон автобуса.

     Вдруг все дети  радостно закричали, показывая направо в сторону леса. Там, метрах в десяти - пятнадцати от нас, на сосне перескакивала с ветки на ветку маленькая белка.
 
     Это очаровательное создание ярко-рыжего цвета, с остреньким носиком и пушистеньким хвостиком приковало к себе наше внимание. Она деловито раскусывала сосновую шишку, не обращая на нас никакого внимания.
 
     Ну вот и символические ворота лагеря. Автобус проехал вглубь него и остановился у палаток.

     Нас встречали наша будущая пионервожатая и воспитатели лагеря. Палатки для жилья в то время были брезентовыми на четыре – пять кроватей. Нас распределили по пять человек, и мы стали обустраиваться. Кровати заправлены до нашего прибытия. Из мебели – прикроватная тумбочка, стол посередине комнаты и стулья-табуреты.

     Деревянными в лагере были только полуоткрытая веранда для кружковой работы, пионерская комната и столовая – длинный барак, находившийся чуть поодаль от палаток.

     В центре лагеря располагалась прямоугольной формы площадка - для проведения линеек - и флагшток, на который каждое утро с побудкой поднимался флаг дружины.

     В лагере работали различные кружки: рукоделия, авиамодельный, спортивной аэробики. Я охотно посещала хоровой и вокальный.
 
     Мои музыкальные способности почти сразу были замечены руководителем-баянистом. Он занимался со мной, как с солисткой. До сих пор помню выученную тогда песню:

                Самолёты есть разные в мире,
                Знаю птиц я немало стальных,
                Но с машиною ТУ- СТО ЧЕТЫРЕ
                Ни одна не сравнится из них.

                Припев:       На крылатом корабле
                В ясном небе и во мгле
                Мы летим, преград не зная,
                Звук в полёте обгоняя,
                На серебряной стреле. …

Однажды руководитель, глядя на мои руки, отметил:
   -  Какие музыкальные пальчики! Тебе нужно учиться играть на пианино!
Он, как в воду смотрел…

     …Жизнь в лагере кипела проводимыми спортивными соревнованиями, подготовкой к концерту, походами в лес; купаниями на озере. В Кустанайской области много солёных озёр. Одно из них находилось поблизости от нашего лагеря.
 
     Однажды вечером, в сумерки, к нам в палатку «постучали» мальчишки:
    -  Тук-тук, кто в теремочке живёт?
    -  Мы! - дружно ответили мы.- А вам чего надо?
    -  Подарить вам подарочек!

         
     В следующий момент открывается полог палатки и в его проём влетают к нам четыре белки. Испуганные нашими воплями, бедняжки бросились в разные стороны, ища спасения.

     С криками и визгом отчаяния мы закрывались, кто покрывалом, одеялом, кто подушкой… Когда случайно белки попадали на нас, мы чувствовали, насколько остры их коготки и зубки. Они отчаянно кусаются!

Мальчишки громко хохотали, видя в палатке сотворённый ими переполох… В щироко открытый проём, подгоняемые нами, белки прыжками покинули наше убежище. Мальчишки, хохоча, безнаказанно разбежались… После их "визита" мы считали царапины, нанесённые "безобидными" зверьками... 

     В выходные дни разрешалось посещение детей родителями. Недели через две, в воскресенье, наш отряд, как обычно, стоял у столовой в очереди на обед.
 
     Вдруг за кустарником между редкими соснами неожиданно показались папа и мама! Наспех отпросившись у пионервожатой, я, что есть силы, побежала к родителям. С плачем, я бросилась к ним в объятия.

    -  Что случилось, дочка? – спрашивал меня папа. Слёзы ручьём катились у меня по щекам. Так сильно я соскучилась по дому, по родным голосам и родительской ласке. Папа на грузовой машине направлялся в очередной рейс. Пионерский лагерь Казынбасы был попутным заездом.

     Отъехав подальше, мы расположились на опушке леса, где мама угощала меня вкусными домашними приготовлениями. Затем в течение несколько часов мы гуляли по лесу. Кустанайские леса были богаты ягодами: клубникой и вишней. 

     Клубника росла на солнцепёке, чаще - на опушке леса, где местами её было видимо-невилимо. Собирать приходилось на коленях, осторожно передвигаясь, чтобы случайно не помять ягоды, попадавшиеся повсюду.

     В отличие от земляники, плоды лесной клубники сладкие и круглые. Вишнёвые кустарники росли в глубине леса. Ягоды на них тёмные, сочные и крупные.

     После домашнего обеда лесной десерт показался мне таким вкусным, что помню его до сих пор. Помню и эту незабываемую встречу с родителями…

     До конца сезона оставалась одна неделя. Быстро пробежало время. Помню этот чудесный лес, среди сосен которого находился наш лагерь. Может быть, потому, что я была маленькой, сосны  и лес казались мне очень высокими и величественными.

Не забыть мне тот первоначальный прянотерпкий запах хвойного леса, настоянного на россыпях свежей и прошлогодней жёлто-зелёной хвои, на всех оттого мягких лагерных тропинках.

     ...Двадцать первый день. Последний день пребывания. Я проснулась в семь часов. Утро было по-августовски прохладным. Выйдя из палатки, я увидела  дождь длинных и косых солнечных лучей, простиравшихся от вершин деревьев к палаткам. Мне казалось, что они ко мне тянут свои тёплые руки…

Когда я проходила по тропинке между сосен, их ветки брызнули на меня прощальной холодной росой прошедшей августовской ночи...

     Лагерь пробуждался. Я запомнила его навсегда.
     После завтрака, автобус уже ждал нас у ворот лагеря.
     До свидания, лагерь!

            С тех пор, бывая в лесу, я ищу тропинку, обильно посыпанную сосновыми иглами и тот сосновый запах, прянотерпкий и первоначальный, сосновый запах моего детства.

17 января 2012г.            


 


Рецензии
Как солнечно и тепло от вашего эссе! Только вы не сказали, удалось ли вам найти тропинку с таким же прянотерпким сосновым запахом детства? Когда я был мальчиком, папа приносил нам, детям, эклеры из ЦДРИ, там в буфете продавали, такие невесомые и нежные. Всю жизнь я ищу эклеры с таким же вкусом, но так и не могу найти, увы. И, кстати, это мой отец пел песню "На крылатом корабле". Спасибо за такое милое напоминание о моих лучших днях в жизни. Всего вам самого лучшего, коллега. Дмитрий Шмелев

Дмитрий Шмелев   13.09.2021 16:08     Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.