Разговор экономиста с О-бывателем

            Вы когда-нибудь задумывались об ответах на вечные философские вопросы? О том, откуда появился Человек? И, что не менее интересно, – зачем он появился? Откуда появилось всё живое? Откуда появились планеты, звезды, наша и другие галактики? Откуда появилась вся эта вселенная? И опять же, – зачем всё это появилось?
            Вот и Антон Федорович Денежнов брел не спеша к ближайшему супермаркету и размышлял как раз на такие темы. Впрочем, вопросы, которыми озадачился Антон Федорович, хоть и имели философское происхождение, все же были гораздо более приземленными. Будучи экономистом по образованию, Антон Федорович никоим образом не подвергал сомнению основной постулат, из которого проистекает главная проблема «Экономикс»: «Проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов», и содержимое его бумажника самым великолепным образом доказывало вторую часть сформулированной проблемы. Денег в бумажнике после очередного платежа по кредиту хватало лишь на самые необходимые продукты, а, как настоящий экономист, да и просто человек, Антон Федорович очень хорошо понимал, что потребности человека безграничны, и имеющейся у него суммы никоим образом не хватит на удовлетворение даже малой части всех его запросов.
            В кармане у нашего героя был листок со списком продуктов, написанный его заботливой супругой, но содержимое этого листка вовсе его не интересовало, и, беря автоматически нужные продукты с полок и кладя их в тележку, Антон Федорович думал о том, как было бы прекрасно иметь в данный момент возможность зайти в салон «Mitsubishi», расположенный рядом с супермаркетом, и выбрать там замену своей пятилетней «Лады Калины». Вот так и случилось, что занятый весьма приятными мыслями герой рассказа выронил взятую с полки пачку чая «Dilmah», поскольку не заметил, как его тележка врезалась в тележку другого покупателя, разглядывающего продукты на другой полке.
            – Ой, простите! Я задумался, – с виноватой улыбкой сказал Антон Федорович мужчине, одновременно наклоняясь за упавшей пачкой чая.
            – Ничего, ничего! Бывает! – весьма дружелюбно ответил незнакомец, и проворно наклонившись, быстро поднял упавший предмет и подал его растерявшемуся экономисту.
            Антон Федорович принял зеленую коробку, бросил её в тележку и, неожиданно почувствовав желание поговорить, произнес:
            – Спасибо! Знаете, со мной такое раньше случалось редко. Я имею ввиду рассеянность. А вот в последнее время из-за своей задумчивости я частенько стал попадать в неприятности. Неделю назад вот примерно также слегка стукнул чужую машину на перекрестке, но хорошо, что ущерб оказался незначительным.
            – Вот как? – переспросил незнакомец. – Интересно, и что же за мысли в последнее время вас одолевают?
            – Да, видите ли, я ведь по образованию экономист, и работаю экономистом в одной фирме, и вот, в последнее время всё чаще задумываюсь о неизменности экономических законов. О роли денег в обществе и о том, как несправедливо, что человек не может иметь всё, что ему хотелось бы! Хотя я понимаю, что так и должно быть, иначе остановился бы прогресс.… Впрочем, простите, вам, возможно, это неинтересно, вы совершенно не обязаны меня слушать. Вы ведь, вряд ли коллега по профессии, не так ли?
            – Нет, я не экономист. Я наладчик металлорежущих станков с программным управлением – профессия сугубо практическая, но меня всегда интересовали упомянутые вами вопросы. Так что поговорить с экономистом считаю большой удачей! Как вы сейчас сказали? Остановился бы прогресс? А почему?
            – Ну, как же! – обрадованный, что нашел, наконец, свободные уши и одновременно удивленный, что его случайный собеседник не понимает столь очевидных вещей, начал отвечать Антон Федорович. – Понимаете, в основе такой науки, как «Экономика» лежит одна проблема. А эта проблема, в свою очередь, вытекает из двух совершенно очевидных постулатов. Первый – человеческие потребности безграничны, второй – ресурсы ограничены. Вы ведь не будете спорить с первым постулатом?
            – Нет, не буду, это мне кажется очевидным!
            – Да! Вот и второй постулат также очевиден, – в полной уверенности продолжил Антон Федорович, даже мысли не допуская, что это может быть и не так. – И из этих положений весьма логично возникает проблема! Проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов. Вполне ведь понятно, что раз потребности безграничны, а ресурсы ограничены, то человеку остается только выбирать. То есть, проблема в следующем: как из имеющихся ограниченных ресурсов выбрать то, что наилучшим образом удовлетворило бы потребности. Вот именно этим и занимается наука «Экономика».
            – Очень интересно! Да, ну, так, а что же с прогрессом? Почему он остановится?
            – С прогрессом? Ах, да! Так ведь я как раз к этому и подхожу! Понимаете, человек ведь вынужден выбирать. То есть, из различных видов имеющихся в его распоряжении ресурсов человек делает нечто, наилучшим образом удовлетворяющее его желаниям. Вот эта деятельность и является прогрессом. Здесь можно привести следующий пример: когда-то из воды человек мог добывать себе лишь рыбу, а теперь человек с помощью воды получает электроэнергию, которой удовлетворяет гораздо больший спектр своих потребностей. Вот так, если очень упростить.
            – Занятно! Скажите, а был бы возможен прогресс в вашем примере, если бы человек не имел неограниченных потребностей?
            – Ну, разумеется, нет! Первый постулат также важен, как и второй!
            – Отлично! А что еще нужно в этом примере, чтобы прогресс стал возможен?
            – Да, я думаю, что больше ничего!
            – Ну, как же! Я вот уверен, что у вас желаний гораздо больше, чем купить в этом магазине то, что указано в том листочке, который вы держите в руке, но где же прогресс?
            Антон Федорович посмотрел на листок, затем на собеседника и рассмеялся.
            – Вы правы! Я как раз перед знакомством с вами думал о новой машине и о том, что не могу позволить себе её купить!
            – А почему вы считаете, что не можете себе этого позволить?
            – Почему? Да, всё потому же! Ограниченность ресурсов, – в данном случае денег, имеющихся в моем распоряжении!
            – То есть, вам не хватает денег, чтобы приобрести новый автомобиль?
            – Да, как ни банально это будет звучать!
            – Скажите, а почему вам не хватает денег?
            – Ну, видите ли, у меня есть некоторые навыки и знания, применив которые на практике я могу получить определенный доход. Но этого дохода недостаточно, чтобы купить новый автомобиль.
            – То есть, если я правильно понимаю, у вас недостаточно навыков и знаний, чтобы получить больший доход? Скажите, а как можно было бы улучшить ваши навыки и увеличить объем знаний, если, конечно, я вас правильно понял?
            На этот вопрос Антон Федорович ответил не сразу. Он понял, к чему клонит его собеседник. Когда-то давно, в самом начале своей карьеры экономиста, он отказался от головокружительной карьеры, потому что решил, что не справится с ответственностью на предложенной ему должности. Он был тогда еще очень молод и неопытен и послушался многочисленных советов его знакомых о том, как трудно ему будет на новом месте, о чем позже сильно жалел. Особенно велики были его сожаления, когда он узнал, что это место досталось его бывшему сокурснику, едва дотянувшему до диплома и дважды бывшему на грани отчисления, а тот вполне справился с новыми обязанностями. Немного помедлив, Антон Федорович ответил.
            – Н-нет, вы поняли неправильно…, навыков и знаний для увеличения дохода у меня достаточно. Но вы затронули очень интересную и распространенную проблему. Лет пятнадцать назад я отказался от очень хорошо оплачиваемой должности, потому что думал, что не справлюсь. А если бы я тогда согласился, то сейчас имел бы доход, достаточный для покупки новой очень хорошей машины. Так что, возвращаясь к вопросу о прогрессе, я думаю, что нужно еще что-то очень важное для его осуществления.
            – И что же это такое, как вы думаете?
            – Что это такое? Так сразу и не скажешь! Хотя.… Хотя, я думаю, намерение, было бы подходящим словом. Вот! Намерение! Я так считаю! То есть, желание и готовность осуществить некую идею!
            – Замечательный ответ! Вы очень интересный собеседник!
            – А знаете, знаете…, – быстро продолжил Антон Федорович, словно боясь упустить очень важную мысль. – Я понял! Главная причина того, что не осуществляется значительная часть всех наших желаний и мечтаний не трудности, какими бы большими они ни были. А наше собственное решение о том, что у нас ничего не получится! Я решил: у меня не выйдет, и именно поэтому у меня и не вышло! Я решил: у меня не выйдет и я даже ничего не попытался сделать для того, чтобы вышло. Или попытался, но с таким слабым намерением, заранее уверенный в отрицательном результате, что ничего и не получилось!
            – Отлично! А не припомните ли вы какой-нибудь момент в своей жизни, когда ситуация была обратной тому, о чем вы сейчас говорите? Ну, то есть, когда для всех ваших знакомых было очевидно, что добиться чего-то просто невозможно, но вы были уверены в обратном и добились своего!
            – Уверен в обратном и добился…? – задумчиво переспросил Антон Федорович и вдруг оживился. – А знаете, я могу такой момент припомнить! Совсем недавно! Моя жена и дети были совершенно уверены, что я не смогу без подсказок приготовить торт, и, знаете, как они удивились утром? Это была просто умора – смотреть на их удивленные лица!
            – Торт оказался вкусным?
            – О, да! Мне даже не досталось ничего, семейство всё подчистую слопало! – со смехом ответил Антон Федорович.
            – Замечательно! А что-нибудь еще, чуть раньше?
            – Да, да! В институте я выбрал очень сложную тему для дипломной работы! Мне не советовали её брать, даже руководитель дипломного проекта меня отговаривал, но мне очень нравилась та тема…. О, знали бы вы, какой была моя защита! Мне устроили такой допрос, через который, наверное, и провалившиеся разведчики не проходили. М-да!
            – Защита, наверное, была блестящей?
            – Да! Пожалуй, я могу смело сказать, что такой она и была! Ведь именно после той защиты мне и предложили то место, от которого я отказался. Правда, вот потом…
            – А что-нибудь похожее еще раньше не вспомните? – не дал провалиться собеседнику в грустные воспоминания незнакомец.
            – Еще раньше? – переспросил Антон Федорович и замолчал. Но через некоторое время его лицо приняло слегка мечтательное выражение, и он продолжил. – Знаете, в институте на второй курс к нам пришла девушка невероятной красоты! Мы с парнями так и обалдели, когда она в первый раз вошла в аудиторию! Саня – мой приятель, чего только ни делал, чтобы добиться встречи с ней! Да и другие ребята, – все пытались! Но вышло только у меня! И ведь какое интересное дело; эта девушка – и есть моя супруга! С тех пор прошло уже восемнадцать лет, а она еще красивее стала! Двух замечательных детей мне подарила! Так что брак у меня вполне счастливый, тут мне точно жаловаться не на что....
            Антон Федорович продолжал разговор с незнакомым собеседником, идя вдоль полок супермаркета, механически складывая в тележку нужные ему товары и также механически отмечая в списке купленное. Разговор продолжался еще довольно долго, пока, наконец, собеседники не оказались возле кассы. Тут случайный знакомый тепло попрощался с нашим героем, а Антон Федорович, расплатившись, сложил покупки в большой пакет и также не спеша пошел домой.
            По дороге он все вспоминал разговор со случайным собеседником и с некоторым удивлением отметил, что этот разговор привел его в весьма приподнятое настроение. «Интересно!»: думал Антон Федорович. «Вот, вроде бы человек, далекий от экономики, а какие вопросы затронул! Однако что же мы имеем из этого разговора? Из него мы имеем, что человек может, практически, всё! Всё, что хочет, то и может, как бы фантастично это ни звучало! Ведь становятся же люди великими спортсменами, художниками, писателями, президентами? Но почему же таких людей единицы? Нам говорят: врожденные способности, но действительно ли это так? Разве я сам не отказался от весьма перспективного предложения даже не попробовав принять его? Выходит, великими становятся редко не потому, что у основной массы населения нет нужных задатков, а потому, что большинство так решило: не быть великими! И получается, что главное для достижения любой цели – это решение самого человека: как решил, так и будет! И если не вышло, значит, были сомнения! То есть «со» плюс «мнение»! Значит, к моему личному мнению примешалось чье-то чужое! А ведь верно! Я же не принял тогда такую интересную должность именно потому, что наслушался мнений друзей! И все они обесценивали мои способности! Пожалуй, только одна моя жена и была сторонником принятия предложения, но её голос потонул в общем хоре обесценок! А что же я могу сейчас с этим сделать? О, теперь я могу многое…»
            И Антон Федорович незаметно для себя распрямил спину, ускорил шаг, и почувствовал, как наливается энтузиазмом всё его существо. Он еще не знал, что именно он предпримет, но теперь он знал, что в его жизни наступают большие перемены, и он совершенно точно знал, что эти перемены – к лучшему!

            Мужчина, оказавшийся «случайным» собеседником Антона Федоровича шел домой с покупками в противоположном направлении и думал о том, как много ему предстоит еще сделать. Сегодняшний день прошел не зря. Еще один человек задумался о том, всё ли правильно в его окружении. Еще один человек решил поменять жизнь к лучшему, но сколько еще вокруг таких, кто больше не верит в собственные силы? Кто, устав от потерь и неудач, перестал надеяться на самого себя и согласился с правилом этой вселенной: «Ты ни на что не способен!» Работы было еще много, но мужчина не был обескуражен этим фактом. Он знал, зачем он пришел в этот мир и знал, как много нужно потрудиться, чтобы восстановить прежние людские способности, равные божественным. Он шел домой к жене и двум детишкам, и был вполне доволен удавшимся днем.

            Ну, а Вы, мой читатель? Согласны ли вы с утверждением, что человек может всё? Действительно ли ресурсы редки, или, может, и это подвластно человеку? Справедлива ли пословица: «Тише едешь – дальше будешь»? Правдив ли жизненный принцип: «Не высовывайся»?
            Каждый должен ответить на эти вопросы для себя сам. Как ответит – так и будет.


Рецензии
Существует много причин почему происходит то,а не иное.И,к сожалению/а может и к счастью некоторых/человек не все может сам в этой жизни,хотя выбирает свой путь только самостоятельно.:)

Ирина Давыдова 5   14.12.2016 22:19     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше мнение.

Владимир Платонов 3   14.12.2016 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.