Обед в печи, сама на лавке...

Ольга Георгиевна Янченко.

Вынашмваю идею издать книгой всё, что довелось мне в жизни пережить. Так и Александр Солженицын завещал мне, и Василь Быков велел.

И вот с 2004 года держу в мыслях мечту - подвести итог своего непростого 79 - летнего жизненного пути. Есть потребность сказать об этом . Кому? Себе. Зачем? Не зачем, а почему. Потому что мне от рождения досталось умение увидеть главное и рассказать об этом лаконично, правдиво, интересно для читателя.
 
Да, умереть от скромности не модно.
Лучше уж скончаться от труда.
Женщиною будучи свободной,
я свою надежду никогда
не сменю на мелкие услады,
ленты, бусы, шёлковый наряд...…

Начну с прабабушки моей, Варвары Михайловны Веряевой.

Обед в печи, сама на лавке

Мысленно вижу точку отсчёта . Это годы юности моей мамы Нади. Заволжъе, город Чкаловск, бывшее большое село Василёва слобода.
 и моя дальняя родня.  Итак, я беру на себя смелость издать отдельной книжкой всё, мною опубликованное в необычном СМИ, то есть в 58 номерах типографского ежеквартальника "Надежда". 

Задумка моя поддержана моим куратором, полковником ВВС Анатолием Гаврилюком. Он считает, что главной темой книги должна быть сама идея -- первый в СССР журнал для ветарнов и инвалидов всех категорий. И факт создания его в июле 1989 года -- это подвиг.

И вот я окидываю взглядом пройденный  мною путь н естандартного советского журналиста.   Для уроженка Нижегородской губернии. Тут  жили все мои родичи по линии моей мамы Нади.
И главной у них была моя прабабушка Веряева Варвара.
Как все крепостные, с утра в поле на барщину, вечером в своём огородике, а уж что останется время - в избе хозяюшка.

Внученьке любимой Надюшке ( это мама моя)- поскакушке, как правило, гостинчик –- лепёшечка из ржаной дорогой муки да в секретном месте. Поищи, внученька, потрудися…
       
И вот, как всегда, утречком забежала Надюшка к бабушке Варе в избу её: - Чо сказать нашим, бабулечка?
– А передай, деточка, чтоб все - все наши пришли сегодня вечером ко мне. Я помирать буду.

Фыркнула внученька: – Ой, бабуня, так не бывает! Почём ты знашь, когда помрёшь?
– Твоё дело передать всем нашим. А когда помру - увидишь меня тута.      Надюшка хихикнула и побежала на Волгу. Купалась до обеда. Потом домой к своей маме Марусе. Потом опять на Волгу. Девчонка плавать мастерица. Да и на лошадях скачет исправно. В ночное их водит, купает в Волге. Да и жать, косить, молотить умеет. Просо в ступе толчёт как большая, хоть пест выше её в три раза.

Так ведь упрямая девчушка, вся в своего любимого отца Степана. Тот все профессии одолел сам. Он и печник, он и лудильщик, он и часовых дел мастер, он и на баркасе ходок знатный, он и с самим Павлом Григорьичем Чкаловым в друзьях ходит. Вон, котельщиком у него управляется.

Словом, мастеровой отец у Нядюшки и она не отстаёт, потому как брат её Мишутка, сын Степана Михалыча ещё мал - мала, возле мамки Маруси, держится за юбку крепко.

Отбегалась девчонка Надька, вечером, вспомнив наказ бабуленьки Вари, маме своей бух:–
- Ой, чуть не забыла, мама! Велела сказать всем твоя мама Варя, чтоб пришли все-все к ней в избу вечером!
– Пошто идти-то? Чево у неё там, опять, чай новый сурприз?
– Да сказывала, что поми рать она будет сегодня.
– Ой! Господи! Надюшка! А когда это ты у неё была - то?
– Утречком, мам…
– Ах, негодница! И до сего часу молчала! Ну я отцу скажу, чтоб вздрючил тебя! Беги, всех созывай! Надо идти! Раз Варюша обещала, сделат… Она такая…

Собралась большая семья Веряевых быстро. Пришли в избу на краю села. Вошли. Печь ещё горяча, полна каши, пирогов. А сама бабуленька Варвара Веряева, чистенькая, вымытая, в смертной своей холщёвой рубашечке – на лавке отмытой до белизны…ручки на груди. Холодная уже.
Вот вам, родные, готова я перед Богом отчитаься за всю жисть свою. Хороните тихо. Не плачьте. Пора мне…

Нет такой записке на столе…Родные и сами всё это наизусть знают. Бабушка Варя чистой души человек. Как сказала, так и сделала. Сто два годочка исполнилось ей на Пасху.
Почуяла исход…Прощайте, родные! Живите дружно! Берегите честь смолоду, как здоровье своё и родных.

Слёзыньки ручьём у всех. Запричитали ровесницы бубушкины: –
– Пухом тебе земля, Варварушка! Царство тебе небесное, моя любимая бабуленька Варя!

Вот так ушла в мир иной моя прабабушка Варя: обед в печи, сама –- на лавке, чистенькая, в смертной рубашечке своей, давно приготовленной.
Пухом земля тебе, драгоценная наша главная женщина, моя прабабушка, Варюша Веряева!
***


Рецензии
Спасибо Вам за Ваш прекрасный рассказ! Пишите дальше, я буду следить за вашим творчеством. Запишу вас в свои друзья и буду следить. А вы пишите дальше. Смерть вашей бабушки и у Толстого описана в "Отрочестве" (или "Юности"?) очень похоже.. Ключница их, Толстых, в имении сказала барчуку, чтоб не задерживался в лесу, помирать к обеду будет. А сама все переделала, все как обычно, легла на лавку, и - богу душу препоручила.
Ваш Александр Николаевич.

Александр Богданов 2   19.01.2012 12:46     Заявить о нарушении
САша, спасибо за изит ко мне. А тот рассказ я не читала. У меня школы не было, война была 1941 -45 годы. А потом голодные годы восстанов-я народ-го хоз-ва, работала, будучи инвалидом, в люди пробивалась.

Яна Ольгина   19.01.2012 14:10   Заявить о нарушении