Анализ стихотворения А. С. Пушкина Странник

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Странник»

Стихотворение «Странник» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1835 году и относится к периоду «творчества тридцатых годов», для которого характерны переоценка поэтом собственных произведений, большая реалистичность повествования. «Странник» заключен в уже укрепленные и устоявшиеся историко-литературные рамки, он полностью принадлежит реализму.
В основу событий, описанных в данном стихотворении, могла быть положена история личной жизни, переживаний и душевных мук самого Александра Сергеевича. Ведь именно примерно в это время в счастливую семейную жизнь поэта вмешивается фигура Жоржа Дантеса, именно в это время бедный поэт испытывает страшные терзания. И его «Странник» - это стихотворение философско-интимной тематики, крепко связанное с его личными переживаниями и поиском жизненного пути.
Темой этого стихотворения является поиск убежища потерянного человека и спасения его же от смерти, от Высшего суда, к которому он не готов. Лирический герой Пушкина мечется, изнывает от тоски и уныния, которым наполнено его сердце. Что хотел сказать Александр Сергеевич «Странником», или, проще говоря, какова же главная идея данного текста? Нужно идти на свет, идти за слепящим светом вперед, отрекаясь от каких-то семейных или дружеских уз. Нет той безвыходности, о которой думают многие, выход всегда есть – это и показал читающий юноша герою стихотворения, указав ему перстом даль.
Прежде всего, следует рассмотреть уровень сюжетной ситуации, то есть сам сюжет, его динамическое развитие. С самых первых строк нашему взору представляется лирический герой, который беспомощно странствует по дикой долине и изводит себя бесконечными вопросами, идущими из недр его обеспокоенной души. После этого он все же возвращается домой и пытается держать все внутри себя, однако же, не посмев противостоять той скорби, которая наполняла его все больше и больше, он изливает все своей жене и детям, которые принимают его за сумасшедшего, воспринимают его пламенную речь, как следствие временного умопомешательства. Семья отправляет его в постель, думая, что сон благотворно повлияет на его расстроенный рассудок, но это лишь обостряет его состояние. И никакие суровые речи, жестокие приказы не могут ослабить пыл молодого человека, ничто не может остановить его встать на так называемый «правый путь». Он один оказывается против всей своей семьи, которая, в конце концов, махает на него рукой и отпускает. И он опять пускается в путь, но никакая телесная усталость не может заглушить тех душевных переживаний, которые его переполняют. И вот он замечает читающего книгу юношу, который спрашивает его, почему тот, одиноко бродя, плачет, и что так сильно беспокоит этого путника? Ответив на все вопросы, герой выслушивает совет юноши, который советует бежать. Не до конца понимая, он все же спрашивает, что тот имеет в виду – куда бежать в таком положении? Какой путь следует снова избрать? И юноша спокойно указывает ему. И тут, словно исцеленный от слепоты, он открывает глаза и видит свое избавление. Бросив все: семью, друзей, приятелей – он отправляется в далекий путь, чтобы узреть «спасенья верный путь и тесные врата». Для главного героя этот свет становится признаком Бога, и пока он видит этот свет, он движется вперед.
Таким образом, можно заметить, что сюжет развивается довольно-таки стремительно. В пяти частях описаны и душевные мучения, и эмоциональные переживания, и моменты некоего помешательства, но после всего этого – чудесное избавление и исцеление от завес темноты, которые заслоняли глаза лирическому герою. Состояние тревоги сменяется чувством надежды на новую и спокойную жизнь, на Божье спасение от предстоящего Страшного Суда. Герой убегает от мира, от людей, чтобы посвятить себя будущей жизни, чтобы протиснуться в те самые узкие и тесные врата, чтобы узреть настоящий и верный путь к спасению.
Далее рассмотрим систему образов данного стихотворения. Центральным образом является лирический герой, мучимый ужасным страхом и тоской перед будущим близким судом, к которому он оказывается не готовым. Он – это измученный духовный труженик, который влачит свою веригу, и это показывает его положение лучше всего. Лирический герой, словно мученик, сам привязывает себя к тому кресту, идет за Богом, испытывая ежеминутные страдания от хоть какого-то движения; вместе с тем он раб, в голове которого появляется идея бунта против божественного; он путник, который спешит найти свое упование, прибежище и покров еще до дождя, до чего-то страшного, до своей смерти. Невероятное духовное смятение, расшатывающее его психику, выливается на читателя со страниц стихотворения. Из-за своего индивидуального положения, индивидуального мироощущения и личного мнения он бежит от общества, которое стесняет его и стремится загнать в какие-то рамки.
Многозначен также и образ читающего юноши, который дарует герою избавление от мук, указывает ему на свет, наставляет его на путь истинный, направляет его своим перстом в будущую жизнь. Образ этот можно сравнить с образом серафима из стихотворения «Пророк» (1826), который также изменяет поэта, возводит его в новый ранг, лирический герой «Пророка» проходит свое перерождения, изменения физической и духовной сущности. Так и здесь. Лишь парой слов и обыкновенным жестом этот юноша открывает глаза герою, показывает ему истинную суть вещей. Получается, что образ этот можно назвать образом «ангела-хранителя», немногословного серафима, который подталкивает героя к правильному выбору пути.
Следующий образ – это образ стада, окружения в целом, в который входит и семья, и приятели лирического героя. Они представляют собой толпу, которая резко отличается от героя и юноши, они не верят в истинность душевных пыток, в значимость Суда, они считают это пустыми словами. И с присущим толпе вероломством они пытаются наставить его на путь истинный, на «правый путь», но герой сопротивляется, а конце уже совсем не обращает внимания на их слова, отдавая предпочтение тому откровению, которое открылось ему.
Как и в любом стихотворении, мы обнаруживаем два полюса, мы находим главный конфликт произведения, в данном случае заключенный в противоборстве личности и общества вокруг. Это типично романтический конфликт, но не стоит забывать, что Пушкин и сам прошел перерождения из поэта-романтика в прозаика-реалиста; и, возможно, что он все же не до конца перешел в последнего, оставив в своей лирики романтические нотки.
Далее следует посмотреть на изобразительные средства, тропы, использованные Пушкиным в данном стихотворении. Обратимся вначале к поэтической лексике.
Пушкиным употреблены старославянизмы, такие как «перст», «взор», «око». У Александра Сергеевича они употребляются в стиле возвышенном, можно сказать, что они создают определенный колорит описываемых событий. Возможна также и обращенность к библейским мотивам, к чему-то неизменному, вечному и бессмертному.
Также им используются сравнения, вписанные в некие ассоциативные ряды, например:

…Как раб, замысливший отчаянный побег,
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег.
Духовный труженик — влача свою веригу...

Из этого можно сделать вывод об образности стихотворения Пушкина. Такими ассоциативными рядами он расширяет рамки своего стихотворения, дает читателю более полный и яркий портрет своего героя, показывая его через схожие понятия. Александр Сергеевич помогает более точно прочувствовать образ лирического героя, все его перерождения и превращения, которые совершаются не только внешне, но и внутренне.
Он не обходит стороной и эпитеты: души пронзенной, мысли мрачные, мучительное бремя, жар враждебный, сон целебный и так далее. С помощью эти эпитетов Пушкин придает обычному состоянию героя яркую эмоциональную окрашенность, очень точно и четко показывая его нелегкое душевное состояние. Все внутри героя – темное, словно в душе его – полный хаос, черная дыра, которая поглощает его с каждой минутой, все больше и больше втягивая.
Далее обратимся к поэтическому синтаксису. В своем стихотворении Пушкин в огромном количестве использует риторические вопросы и восклицания. Пример риторических восклицаний являются:

...О горе, горе нам!..
…Идет!..

К риторическим вопросам можно отнести некоторые высказывания лирического героя из первой и второй части, например:

…Что делать буду я? что станется со мной?..
…Обресть убежище; а где?..

Также Пушкиным вводятся именительные представления:

…Вы, дети, ты, жена!..

Касаемо лингвостилистических фигур нужно еще затронуть размер данного стихотворения, его рифмовку. «Странник» написан ямбом, использована парная рифмовка (aabb), однако всего лишь один раз за все стихотворение данная планка сбивается, а именно на строчках:

…И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит».
«Коль жребий твой таков, -
Он возразил,— и ты так жалок в самом деле…

Это может свидетельствовать о том, что сам Пушкин хотел остановиться здесь, споткнуться о тему смерти, о мотив смерти и Страшного Суда, который мучит героя денно и нощно, который не дает ему спокойного и целебного сна. Таким образом, сбивается весь предыдущий ритм и такт, с которым было написано стихотворение. Однако это не так заметно, ибо дальше все снова возвращается на круги своя и приходит к первоначальному виду. То есть изменения происходит буквально в пределах четырех строк совершенно незаметно, но все равно заставляя остановиться на сем факте.
Таким образом, стихотворение «Странник» содержит в себе более глубокий смысл, чем просто переживания и метания героя. Это, прежде всего, тема поиска жизненного пути, тема ответа перед Высшим Судом, к которому многие не готовы и не будут готовы, тема спасения человека путем выбора правильного направления в своем следовании вперед.


Рецензии
Пушкин - это Пушкин !
Все его Произведения на Библейские Мотивы.
Спасибо, Екатерина.
С уважением.

Илия Прохожий   01.02.2012 18:05     Заявить о нарушении
С тем, что Пушкин - это Пушкин, не спорит никто, Илия.
Спасибо, что так удачно прошли.

С уважением.

Екатерина Картер-Тупицына   02.02.2012 14:12   Заявить о нарушении
В основу стихотворения положен сюжет книги Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима» («Pilgrim's progress», "Странствие паломника" (Англ.)), но Пушкин далеко отступил от подлинника.
http://pushkin.niv.ru/pushkin/stihi/stih-793.htm

Краткая и, на мой взгляд, ёмкая биография Джона Буньяна:
http://ru.inlumine.org/kto-takoi-john-bunyan/

Странник - человек, осознающий глубину своего греха, свою порочность и, как следствие, чувствующего своё осуждение Богом. Этот человек бежит в поисках спасения. Книга в руках юноши - Библия, в которой указан путь к спасению от вечного гнева святого Бога через жертву Его Сына Иисуса Христа.

Игорь Новозенко   01.01.2013 17:44   Заявить о нарушении
Игорь !
Спасибо за "Странника".
С уважением.

Илия Прохожий   01.01.2013 20:24   Заявить о нарушении
В 30-е годы православное мировоззрение Пушкина все более отчетливо проступало в творчестве, и в "Страннике" просматриваются аскетические и мистические мотивы. Существует мнение(кажется, у Флоровского), что в "Страннике" рассказан эпизод из духовной биографии Киреевского, относящийся близко по времени к написанию стихотворения. Талантливейший литератор пушкинского круга, блестящий критик Киреевский неожиданно для окружающих отошел от словесности, начал читать святоотеческую литературу, был под впечатлением от трудов Исаака Сирина, его "обращению" способствовала так же личность монаха Филарета и оптинского старца Макария. Сам момент обращения и выбор пути нашел отражение у Пушкина.

Людмила Либерцева   18.07.2013 23:56   Заявить о нарушении
Замечания уже по 1-ым фразам:
1)"Стихотворение «Странник» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1835 году и относится к периоду «творчества тридцатых годов» =
1835 был уже просто суицидальным = это спокойно и достойно показала Ирина Зах. Сурат
Причины смены радикала духа были разные и д-Антес ту был не при чем

2)" Вот именно примерно в это время ... вмешивается Дантес"
Дантес публично атаковал подол Натали в декабре 1835
Странник к этому времени уже существовал = он написан согласно отметке на автографе 26 ию 1835
Уж если и кумекать на эту тему, то ставить на место совратителя надо Царя.

3) И я в ответ ему: «Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит».

Пушкин приговорен и к лету 1835 знает об этом = смысл и прична его странничества совсем иные

Но как легко все свести к водевилю треугольника АСП-НН-ЖЩД = так легко во всем роковом обвинить д-Антеса ...

4) в 1836 Пушкин 4 раза (!) звал на дуэль по одной причине = толки о бестолковой ( по С. Карамзиной) женке... и Дантес до осени 1836, когда женку стали шантажировать комроматом, к этому не имел решающего отношения!

Поль Читальский   11.09.2022 18:17   Заявить о нарушении