Притча о счастье

               
               
               
  Когда-то  давным-давно,  в пору моей юности, я спросила у дедушки –
- «Дедушка, ты счастливый?»
И он,  не задумавшись ни  на мгновение, ответил: - «Конечно, счастливый!»
  Я очень удивилась!  Я же знала, какая нелёгкая была у него жизнь! Он сам мне рассказывал и про погромы, в одном из которых  погибли его родные, а он с моей   бабушкой и их   тремя детьми успели тогда убежать, и о том, как  его любимая красавица жена  вскоре  умерла,  и он остался один с маленькими детьми.  Как он их вырастил - знает один бог. А потом  в 37-м  году расстреляли мужа его старшей дочери, тёти Маши и он,  бросив всё, что было ему дорого, уехал из Харькова к ней,  в Москву, чтобы помочь  ей в эти страшные годы. А сколько он пережил, когда началась война, и он не знал, успели ли мы с мамой эвакуироваться из Киева.  А  мы успели, буквально в последние мгновения,  с последним поездом, вырвавшимся из  содрогающегося  от бомбардировок города.  Потом,  осенью 41года,  когда он  пытался добраться из Москвы к нам, в Саратов, он отстал от поезда, без денег, без документов, без нашего адреса. Можно долго ещё перечислять всё, что выпало на его долю. Но это был бы другой рассказ! А  тогда мне просто хотелось  мысленно совместить  его нелёгкую и , как мне казалось, совсем несчастливую  жизнь с  ответом на мой вопрос - Конечно, счастливый!
- «Дедушка, что же  такое счастье?» - спросила я.
 Отложив в  сторону газету, которую он, видимо,  собирался читать, дедушка  внимательно   посмотрел на меня,  на мгновенье прикрыл глаза,  будто что-то вспоминая, и негромко произнёс:
 - Счастье, детка, у каждого своё. Сколько людей - столько счастий. Исполнилось заветное желание - и человек счастлив! Один поднялся на вершину горы, сбросил тяжёлый рюкзак, руки протянул к голубому небу – Счастье!  А другой - утром проснулся, открыл глаза, посмотрел в окно больничной палаты – а там - солнышко светит, облака плывут по небу, птицы поют!- Боже, шепчет он,- спасибо тебе за этот день ! за это  счастье!
 Но -  жизнь идёт… Вчера -  счастлив, а завтра тебе этого счастья  мало. Твоя бабушка, моя дорогая  Ханочка,  говорила – Счастье  в карман не спрячешь!
А мой дедушка, твой прапрадедушка, мудрец Тевье, который знал всё и обо всём, однажды рассказал мне притчу о счастье.  Хоть и давно это было, а я до сих пор слышу  удивительно молодой для его возраста голос и помню тот  рассказ, хотя и не всё тогда понял. Да, если признаться, то и сейчас не знаю,  - что же он хотел мне сказать?.! Поэтому , наверное, я его и запомнил. Если хочешь, могу тебе  рассказать.
 - Конечно, хочу, дедушка, расскажи!
  Медленно отложив в сторону недочитанную газету,    откинувшись  на спинку стула,  дедушка  принял свою любимую  позу с переплетёнными на груди руками, чуть развернулся к окну и,  как мне показалось,  всматриваясь  в кого-то, видимого только ему,  начал свой рассказ – и  ни разу  не остановился,  пока его не закончил,  будто  бы   читал  по написанному тексту.   
- Представляешь,  деточка, я  так  и  вижу его -  вот  он, как живой,   сидит   здесь,  на  табуретке,  возле окна  нашего маленького домика  на окраине села Казанка, сложил  на коленях свои   рабочие руки с неожиданно маленькими кистями и несоразмерно  длинными пальцами, смотрит куда-то вдаль  и  своим  хрипловатым голосом, изредка на меня поглядывая,  рассказывает мне эту удивительную историю…  …
 А теперь я расскажу её  тебе, своей внучке, а ты когда-нибудь расскажешь своей.  И каждый поймёт её по-своему… И пойдёт она гулять по свету…
  - Давным-давно это было, в далёкой  южной стране. Шёл однажды по горной  тропинке  невысокий, коренастый молодой человек, с небольшой котомкой за плечами.  Шёл себе и шёл,  не торопясь, негромко   что-то напевая.  Котомка слегка  оттягивала его плечи, а он сосредоточенно и внимательно   смотрел  по сторонам и себе под ноги,    будто бы  что - то искал.
 Солнце уже поднялось довольно высоко, и его красновато-жёлтый, воспалённый   зрачок  на ярко-синем небе,  казалось, высматривал  на земле каждую травинку, не оставляя возможности ничему и никому укрыться от его пристального обжигающего  взгляда.  По обеим сторонам неширокой тропинки,  на  пологих склонах   горы, уже пожелтели  травы и колючие кустарники,    кое-где  поднимались  одинокие деревья с причудливо изогнутыми  временем  стволами и  будто бы срезанными  под линейку верхушками, отливающими  тёмно-зелёным блеском.   Ни один звук не нарушал тишину, ни одна птица не пролетала над головой, ни одна ящерка не пробежала под ногами. Иногда только мелкие камешки  выскальзывали из-под его ног и почти беззвучно отлетали в сторону.
  И вдруг за своей спиной  юноша    услышал негромкий голос: « – Молодой человек, если не секрет, не скажешь ли, куда путь держишь?»
 Юноша   резко  обернулся.  Почти рядом с собой   он увидел  человека очень маленького роста  и  неопределённого возраста в небрежно наброшенной   на плечи,  очевидно, когда-то белой, а теперь уже давно серо-рыжей накидке. Голова  его была покрыта куском выцветшей  материи, на ногах - плетёные лапти, а  в левой  руке, поднятой  над головой, чтобы защитить глаза   от солнца, он держал  старую   книгу.  Ветер перелистывал  её тонкие  страницы такого  же коричневато-жёлтого цвета, как его потемневшая от солнца и ветра  рука. Немного приподняв голову, незнакомец в ожидании ответа  с любопытством  рассматривал    остановленного им путника.
 - Я иду за счастьем! – не раздумывая, ответил юноша.
- О, да ты так уверенно идёшь, видно, знаешь, где его искать ?
Молодой  человек смутился немного, но всё же  ответил   без промедления -
- Не то чтобы точно  знаю, но   уверен, что найду.
-Найти – дело не хитрое. А что с ним потом станешь делать?   В карман спрячешь? Так оно, ведь, как яблоко, даже самое твёрдое и красивое, сгниёт скоро. Найти счастье - пол дела,  а  ты попробуй сохранить его на долгую жизнь!
  Тут  молодой человек задумался и даже немного  растерялся. Такие мысли  никогда не приходили ему в голову. Он отправился в путь, чтобы отыскать своё  Счастье – вот  и вся цель   его путешествия.
  Но  перед этим стариком    очень уж ему не хотелось  глупцом выглядеть. И он  с улыбкой, чуть насмешливо,  произнёс- 
Эх, дедуля, было бы что хранить! – Но мгновение спустя, всё же спросил -
 - А ты что,  знаешь, как  счастье сохранить  навсегда?
Да нет,_ задумчиво проговорил старик. – Этого  и я не знаю. Но один секрет могу тебе рассказать, если хочешь.
- Конечно, расскажи.
 - Давай тогда отойдём с дороги и посидим немного вон там, под деревцем, в тени.
 Они свернули с тропинки, прошли к невысокому дереву, растущему неподалёку, и присели в  тени его густой листвы,  удивительно блестящей в этом выжженном жарой и раскалёнными ветрами пространстве.
- Видишь ли, дорогой мой, Человек земной   так устроен,  что  как только   исполняется его заветное желание, он думает, что Счастье уже  в его руках, вот оно, поймал свою Синюю птицу! А это ведь  ещё не счастье, а только счастливое мгновение, дрожащий маленький воробышек, который сам не знает в чьи руки он попал, и   всё  норовит выскользнуть из этих рук. Воробышек  - птичка маленькая, но   летать-то  ему хочется.  Ты только начал к нему привыкать, чуть руки расслабил, а он – раз и выпорхнул! И кружится над тобой, будто зовёт куда-то.  Вот и иди за ним, куда он покажет,  не теряй из виду. Потеряешь - ох, как потом трудно найти. А он будто играет с тобой - То  влево летит, то вправо,   то ввысь, то  будто камень с горы – вниз крыльями своими серенькими приманивает. А ты за ним, старайся не отставать… И вот  однажды  окажешься ты на   узкой тропинке, которая вьётся вокруг горы, а с другой стороны – бездонная пропасть. И тропинка такая узкая, что тебе по ней никак не пройти. Ты ведь такой большой и сильный! А воробей твой летает над головой кругами, зовёт на эту тропинку. Ведь  если тропинка есть,- значит, по ней уже кто-то прошёл!  И ты можешь пройти.  Вон посмотри, муравей ползёт,  ему   узкие тропинки – не помеха.  Всего то и нужно - просто стать маленьким. Не бойся стать маленьким, -  вот в чём секрет.
 - Как это можно, вот так вдруг стать маленьким? Я же не волшебник! – воскликнул юноша.
-Конечно, не волшебник.   А волшебник – это кто по- твоему?
 -Волшебник? Это же известно - тот, кто исполняет любое желание.
- Вот и стань волшебником! Просто нужно  очень захотеть!  Больше всего в жизни!
 И  тогда, если не побоишься - станешь таким маленьким, что сумеешь пройти по этой  узкой тропинке… И там, в конце её, ты   найдёшь своё счастье. !  Огромное счастье!  И ты услышишь шум крыльев, и поднимешь голову, и увидишь над собой уже не маленького воробышка,  а прекрасную Синюю птицу, которая поёт тебе свою песню и  зовёт тебя всё дальше и дальше. Иди за ней, не останавливайся.
 И однажды ты подойдёшь к  высокой крутой  скале, за которой, ты знаешь, лежит страна Абсолютного, Вечного  Счастья. Но ты не увидишь  ни одной тропинки, которая бы вела туда. Ты не увидишь… Но это ещё  не значит, что её нет. Тогда  подними  голову, и   увидишь  высокое синее небо, будто бы расшитое серебряными  нитками совершенного по своей красоте рисунка   журавлиного клина, устремлённого ввысь. И ты поймёшь,    в чём  счастье…
 Вот сейчас, сынок, я приближаюсь к этой скале, а ты только начинаешь свой путь. Удачи тебе !

 И тут какой-то резкий звук на мгновение отвлёк молодого человека от его собеседника, а когда он хотел вернуться к разговору, то увидел, что вновь стоит  на дороге… И никого рядом  с ним  нет, только на обочине тропинки лежит  старая книга, и ветер  листает её почти истлевшие страницы с непонятными буквами. А высоко в небе,  прямо над  головой , едва различимая в солнечном свете, кружит одинокая птица…

  Вот и весь сказ, -  устало произнёс дедушка,    задумчиво глядя  куда-то мимо меня, в окно… И я невольно повернула туда голову.  Но ничего  необычного там не увидела. Только два  белых облака медленно проплывали по синему небу, да ветер раскачивал верхушки деревьев, поднявшихся до нашего третьего этажа.
   Чтобы показать мне, что разговор закончен, дедушка   поднялся со стула и вышел из комнаты.
Через два года после этого разговора он умер, вскоре после своего 96 дня рождения.

Иногда мне  кажется, что я поняла смысл этого загадочного  дедушкиного  рассказа.
И если было нужно, не боялась стать маленькой.  А если бы у меня была внучка,  и она  сейчас  спросила бы меня –«Бабушка, ты была счастлива?»
 Я бы ответила, не задумываясь –« Да!»   
 А она бы мне не поверила, зная  какие непроходимые тропинки  пришлось мне преодолеть в пути, начертанном Судьбой.
               


Рецензии
Счастье неуловимо, как тот воробушек. Отсюда и радость от неожиданно возникшего мига счастья. А миг в карман не спрячешь. Дедушка многое чего пережил и потому в состоянии по настоящему отделить зерна от плевел. А это уже доступ к счастью.
Благодарю, Ирина, что позволили заглянуть в сундучок мудрости вашей!

Томас Памиес   21.12.2019 23:38     Заявить о нарушении
В этом сундучке обнаружила ещё одну записочку: Счастлив тот, у кого нет причины быть несчастным.
спасибо за сопричастность

Галина Каган   21.12.2019 14:04   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.