Александр Брюллов

Александр Брюллов - русский архитектор, художник (ст. брат художника Карла Брюллова), 10 декабря 1798 — 21 января 1877.
Александр Павлович Брюллов родился 29 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге в семье «академика орнаментной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло[1].

Вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Академию Художеств, на казённый счёт, а в 1822 году на счёт Общества поощрения художеств они были отправлены на 6 лет за границу.

Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года они прибыли в Рим. С особенной любовью Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с Александром Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрацией помпейских бань.

К 1826 году им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 году. 1827 год Брюллов провёл в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Англию, Шартр и другие места, а в 1829 году вернулся в Санкт-Петербург.

«Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена Академий художеств в Милане и Петербурге.

Весьма плодотворная архитектурная деятельность Брюллова выразилась в постройке в Санкт-Петербурге и других местах целого ряда капитальных зданий, в числе которых сооружённая по Высочайшему повелению на Пулковской горе Обсерватория, которая строилась им одновременно со зданием зданием штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, в Санкт-Петербурге. Блестящий талант Брюллов выказал в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1837 года и в постройке здесь Экзерциргауза.

Помпейская орнаментация, по имени которой галерея и названа, исполнена Брюлловым с большим вкусом.

Вскоре Брюллову поручена была перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы Е. И. В. вел. князя Константина Николаевича, и вместе с тем шла работа по выведению здания Александровской больницы, с продолжением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, в 1831 году Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге, готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке.

В 1832 году составил проект лютеранской церкви св. Петра на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году удостоен был звания профессора архитектуры за проект роскошной церкви в столице, в классическом стиле, после чего ему и поручена была постройка Пулковской обсерватории.
В 1835-1839 гг. по проекту Александра Павловича в Тобольске был воздвигнут памятный обелиск в честь битвы между отрядом Ермака и войском татарского хана Кучума[2].
Памятник в честь победы на Куликовом поле по проекту А. П. Брюллова. 1848.
Акварели Александра Брюллова
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/10/2101
Мир акварели и лиц красота -
дамы тридцатых и пушкинский век.
Строф музыкальность и слов высота -
да, утончен в чувствах был человек!

Как живы лица! И в тонкости черт
лиц и фигур - орхидеи в саду,
контур расплывчат, для них смерти нет,
благодаря вдохновенья труду!

Сколько в картонах души и любви!
Воздух и музыку льет акварель,
женщины - музы, цветы, мотыльки,
нежность и трепет  - цветущий апрель!

В 1845—1850-х годах он продолжил работы над Мраморным дворцом, на этот раз ему была поручена перестройка «Служебного дома». Нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем. Для украшения здания по фасаду, над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был выполнен семидясетиметровый рельеф «Лошадь на службе человека». Его выполнил Пётр Клодт по графическому эскизу архитектора. Тимпаны боковых фронтонов также были выполнены Клодтом и изображали тритонов, трубящих в раковины[3].

Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью. Ещё живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпею, написал портреты Неаполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Фёдоровны (1759—1828) — рисунок амфитеатра Флавия.

В Париже 1837 году им был исполнен на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевёл на камень.

В 1830 году в Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 году написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов.

Александр Павлович Брюллов умер 21 января 1877 года в своём особняке. Архитектора похоронили в Павловске.
(По статье в википедии.)


Рецензии
Спасибо за такие познавательные статьи. И все-таки каким творческим даром наградил Бог братьев Брюлловых. С уважением Наталья

Наталья Жуйкова   20.02.2015 10:17     Заявить о нарушении