Легенды о каменной голове

         
          А осенью Татьяна (первое знакомство читателей с моей приятельницей: http://proza.ru/2010/09/26/1019) пригласила меня в гости. Живёт она в Петергофе, поэтому я отреагировала вяло. Татьяна, зная мой характер, таинственно сообщила: «Я покажу тебе совсем другой Петергоф, такой, которого ты не видела!» Я проснулась мозгами: «Я? Не видела Петергофа?!» и поехала.

          Денёк выдался приятным, безветренным, чуть пасмурным – но именно такие мне нравятся для фотографирования.
          После обеда направились куда-то не туда, совсем в другую сторону от фонтанов. Пустынная дорога, я бы сказала: запущенная и унылая.
          Пришли к конюшням. Ну, лошади. Вороны в клетке. Я загрустила. Выходной пропадал. Понятное дело, каждый кулик – фанат своего болота, но я  что ли, коней или воронов не видывала?

          Навестив своих любимцев, Татьяна повела меня дальше.
          Сразу за мини-зверинцем (были там козы, собаки и кошки))) возник ландшафт, когда-то подвергавшийся культурной обработке – парк Сергиевка. Среди путаных кустарников возвышались огромные деревья, некоторые – до макушек поросшие мхом. Там же, среди кустов, лежала потемневшая от времени мраморная колонна.
          Обветшалый дворец, с атлантами, вовсе непривычными замыленному глазу петербуржцев, не обращающих внимания на вербальные опоры балочных перекрытий столичных зданий. Лесные атланты – как из страшной волшебной сказки – гибкие сексуальные юноши с длинными волосами, обречённо подпирали облезлый балкон над осыпающейся всеми деталями террасой, убожество которой не скрывал давно начавшийся листопад.

          А ещё в парке была каменная голова. Сразу вспомнился Пушкин и его «Руслан и Людмила». И это оказалось правдой! Ведь, именно под впечатлением этой странной скульптуры солнце нашей поэзии ввёл в поэму такой колоритный персонаж, и классика русской литературы получила очередной бриллиант в копилку национальных сокровищ.
          Откуда голова в парке – неизвестно. Версий несколько.
          То ли это – часть памятника какому-то шведскому королю, которую шведы тащили на корабль, но не дотащили и бросили.
          То ли это – портрет Петра I, изготовленный  работником Петергофской гранильной фабрики в память о том, что царь стал крёстным отцом его ребёнка.
          То ли она была создана около 1800 г. по велению императора Павла I (арх. Ф.Броуэр). Большой металлический шлем витязя крепился в отверстие на переносице. Отверстие имеется, а шлема не видел никто.


          Зато, известна легендарная примета: после публикации «Руслана и Людмилы» к каменной голове потянулись жаждущие славы. И возник нехитрый, но, как утверждают, действенный ритуал.
          Для удачи в творчестве надо взобраться на голову, сесть, чтобы погладить её руками, пошептаться о своей мечте. Из-под головы бьёт родник. Надо умыть лицо и руки. А затем пойти в церковь и поставить свечку. Каким святым зажигали свечи в пушкинские времена – неизвестно. После смерти поэта стали подавать о нём поминание.(Далеко идти не придётся – в парке открылась для прихожан старая церковь, восстанавливаемая буквально из руин).

          Когда-то Сергиевка, подаренная Николаем I любимой дочери Марии, к её бракосочетанию с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (полностью звучит так: Герцог Максимилиан-Евгений-Иосиф-Август Лейхтенбергский Князь Эйхштедтский), с дворцом, построенным по проекту А.И. Штакеншнейдера, принимала многих знаменитых гостей. По некоторым данным, именно в Сергиевке Николай II познакомился с Распутиным.

          Но, не будем отвлекаться. Дело в том, что с годами голова уходит под землю. То есть, что это на самом деле (а, вдруг огромный памятник?!) станет известно лишь в том случае, если в работы по реставрации будет включено и поднятие головы из оврага. Но, вот сохранит ли она после этого свою таинственную силу?


На фото: источник вдохновения в Сергиевке, Петергоф.


Фото по прогулке ВКонтакте: http://vk.com/feed#/album11654567_118319646
Альбом «Другой Петергоф», страница открыта для всех.


Рецензии
Года два назад Голову немного расчистили - как раз до подбородка, которого у нее нет и стало совершенно очевидно, что лицо, высеченное в камне, на том, что открыто нашим глазам и заканчивается и дальше массив камня, отчего изображение даже потеряло отчасти свою таинственность. Но сейчас все выглядит как раньше - как будто Голова выглядывает из земли, и кажется лишь вершиной исполинской статуи.

Ермилова Нонна   23.04.2014 02:00     Заявить о нарушении
Да,и дворец, который вы описываете (с атлантами) находится уже не на территории парка Лейхтенбергских (Сергиевка),а на территории усадьбы Собственная дача и принадлежал Александру Второму,в то время как Сергиевка была подарена Николаем Первым сестре будущего царя-освободителя Марии Николаевне.

Ермилова Нонна   23.04.2014 02:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.