Аршин, безмен и мера

                НАША ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

     Давно это было… Люди старшего поколения помнят, чем и как в былые времена измерялся в лавке отрез ткани, взвешивался приличный кусок от только что освежёванной туши откормленного поросёнка, какими мерами продавались яблоки, картошка и зерно.

     В послевоенные годы наш двор в Рязани, на углу улиц Сенной (сегодня – Маяковского) и Каляева (ей возвращено дореволюционное – Семинарская), всегда был полон разновозрастной ребятни. Пара двухэтажных деревянных домов, построенных в конце XIX века, вокруг –  многоквартирные «одноэтажки» того же возраста и наш, не такой уж старый, трёхэтажный двухподъездный кирпичный дом, что на снимке 2005 года. На его деревянных лестницах в любую погоду было уютно и тепло играть. Двери в коммунальные квартиры никогда ни от кого не запирались, как и двери подъездов. В подвале дома – множество сарайчиков. В них – дрова; центральное отопление было сооружено только в середине пятидесятых. В сараях – и зимние припасы, и всякий домашний хлам, но зато здесь было отлично играть в прятки. Позади дома – тоже сараи, и в них самые хозяйственные граждане держали кур, откармливали поросят, а в одном сарае-хлеву даже подрастал… лисёнок.

     В подвале началось оборудование угольной котельной, за домом поставили высокую трубу. Все сараи решили снести и заселить – жилья растущему населению города всегда не хватало. И вот «эвакуация» сараев – чего же только не было в них!

     У кого-то обнаружили целый склад старых противогазов времён войны. Мы, ребята, присоединили несколько гофрированных трубок друг к другу и к маске и отправились на луга испытывать это «водолазное» оборудование на глубоком Первом озере, что за речкой Трубеж. Самые отважные ходили по очереди в маске по дну озера, а остальные удерживали за верёвку плотик с закреплённой на нём длинной трубкой для дыхания и ждали возвращения подводных «туристов».

     В подвале мы нашли и другие интересные вещи. Без приклада, поржавевшая винтовка. Стальной шлем. И, наконец, непонятная короткая толстая железная линейка, тоже ржавая, со сплющенными концами. С этими находками мы с другом отправились в городской краеведческий музей. Нам там обрадовались, приняли дары и рассказали о них. Винтовка – трёхлинейная, то есть калибра 7,62 миллиметра, шлем – красноармейский. А вот железка оказалась старым аршином, на котором уже не было видно делений. Сегодня в магазинах пользуются метром, обычно деревянным. А раньше, до метрической системы, его предшественником и был аршин – линейка длиной 71,12 сантиметра. Возможно, с тех пор я стал больше интересоваться историей. А когда мы с ребятами во дворе начали расчищать бугры под волейбольную – летом и хоккейную – зимой площадку, нам попалось несколько старинных позеленевших медных монет да истлевших металлических пуговиц с отвалившимся накладным двуглавым орлом. Ребята начали собирать коллекции.

     Из старинных вещей ещё мне запомнились два безмена, которыми пользовались в нашем подъезде моя бабушка Анна Титовна и её подруга с третьего этажа баба Дуня, царствие им небесное. Они всегда спорили, когда надо было что-то взвесить. На одном железном безмене фунты были отмечены точками – одной, двумя, тремя, четырьмя, расположенными по кругу. Их ещё надо было высмотреть и сосчитать. На другом безмене были чёрточки, тоже фунтовые, возможно, были и цифры, но они давно стёрлись. Несмотря на сложности такой допотопной измерительной техники, наши бабки всегда находили ответ с точностью до фунта.

     Летние каникулы я, мальчишка, проводил в Ершове. Ещё один измерительный прибор для сыпучих продуктов – мера мне хорошо запомнилась. Ею дед Алексей Максимович, светлая ему память, отмерял на продажу зерно, полученное на трудодни, и картошку со своего огорода. Мера – это вроде банного ушата – большое деревянное ведро, опоясанное железными обручами, с двумя торчащими по бокам ручками. В него входило до двух обычных вёдер воды или порядка пуда насыпных продуктов – картошки, пшеницы, яблок. Сегодня вдоль автомагистралей тоже торгуют разной огородной едой, в сезон – грибами. Но вёдрами: десяти- и двенадцатилитровыми, эмалированными или оцинкованными. Бывают и разноцветные пластмассовые ведёрки. На Егорьевке я ни разу не видел каких-то весов – не принято, наверное, торговать на вес дарами матушки-природы.

     К этому рассказу подтолкнул меня… Интернет. В его википедии, на которую сегодня косит глазом, наезжает американская демократия, стремясь ввести цензуру, я отыскал и аршин, и безмены, и ушаты-меры. Здорово! Интересно! Доступно! Знакомьтесь, друзья, с нашей историей и в Интернете, с нашим не таким уж далёким прошлым, любите Россию – нашу Отчизну, наше Матечество, как по-доброму назвал её на своём сайте один из многочисленных авторов портала ПРОЗА.РУ.

     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2012 – 2018


Рецензии
Да, много старинных предметов прошло и через мои руки, вернуть бы их сейчас, хоть посмотреть одним глазком...

Лео Киготь   03.12.2014 22:32     Заявить о нарушении
Лео, заходите в любой краеведческий музей - ведь именно туда поступает в основном от дарителей очень много старинных предметов. С уважением,

Владимир Калабухов   03.12.2014 23:45   Заявить о нарушении
Свои-то, личныая память, дороже...

Лео Киготь   03.12.2014 23:58   Заявить о нарушении