Истории старого сада. Послесловие

    Я начинал эти записки, намереваясь рассказать о саде, как о частице моей жизни, о летних изменениях и превращениях, о красоте и вдохновении, щедро наполняющих зелёное государство. Неожиданно для меня в повествовании сама собой возникла «птичья» тема, существенно изменив первоначальные планы.

   За годы работы в саду я привык к птицам, считая их естественными спутниками лета, иногда сожалея, что рос городским мальчишкой и, кроме совсем уж привычных птиц, не знал птичьего разнообразия, да и услышать об этом было не от кого. Но в последнее время они сами решили ворваться в мой мир, я узнал очень много нового и интересного.

   Не могу сказать, что я умею пересвистывать птиц, наоборот, не знаю птичьих песен. У И.С. Тургенева есть рассказ  «О соловьях», где он подробно разбирает песню лесного маэстро. В старину в трактирах для развлечения публики держали соловьёв, и самыми престижными у знатоков считались курские. В Интернете я читал рассуждения специалистов об особенностях песни варакушки, каким птицам и как он подражает. Для меня это, как разговор профессора с первоклассником о теоремах в векторном анализе.

   Но каким-то непостижимым образом получалось, что некоторые пернатые не только не пугались моего «голоса», но, наоборот, интересовались моим неуклюжим щебетанием, я умудрялся вызвать их на разговор. Это варакушка, который охотно со мной пересвистывался, сидя на проводе буквально над головой. Это питерский зяблик из Александровского сада и его собрат с Крестовского острова, которых любопытство подогнало так близко, что «островитянин»  ходил едва ли не между моих ног. Это коноплянки, спокойно позировавшие для фотосъёмки, и самчик деревенского воробья, которого мои простые посвисты подвигли на необыкновенный верлибр. Варакушка известный пародист в певческом птичьем мире, возможно, у него чисто познавательский интерес, но, видно, и другие птицы не прочь послушать и позаимствовать чужие мелодии.

   Я не профессиональный орнитолог и мои любительские наблюдения, скорее всего, где-то могли сопровождаться неточными комментариями, что-то в моих рассуждениях гадательно, рассказывая о растениях и животных трудно избежать разного рода антропоморфических чудачеств, но я писал не научную статью, а рассказывал о попытках знакомства с замечательным и очень любопытным птичьим сообществом. Оказалось, что птицы чрезвычайно отзывчивы к проявлению внимания и заботе. Достаточно организовать один-два уголка для гнездования (загущенных и расположенных в стороне от привычных тропинок), устроить просторный мелкий водоём, где небольшие птицы могли бы пить и купаться (с капельным постоянным притоком воды) и оградить сад от кошек и собак.

   Я благодарен двум весенним сорокам, примета сработала - случилось очень яркое,  интересное лето с выраженным птичьим акцентом.


Рецензии
Остаётся только пожалеть о том, что люди всё реже и реже общаются с природой.
Спасибо Вам, Юрий, за рассказы.
С уважением. Александр.

Малеев Александр Михайлович   22.02.2012 19:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за прочтение и за отзыв. Суважением, Юрий.

Юрий Плотт   22.02.2012 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.