Законны ли будут выборы президента?

http://gatchinka.ru/Default.aspx?tabid=63&ID=3047
МОГУТ ЛИ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА БЫТЬ ПРИЗНАНЫ НЕЗАКОННЫМИ?
Отвечаю: в масштабах страны – пока нет, но во многих городах – да.
И произойдет это в результате использования технических средств подсчёта голосов избирателей (сканеров) – комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Например, у нас в Гатчине на прошедших выборах депутатов Госдумы почти 80% избирателей голосовали с помощью сканеров: КОИБы были использованы на 25-ти участках, и ещё на 11-ти, как правило, существенно меньших участках, подсчёт голосов осуществлялся вручную. То же самое предполагается и на выборах Президента РФ.
Вместе с тем, ЦИК России планирует уже до конца 2012 года обеспечить 15 процентов избирательных участков в России техническими средствами подсчета голосов, а до 2015 года увеличить этот показатель до 70%, оставив не оснащенными такой техникой только участки с малым числом избирателей.
Теперь о том, почему из-за использования КОИБов выборы Президента могут быть признаны незаконными. Потому что их использование произойдёт с нарушением п.28 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав…».
Этот пункт определяет понятие «избирательные права» как «конституционное право граждан Российской Федерации» в том числе и по участию в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов.
Очевидно, что «наблюдение за установлением итогов голосования» предполагает возможность проверить, что данный бюллетень или голос был правильно учтен избирательной комиссией. Именно бюллетень или голос, а не только дальнейшие производные от него – сводная таблица и протокол об итогах голосования. В противном случае, наблюдение теряет смысл, ибо искажение волеизъявления может произойти на любом этапе. Поэтому, как только исчезает возможность общественной проверки на каком-либо этапе выборов, так сразу наступает нарушение избирательных прав.
В случае с использованием КОИБов настороженность и протест общественности порождает невозможность обязательной проверки итогов голосования по её требованию (законодательно такая проверка, называемая контрольным (ручным) пересчётом голосов избирателей, проводится лишь тогда, когда она предусмотрена законом или, в случае его отсутствия, Постановлением ЦИК, а также в случаях определённых формальных нарушений).
А ведь техническое средство голосования является легко управляемым и перенастраиваемым средством. КОИБы представляют собой электронные приборы, работающие под управлением микропроцессора, который, в свою очередь, работает под управлением программы, и эта программа может находиться и на внешнем устройстве, подключаемом к сканеру.
Например, наблюдателям объясняют, что внешний носитель информации, зачем-то постоянно подключённый к КОИБ, содержит информацию о данных выборах на данном участке и выполняет функцию запоминания результатов голосования. Но никто не может гарантировать, что он не содержит программы управления КОИБом.
Казалось бы, можно легко данную проблему решить, законодательно гарантировав контроль над правильностью подсчета голосов, что, собственно, и является избирательным правом граждан. При этом законодательство должно обязательно устанавливать возможность проверки технических средств перед голосованием под контролем членов участковых комиссий и наблюдателей и обязательного контроля после голосования с помощью ручного пересчёта голосов на определённой части участков, где голосование происходило с использованием технических средств. Законодательство не должно содержать нормы, позволяющей не проводить подобные проверки.
Однако в российском законодательстве всё не так.
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» вторым абзацем п.32 ст.68 определяет: «Законом, а в случае его отсутствия решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трех избирательных участках, участках референдума), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчет голосов избирателей, участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов)».
Из чего следует, если соответствующими законами о выборах контрольная проверка не предусмотрена, то целесообразность проведения такой проверки определяет ЦИК, что, конечно же, недопустимо.
Следствием подобного законодательства служат, например, только что проведённые у нас выборы депутатов Госудумы, на которых контрольные (ручные) проверки не проводились, потому что в законе о выборах депутатов Госдумы это почему-то не было предусмотрено. И отсутствовало по данному поводу решение ЦИК. Что указывает на незаконное бездействие ЦИК, в результате чего были нарушены конституционные права граждан, определяемые п.28 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав…».
А проверка КОИБов перед выборами формально в присутствии членов избирательной комиссии и наблюдателей была предусмотрена. Но что она проверяла?
Инструкция ЦИК «О порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации», утвержденная постановлением от 6 июля 2011 г. № 19/204-6, которая использовалась и будет использоваться на выборах президента, содержит пункт 4.1, определяющий порядок действий по тестированию сканеров непосредственно перед выборами. Но эти действия лишь создают видимость пригодности КОИБов для проведения выборов, поскольку предусматривают операции, результат которых предопределён заранее.
Чтобы в полной мере проверить правильность работы устройства, надо проверить правильность программы. Но именно это Инструкцией ЦИК не предусмотрено, так как проверка почему-то проводится в режиме тестирования. При этом сканер в рабочем («стационарном») режиме может быть запрограммирован как угодно.
То есть эта инструкция – фикция.
Кроме того, данная инструкция предусматривает запись «результатов голосования по каждому виду проводимых выборов, в том числе на внешний носитель информации». Но этот носитель информации, подготовленный заранее «на КСА ГАС «Выборы» вышестоящей комиссией» устанавливается не после, а до проведения выборов, поскольку он содержит данные о выборах и числовые данные по данному участку голосования. И, конечно же, он может быть не только носителем информации, а может содержать программу управления сканером, которая в рабочем режиме не проверяется.
Таким образом, использование КОИБов на выборах депутатов Госдумы также может быть признано незаконным. Но пока на это никто не обратил внимание.
Вне всякого сомнения, что с КОИБами на выборах президента РФ повторится та же история, что и на выборах депутатов Госдумы. И голосование с помощью КОИБ также полностью окажется вне общественного контроля. Поскольку в законе о выборах Президента ничего не сказано о проведении контрольного ручного пересчёта голосов после проведения голосования. И ЦИК своим Постановлением от 28.12.2011 №83/642-6 тоже не предусмотрела эту процедуру и этим самым нарушила закон. А инструкция ЦИК по проверке КОИБов осталась та же и, как мы уже говорили, она не в состоянии определить их правильную работу.
В результате и на выборах президента Коибы не будут проверены ни перед голосованием, ни после. И, вполне возможно, делается это специально для того, чтобы использовать программу подсчёта голосов в интересах определённого кандидата. Не помогут ни прозрачные урны, ни видео наблюдение. И ни одна жалоба на это не будет принята. Ведь голосование пройдет как бы по закону.
Надо добиваться, чтобы депутаты Госдумы срочно внесли поправку в закон о выборах президента, а лучше - во второй абзац п.32 ст.68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Также необходимо оспорить в суде бездействие ЦИК, незаконно не принявшей постановления о проведении контрольного ручного пересчёта голосов после проведения голосования.


Рецензии