Партия 2017 года. Бюрократия

Партия 2017 года. Бюрократия. Первое свидание.

Теория бюрократии

 У термина  «Бюрократия» много определений.  На работе по его раскрытию и толкования сформировалось  исследовательское направление. В этом вопросе возникла наука  одного слова, в который стараются вместить весь мир права и антиправа. В истории   понятия много особенностей и исключений,  все процессы, которые имеют отношение к термину и учитываются им частично, они расширяют и сужают предмет обозначения, идеализируют и негативно раскрашивают одновременно. Определение  используется с претензий  на  представление коренной  категории для процессов управления.
 Берём  её в любом качестве, примеряем к процессам управления и видим, что  получается колоритный, но  однобокий вид. Становится непонятно,  что нужно  развернуть  и рассмотреть для получения ясной и целостной картины.  Использования категории не даёт целостности и преемственности, откуда ноги растут и где голова – загадка.  Понимаешь, категория смысловая, но всё, что даёт она даёт сегодня  -  ограниченность и ущербность представления и толкования. Для работы с ней требуются дополнительные смысловые и словесные конструкции. Такой порядок не создаёт упорядоченности, Как  компас определение использовать не можешь, ни права и ни машина.  Это загадка истории. Да, родила царица в ночь… .  Бюрократия – определение – более бессмыслица нежели определённость и конкретность.  Совсем не случайно  термин  появился как целенаправленная ирония к организации порядка и управления, в таком качестве   в обиходе он и используется.  Непонятно, с чего вдруг её   сделали центром  всех отношений,  их высшим смыслом, а далее принялись прописывать её в деятельность управления  и государства.  Появилось новое раскрытие, к нему присоединилась наука.. И что она могла, сделала,  дала сто толкований:  какие вопросы – такие ответы. Просили и заказали откровенную глупость,  пожалуйста, получите. Состояние великолепное, есть варианты на все вкусы,  пользуйтесь и умнейте, лишь бы на здоровье.  Ирония развилась, получила  свою упорядоченность, если кто-то желает  делать толкования деятельности власти  через  понятие бюрократия, поступает правильно и справедливо  – это единственное для чего термин пригоден – не высмеять  современное управление нельзя, для этого он и создавался. Совсем не случайно термин стал определяющим в характеристике современной власти. каждый понимает,  чем  ставить под сомнение  природу власти, лучше дать ей   должное определение. Да, бюрократия – это бессмысленность в управлении. Она есть везде, но в первую очередь   такое явление выделяли в деятельности государственных органов управления. Термин «бюрократия» использовался  для характеристик неспособности   органов управления  к выполнению функциональных задач, или затруднительному исполнению  служебного предназначения.
С использованием термина удобно объяснять  управленческие процессы в государстве, в любом секторе  социального взаимодействия, если  целью его является  расплывчатость, искажение и неопределённость информации.  При помощи его можно рассказывать любые  истории из  организации государства, характеризовать что угодно, когда цель действия одна -  достоверную информацию о процессе требуется скрыть.
Фактически термин выступает  шифровальной машиной, применение  в тексте, разъяснениях искажает содержание и сущность отношений полностью. Если  принимать бюрократию, как организацию управления, то использование его в организации работы даст эффект обязательно – это дезорганизация  глобальных процессов. Современное состояние экономики и государственного управления с максимальной убедительностью такой вывод уже сделали. Всё явно, но об этом нужно было сказать.
Бюрократия - заколдованный круг, многтие хотели переступить или поломать эту  линию, оказалось, нет ничего прочнеи мощнее. Можно сказать, это лучшее оружие современности.
И если так обстоят дела, вариантов нет – надо идти на первое свидание с бюрократией.

Данный материал  представляет краткий экскурс  в проблематику  отношений, представленных определением "Бюрократия".

Несколько слов о терминах.

Иерархическая структура управления - структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Теории бюрократии - совокупность концепций:
- анализирующих функции и внутренние структуры бюрократической организации; и
- рассматривающих процессы бюрократизации как явление, характеризующееся "рациональностью", внутренне присущей обществу.

Типы бюрократии - по А.Гоулднеру -
-1- дисциплинарная (репрессивная) бюрократия, пользующаяся правом приказывать и требующая слепого выполнения установленных правил;
-2- репрезентативная (экспертная) бюрократия, стремящаяся убедить в правильности требований и целесообразности их выполнения

Термин «бюрократия» внёдрён, люди и специалисты  к нему привыкли, поэтому  соответствующая практика и является средой данного экскурса.

Второе значение термина бюрократия - система  управления с иерархической структурой.

Обратимся к существующим определениям

Состав термина «бюрократия» - от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. кратос — господство, власть
Термин сконструирован французским экономистом Винсентом де Гурне (1745г.)
Исходное  понимание - уничижительный смысл –бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).

  Соберем  основные определения:   

По количеству существующих определений   можно увидеть  исследовательскую и бюрократическую активность в вопросе моделирования понятий. Часть из них следует привести.
Бюрокатия  - это:

) высший чиновничий аппарат, администрация;

) система управления, основанная на формализме, административной волоките, на превалировании формального над сущностным;

) система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом;

)  класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей центральной правительственной власти;

)   направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под бюрократией разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти;

) структура организации, для которой характерны: четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника;
)  есть круг, из которого никто не может выскочить. Её иерархия есть иерархия знания. Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение. — К. Маркс.;

) по М.Веберу - тип идеальной рациональной организации, характеризующийся:
- эффективностью административных действий, достигаемой за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей;
- иерархической системой контроля и подчинения должностных лиц;
- безличностными отношениями, основанными на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений;
- отделением административных функций от собственно средств управления.

Бюрократия ( господство канцелярии, ) специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.), существо которой заключается,
во-первых, в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации,
во-вторых, в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации,
в-третьих, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления.

 Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы.

 Бюрократия является основой  существования и роста слоя бюрократов — привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты.

Новизной в представлении бюрократии  в 20 в.  Стало  признание  отсутствия тождественности между бюрократией с одной стороны и  организацией и организованностью. В 20 в. в экономической области появляются производственные комплексы с  централизованным управлением, в политической — в формируются политические партии, в   культуре — в возникают   сети   массовой   информации и коммуникации.  Появляются новые принципы работы социальных организаций с чёткой структурой управления,  соответствующая иерархия должностей и постов,  более строгим становится разделение   функций, устанавливаются правила информационного взаимодействия,  укрепляется дисциплина.

Понятие бюрократии стало формироваться в новом свете:
 — это независимость аппарата власти от исполнителей,    
 — подавление инициативы отдельных частей организации.

Бюрократия предстаёт как  определённое вырождение социальной организации.
Её условия   вызывают изменение в типологии  личности чиновника, его психологическими и моральными устоями становится политический, идейный и моральный конформизм, самоограничение себя  формальными обязанностями, определённость в  потребностях и интересах.


Внутри организации работников стали звать специалистами, снаружи они стали  рассматриваться как чиновники.  Эти правила сформировались  задолго до первоначального появления самого термина. 

Постоянный характер  иерархической структуры, смена лиц в структуре, повторяемость  структурных звеньев, система подготовки кадров установили   функционально-обязательный состав работ для отдельных месть и должностей, который  формировался на основании целей и задач

История отношений и практика деятельности выработали и укоренили   как право, вообще, так и его законодательную часть. В большей части  работа чиновников заключается  в использовании права  в конкретных отношениях. Эти отношения формализованы  правилами содержащими их инструкциями. Они, как правило утверждаются властными лицами.

  Определённая функциональность должностных обязанностей создали эффект  постоянного закрепления  прав и обязанностей за конкретным звеном или участком иерархической структуры управления и существование их независимо от   смены лиц на занимаемой должности. Её стали характеризовать  как обезличенность взаимоотношений. (Однако утверждение несправедливо, ибо права  реализуются в конкретном отношении и  любой стороной в этих отношениях выступает конкретный чиновник и на него  возложена ответственность за состояние соответствующих отношений. Тогда можно говорить о функциональной обезличенности и персональной ответственности чиновников.)

 Упорядоченность в процедурах управления сформировала  специализированные планы для подготовки специалистов в учебных заведениях, так занятие определённых должностей может быть произведено только при наличии образования по определённому профилю специальности  и специализации в ней.

Распространено  мнение, о тормозящем эффекте бюрократии.  Но такое мнение может соответствовать  тем случаям и состояниям, которые подмечены и  нашли определение в качестве присвоенного   названия.

В понимании бюрократии как управления стали выделять недостатки. К ним относится:

1. Отчуждение от человека.  Обезличенность лишает людей их уникальности, при  решении проблем используются  шаблонные  варианты. Развивается дегуманизация  и  проблема стандартного дела.
2. Ритуализм.      Первенство  правилам и установлении в решении   вопросов, что иногда  ставит под угрозу достижение целей организации.
3. Смовоспроизводственное стремление. Бюрократия стремится к самосохранению и самовоспроизводству независимо от существования первоначальных целей.
4. Возвышение работника управления над людским окружением.

Для противодейств ие негативным тенденциям призвана  система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан   и  руководителей.

 Считается, что бюрократия может формироваться несколькими способами:

1. Формирование вокруг лидера.
2. Бюрократическая структура возникает вокруг группы людей.
3.  Из существующей   организация.
4. Источник создания бюрократии – своеобразное «политическое предпринимательство».
 
 Принято выделять  бюрократии «восточного» и «европейского» толка.
Первая неотъемлемая часть государственного управления   Это потримональная (Вебер) бюрократия,        контролирует    жизнь общества и   ставит себя     над ним.
 Европейская бюрократия находится под контролем общества.

Современные  технологии коммуникации  вносят изменения в процесс  взаимоотношений бюрократии и общества, изменяется бюрократия.

 Сформировано применительно к бюрократии  понятие  «адхократии»(Беннис)   - быстро изменяющейся адаптивной структуры как  группы специалистов  для работы в конкретной ситуации.

 Здесь   формальные отношения сведены к минимуму, а специализация не функциональная, а содержательная.  Оптимизация  - новая форма управления.


Все отношения, представленные в организации – бюрократии - относятся к системе властного управления. Для данного материала новое открытие Америки не нужно, хотя по заявлениям  отдельных исследователей такое  действие в части  понимания демократии может пригодиться.  Продолжаем.

Средние века

Бюрократия в  средние века  в государствах Западной Европы представляла королевская власть и церковь во главе с папской курией.   С развитием Капитализма бюрократический режим утверждается в сфере политической и экономической  деятельности.

 Бюрократия в России предстаёт системой управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств. При возникновении в 16 в. в Московском государстве   функционально-специализированных органов  государственного управления  - «приказов»,   работающие в них   дьяки   стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре.

Реформы Петра I дали бюрократии  принуждение к развитию -замене потомственных бояр профессиональными чиновниками:  Сенат пришёл на смену боярской Думе,  коллегии заменяли   приказами.

Появился Генеральный регламент,
содержащий правила функционирования государственного аппарата:
--выстраивал иерархию организации,
--закреплял обезличенность взаимоотношений посредством взаимоотношений между инстанциями   через письменный образ,
-- устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Введен  в пользование Табель о рангах (1722),
-в 1763 г. вводится регулярное жалование для чиновников.
  Бюрократия   тяготела к восточному варианту и отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью,   формальные отношения часто выходили на первый план,

Ёмкое и выразительное представление бюрократии дано Марксом.
  В работе «К критике гегелевской философии права» Маркс характеризовал Бюрократию как организацию, потерявшую содержательную цель, утвердившую нормой    деятельности  подчинении её  задаче самосохранения.

 У бюрократии есть задача «защищать мнимую всеобщность особого интереса, корпоративный дух, чтобы спасти мнимую особенность всеобщего интереса, свой собственный дух» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 270).

В основе Бюрократия лежит стремление верхов подчинить работу организации сохранению и укреплению своего господства.  Маркс говорит о  взаимном превращении государственных и бюрократических задач.

Строгие правила и жёсткие предписания   сохраняют возможностью для волюнтаристских решений, что можно увидеть  на примере  полицейско-бюрократических машины.

Без использование категории классовости  понятие   бюрократии не сформировать.  К. Маркс   сделал это: вскрыл классовые её основы, а  в работе «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта»   сформулировал задачу уничтожения бюрократической буржуазной машины как первое условие победы социалистической революции.

В. И. Ленин в работе «Государство и революция»,   (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 115), разработал принципы ликвидации Бюрократии в ходе   социалистической революции путём последовательной передачи функций по управлению обществом широким массам.

 Основные особенности бюрократии дореволюционной России унаследовала Советская администрация  , а   1920–1930-е г.г. внесла изменения  особый тип чиновничества – номенклатуру, определяющим качеством которой  являлось свидетельство политической лояльности.

Признано, что основанием для  объявления экономических реформы  90-х годов    стал  призыв борьбы с бюрократией. Утверждалось, частный предприниматель будет управлять предприятием эффективнее государственного бюрократа.

Однако по существу качественного состояния  бюрократии процесс оказался законсервированным.  Вскрытие его и  рационализация управления – сохраняющаяся задача.
-

3.Бюрократия и бюрократизм. Позиции Маркса и Вебера
 Представляют две наиболее широко известные трактовки бюрократии и бюрократизма   Они   рассматривают бюрократию как естественный продукт общественного развития,  результат общественного разделения труда в процессе управления   сторонами   социального процесса.

 К.Маркс использует  понятие,  в качестве,  полученном от первоначального форматирования.  У него бюрократия и бюрократизм    - явление негативное, оказывающее тормозящее воздействие на ход истории.     М.Вебер занимает противоположную позицию, оценивал ее позитивно, как обязательную форму всякой социальной организации.   

Маркс и Энгельс полагали, корни бюрократизма уходят в глубины истории, к тому времени, когда общество через разделения труда учредило органы для защиты   общих интересов. Из слуг общества эти органы превратились в его повелителей. Так они и считали.

   Появился вид деятельности, связанный с выполнением общих функций, а занятые люди   образовали   отрасль разделения труда внутри общества. Процессом исполнения обязанностей сформировались интересы отличные от интересов круга людей, сформировавших исходное поручение. Вероятно, что взятие таких функций  осуществлялось и на основе  фактора сила, исходного извлечения  полезности для себя, реализуя свои корыстные интересы. Такие функции могли формировать и на основе старшинства, выходящего из семейных отношений.

Маркс признаёт  бюрократию социальным злом,  хочется сказать, что огульно  признавать её  в таком качестве, скорее всего, некорректно.  Она при любых обстоятельствах имела и основную функцию, с которой справлялась, а если этого не происходило,  то смена лиц в ней не заставляла себя ждать.

   Бюрократия, как определенный корпоративный слой управляющих, пытается подчинить эту деятельность своим   интересам в ущерб интересам общественного окружения.

При засилье бюрократии складывается особый иерархический тип отношений как внутри самого организма управления, так и между ним и управляемым организмом.

 Маркс формирует радикальный подход к пониманию бюрократии  и развивает его, утверждая, что бюрократия есть лицо государственного формализма, а дух бюрократии есть формальный дух государства или действительное бездушие государства. Именно бюрократия вершит власть в современном обществе, независимо от того, называет оно себя свободно-капиталистическим или социалистическим.

Поскольку всякий бюрократ - это управляющий, подчиняющий общественную функцию управления своим эгоистическим целям, поскольку он стремится использовать доверенную ему, общественно значимую, функцию в корыстных интересах, постольку деятельность бюрократа по управлению общественными делами превращается в одну видимость управления.
 
Маркс и его аналитики обращают внимание  на отрицательное отношение  бюрократии к гласности, а как иначе, если «всеобщий дух бюрократии» есть тайна, таинство».
 

  В кругах марксистов жила надежда на постепенное отмирание государства после социалистического переворота и одновременная ликвидация  различий  между управляемыми и управляющими. Надежды не оправдались: возникло новое состояние бюрократии -  на основе  партийно-государственной номенклатуры.

С позиции проекта просматривается другая ситуация. Восприятие Маркса и Вебера, хоть и имеют  противоположные  векторы исследования и представления бюрократии, но не смогло выйти на организационное упорядочивание бюрократии.  Можно только приветствовать такой результат:  возможность решения задачи, связанной с проблемами бюрократии, оставлена  будущим поколениям и сегодня сохраняет свою актуальность. И можно  писать очередной лозунг – призыв на борьбу  с Бюрократией. Сегодня можно утвердительно сказать, что прежние усилия и в принципе не могли иметь положительного решения. Это верно, как то, что решение  задачи  должно существовать и она будет решена

Сделаем большую остановку  для обращения  к  социологическому познанию Макса Вебера

Макс Вебер - создатель «понимающей» социологии и теории социального действия.
 Для уяснения  причинных связей явлений в обществе необходимо сконструировать типические конструкции.
Вебер вводит  идеальный тип как методологию, позволяющую:
-  сконструировать явление или человеческое действие  для идеальных условий;
- рассмотреть явление или действие независимо от локальных условий.
 
  Она предполагает, что действие человека приобретает характер социального действия, если в нём присутствуют   субъективная мотивация индивида и ориентация на другого .
 
Вебер выделяет четыре вида   cоциального действия, характеризуя их:

1)           целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей
2)           ценностно – рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или другую ценность  определенного поведения.
3)           аффективно, особенно эмоционально – через актуальные аффекты и чувства;
4)           традиционно, то есть через привычку
 
М.Вебер

Видимо, в своё время,  которое для термина продолжается и сегодня,  он получил популярность   и    широкое использование.   Это обстоятельство или стремление  облагородить  его содержание и сущность и повлияло на  Макса Вебера  так, что он  принялся за реформирование  всей конструкции.
На  стол  были подняты  намерение создать достойный и благородный образ бюрократии, так  и была предпринята  попытка отбеливания бюрократии.
Предложение Вебера раскрывалось в достоинствах бюрократии, как системы управления, которая представлялась как рациональная деятельность  с высокой    полезностью работы каждого элемента. 
 Плохую и недостойную работу бюрократии отнесли к производному:    появился бюрократизм.

М.Вебер предложил
 
теорию рационализации,

 обозначая множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.

 Вебер выделяет семь направлений рационализации.
С самим  присутствием вопроса рационализации надо согласиться, тогда,  как состав  от проекта Партии 2017 года предлагается другой, его и привожу:
1) в области Экономики -  на основе организации дела на основе имеющихся технологий с ориентацией на  переход к многосистемности.
2) в религии –  как признаваемой деятельности по упорядочиванию сакрального;
3) в области права – ориентация на социально-признаваемое состояние и  создание права как  работающей категории.
4) в политике – переход к множественности как выявлению и реализации  наиболее эффективных социальных процессов;
5) в области морали – на  социальной вовлечённости  в процедуры реализации индивидуальной активности и социальной ответственности.
6) в науке – на сочетании новаторства и научно-школьного развития с соревновательным процессом познания и реализации достижений в практике.
7) в обществе в целом –  на автономности процессов с временным и восстанавливаемом ассоциировании, кооперировании и интеграции  на задачах и процессах  и  на развитии общественной упорядоченности  с институализацией.
8)во взаимоотношениях общества и государства -на общем приоритете общества над государством.
9) в вопросах  обеспечения правопорядка - на приоритете ответственности общества за создание и обеспечение уровня правопорядка на территориях.

Задача работы над материалом – поиск подхода к совершенствованию управления, отсюда и  представление  состава рационализации – формирование  проектного вида на его развитие.

По Веберу, все   существовавшие типы обществ были традиционными. Важнейший признак   – отсутствие в них господства формально-рационального начала, что понималось как   калькулируемость. Он утверждал, что в прежних типах обществ преобладала «материальная рациональность», в современном – формальная рациональность.

   Вебер подчеркивал, что при создании идеально-типической конструкции исследователь руководствуется, в конечном счете «интересом эпохи. Отсюда появляется его «методологический индивидуализм»
 
Вебер сформулировал  теорию рациональной бюрократии.
В его теории  бюрократия  представлена как чистый тип легального господства.

Вебер свою  рационализацию связывает с трактовкой социального действия, которая корреспондирует  с концепцией господства –основы его политической социологии.

 В соответствии со своей методологией, Вебер дает анализ легитимных типов господства.
«Господством» называется возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим (или всем) приказам...»  Каждое господство над большим количеством людей нуждается   в штабе специалистов. Сюда    добавляется вера в легитимность господства.
   
Существует три чистых типа легитимного господства. Это легитимность:
1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности;
2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях;
3) харизматического характера.

Харизматический тип легитимного господства представляет  собой прямую противоположность традиционному.
Мнение проекта: в России    традицию умножают на харизму, результат    как правление с рационалистическим  характером легитимности.
Легальному господству соответствует    подчинение людей законному и  безличному порядку, что основано на  формальной законности   и в её пределах..
 При традиционном господстве личность подчиняется правящему господину, Харизматическое господство заменяет его на вождя.

Легальное господство,  по Веберу, определяется   значимостью   взаимосвязанных представлений о том, что:
1. Любой закон может устанавливаться путем заключения договора, ориентированного рационально, целерационально или ценностнорационально, с правом на последующее уважение со стороны товарищей по союзу,
2. Каждый закон по своей сущности есть абстрактные, специально установленные правила, за применением которых имеется судебный надзор;
3. Легальный господин — начальник, который, распоряжаясь и приказывая, сам подчиняется безличному порядку;
4. Подчиняющийся подчиняется только как товарищ или только "закону".
5. товарищи по союзу, подчиняясь господину, подчиняются не его личности, а безличному порядку.

Таким образом, основными категориями рационального господства являются:
1) работа служебного предприятия в рамках компетенции, которая означает:
- разграничение сфер должностных обязанностей,
- расстановка руководства
- формирование и распределение допустимых средств принуждения
Предприятие, организованное таким образом, называется  и "органом власти", в частности.

 2) принцип чиновничьей иерархии с устройством постоянных органов контроля и надзора за каждым органом власти.

 3)"Правила", которые могут быть  техническими правилами или  нормами.

4) Принцип полного отчуждения штаба управления от средств управления и средств приобретения.

5) При полной рациональности отсутствует всякое  присвоение места службы.

6) Соблюдается принцип аккуратности в документах управления.

«...Повседневное господство — это прежде всего управление»  Самым чистым типом легального господства является господство посредством бюрократического штаба управления и его штата,    состоящего из отдельных чиновников (монократия), которые:

1) подчиняются только объективным служебным обязанностям;
2) определены на службу (а не выбраны) в неизменной чиновничьей иерархии;
3) имеют   служебные компетенции;
4) работают по контракту,
5) оплачиваются денежным содержанием;
6) считают свою службу единственной или главной профессией;
7) усматривают для себя карьеру: “продвижение” по сроку службы или по успехам в работе...;
8) работают в полном "отчуждении от средств управления" и без присвоения рабочего места;
9) подчиняются строгой единообразной служебной дисциплине и контролю.

   По  утверждению М.Вебера,  бюрократическо - монократическое управление делами  приближается к наиболее совершенному труду   в его формально универсальной применимости к любым задачам и  в этих смыслах оно является самой рациональной формой господства. К ней, как утверждает Вебер, и относится капитализм.
 
В социальном плане бюрократическое господство означает:
1. тенденцию к усреднению набора из числа наиболее профессионально квалифицированных специалистов,
2. тенденцию к плутократизации в целях профессионального обучения, имеющего длительные периоды.
3. господство формализованной обезличенности.

   Согласно Веберу, бюрократическая организация характеризуется:
а) эффективностью, которая достигается за счет строгого разделения обязанностей;
б) строгой иерархизацией власти;
в) системой правил.

   Одним из важнейших в теории бюрократии является вопрос об узаконении (легитимации) бюрократической власти.
 Вебер видел угрозу демократии со стороны бюрократии, связывая её с процессом “деперсонализации” индивидов в бюрократических организациях.

Он пояснял, что Определённые группы исполнителей стремятся к максимальному увеличению своей свободы действий.

Вследствие этого, становятся  способными  утаивать или искажать информацию так, что старшие менеджеры теряют контроль над   происходящим, а понимая «запутанность» отношений стремятся к поиску и утверждению новых правил   бюрократических  отношений.

  Для высших менеджеров управление в   неопределённости является   сложным делом, сказывается недостаток конкретных знаний для определения  правильности ли  действий их подчинённых, затрудняет и делает невозможным и   регулирование их поведения.   Тогда и социальный контроль становится ослабленным.
 
Специалисты, занимающиеся вопросами  перехода от современного к постсовременному обществу, считают Вебера теоретиком модернизма, бюрократии   и Плебисцитарная теория демократии. Остановимся на ней.

Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера

Проблемы взаимоотношений политических лидеров, бюрократии, народных масс имеют большое значение    для каждой политической системы, эта задача периодически возобновляется,  Редкая власть обходится без перестройки, многие стремятся к ней  с целью создания правового государства. Решение задачи требует осмысления мировой социально-философской и политологической мысли.

Сложившиеся к   60-м годам 20-го века  основные концепции в политической теории  оказались непригодными для понимания   изменяющихся  реальностей. Наиболее известные   теории демократии  - плюралистическая, элитарная и партисипаторная - оказались не в состоянии объяснить многие взаимосвязи взаимосвязь  и, как ответ на запрос, возникает плебисцитарная теория демократии Макса Вебера, объясняющая как принципы организации, так и порядок функционирования   обществ. Кратко.

1. Конфликта между бюрократией и демократией – это реальность,  России сегодняшнего дня, в том числе.
2. Парадокс демократизации: вовлечение масс в политическую жизнь создает большие организации, институционализирует их, а затем эти организации становятся деструктивными для демократического политического функционирования.
3. Демократия выступает как способ и средство, а не цель в себе. Это способ избрания лидеров, это средство как для придания их правлению законности, так и для привлечения значительной массы населения к политическим делам нации.
3.  Любая рационализация или же формализация взаимоотношений  ведет к авторитаризму.
4. Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии,  Индивидам отводится роль пассивного участника политического процесса.  -это участие в выборах и реализация права на голосование.
5. Главной фигурой   выступает харизматический лидер, избранный прямым голосованием народом, перед которым он несет ответственность. Подобный лидер стоит над бюрократической администрацией, избираемой, в свою очередь, формально легальным образом.
6. Степень легитимности харизматического лидера определяется масштабами его успехов.
7. Народу отказывается в праве осуществлять контроль над бюрократией снизу. Эти функции граждане делегируют харизматическому лидеру.
8. Необходимость плебисцитарного лидера, по Веберу, обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, он хотел добиться для политического лидера верховенства над бюрократией, а одновременно вывести его из-под власти экономических интересов и отдельных групп давления.
Во-вторых,  плебисцитарный лидер с независимой от парламента базой избирателей должен был символизировать единство нации.
9. Критики веберовской теории плебисцитарной демократии отмечают среди ее слабостей тот важный момент, что Веберу не уда- лось четко различить харизматическое руководство и харизматическое доминирование.
10. Необходимость   лидера с харизматическими качествами появляется в двух случаях.
- когда  страны вступают в полосу длительного кризисного развития,
- регионах развивающегося мира, когда во многих обществах происходит слом традиционных институтов и ценностей

Обстоятельства работы на политическом поле  в последние десятилетия значительно изменились:  расширение круга СМИ и усиление их роли в политическом процессе с одновременным ослаблением роли больших партий.
 
Плебисцитарная теория демократии является и средством решительного противодействия   политическому структурированию общества,  развитию корпоративных элементов в организации и деятельности государства, тенденциям в развитии   недостатков бюрократии. 

Признано, что средством разрешения  противоречий между обществом и бюрократией  является харизматический лидер, способный коренным образом изменить бюрократическое устройство. Так считают. И часто, точнее – всегда, у такого лица появляется искушение цезариством, считается, от него общество  может  защитить создание правового государства. К сожалению,  соответствующей записи в конституции недостаточно.


 Выводы первого свидания.
Подводя черту можно сказать, что   задача  данного материала решена. Хотя она не формулировалась, но решением является  ознакомление с рядом представлений о  бюрократии. Ответом в ней выступает утверждение о возможности ответа  или его  отсутствии в части разрешения проблем бюрократии. Первое, ответ получен:  известного решения нет. Второе, задача не решена, вопрос,  по-прежнему, актуален. Третье, вопрос о Бюрократии имеет разновекторное раскрытие. Последнее, задача имеет решение и проектом Партии 2017 года будет рассматриваться.


Рецензии