C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Памяти матери мужа- Евгении Михайловны Опескиной

      Часто мысленно я открываю калитку в цветущий сад...,сад нашей незабвенной Жени. Тишина,цветут георгины,раннее солнце освещает верхушки деревьев и мне навстречу идет женщина в красивом крепсатиновом халате, светлые седые волосы легли в красивую прическу, глаза огромные, небесной голубизны и голос, его невозможно забыть, бархатный,каждое сказанное слово звучит как песня - это песня жизни, в которой главное сама Жизнь !
      Она,потерявшая в 1951 году своего среднего сына,всю боль утраты взяла на свои хрупкие женские плечи, дав своим двум сыновьям возможность жить полной жизнью. Любить и быть любимыми, растить своих мальчишек, веселиться в кругу своих друзей.
      Как часто осознание причастности человека к твоей жизни приходит к нам, когда его уже нет в нашей жизни. Так случилось и со мной, став женой её младшего сына Валерия, я в первые годы замужества приезжала к его родителям на лето.
      В 1965 году Валерий уехал на три месяца на военные сборы, а я решила уехать в Джезказган на все лето с нашим первенцем Семкой и дать сыну возможность пожить с дедушкой и бабушкой, мне был предоставлен перевод в филиал нашей организации, всё складывалось удачно.
      Это было лето радостных встреч, знакомства с родственниками мужа, долгих посиделок в цветущем саду до темного звездного неба и песен, которые исполняла наша Женя мастерски. Это  были романсы из репертуара Изабеллы Юрьевой, Козина и многих других известных и знаменитых певцов, но в её исполнении они звучали так проникновенно, что казалось поет не голос, а душа этой красивой женщины. Я влюбилась в неё  безоглядно и сейчас любовь к ней не прошла, не было в моей жизни более значимого человека. Я не была её дочерью, а только женой её младшего сына, но через всю мою жизнь прошла красной нитью память об этой светлой женщине, моей Жене!
      Долгие годы болезни воспитали в ней чувство ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь её близких, её матери Доры и мужа Тасика, так ласково она называла отца Валерия, Анатолия Соломоновича.
      Она жила практически на гречневой каше,но для нас готовила много вкуснейшей еды, делала она всё это быстро и обязательно при этом пела. Все за что брались её руки превращалось в шедевр кулинарного искусства.
      Это лето невозможно забыть, в те годы в городе Д. работал родной брат отца дядя Яша, веселый, компанейский человек. Его семья жила на Украине и жена Лиза,с младшим сыном Сеней приехали погостить на пару месяцев.
      Каждый вечер, в саду под яблонями, накрывался стол, здесь же рядом на летней плите жарились чебуреки, в чудном соусе томился карп, Тасик готовил свой одесский салат, необыкновенно вкусными были фаршированные куриные шейки, баклажанная икра из овощей со своих грядок, форшмак от бобы Доры и много других вкусных закусок. На стол ставили запотевшие графины с компотом из фруктов,сорванных в своем саду. К чаю подавался тейгел, куски которого источали аромат меда и грецких орехов и были похожи на пчелиные соты.
Мы с удовольствием поглощали эту вкуснятину, а Женя сидела во главе стола со своей маленькой кастрюлькой и ела гречневую кашу без соли и масла.
      Её любовь к близким была безмерна,ей хватало сил и терпения переносить капризы стареющей Доры. Требовательная к себе, она не терпела расхлябанности в своих сыновьях, была строга,однако от этой строгости веяло бесконечным обожанием к сыновьям и их детям. Наш маленький Сенечка, которому шел второй год, не спешил говорить. Любил сидеть на коленях у своей бабушки Жени, слушать её песни и однажды я услышала, что Женя стала читать ему стихи. Не прошло и пару дней как Сёмка заговорил четко и громко:
- поет Женечка,кушает Сенечка,
-Танечка и Ванечка пошли "гуять",
- в "Афике зые кокадилы".
      Часто приходили в дом родителей дети старшего сына, тогда становилось шумно и весело.Детвора оспаривала место на коленях Жени, всем хотелось обнять свою бабушку. Внуки выросли, Сенечка сам стал дедушкой и ездит на рыбалку со своей внучкой Викторией.
      В 1967 году Валерий завершил учебу в институте и мы приехали в Д.,у нас накануне родился второй сын Аркадий. До получения своей квартиры мы полгода жили у родителей. Каждый день, прожитый в их доме, остался в памяти на долгие годы. Отец и Женя очень любили друг друга, их отношения были ровными и уважительными.Мы с Валерием любили сходить вечером с друзьями в кафе, потанцевать,повеселиться, а когда возвращались домой, то видели наших мальчишек, спящими на диване в гостиной комнате, рядом сидела Женя и тихо напевала колыбельные песни. Тасик сидел в кресле и читал газеты, в доме было тихо и пахло яблочными пирогами.
      В 1969 году мы уехали в другой город, причин было много, но там оставались Женя и Тасик. Потом мы часто приезжали в отпуск.
      Летом 1976 года позвонил отец и сообщил, что с мамой беда. К её хроническим заболеваниям, связанными с сахарным диабетом, добавился перелом бедра. Она была обездвижена, лежала в гостиной комнате на диване. Наши сыновья долгими часами просиживали у её постели. Женя им рассказывала о чудесном городе Одессе, где прошли её молодые годы, где родились её сыновья. Однажды, когда в доме никого не было, она попросила меня посидеть рядом и выслушать её просьбу.
      - Надя, - сказала она - сейчас идет новое время, многие евреи из Одессы и других мест уезжают в Израиль, я знаю,что моя просьба покажется тебе странной,но прошу тебя постарайся найти возможность, чтобы Валерий побывал в Иерусалиме.Там есть Стена Плача, пусть он просто постоит... Может вы будете в Иерусалиме вместе, мужчины и женщины подходят к Стене плача раздельно, подойди и ты, Надя. Ты жена еврея, у вас растут замечательные мальчишки, попроси за нас за всех. Не знаю о чем можно просить, наверное о жизни. Знай,я всегда буду помнить о вас ...
      В мае 1977 года Жени не стало...Валерий оббивал пороги кабинетов с просьбой  предоставить отпуск с марта,но получил отпуск  в день когда её не стало. Они не простились...
      Шло время, росли сыновья, учились, создавали свои семьи. В 1986 году мы ждали прибавления в семье старшего сына, ждали девочку, молодые решили назвать дочь Екатериной, мы с Валерием огорчались, но влиять никак не хотели. Случилось чудо, в день выписки малышки мы узнали, что жена сына записала её Женей...Когда Женьке исполнилось одиннадцать лет,мы решили показать ей Одессу, город её прабабушки Жени, да и я еще не была в этом городе.За несколько дней в Одессе мы обошли и объехали все памятные места Жени, город нас покорил.
      Не скажу, что я не помнила о просьбе Жени об Израиле, но семейные заботы отодвигали её на потом.
      Как удар молнии поразило меня решение младшего сына, он решил уехать в Израиль с женой и сыном. Внук, не я, помнил о своей бабушке Жене, с красивым еврейским именем Шендель. Он первый, с женой и сыном, стоял у Стены Плача, не зная о завете своей бабушки Жени.
      Годы летят,мы их не замечаем, время  вносит свои коррективы в нашу жизнь.
В 2002 году, при проведении операции на сосудах ног в хорошей московской клинике, меня заразили гепатитом "С", тихим убийцей, который за год разрушил мою печень. Лечения мне не назначали в связи с отсутствием необходимых лекарств и возрастом.
      В июне 2005 года при очередном приеме в городской поликлинике мне сказали, что жизни осталось не более полугода. Всё складывалось плохо, Валерий,который перенес две операции, нуждался еще в одной. Время работало не нас. Два больных пожилых человека, но я помнила о своем невыполненном обещании перед Женей...
      Визы и паспорта мы оформили за месяц, сотрудники посольства, узнав о моей болезни, порекомендовали лететь немедленно и забронировали нам место на 2 октября 2005 года.
      У Стены Плача я стояла в толпе женщин и, касаясь её рукой, просила о Жизни для моих близких и рассказывала о ней, нашей незабвенной Жене, памятью о которой нам была сохранена жизнь. Валерий стоял в толпе мужчин, его лицо было бледным,он просил принять души своих ушедших близких...В моей голове родилось четверостишие...
               И у Стены как все евреи плачу,
               Не понимая  почему гоним ...
               Ведь в жизни ничего уже не значу,
               Я без тебя, родной Иерусалим .
      Женя (Шендель) родилась в марте 1909 года в городе Одессе и в марте 1909 года был заложен прекрасный город Тель-Авив, название которого в переводе означает Холм Весны.
      Бывая в этом чудесном городе, мы чувствуем себя как в доме нашей Жени. Высокие здания, красивые скверы, все для нас незримо связано с Женей. В год столетия Тель-Авива младший внук Жени Вадим прилетел на несколько дней. Город покорил его, но в суете нашей встречи я забыла ему сказать о совпадении дней рождения нашей Жени и прекрасного Тель-Авива,а жаль ...
      
     Идут годы,но боль утраты в моей душе не проходит и мои слова о ней...
               Когда пришла пора с тобой прощаться,
               То в горе содрогнулся весь мой  мир.
Хайфа.2012 год.

Продолжение Жизни :

http://www.proza.ru/2012/07/19/521

http://www.proza.ru/2012/07/28/649

http://www.proza.ru/2012/02/13/1055


Рецензии
Да, аномальные чувства к свекрови по нынешним меркам.
Несмотря на болезни, остается только за Вас порадоваться! 7+

Петр Кондратьев   06.09.2022 17:27     Заявить о нарушении
Скорее память о Ней и держит нас с мужем на земле.
У Неё был страшный диабет и огромная тяга к жизни, Пётр!
В те года и лечения не было практически. Мечтала о внучке,
а рождались внуки. Наша первая внучка названа Евгенией,
но Ей узнать об этом было не дано. Хотя, кто знает...
И здесь мы по Её подсказке. Бежит времечко...
С теплом,

Надежда Опескина   06.09.2022 17:38   Заявить о нарушении
У меня старшая дочка тоже Женя. Без всякой связи так захотелось. Жена не очень сопротивлялась.

Петр Кондратьев   06.09.2022 17:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.